Окончание предварительного расследования

0

ПЛАН

Введение

Глава 1       Понятие и формы окончания предварительного следствия.                      Процессуальный порядок составления обвинительного

заключения

Глава 2       Основания и процессуальный порядок вынесения

постановления о направлении дела в суд для рассмотрения

вопроса о применении принудительных мер медицинского

характера

Глава 3       Процессуальный порядок  прекращения дела

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Уголовный процесс Республики Казахстан состоит из нескольких стадий.

Стадия предварительного расследования включает такой институт как  окончание уголовного дела, который представляет собой систему последовательно следующих друг за другом упорядоченных процессуальных действий, образующих этап движения уголовного дела, строго регламентированная законом. Для этого необходимо наличие определенных условий, это право принадлежит лишь узкому кругу должностных лиц органов уголовного преследования.

Данная курсовая работа посвящена проблеме института окончания уголовного дела и его основных форм, которыми являются составление обвинительного заключения, направление дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера и прекращение дела. Исследование вопросов, связанных с понятием, сущностью, порядком проведения данного института уголовного судопроизводства и является целью данной курсовой работы.

Библиография данной курсовой работы складывается в основном из нормативных источников, главным из которых является Уголовно – процессуальный Кодекс республики Казахстан, а также из монографических работ казахстанских и зарубежных ученых.

Глава 1      Понятие и формы окончания предварительного следствия

Производство предварительного следствия заканчивается:

  • составлением обвинительного заключения;
  • постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • постановлением о прекращении дела.

Окончанию предварительного следствия составлением обвинительного заключения должно предшествовать ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела.

Законодательно составление обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд регламентируется главой 36 Уголовно – Процессуального Кодекса Республики Казахстан.

Признав, что все следственные действия по делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь обязан уведомить об этом обвиняемого, разъяснить ему право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, а равно заявлять ходатайства о дополнении предварительного следствия или принятии по делу других решений. Об объявлении обвиняемому об окончании следственных действий и разъяснении прав составляется протокол с соблюдением требований статьи 203 УПК РК. В случае отказа обвиняемого от ознакомления с материалами уголовного дела об этом делается отметка в протоколе с указанием мотивов.

Об окончании следствия и о праве знакомиться с материалами дела и заявлять ходатайства следователь обязан уведомить защитника обвиняемого, если он участвует в деле, а также потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более пяти суток. В случае неявки защитника или представителя в течение этого срока, следователь принимает меры для явки другого защитника или представителя.

В случае устного или письменного ходатайства потерпевшего или его представителя следователь знакомит этих лиц с материалами дела или с их частью, ознакомиться с которой они изъявили желание. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, если ими заявлено ходатайство, знакомятся с материалами дела в той части, которая относится к гражданскому иску.

Следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику все материалы дела, которые должны быть подшиты и пронумерованы. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и воспроизводятся по просьбе обвиняемого или его защитника фонограммы, видеозаписи, кинофильмы, слайды, если таковые приложены к протоколам следственных действий. По просьбе обвиняемого или его защитника они могут знакомиться с материалами дела вместе или раздельно.

Обвиняемый и защитник в процессе ознакомления с материалами дела, если оно состоит из нескольких томов, вправе повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Выписки и копии документов из дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, хранятся при деле и вручаются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Однако если обвиняемый и защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то следователь вправе своим мотивированным постановлением, утверждаемым прокурором, установить определенный срок, достаточный для ознакомления с материалами дела.

По окончании ознакомления обвиняемого и защитника с материалами дела следователь обязан выяснить у них, заявляют ли они ходатайства и о чем именно, какие иные заявления они желают сделать. При этом у обвиняемого и его защитника должно быть выяснено также, кого конкретно из числа допрошенных свидетелей, а также из участвующих в деле экспертов, специалистов и понятых они желают вызвать в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции защиты.

Ходатайства обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, заявленные устно после ознакомления с материалами дела, заносятся в протокол об ознакомлении с материалами уголовного дела. В случаях, когда участник процесса заявит о намерении изложить ходатайство в письменном виде, для его подготовки может быть предоставлено необходимое время, о чем делается отметка в протоколе, а письменное ходатайство затем приобщается к делу.

По общему правилу следователь не вправе отказать в удовлетворении ходатайства об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. В таких случаях следователь обязан дополнить предварительное следствие, при этом продолжение ознакомления с материалами уголовного дела другими участниками процесса не препятствует разрешению ходатайств и, в случае их удовлетворения, проведению следственных действий.

После производства дополнительных следственных действий следователь вновь обязан уведомить участников процесса об окончании предварительного следствия, предоставить им возможность ознакомиться с дополнительными материалами дела, а по их просьбе и со всеми материалами дела.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленных ходатайств, следователь об этом выносит постановление, копию которого вручает или направляет заявителю. Отказ следователя удовлетворить ходатайство по уголовному делу может быть обжалован прокурору в течение трех суток с момента получения заявителем копии постановления об отказе в удовлетворении ходатайства. До разрешения жалобы прокурором уголовное дело не подлежит направлению в суд. Отклонение прокурором жалобы на отказ в удовлетворении ходатайства по уголовному делу, направленному в суд, не препятствует возобновлению этого же ходатайства перед судом.

Об ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя, гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей составляются протоколы. В протоколах указывается, какие материалы были предъявлены для ознакомления, какие ходатайства были заявлены и какие иные заявления были сделаны, а также лица из числа допрошенных по делу свидетелей, участвовавших в деле экспертов, специалистов и понятых, о необходимости вызова которых в судебное заседание заявили обвиняемый и защитник, или приложен их список.  Если ознакомление с материалами дела обвиняемого и его защитника или потерпевшего и его представителя происходило совместно, составляются соответствующие единые протоколы.

После того как все заинтересованные лица ознакомились с материалами уголовного дела и реализовали свое право на подачу ходатайств, следователь составляет обвинительное заключение. Обвинительное заключение как процессуальный документ имеет важное юридическое значение.  Оно определяет пределы судебного разбирательства как в отношении лиц, так и в отношении предмета обвинения. Этот акт позволяет  обвиняемому своевременно подготовиться к  участию в судебном разбирательстве. Его значение состоит в том, что оно систематизирует  все материалы предварительного расследования и определяет пределы судебного разбирательства. Оглашение в начале судебного следствия обвинительного заключения или его резолютивной части  позволяет  составу суда, участникам процесса, а также лицам, присутствующим на судебном разбирательстве, уяснить сущность выдвинутого обвинения, которое  будет предметом судебного разбирательства.

Обвинительное заключение следователя, как правило, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части следователь указывает фамилию, имя, отчество обвиняемого (обвиняемых), в отношении которого составляется обвинительное заключение, уголовный закон (статья, часть, пункт), по которому квалифицируются его действия.

В описательно-мотивировочной части излагаются: сущность обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, сведения о потерпевшем, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого; обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность; доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы дела. Описательная часть обвинительного заключения  составляется одним из трех способов. Хронологический способ применяется, когда имеющиеся доказательства позволяют  излагать обстоятельства совершенного преступления  в той последовательности, в какой они установлены следствием. Систематический способ состоит в изложении  обстоятельств совершения преступления в той последовательности, в которой они произошли в действительности.. Смешанный способ применяется по наиболее сложным, обычно по многоэпизодным делам и сочетает в себе хронологический и системный способы.

В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием уголовного закона (статьи, части, пункта), предусматривающего ответственность за данное преступление.

Резолютивная часть  должна вытекать из описательной части обвинительного залючения и содержать выводы, логически следующие из нее.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.

Формулировка обвинения в обвинительном заключении не может существенно отличаться  от предъявленного обвинения и ухудшать положение или нарушать его право на защиту.  Существенно отличающимся обвинением считается всякое изменение его формулировки.

К обвинительному заключению прилагается список потерпевших, свидетелей, экспертов, подлежащих вызову в судебное заседание. Список должен состоять из двух частей — списка лиц, названных обвиняемым и защитником (список защиты), и списка, составленного следователем (список обвинения).

В списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, указываются их место жительства или место нахождения и листы дела, на которых изложены их показания или заключения.

К обвинительному заключению прилагаются также справки с указанием соответствующих листов дела о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени ареста и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о принятых мерах обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, о процессуальных издержках.

После подписания следователем обвинительного заключения дело немедленно направляется прокурору, осуществляющему надзор по данному делу. К уголовному делу должны быть приложены документы, удостоверяющие личность обвиняемого.

Прокурор  в свою очередь обязан изучить поступившее с обвинительным заключением уголовное дело и проверить имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и содержит ли это деяние состав преступления; нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение; обосновано ли предъявленное обвинение, подтверждается ли оно имеющимися в деле доказательствами; предъявлено ли обвинение по всем установленным и доказанным по делу преступным деяниям обвиняемого; привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, в отношении которых по делу добыты доказательства о совершении ими преступлений; правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого; правильно ли избрана мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены; приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; составлено ли обвинительное заключение в процессуально правильной форме и не допущены ли в производстве предварительного следствия существенные нарушения уголовно-процессуального закона.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя дело с обвинительным заключением и в срок не более десяти суток производит по нему одно из следующих действий:

1) своей резолюцией выражает согласие с обвинительным заключением и предает обвиняемого суду;

2) исключает своим постановлением отдельные пункты обвинения либо переквалифицирует действия обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении;

3) прекращает уголовное дело в полном объеме или в отношении отдельных обвиняемых;

4) возвращает дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения;

5) составляет новое обвинительное заключение;

6) дополняет или сокращает список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей защиты.

 

Глава 2      Основания и процессуальный порядок вынесения постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

 

 

Данный институт уголовно – процессуального права регулируется УПК РК, а также Постановлением Пленума Верховного суда РК от 9 июля 1999 года «О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера».

Принудительные меры медицинского  характера  применяются по назначению суда и не являются мерами  уголовного наказания. По закону не подлежит уголовной ответственности и наказанию лицо, которое во время совершения преступления находилось в состоянии невменяемости, а также лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но которое до вынесения приговора в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать  фактический характер и общественную опасность своих действий.

Основаниями для производства по применению принудительных мер медицинского характера являются:

Производство по применению принудительных мер медицинского характера, указанных в статье 90 Уголовного кодекса Республики Казахстан, осуществляется по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевших после совершения преступления психическими расстройствами, делающими невозможным назначение или исполнение наказания.

Принудительные меры медицинского характера назначаются лишь в случае, когда болезненные психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц, либо возможностью причинения иного существенного вреда.

При производстве предварительного следствия, которое по таким делам обязательно, должны быть выяснены следующие обстоятельства:

1) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;

2) совершение деяния, запрещенного уголовным законом, данным лицом;

3) характер и размер ущерба, причиненного деянием;

4) поведение лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, как до его совершения, так и после;

5) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время рассмотрения дела.

К лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния и страдающим психическими заболеваниями, не могут быть применены меры пресечения. К этим лицам при необходимости применяются следующие меры безопасности: передача больного под присмотр родственников, опекунов, попечителей с уведомлением органов здравоохранения; помещение в специальное медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь.

С момента установления факта психического заболевания лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние, но не представляющее опасности для окружающих, может быть передано под присмотр родственников, опекунов, попечителей с уведомлением органов здравоохранения.

Если при расследовании уголовного дела будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или заболел после совершения преступления психическим расстройством, дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство.

Лицо, в отношении которого ведется дело о применении принудительных мер медицинского характера, вправе, если этому по заключению судебно-психиатрической экспертизы не препятствует характер и степень тяжести его заболевания: знать, в совершении какого деяния его уличают; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; объясняться на своем родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; иметь защитника и встречаться с ним наедине и конфиденциально; участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству его защитника; знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания; знакомиться с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта; знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела и выписывать из него любые сведения в любом объеме; приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора и суда; получать копию постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. В судебном разбирательстве дела, кроме того, указанное лицо имеет право участвовать в исследовании доказательств и судебных прениях; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; обжаловать постановления суда и получать копии обжалуемых решений; знать о принесенных по делу жалобах и протестах и подавать на них возражения; участвовать в судебном рассмотрении заявленных жалоб и протестов.

По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:

1) о прекращении дела производством — в случаях, предусмотренных статьей 37 и частью третьей статьи 269 УПК РК, а также, когда болезненные психические расстройства не связаны с опасностью для себя или других лиц, либо возможного причинения иного серьезного вреда;

2) о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

О прекращении дела или о направлении дела в суд следователь уведомляет лицо, в отношении которого производилось предварительное следствие, если по своему психическому состоянию это лицо способно участвовать в следственных действиях, его законного представителя и защитника, а также потерпевшего. Следователь разъясняет названным участникам процесса их право ознакомиться с материалами дела и сообщает, где и когда они смогут использовать это право. Порядок ознакомления с делом, заявления и разрешения ходатайств о дополнении расследования определяется статьями 275, 276 УПК РК.

Предварительное следствие по делам такой категории  заканчивается в зависимости от установленных обстоятельств. Одним из двух процессуальных решений. Постановление следствие уголовного дела следователь выносит при наличии указанных в законе обстоятельств, а также в случае, когда по характеру совершенного общественно – опасного деяния и по своему психическому состоянию лицо не представляет для общества опасности.  При наличии душевной болезни у лица, в отношении которого дело производством прекращено, следователь сообщает о нем местным органам здравоохранения для принятия мер к лечению на общих основаниях.

Постановление о прекращении дела выносится по правилам статьи 269 УПК РК. В постановлении о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены обстоятельства, установленные по делу; основания для применения принудительных мер медицинского характера; доводы защитника и других лиц, оспаривающих основания для применения принудительных мер медицинского характера, если они были высказаны.

Приложения к постановлению о направлении дела в суд составляются по правилам статьи 279 УПК РК.

Дело с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору, который, изучив дело, принимает одно из следующих решений:

1) направляет дело в суд;

2) возвращает дело следователю для производства дополнительного расследования;

  • прекращает дело.

Копия постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается законному представителю.

Прокурор принимает решение о направлении дела на дополнительное расследование в случаях: неполноты предварительного следствия, если по делу не исчерпаны все  возможности для собирания  дополнительных доказательств; существенного нарушения  уголовно – процессуального закона; когда общественно опасное деяние лица, о котором ведется дело, подпадает под действие закона о более тяжком преступлении или существенно отличается по фактическим обстоятельствам от указанного в постановлении следователя; отсутствия  оснований считать лицо, совершившее общественно опасное деяние, невменяемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3      Процессуальный порядок  прекращения дела

 

Вопрос о прекращении дела с освобождением лица от уголовной ответственности возникает только в том случае, когда имеются уголовно-правовые основания для привлечения лица к уголовной ответственности. Автор не соглашается с мнением некоторых лиц, которые считают, что при прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным кодексом, деяние не содержит в себе состава преступления и переводится в разряд проступков. Оценка деяния законом не изменяется. Закон категоричен в оценке деяний. Он не предоставляет государственным органам права изменять правовой оценки деяния. Это деяние является преступным во время его совершения и на момент решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности в стадии предварительного расследования и в стадии судебного разбирательства. Если то или иное деяние формально подпадает под признаки преступления, но в силу малозначительности не является общественно-опасным, то нет и состава преступления. Следовательно, и вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности не может ставиться, а в отношении этого лица необходимо вынести постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием в его действиях состава преступления. В связи с этим нельзя признать обоснованными суждения о «судебной декриминализации» или «декриминализации следственной».[1]

Декриминализация возможна только по воле законодателя. Некоторые авторы предлагают перевести ряд преступлений в разряд проступков. Автор, в принципе соглашаясь с таким предложением, считает, что решать этот вопрос необходимо с учетом характера соответствующих деяний. Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что значительное количество дел о тех преступлениях, когда возможно освобождение от уголовной ответственности, завершается постановлением обвинительного приговора. Из этого следует, что в практике признается необходимость назначения мер уголовного наказания и в тех случаях, когда закон допускает возможность применения иных норм ответственности. Вся сложность вопроса  заключается в том, что при прекращении уголовных дел по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным кодексом, содеянное признается преступлением и перед органом дознания, следователем, прокурором стоит задача дифференцированного применения других форм ответственности. И как показывает практика, центр тяжести со связи с этим чаще всего перемещается на оценку личности, которая не может быть в такой же степени формализована, как оценка деяния.

Необходимым условием прекращения дел с освобождением от уголовной ответственности является констатация виновности лица. Завершая расследование и принимая решение об освобождении привлеченного от уголовной ответственности по основаниям уголовно-процессуального кодекса, орган дознания или следователь в постановлении делают вывод о виновности лица и обосновывают его собранными доказательствами.

По поводу того, компетентны ли органы предварительного следствия и дознания с согласия прокурора освобождать от уголовной ответственности лиц  и не противоречит ли это Конституции в литературе  нет единого мнения.

Автор не согласен с позицией тех авторов, которые считают, что только суду должно быть предоставлено исключительное полномочие на освобождение виновных от уголовной ответственности, так как иное противоречило бы Конституции, презумпции невиновности.

Презумпция невиновности может быть опровергнута только приговором суда, вступившим в  законную силу. Следовательно, необходимым условием юридического признания лица виновным в совершении преступления служит вся та система процессуальных гарантий, которая заключается в установленном законом процессуальном порядке, предшествующем постановлению приговора и вступлению его в законную силу. Любые другие суждения и даже выводы соответствующих государственных органов и должностных лиц о виновности обвиняемого, в том числе и имеющие правовое значение, не могут находиться на одном уровне с признанием лица виновным вступившим в законную силу приговором суда.

Все это дает основание к тому, чтобы сделать вывод, что прекращение уголовного дела по любым основаниям, включая и основания освобождения от уголовной ответственности, юридически означает, что лицо, в отношении которого прекращается уголовное дело, не признается виновным в совершении преступления со всеми вытекающими из этого последствиями.

Установление виновности лица в совершении преступления возможно на разном юридическом уровне.

Один уровень — это установление виновности лица при привлечении его в качестве обвиняемого, при составлении обвинительного заключения. Констатация виновности в этом случае происходит на уровне вменения в вину содеянного, что служит основанием для передачи дела в суд для решения вопроса об уголовной ответственности. На этом уровне устанавливается виновность обвиняемого и при прекращении уголовного дела в связи с применением мер общественного или административного воздействия.

Установление же виновности в форме признания виновным в совершении преступления — другой юридический уровень, суть которого заключается в наступлении (реализации) уголовной ответственности, претерпевании отрицательных последствий осуждения. Это — исключительная компетенция суда.

Достоверное установление виновности лица при прекращении уголовного дела органом дознания или следователем является важной процессуальной гарантией обоснованного прекращения уголовных дел по основаниям уголовно-процессуального кодекса.

Задача дальнейшего развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства, по мнению автора, заключается не в лишении органов дознания и следствия полномочий по прекращению уголовных дел с освобождением от уголовной ответственности, а в совершенствовании действующего порядка прекращения уголовных дел по основаниям статей уголовно-процессуального кодекса в стадии предварительного расследования, и в первую очередь — в расширении процессуальных гарантий и прав личности в уголовном судопроизводстве. Одним из направлений совершенствования законодательства является осуществление конституционных прав граждан и общественных организаций.

В этой связи предлагается решать вопрос о прекращении дела с освобождением от уголовной ответственности только после привлечения и допроса лиц в качестве обвиняемого; предоставить каждому лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело по основаниям, предусмотренным статьями уголовно-процессуального кодекса, права требовать продолжения производства по делу и рассмотрения дела судом в целях полной реабилитации. Право требовать рассмотрения дела судом в соответствии со статьями Конституции должно быть предоставлено и потерпевшему  от преступления.

Основания к прекращению уголовного дела являются сложными, комплексными.

В законе выделяются два общих правовых основания освобождения лица от уголовной ответственности: небольшая общественная опасность совершенного преступления и возможность исправления и перевоспитания лица без применения уголовного наказания.

Кроме этих общих обстоятельств, характерных для всех видов освобождения от уголовной ответственности, выделяются и специфические обстоятельства для каждого вида прекращения дел с освобождением от уголовной ответственности в отдельности.

Многие авторы высказывались за введение формального критерия для определения преступления, не представляющего большой общественной опасности. Однако, формальный критерий не является оптимальным для определения преступлений, не представляющих большой общественной опасности, но необходим для отделения от этой  категории деяний  малозначительных преступлений. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство содержит определенные критерии, позволяющие выделить среди преступлений деяния, не представляющие большой общественной опасности. Это дает возможность дифференцированно подходить к решению вопроса об освобождении от уголовной ответственности и учитывать социальные, ситуационные и психологические особенности каждого случая совершения общественно-опасного деяния.

Многие ученые считают, что между малозначительным и не представляющим большой общественной опасности преступлениями не может быть знака равенства, и приводят дополнительные аргументы. С целью упорядочения практики применения уголовного кодекса  предлагается определить круг преступлений, относящихся к категории малозначительных, изложив его следующим образом: «Другое малозначительное преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 1 года или иное более мягкое наказание, если по характеру совершенного деяния и личности обвиняемого он может быть исправлен без применения уголовного наказания с помощью мер общественного воздействия».

Для устранения двойственного понятия малозначительного деяния в работе обосновывается необходимость слово «малозначительность» заменить словом «незначительность»: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу незначительности не представляющее общественной опасности».[2]

В работе подробно исследуются общие положения процессуального порядка прекращения уголовных дел по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным кодексом.

Основания и порядок прекращения дела в ходе предварительного следствия. Следователь, прокурор вправе прекратить уголовное дело по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 37 и 38УПК РК.

Статья 37 УПК РК предусматривает обстоятельства, исключающие уголовное преследование, а именно: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению:

1) за отсутствием события преступления;

2) за отсутствием в деянии состава преступления;

3) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенные деяния;

4) за истечением срока давности;

5) за отсутствием жалобы потерпевшего — по делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 33 и частью первой статьи 34УПК РК, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 33 и частью второй статьи 34УПК РК;

6) за примирением потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым в случаях, предусмотренных статьей 67 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также при отказе частного обвинителя от обвинения — по делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи УПК РК, за исключением случаев, предусмотренных частью второй этой же статьи;

7) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению либо иное неотмененное судебное постановление, установившее невозможность уголовного преследования;

8) в отношении лица, об отказе от уголовного преследования которого по тому же обвинению имеется неотмененное постановление органа уголовного преследования;

9) в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, кроме случаев, когда возбуждение уголовного дела необходимо для применения к нему принудительной меры медицинского характера;

10) в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможно возложение уголовной ответственности;

11) в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или расследования дела в отношении других лиц;

12) в отношении лица, подлежащего освобождению от уголовной ответственности в силу положений Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой  статьи 37 УПК РК, как при доказанности отсутствия события преступления или отсутствия состава преступления, так и при недоказанности их наличия, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств.

Уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой ст.37 УПК РК, и в случаях, когда причинение обвиняемым (подозреваемым) вреда является правомерным либо деяние совершено обвиняемым (подозреваемым) при обстоятельствах, которые в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан исключают его преступность и уголовную ответственность.

Прекращение дела по основаниям, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 37 УПК РК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания.

Орган уголовного преследования, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела. Прокурор вправе также до начала рассмотрения дела в главном судебном разбирательстве отозвать его из суда и прекратить по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

Государственный обвинитель, обнаружив в суде обстоятельства, исключающие уголовное преследование, обязан заявить об отказе от обвинения. Заявление государственного обвинителя об отказе от обвинения не препятствует продолжению рассмотрения уголовного дела, если частный обвинитель продолжает поддерживать обвинение.

Суд, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, обязан разрешить вопрос о прекращении уголовного дела.

До принятия решения о прекращении дела в связи с освобождением от уголовной ответственности необходимо со всей полнотой и достоверностью установить обязательства, составляющие предмет доказывания по уголовному делу. Должно быть установлено, что совершено преступление, не  представляющее большой общественной опасности или малозначительное, что оно совершено именно тем лицом, в отношении которого ставится вопрос о прекращении уголовного дела, и что это лицо виновно в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности. Установленные расследованием обстоятельства должны быть отражены в описательной части постановления о прекращении уголовного дела.

Освобождение от уголовной ответственности во многих случаях практически влечет  и освобождение от материальной ответственности (по нашим данным 50% причиненного преступлением материального ущерба по делам, прекращенным по основаниям уголовно-процессуального кодекса, не возмещается). В этой связи в работе  обосновывается необходимость расширения компетенции комиссии по делам несовершеннолетних, судьи (суда) по этому вопросу. Вместе с тем заглаживание причиненного преступлением вреда должно рассматриваться как одно из условий освобождения от уголовной ответственности. Поскольку по смыслу закона при прекращении дел должен учитываться характер наступивших последствий, то  необходимо прямо указать на то, что на момент прекращения дела по этому основанию лицо должно возместить причиненный имущественный ущерб.

Осуществляя надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия по расследованию преступлений, прокуроры обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечить неотвратимость ответственности за преступление, а также принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Закон предусматривает обязательное участие прокурора при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших малозначительные преступления и преступления, не представляющие большой общественной опасности. Это участие проявляется в даче прокурором согласия на прекращение уголовного дела. Без согласия прокурора постановление следователя или органа дознания о прекращении дела с освобождением лица от уголовной ответственности юридической силы не имеет. В этой связи, а также учитывая сложность оснований к прекращению уголовного дела, обосновывается вывод о необходимости обязательного производства проверки прокурором законности и обоснованности принятого решения об освобождении лица от уголовной ответственности и определяется круг конкретных полномочий при производстве этой проверки. Автор предлагает ввести в уголовно-процессуальные кодексы в виде специальной нормы положение о том, что прокурору должно быть предоставлено право при даче согласия на прекращение уголовного дела, в необходимых случаях, лично беседовать с лицами, в отношении которых решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности.[3]

В работе аргументируется предложение о введении в уголовно-процессуальный закон нормы, предоставляющей обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также законным представителям несовершеннолетнего обвиняемого право знакомиться с материалами прекращенного уголовного дела.

Постановление о прекращении уголовного дела по основаниям уголовно-процессуального кодекса имеет общеобязательное и преюдициальное значение. Общеобязательность постановления заключается в том, что вынесенное в соответствии с требованиями закона оно является обязательным для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Преюдициальное значение постановления о прекращении уголовного дела состоит в том, что наличие этих актов исключает право вторичного возбуждения дела, производства расследования и судебного разбирательства против того же лица и по тому же обвинению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Однако, постановление о прекращении уголовного дела не имеет преюдициального значения для комиссии по делам несовершеннолетних, народного судьи (суда), ибо констатация виновности лица в совершении преступления следователем или органом дознания не является обязательной для этих органов. Постановление имеет для них лишь ту обязательную силу, что соответствующий орган должен принять материалы прекращенного уголовного дела и рассмотреть их, но при рассмотрении этих материалов он совершенно самостоятельно устанавливает все обстоятельства, имеющие значение для принятия по ним решения.

В связи с отсутствием гарантий стабильности постановления о прекращении уголовного дела на предварительном следствии и дознании автор предлагает указать, что вышестоящий прокурор вправе своим постановлением, при наличии к тому оснований, отменить постановление о прекращении уголовного дела лишь в течение 1 года с момента вступления постановления в законную силу.

Для прекращения уголовного дела необходимо достаточно полное установление следующих обстоятельств: преступление не представляет большой общественной опасности, несовершеннолетие обвиняемого, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего правонарушителя, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, наличие взрослых подстрекателей.

При прекращении дела с передачей виновного на поруки необходимо установить, что совершенное преступление не представляет большой общественной опасности, не повлекло тяжких последствий, совершивший деяние не представляет большой общественной опасности, лицо признало себя виновным в совершении преступления и чистосердечно раскаялось, это лицо не было осуждено за совершение умышленного преступления и не передавалось на поруки, совершивший преступление не настаивает на рассмотрении дела в суде, имеется ходатайство общественной организации или трудового коллектива о передаче на поруки.

Постановление о прекращении уголовного дела следовало бы объявлять обвиняемому и потерпевшему под расписку на постановлении. В случае, если обвиняемый или потерпевший настаивают на рассмотрении дела в суде, их заявления, а также указанные ими причины фиксируются в постановлении перед подписью. Обосновывается необходимость распространения такого порядка на все основания уголовно-процессуального кодекса. Это обеспечивало бы не только осуществление обвиняемым и потерпевшим права требовать разрешения дела судом, но и повышало бы воспитательное и предупредительное значение решения о прекращении уголовного дела.

Так как установление виновности в стадии предварительного расследования происходит на уровне вменения в вину содеянного, что и получает свое определение в понятиях «обвинение», «обвиняемый», предлагается заменить термин «виновный» на «обвиняемый».[4]

Анализируя практику решения вопроса об освобождении лиц от уголовной ответственности по каждому из оснований выявляются определенные тенденции. Принимая решение о прекращении уголовного дела по основаниям уголовно-процессуального кодекса, органы дознания и следователи учитывают как общие обстоятельства, так и особенные для данного основания. Но зачастую принятое решение обосновывается обстоятельствами, которые предусмотрены законом, но не для данного основания прекращения дела, а для другого. В решениях указываются обстоятельства, прямо не предусмотренные законом. Так, на практике из 250 прекращенных уголовных дел органы дознания и следователи а 47% случаев мотивируя решение, ссылались на отсутствие судимости, в 33% — на признание вины и чистосердечное раскаяние, в 13% — на противоправное поведение потерпевших, в 13% — на то, что обвиняемые имеют на иждивении несовершеннолетних детей, в 7% — на постоянное место жительства обвиняемого и на другие обстоятельства неправомерного характера. Вместе с тем, в 87% уголовных дел в постановлении не указываются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности содеянного, в 40% дел — о совершении преступление впервые, в 20% дел —  обстоятельства, положительно характеризующие личность обвиняемого и позволяющие исправить его мерами общественного воздействия.

В связи с тем, что постановление о прекращении уголовного дела определяет предмет и пределы рассмотрения дела комиссией по делам несовершеннолетних, судьей важное значение имеет полная информированность этих органов об обстоятельствах, характеризующих деяние и личность правонарушителя.

Статья 38 УПК РК предусматривает обстоятельства, позволяющие не осуществлять уголовное преследование.

Суд, прокурор, а также с согласия прокурора следователь или орган дознания, при наличии соответствующих обстоятельств, вправе прекратить уголовное дело с освобождением лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим обстоятельствам, предусмотренным в Уголовном кодексе Республики Казахстан. Суд в таких случаях вправе также постановить обвинительный приговор с освобождением от уголовной ответственности.

Государственный обвинитель, обнаружив в суде обстоятельства, позволяющие не осуществлять уголовное преследование, вправе заявить отказ от уголовного преследования обвиняемого. Заявленный государственным обвинителем отказ от уголовного преследования не препятствует частному обвинителю продолжать уголовное преследование обвиняемого с использованием материалов уголовного дела.

До прекращения уголовного дела обвиняемому (подозреваемому) должны быть разъяснены основание прекращения дела и право возражать против его прекращения по этому основанию.

О прекращении уголовного дела уведомляется потерпевший, который вправе обжаловать постановление органа, ведущего уголовный процесс, в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору.

Прекращение уголовного дела по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый, обвиняемый или потерпевший против этого возражают. В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

При недоказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, уголовное дело прекращается на основании пунктов 1 или 2 части первой статьи 37 УПК РК. В этом случае следователь, прокурор должен принять все предусмотренные законом меры по реабилитации лица и возмещению материального вреда, причиненного ему в результате незаконного задержания или ареста.

Если по делу привлечено несколько подозреваемых, обвиняемых, а основание к прекращению относится не ко всем подозреваемым, обвиняемым, то уголовное преследование прекращается в отношении отдельных подозреваемых, обвиняемых.

О прекращении уголовного дела выносится мотивированное постановление.

В вводной части постановления указываются время и место его составления, фамилия и должность следователя.

В описательно-мотивировочной части постановления излагаются обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению дела, и результаты его расследования с указанием данных о лицах, подозревавшихся или обвинявшихся по делу в совершении преступления, его сущности, уголовно-правовой квалификации и применявшихся мерах пресечения.

В резолютивной части постановления излагается решение о прекращении дела со ссылкой на статью (часть, пункт) УПК РК, послужившую основанием для прекращения дела, а также указание об отмене меры пресечения, об отмене ареста на имущество, об отмене временного отстранения от должности, ареста на корреспонденцию, прослушивания и записи переговоров, о судьбе вещественных доказательств.

В случаях, когда по закону прекращение дела допускается только по согласию обвиняемого или потерпевшего, о наличии такого согласия должно быть указано в постановлении.

При прекращении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части первой и частью третьей статьи 37 УПК РК, не допускается включение в постановление формулировок, ставящих под сомнение невиновность лица, в отношении которого прекращено дело.

Копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору.

Постановление следователя о прекращении уголовного дела может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, их защитниками, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями, а также лицом или представителем государственного органа или организации, по заявлениям которых было возбуждено дело, прокурору, осуществляющему надзор за следствием.

В случаях, когда прекращение дела произведено с согласия прокурора, постановление обжалуется вышестоящему прокурору.

Отказ прокурора в удовлетворении жалобы, поданной в связи с прекращением уголовного дела, может быть обжалован в суд по правилам статьи 109 настоящего Кодекса.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе  были рассмотрены вопросы, связанные с основными формами окончания предварительного следствия. Можно сделать следующие выводы:

  • Производство предварительного следствия заканчивается:

—  составлением обвинительного заключения;

—  постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

  • постановлением о прекращении дела.
  • Составление обвинительного заключения является основной формой окончания предварительного следствия, когда по уголовному делу собраны достаточные доказательства и обвиняемый предается суду;
  • Обвинительное заключение является юридически значимым завершающим процессуальным документом, в котором систематизируются все материалы уголовного дела.
  • Постановление о направлении дел в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера является особым видом окончания предварительного следствия и имеет свои специфические особенности в процессуальном порядке
  • Прекращение уголовного дела является одной из одной из форм окончания предварительного следствия, основания для которого исчерпывающий характер. Основания прекращения уголовного дела классифицируются на реабилитирующие и нереабилитирующие
  • О вынесении любого процессуального документа, которым оканчивается предварительное следствие, уведомляются обвиняемый, потерпевший и граждане или должностные лица, по заявлениям которых было возбуждено уголовное дело, а копии направляются прокурору.

Список использованной литературы 

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 206-1 (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. N 307-1)
  2. Постановление Пленума Верховного суда РК от 9 июля 1999 года «О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера».
  3. Сулейменова Г.Ж. Уголовный процесс РК. А., 1999
  4. Уголовный процесс. Под редакцией Гуценко К.Ф. М., 1997
  5. Уголовно – процессуальное право РФ. Под редакцией Лупинской П.А. М., 1999г
  6. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве:их виды, содержание и формы. М., 1976 г.
  7. Никитина Л.В. Прекращение дела в стадии предварительного расследования с освобождением лиц от уголовной ответственности. Саратов, 1981

[1] Уголовно – процессуальное право РФ. Под редакцией Лупинской П.А. М., 1999г, с. 208

[2] [2] Никитина Л.В. Прекращение дела в стадии предварительного расследования с освобождением лиц от уголовной ответственности. Саратов, 1981, с. 19

[3] Никитина Л.В. Прекращение дела в стадии предварительного расследования с освобождением лиц от уголовной ответственности. Саратов, 1981, с. 23

[4]  Никитина Л.В. Прекращение дела в стадии предварительного расследования с освобождением лиц от уголовной ответственности. Саратов, 1981, с. 37