Реферат на тему: АПК в РК
Тема: АПК в РК
ПЛАН
введение
Глава 1. ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА.
Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КАЗАХСТАНЕ
Глава 3. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В КАЗАХСТАНЕ
заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
введение
В 1995-1996 гг. осуществлялся второй этап разгосударствления и приватизации, основной целью которого явилось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.
Для достижения поставленной цели намечалось создание рыночно ориентированных хозяйственных структур, частных собственников, конкурентной среды и проведение демонополизации производства, развитие малого и среднего бизнеса, осуществление индивидуального преобразования крупных и уникальных объектов народного хозяйства, образование частных организационно-хозяйственных структур и привлечение иностранных инвесторов, развитие инвестиционных структур фондового рынка.
Второй этап разгосударствления и приватизации осуществлялся на основе национальной программы[1], разработанной в соответствии с правительственной Программой неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ (на период стабилизации экономики и перехода к рынку). К направлениям второго этапа разгосударствления и приватизации относились:
- Массовая приватизация.
- Приватизация по индивидуальным проектам.
- Малая приватизация.
Массовая приватизация создавала возможность реализации права населения на собственность; приватизация по индивидуальным проектам — привлечения инвестиций, в первую очередь иностранных; малая приватизация — становления и развития малого и среднего бизнеса.
Критериями отнесения предприятий к направлениям приватизации являлись народнохозяйственное их значение, отраслевая принадлежность, численность работающих, стоимость основных фондов. В соответствии с численностью работающих предприятия подразделялись условно на малые с численностью менее 200 чел., средние — от 200 до 5000 чел., крупные — свыше 5 тысяч человек. Крупные и уникальные приватизируемые предприятия намечалось приватизировать по индивидуальным проектам, средние предприятия — относить к массовой приватизации, малые предприятия торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания — относить к малой приватизации.
Глава 1. ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА.
К началу реформ, т.е. к 1992 году, в Казахстане работали 2120 совхозов и 480 колхозов. В ходе реформ (1992-1996 гг.) произошло разгосударствление и приватизация большинства из них. На их базе по состоянию на 1 июля 1996 года созданы 39980 крестьянских (фермерских хозяйств), 2354 производственных кооперативов, 3060 малых частных предприятий (товариществ), 373 акционерных обществ. Сохранены еще 595 госхозов (совхозов) и 219 колхозов. Однако процесс их приватизации продолжается.
Главная цель этих преобразований заключалась в создании на селе частных, независимых, экономически самостоятельных товаропроизводителей, ориентированных на работу в рыночных условиях. Положительным является преодоление тотального огосударствления сельской экономики Казахстана, возникновение многоукладного сельского хозяйства, возникновение частных хозяйств.
Реформы оказывают огромное влияние на психологию людей. На селе можно наблюдать весьма широкий спектр настроений: от полной растерянности в резко изменившихся условиях до формирования, правда пока в незначительном масштабе, экономически активного сельского населения, умеющего считать деньги, ориентирующихся в требованиях рынка. Все это, безусловно, положительные моменты реформ в сельском хозяйстве.
Но одновременно имеют место и крупные издержки. За время реформ в Казахстане посевные площади сократились на 18,6%, в т.ч. на орошаемых землях — на 7,5%. В 1995 году валовый сбор зерна составил 33,3% к уровню 1990 года. Значительно сократилось производство сахарной свеклы, хлопка, картофеля и овощей. Резко снизилась урожайность сельскохозяйственных культур.
По итогам 1995 года резко сократилось поголовье скота и его продуктивность. До 78,5% сельскохозяйственных предприятий (без фермерских хозяйств) являются убыточными, постоянно ухудшается материально-техническая база отрасли. Социальная сфера на селе в отдельных регионах республики на грани полного разрушения.
Основными причинами таких крупных потерь явились поспешность рыночных преобразований, недостаточная их продуманность как организационно, так и методически. Большинство сельского населения оказалось не подготовленным к столь радикальным и стремительным, в основном, переменам.
За 70 лет коллективного производства в Казахстане работник сельского хозяйства формировался как человек конкретной, узкой профессии. Между тем, чтобы стать фермером, надо в той или иной степени овладеть весьма солидным числом профессий: менеджера, финансиста, бухгалтера, дояра, механизатора, слесаря и т.д. В некоторых странах право стать фермером предполагает наличие специального сельскохозяйственного образования. В Казахстане 59% фермеров не имеют сельскохозяйственного образования. Не имеют специальной подготовки для работы в рыночных условиях и руководители многих хозяйств. Подбор их осуществляется на административной основе, в основном это бывшие руководители и специалисты совхозов и колхозов.
Руководители, специалисты и работники сельского хозяйства в нынешних условиях объективно заинтересованы в получении большого дохода, сознают необходимость внедрения новой технологии для увеличения производства продукции, необходимость осуществления режима экономии, нахождения выгодных каналов продаж. Более глубоким и последовательным стал анализ производственной и экономической деятельности предприятия, изучение цен, спроса, в целом конъюнктуры рынка. Хотя, естественно, для проведения этой работы на высоком уровне у многих менеджеров и работников сельхозпредприятий пока не хватает экономических знаний.
Но нестабильность казахстанской экономики в целом, все еще продолжающаяся монополия инфраструктуры (хлебоприемных пунктов и других), грубое, не в пользу села, нарушение паритета цен, неразвитость финансово-кредитной сферы и большие налоги сейчас создали такие условия, что многие виды производственной деятельности на селе являются неэффективными. Как следствие, в сельском хозяйстве сокращаются объемы производства, угрожающе растет число убыточных предприятий. Из-за отсутствия средств не приобретаются и не внедряются новая техника, технология, сдерживается развитие консультационных и других услуг. В Казахстане имеют место три формы интеграции:
а) контрактная, объединяющая интересы переработчиков и производителей сельхозпродукции путем заключения ежегодно возобновляемых разовых контрактов;
б) кооперативная, соединяющая интересы производителей и переработчиков на долговременной контрактной основе;
в) полная интеграция, заключающаяся в экономическом и территориальном объединении производителей и переработчиков.
Такие формы интеграции имеют место в производстве и реализации плодоовощной и некоторых других видов продукции. Первоначально держателями контрольных пакетов акций крупных предприятий по переработке и хранению сельхозпродукции (мясо-молкомбинатов, сахарных заводов, элеваторов, зернохранилищ и т.д.) предполагалось сделать товаропроизводителей зоны их обслуживания. По такой схеме начался процесс их акционирования. Но затем обвальный рост цен, практически полное исчерпание оборотных средств, отсутствие денег у участников этого процесса сначала замедлили, потом в значительной степени приостановили сей интеграционный процесс. Начал широко применяться бартер, некоторое (иногда довольно значительное) число сельхозпроизводителей начали создавать у себя полукустарные предприятия, производства по переработке. Из-за границы закуплено определенное количество миниперерабатывающих предприятий. В результате большинство крупных перерабатывающих предприятий Казахстана практически стоят. К примеру, мощности крупных мясокомбинатов республики загружены всего лишь на 5%.
Недостаточное развитие интеграции объясняется отсутствием в немалом числе предприятий их четкой ориентации на рынок, частыми нарушениями производственных связей, слабым внедрением четко отработанного экономического механизма таких связей. Есть весьма тревожные примеры независимой приватизации ряда перерабатывающих предприятий, зернохранилищ, что в настоящее время усиливает их монополизм по отношению к сельским производителям. Необходимо глубокое изучение и использование передового зарубежного опыта интеграции, создание эффективной нормативно-правовой базы этого процесса с тем, чтобы преодолеть эти негативные явления.
В процессе приватизации происходит отделение социальной сферы от производителей. Детские сады, школы, дома культуры и другие объекты передаются на содержание местных органов власти. Но местный бюджет во всех регионах Казахстана чувствует себя плохо из-за снижения объемов производства и реализации и, как следствие этого, снижения объемов налоговых поступлений в бюджет. В ряде сельских мест социальная сфера находится на стадии разрушения, деградации. Есть примеры частной инициативы в социальной и культурной сферах (частные школы, детские сады и т.д.), однако из-за отсутствия средств у значительной части населения эти частные инициативы практически не развиты.
Природоохранное самосознание населения низкое. Фермерам, работникам сельхозпредприятий практически не известно, не доводились до их сведения агроэкологические принципы хозяйствования. В начальной, средней и высшей школе недостаточно изучаются вопросы экологии. Между тем сельская территория Казахстана является экологически неблагополучной. В результате бесконтрольного введения гербицидов и пестицидов многие поля загрязнены. Исследования ученых показывают наличие на значительных площадях сельхозугодий излишнего количества нитратов, высокотоксичных тяжелых металлов, активных форм пестицидов. Большие площади земель охвачены водной и ветровой эрозией. Около 1/3 из 180 млн.га пастбищ находится в деградированном состоянии.
Очень слаба законодательная база мер по охране окружающей среды, практически не проводятся профилактические меры по охране окружающей среды. Только в последнее время начали применяться цены на экологически чистые продукты, но это всего лишь фрагменты отдельных частных инициатив на рынке продуктов, нежели целенаправленная и продуманная политика.
Для последовательного улучшения положения сельскохозяйственных предприятий и их ориентации на рынок нужен комплекс мер. О некоторых из них будет сказано в других разделах моего сообщения. Здесь мы бы считали целесообразным:
- Повсеместно наладить учебу и повышение квалификации как менеджеров, так и работников хозяйств. Только в ограниченном количестве имеются школы менеджеров, фермеров. Центры обучения, школы, курсы целесообразно создать при всех акиматах сельских районов. Там же должны формироваться центры или бюро консультационных услуг. Сейчас практически во всех районах сохранились сельхозуправления. Они могли бы проводить эту работу. В сельскохозяйственных вузах, колледжах необходимо открыть высшие школы фермеров с разными сроками обучения и с разными наборами программ.
- В последнее время нет четкого управления кадрами крупных сельхозпредприятий, постепенно свертывается сеть профессионально-технических училищ по подготовке механизаторов. Однако потребность в квалифицированных рабочих есть и необходимо также иметь сеть по их подготовке.
Необходимо пересмотреть налоговое законодательство, ибо оно не стимулирует увеличение прибыли. Крупные предприятия могут распадаться на мелкие, однако закона о банкротстве все еще нет. И это задерживает процесс санации предприятий.
Предприятия в основном самостоятельны в выборе направления своей деятельности и потому имеют возможность реагировать на условия рынка. Однако они нуждаются в организации обмена информацией, создании опытных и консультационных служб, в совместном изучении конъюнктуры рынка и т.д. Все это было бы возможно на базе создания отраслевых объединений и ассоциаций. Однако ассоциативные формы взаиомдействия развиваются медленно. Нужно внедрять передовой опыт формирования сбытовых и закупочных корпораций. Необходимы дальнейшие шаги по освобождению сельхозпредприятий от несельскохозяйственной деятельности. Однако это возможно по мере укрепления местного самоуправления и улучшения состояния местного бюджета. Пока и те и другие чувствуют себя плохо.
В вузах, школах, центрах обучения необходимо усиление изучения вопросов экологии. Нужна обработка в масштабе государства агроэкологических принципов хозяйствования и разработка нормативно-правовой базы по их использованию и контролю. Нужны экономические стимулы для производства экологически чистой продукции (возможно, льготы, дотации, цены и т.д.). Государственные органы должны ужесточить требования в отношении безусловного проведения профилактических мер по охране окружающей среды и прежде всего хозяйствующи ми субъектами.
На селе растет безработица и политика занятости в сельском секторе экономики, меры по созданию дополнительных рабочих мест требуют серьезной проработки. Весьма целесообразным представляется отработка рекомендаций наиболее эффективных форм и способов вертикальной интеграции сельских производителей и переработчиков, оправдавшие себя в странах, их применяющих.
Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА
Приватизация преследует цель создания независимых, экономически самостоятельных товаропроизводителей, формирование новой структуры землепользователей. За годы реформ на базе совхозов и колхозов создано более 30 тысяч крестьянских, фермерских хозяйств, их ассоциаций, часть совхозов преобразована в коллективные предпрятия, акционерные общества. Главный импульс приватизации был задан сверху, правительством, иногда вопреки тому, что определенная часть сельского населения, имея ввиду не только рядовых работников, но и руководителей и специалистов хозяйств, оказалась не готовой к столь радикальным переменам и высказывала определенное недовольство ходом приватизации.
Земельные отношения регулируются новым Законом «О земле», в котором фактически введана частная собственность на землю. Она определена термином «право землепользования», но это не меняет существа вопроса. Все сельскохозяйственные земли по закону «О земле» могут быть вовлечены в рыночный оборот по договорным ценам — продажным, арендным, залоговым, а также переданы по наследству, подарены. Землеустроительной службой в соответствии с предписанием Президента РК выпущена «Временная методика по определению нормативной цены сельскохозяйственных угодий», в которой предлагается порядок определения платы за землю, продаваемую в частную собственность или представляемую в землепользование государством. Все земли получают денежную оценку, примерно равную трехкратной величине нормативного валового продукта, исчисленного в мировых (биржевых) ценах. Таким образом, с 1995-1996 годов реально начал формироваться рынок земли. В целом приватизация привела к возникновению частной собственности в сельской экономике. А земельные реформы — к формированию рынка земли. Работники бывших совхозов и колхозов наделены земельными паями, они свободны в распоряжении ими по своему усмотрению, при выходе их из состава крупных хозяйств земельный пай, как и другое принадлежащее ему имущество, полностью остается в их собственности. Земельный кадастр, как и книга учета отдельных земельных участков, сейчас повсеместно начинает создаваться.
Вместе с тем, происходящие в течении уже около 5 лет экономические реформы на селе (приватизация, земельная реформа) все еще не привели к каким-нибудь существенным результатам. Наоборот, продолжает иметь место ухудшение всей социально-экономической жизни на селе. Существенно уменьшились объемы производства, снижаются урожайность, надои, произошло весьма существенное сокращение поголовья скота, очень мало, в мизерных размерах, внедряется новая техника и технология, ухудшается уровень жизни сельского населения, снижается плодородие почвы, ухудшается также состояние водохозяйственных объектов.
Все это следствие ошибок и просчетов, допущенных в ходе разгосударствления и приватизации собственности совхозов и колхозов, а также в процессе проведения земельной реформы.
Во-первых, в процесс приватизации не были заложены тщательно продуманные нормы, позволяющие эффективно функционировать новым хозяйствующим субъектам. Весь процесс приватизации был сведен к простой раздаче земли, скота, техники и другого имущества без продуманных механизмов их эффективного использования в рамках индивидуальных крестьянских хозяйств. То же самое можно сказать о земельной реформе. Принятые правовые нормы, регулирующие платность землепользования, не создали экономическую основу для стимулирования рационального использования земельных ресурсов, а также не создали предпосылки для рациональной организации территории.
Во-вторых, такое положение еще более усугубилось ошибками, которые были допущены при либерализации цен при отсутствии конкурентной среды, при формировании налоговой и денежно-кредитной политики. Они привели к подрыву экономических стимулов развития предпринимательства в отрасли. Как следствие этого, сельское хозяйство Казахстана находится сейчас в весьма трудном, а проще сказать, в кризисном состоянии.
В-третьих, поспешность привела к тому, что в ходе приватизации не были учтены социально-экономические особенности сельского хозяйства Казахстана. В частности, существовавшая долгое время государственная собственность на землю, бесплатный характер ее использования, крупные размеры сельхозпредприятий, особенности сельской инфраструктуры, в частности обособленное от сельских товаропроизводителей функционирование крупных заготовительных, снабженческих, перерабатывающих предприятий и отраслей, диктовали необходимость поиска адекватных реальным условиям Казахстана способов и путей приватизации, а не слепое копирование чужого опыта.
Недостаточно было учтено обстоятельство, что сельское хозяйство находится в очень тесной технологической и экономической зависимости от других отраслей агропромышленного комплекса. Процесс приватизации, либерализация цен в этих отраслях, недостаточно, а местами и вовсе не учитывающий интересы сельского хозяйства, привели к усилению их монополизма, удушению (путем взвинчивания цен) сельских товаропроизводителей.
Непродуманно, проще говоря ошибочно, под общим лозунгом, была проведена приватизация многих внутрихозяйственных объектов, автотранспорта, объектов производственно-технического обеспечения. Это усилило монопольное положение этих вспомогательных отраслей по отношению к базовым предприятиям — фермерскому хозяйству. Резко возросли цены на их услуги.
В-четвертых, не был тщательно учтен человеческий фактор. Бесплатный характер наделения землей, уравнительный метод распределения имущества приватизируемых предприятий открыли широкий доступ к фермерству нередко дилетентам, а то и просто жуликам и проходимцам. Как результат, наблюдается низкий уровень хозяйствования в таких формированиях. Таким образом, мы можем утверждать, что в определенной степени допущено искажение основной цели приватизации — формирование эффективно хозяйствующего собственника. Вместо этого произошла приватизация ради создания собственника.
Все это вызывает необходимость уточнить и скорректировать всю нормативно-правовую базу приватизации и земельной реформы в Казахстане.
Либерализация цен привела к резкому росту инфляции, к диспаритету, вздутию монопольно высоких цен. Государство в 1992-1994 годах активно регулировало цены на сельхозпродукцию, только с 1995 года либерализация цен в этой отрасли идет без особых ограничений. Программы поддержки бедных имеются, в целом программы социальной защиты малоимущих слоев населения малоэффективны.
Система управления сельским хозяйством претерпела определенные изменения, хотя ряд административных функций все еще сохранился. Органы управления сельским хозяйством сейчас не занимаются производством, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, как это было раньше. Но тем не менее они сохранились повсеместно, сохранились и административные методы, которые они выработали за длительный период функционирования. Сейчас административный нажим на фермеров, руководителей хозяйств в определенной степени усиливается. Безусловно, система управления сельским хозяйством нуждается в дальнейшей децентрализации.
Сельские товаропроизводители выплачивают следующие виды налогов и отчислений: земельный налог, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог, а также отчисления в фонды: инвестиционный, дорожный, поддержки предпринимательства, социального страхования и пенсионный фонд. Кроме того, сельхозпредприятия выплачивают налог на добавочную стоимость. Удельный вес налогов и отчислений в структуре затрат составляет 13,5-16,5%. Как нами выше уже говорилось, ставка налогов весьма высока, низка их стимулирующая роль. Здесь предстоит внести определенные коррективы в налоговую систему и продумать вопрос о замене многих из них более прогрессивным прямым земельным налогом.
Влияние государства на сельское хозяйство (прямое, административное) все еще велико. Многие экономические регуляторы плохо работают, поэтому административное вмешательство в хозяйственные дела селян со стороны акимов всех уровней и органов управления сельским хозяйством (также всех уровней) продолжается.
В новых условиях постоянно зарождаются (пока еще в зачаточном состоянии) ассоциации и кооперативы крестьянских хозяйств, отраслевые объединения и ассоциации. Уточняются и апробируются выполняемые ими функции.
Ситуация с рабочими местами на селе постоянно ухудшается. Свертывание производства, закрытие многих нерентабельно работающих предприятий и хозяйств, плохое состояние объектов инфраструктуры и свертывание их работы, отсутствие инвестиций на строительство объектов на селе резко осложнили ситуацию с рынком труда. Уже явно имеет место безработица на селе, отток определенной части сельской рабочей силы в города.
Все это требует разработки государственной, рассчитанной на переходный период, программы создания дополнительных рабочих мест на селе с определением их источников финансирования. Правительство возлагает заботу об этом на региональные органы управления экономикой. Несмотря на неоднократные попытки, каких-либо действенных планов регионального развития тех или иных территорий пока еще не существует. Рабочие места несельскохозяйственной сферы деятельности создаются в мизерном количестве из-за отсутствия свободных денежных средств. Определенные налоговые льготы для поддержки малых и средних предприятий имеются, но они слабо работают в виду отсутствия стартового капитала для их создания.
В целом ситуация в сельском хозяйстве Казахстана довольно трудная, кризисная. Для ее преодоления требуется разработать и задействовать комплекс мер экономического, организационного, социального, инвестиционного характера. Вероятно, следует скорректировать всю нормативную правовую базу экономических реформ на селе. Далее, правительство должно найти (наряду с предпринимательским сектором) дополнительные, довольно крупные источники инвестиций в сельскую экономику, включая иностранный капитал. Вследствие того, что резко ухудшилось положение всех социально-культурных объектов на селе, видимо, придется вносить определенные изменения в социальную политику государства.
Должны быть существенно усилены стимулы становления и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, пересмотрена налоговая, кредитная политика, политика ценообразования. Существенно должны быть изменены и функции органов управления сельским хозяйством, они должны превращаться в информационно-аналитические и консалтинговые центры, в подразделения маркетингового обслуживания, в опытно-консультативные подразделения, имея в своем составе опытные станции и активно влияя на научно-технический прогресс в сельском хозяйстве. Естественно, надо завершить процесс отделения административных и политических функций от непосредственного производства сельхозпродукции.
Глава 3. УСЛУГИ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ СФЕР АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАЗАХСТАНА
В настоящем сообщении мы попытаемся рассказать о наиболее актуальных, на наш взгляд, вопросах взаимодействия сельхозпроизводителей с обслуживающими их отраслями и сферами. В частности — это сфера информационных услуг и ее нынешнее состояние; это — процесс поставки сельскому хозяйству техники и материалов, включая характеристику цен на них, ибо это сегодня серьезный сдерживающий фактор. Это, наконец, система кредитования и налогообложения, от правильного формирования которой зависит судьба всей сельской экономики.
С переходом на рыночные отношения, формированием единоличных крестьянских, фермерских, кооперативных и других форм хозяйств, роль информации и консультаций существенно возрастает. Далеко не все в Казахстане, взявшие в собственность или в долгосрочную аренду землю, скот, технику и др., пока еще знают конъюнктуру рынка, информированы о рынке сбыта, конкурентах, ценах и т.д.
А цивилизованный рынок — это хорошо информированный рынок. А в нашей стране сеть информационных и консалтинговых услуг находится в зачаточном состоянии. Имеющиеся информационные агентства и фирмы малочисленны и разрозненны, техническая база их далеко не совершенна.
Сельскохозяйственные вузы только сейчас приступают к созданию маркетинговых и информационно-консалтинговых служб. Акмолинский аграрный университет совместно с партнерами из США создал центр по изучению конъюнктуры цен на различные виды сельхозпродукции. Казахский государственный аграрный университет разрабатывает проект создания маркетингового бюро совместно с партнерами из Германии.
Сейчас очевидна необходимость создания служб маркетинга во всех областных и во многих районных центрах республики. Это могли бы взять на себя работники сельхозуправлений на местах или же сельскохозяйственные вузы. Они могли бы работать на полугосударственной (с частичной поддержкой из бюджета) или же полностью на коммерческой основе.
Год назад получила лицензию для работы в Казахстане американская информационная корпорация «Дан энд Брэдстрит». Она уже выдает полную информацию о предполагаемых зарубежных партнерах казахстанских предпринимателей. Аналогичная смешанная казахстанско-немецкая консалтинговая компания «Агро» тоже начала работу в Казахстане.
Теперь о вопросах обеспечения сельского хозяйства техникой, материалами и другими средствами производства. Не имея собственного производства, Казахстан вынужден значительную часть сельскохозяйственной техники и запасных частей к ним завозить из других стран (прежде всего из России). Основными каналами закупки средств производства являются бывшие структуры Госкомсельхоз-техники, ныне преобразованные в акционерные компании или холдинги. Кооперативные формы или товарищества по приобретению сельскохозяйственной техники не играют сколь-нибудь существенной роли.
В процессе либерализации произошел очень существенный диспаритет цен. За 1992-1994 годы совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию возросли в 100 раз, а цены на технику, удобрения, ГСМ, другие средства для сельского хозяйства — 520 раз. В 1995 году соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и средства для ее производства составили 1 : 1,5, а в 1-ой половине 1996 года 1 : 1,1. Однако такое сближение уровняцен объясняется не тем, что продукция подорожала, а техника — подешевела. Просто из-за отсутствия средств многие хозяйства перестали покупать технику, удобрения, средства защиты растений и т.д.
В настоящее время 40% крестьянских хозяйств не имеют тракторов, 60% — грузовых автомобилей, 80% — перерабатывающей и поливной техники, 90% — комбайнов и кормозаготовительной техники. По расчетам, для полного оснащения средствами производства одного фермерского хозяйства потребуется 150-200 тыс.долларов. Таких денег нет ни у фермеров, ни у государства. Если в 1990 году покупка техники мощностью в 1 л.с. обходилась хозяйству в 6-7- кг мяса, то сейчас — в 60-70 кг, если раньше стоимость 1 тонны ветчины была равна стоимости 1 тонны зерна, то сейчас уже она равна 4 тоннам зерна.
Это делает особо актуальным решение проблем «ножниц» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Прежде всего нужен механизм оптимального сочетания свободных и договорных цен на средства производства, особенно на приобретаемых путем межгосударственной продажи. Нужно, вероятно, более шире применять рыночные цены равновесия, балансирующие спрос и предложение.
На переходный период очевидна необходимость специального механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей в приобретении ими средств производства. Это могут быть долгосрочные льготные кредиты, это могут быть дотации на приобретение техники на лизинговой основе под государственные гарантии и т.д. Сейчас, в особенности в 1996 году, правительство пошло на некоторые перечисленные меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, но все еще в очень незначительных масштабах.
Требуется активное вмешательство госорганов для регулирования цен предприятий-монополистов, поставляющих свою продукцию для сельского хозяйства. Можно было продумать систему налоговых льгот и каникул для сельхозпредприятий, направляющих прибыль на развитие производства.
Основными путями приобретения техники и других средств производства для сельхозпроизводителей являются оптовые закупки, бартерная сделка, фьючерсные сделки, лизинговые кредиты, акционерные организации, коммер-ческо-снабженческие фирмы. Последние, в особенности, бывшие структуры Госкомсельхозтехники, подлежат дальнейшей демократизации, целесообразно их деление на ряд самостоятельных фирм, свободно конкурирующих на рынке средств производства.
В 1992-1996 гг. в ряде хозяйств Казахстана приобретены системы машин и технологий за иностранные кредиты под государственные гарантии: немецкая и французская по сахарной свекле, голландская по картофелю, израильская по молочному скотоводству и т.д. Они внедрены и показывают хорошие результаты. Но нет мультипликационного эффекта от их использования, ибо большинство сельхозпредприятий не имеет широкой информации об этих и других технологиях. Поэтому в Казахстане нужен информационно-обучающий центр эффективной сельскохозяйственной технологии зарубежных стран. Это позволило бы создать широкую рекламу этих технологий, обучить их применению работников многих сельхозпредприятий. Это один из возможных путей привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Казахстана. Казгосагроуниверситет разрабатывает проект такого центра и приглашает партнеров из Германии.
В Казахстане есть Национальный центр академических аграрных исследований, в составе которого имеется около 30 НИИ и сельскохозяйственных опытных станций и хозяйств. Кроме того, научные лаборатории и учебно-опытные хозяйства имеют вузы сельскохозяйственного профиля. Некоторые НИИ ведут исследования применительно к конкретным агроэкологическим зонам. Рекомендации ученых представляются Министерству сельского хозяйства для использования. На основе прямых договоров между НИИ и хозяйствующими субъектами могут вестись те или иные опытно-исследовательские работы.
Аграрные исследования, в основном, финансируются через республиканский бюджет. Механизм внедрения результатов науки в сельскохозяйственное производство разработан весьма слабо. В настоящее время наблюдается рассогласованность действий Министерства сельского хозяйства, Национального центра аграрных исследований и университетов аграрного профиля в выработке и реализации научно-технической политики в сельскохозяйственном секторе экономики.
Основным каналом кредитования товаропроизводителей является государственный фонд поддержки сельского хозяйства, созданный в 1995 году при Министерстве сельского хозяйства Казахстана. Источниками данного фонда являются средства госбюджета, выделяемые на развитие сельского хозяйства, средства, вырученные от приватизации сельхозпредприятий, иностранные кредиты.
Из этого фонда в 1995 году сельским товаропроизводителям был выдан кредит целевого назначения на 3,4 млрд. тенге, в 1996 году предусмотрено выделить 3,5млрд.тенге. За счет средств фонда оказывается финансовая помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам для их становления и развития, осуществляется финансовая поддержка сельхозпредприятий, занимающихся семеноводством и выращиванием племенного скота, оказывается финансовая поддержка целевых программ развития некоторых сельхозпредприятий.
Но средства этого фонда все еще незначительны. Поэтому государство (в особенности в 1996 году) применяет практику целевого кредитования сельхозпредприятий в периоды наиболее напряженных сезонных работ (приобретение ГСМ, запасных частей, гербицидов, пестицидов и т.д.).
Заметным каналом финансовой поддержки сельского хозяйства становятся кредиты Азиатского банка, которым в 1996 году выделены 100 млн. долларов США, из них 50,0 млн. долларов должны быть направлены на развитие крестьянских хозяйств.
Существующий коммерческий агропромбанк не располагает необходимыми для сельского хозяйства кредитными ресурсами. Пока не созданы специализированные сельскохозяйственные банки, которые могли бы сформировать эффективную систему кредитования аграрного сектора. При МСХ Казахстана создана компания «Агролизинг», которая в 1996 году выделила фермерским хозяйствам 510 млн.тенге лизинговых средств.
В целом еще нельзя сказать о том, что создана эффективная финансово-кредитная система для аграрного сектора. Зарождающееся фермерство нуждается в очень действенной кредитной поддержке. Существующие банки маломощны, нет отработанных схем аккумулирования свободных денежных средств для развития аграрного сектора. Установленные банками процентные ставки весьма высоки, они отбивают охоту значительной части хозяйствующих субъектов пользоваться ими. Очевидна необходимость введения щадящего налогового режима для крестьянских хозяйств.
Налоги взимаются на прибыль или на добавленную стоимость. Ставки налогов чрезвычайно высоки, примерно до 50% выручки уходит в налоги. В условиях, когда идет процесс углубления отношений собственности на землю, она начинает продаваться, существующая система налогообложения уже не стимулирует эффективную работу предприятий. По нашему мнению, основным налогом в сельском хозяйстве должен стать земельный налог. Стимулирующая роль земельного налога — в его фиксированном характере. К тому же это прямой налог. При его применении повышение культуры производства позволяет получить прибыль больше средней (нормальной), разница остается в распоряжении товаропроизводителя, а это дополнительный стимул для роста эффективности производства и рационального использования земли.
Таким образом, все налоги, которыми облагается сельское хозяйство, надо заменить единым земельным налогом, основанным на рентных платежах, учитывающих плодородие почв и местоположение субъекта землепользования. Представляется, что этот налог надо изымать в натуральной форме до полной ликвидации монопольных структур. Изымая налог в натуре, государство получит возможность участвовать в торговле продовольствием, создать конкуренцию, тем самым получить механизм регулирования процесса ценообразования. Кроме того, отпадает необходимость в пересмотре ставок налога из-за инфляции, если она будет иметь место.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» Ст.26
- Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II этап)
- Положение о приватизационных инвестиционных купонах. П.1,2
- Положение о инвестиционных приватизационных фондах. П. 5, 15, 18, 20
- Положение «О государственных холдинговых компаниях». П. 1,2
- Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение. Под ред. М.Б.Кенжегузина. — Алматы, 1997. С.74-79.
- Радыгин А. Форма собственности в России: на пути из прошлого в будущее. — М., 1994. С.21
- К. Хубиев. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) / Экономист, 2003. № 1. С.55.
- Экономика и статистика № 2, 2003
[1] Закон Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» Ст.26