открытое занятие в классе предшколы «Перелётные птицы»
открытое занятие в классе предшколы «Перелётные птицы»
Бағыты: Бастауыш сынып Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: Мектепке дейінгі балалар
открытое занятие в классе предшколы «Перелётные птицы»
Перелетные птицы
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: лететь клином, цепочкой, стайкой.
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах родного края: ласточке, скворце, граче; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
— в образовании сложных прилагательных;
— в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1.Учитель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /дни стали короче, а ночи длиннее; листопад, туман, изморозь, дожди, ветер; постепенное исчезновение насекомых; отлет перелетных птиц в теплые края, впадение в спячку некоторых животных; уборка урожая, заготовка овощей и фруктов на зиму/.
— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
— Назовите перелетных птиц. / удод, саксаульная сойка, трясогузка, городская ласточка, скворец, грач, жаворонок/.
— Назовите зимующих птиц. /сойка, хохлатый жаворонок, синица, воробей, ворона, голубь,дятел/
— Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника; другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка Птицы
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение Отгадай и присядь
— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение Скажи одним словом
— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он /звонкоголосый/.и др.
Упражнение Продолжи предложение, найди причину
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что /он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что /она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что /он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
— О каких новых перелетных птицах вы узнали?
— Что интересного мы узнали о кукушке?
— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Учитель начальных классов КГУ экологическая школа-гимназия №13 ЭКОС Скрябина Наталья Александровна
Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.