Банковское право и законодательство реферат
ТЕМА: БАНКОВСКОЕ ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА…………………………………
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………9
Глава 3. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в республике казахстан…………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..15
Введение
По мере развития банковской деятельности, укрепления рыночной экономики, стабилизации кредитно-финансовой системы Казахстана все более значимым и тонким становится механизм правого регулирования, все более весомые суммы оспариваются в арбитражных процессах, судьба которых не в последнюю очередь определяется квалификацией юриста.
Практическое значение банковского законодательства возрастает и в связи с тем, что в предпринимательской деятельности сегодня участвуют миллионы людей. В итоге огромное количество людей, работающих в государственном и частном секторах, зависят от состояния банковской системы и законности банковской деятельности. В литературе и средствах массовой информации постоянно публикуются материалы о медленном прохождении денежных средств, особенно государственных, бюджетных, о надежных и ненадежных банках, о законных и незаконных денежных операциях.
Все это и многое другое превращает банковское право в одну из самых необходимых и используемых отраслей права. Основы банковского права теперь нужно знать не только юристу, где бы он ни работал, но и руководителю предприятия, менеджеру, работнику налоговых служб. Иметь хотя бы общее представление об основах банковского права необходимо любому активно действующему в сфере экономики гражданину. И конечно же, знать и глубоко анализировать нормы банковского законодательства должен юрист, связывающий свою профессиональную деятельность с банком. Ведь от его умения и знания во многом зависит благополучие банка. И наоборот, ошибки и незнание юриста могут привести к крупным финансовым потерям.
Ознакомление с банковским правом, глубокое его изучение связано со многими трудностями. Одна из них – наличие огромного массива нормативно-правовых актов, которые не всегда публикуются или согласуются друг с другом. Большинство норм банковского права требует серьезного осмысления, поскольку они используют далекие от юриста термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования банковской деятельности до сих пор не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе. Кроме того, изучение банковского права предполагает хорошее знание основных теоретических положений и норм гражданского и хозяйственного права.
Глава 1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА
Под словом «право» понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Право возникает вместе с государством и находится с ним в тесной взаимосвязи. Право не может развиваться и функционировать без государства. Право -результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений.
Норма права всегда имеет общий характер и предполагает возможность своего неоднократного применения. «Норма» — в переводе с латинского означает правило, образец. Каждая норма права содержит общее правило поведения, в ней как бы просматривается модель поведения. Норма права — своеобразный «кирпичик», из которого складывается здание правовой системы государства.
Согласно Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» «норма права (правовая норма) — общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации»[1].
Совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества, составляет отрасль права.
Отрасли права различают, прежде всего, по предмету своего регулирования.
Предмет правового регулирования каждой отрасли (т.е. определенный вид общественных отношений) имеет специфику, что, в свою очередь, определяет и особенности правового регулирования данных отношений.
Дополнительным основанием для разграничения права на отрасли считается метод правового регулирования. Под методом правового регулирования понимается совокупность присущих для данной отрасли права приемов воздействия на общественные отношения.
Если предмет правового регулирования позволяет обнаружить ту сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод правового регулирования выступает средством этого воздействия, регулирования, что также характеризует (наряду с предметом) данную отрасль права.
По вопросу, что же такое «банковское право»[2] существует множество различных точек зрения. Так, М.М. Агарков считал, что банковское право в основном представляет собой специальный отдел торгового права, посвященный банкам. Полагая, что занятие банковским правом предполагает знакомство с гражданским правом и требует основательного знакомства с теорией кредита и денежного обращения[3].
По мнению А.И. Худякова, банковское право как правовой институт является комплексным, т.е. состоящим из норм и финансового, и гражданского права. Однако водораздел между этими отраслями права, как считает А.И. Худяков, заключается в том, что банковская деятельность, осуществляемая государственными банками, является предметом финансового права (включая и договоры банковского счета, и банковской ссуды, которые в данном случае приобретают характер финансово-правовых договоров), а деятельность, осуществляемая частными банками, — предметом гражданского права. Ту часть банковского права, которая посвящена банковской деятельности как разновидности финансовой деятельности государства, А.И. Худяков предлагает именовать финансово-банковским правом[4].
И.С. Гуревич считает, что банковское право является особой подотраслью финансового права[5].
Иной точки зрения придерживается Л.Г. Ефимова, полагая, что «те общественные отношения, которые в известной степени регулируются «банковским правом», нельзя признать настолько своеобразными, чтобы они смогли составить предмет отдельной отрасли права». Указанные общественные отношения, по мнению Л.Г. Ефимовой, регулируются нормами разных отраслей права, главным образом гражданского, финансового, административного[6].
В точки зрения американских юристов банковское право — это весьма многогранный термин. Он охватывает не только общие принципы организации и деятельности банков, но и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг[7].
Банковское право является комплексным правовым институтом, формируемым на стыке финансового, административного и гражданского права. Так, финансовое право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Для финансового права характерны императивный — «односторонне-властный» метод воздействия на регулируемые им отношения, а также диспозитивный — «договорный» метод. Императивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками:
- предписание государства выражено в форме одностороннего правового акта, носящего нормативный характер;
- это предписание детально регламентирует поведение сторон;
- взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
- стороны не вправе отступать от исполнения предписании государства;
- исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым государством либо через суд, либо в одностороннем порядке;
- возможность выбора поведения, в том числе на основе соглашения сторон, либо вообще отсутствует, либо касается каких-либо несущественных моментов;
- неисполнение предписания влечет за собой юридическую ответственность сторон (обычно административную и уголовную);
- субъект, представляющий в финансовом правоотношении государство, наделен более широкими правами и, как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписании государства[8] .
Этот метод широко используется Национальным Банком Республики Казахстан, являющимся органом государственного управления, в его взаимоотношениях с банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Гражданско-правовому регулированию названных общественных отношений присущ свой метод, под которым понимается совокупность приемов, способов воздействий на участников тех или иных гражданских отношений. Он характеризуется равенством этих участников, диспозитивностью (закреплением возможности выбора ответственности за нарушение прав, а также особым способом разрешения конфликтов в арбитражном или третейском суде). Отношения, регулируемые гражданским правом, складываются в процессе деятельности Национального Банка Республики Казахстан как хозяйствующего субъекта, а также в процессе деятельности банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления, возникающие в ходе формирования структур власти, установления ее компетенции. Административное право регулирует в основном исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления. В нашем случае органом государственного управления выступает Национальный Банк Республики Казахстан.
Более подробно хотелось бы рассмотреть отношения, складывающиеся между Национальным Банком Казахстана и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, регулируемые нормами административного права.
Административное право — поведенческая отрасль права и она состоит из организованных воедино юридических норм.
Особенно тщательно административное право регламентирует использование органами исполнительной власти, должностными лицами и работниками силовых структур административного принуждения.
Административное принуждение означает организационное, физическое или психологическое воздействие органов государственного управления на определенных лиц с целью заставить их силой соблюдать предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушений — налагать на них административные взыскания.
Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) административно-восстановительные меры; 4) административная ответственность.
Наиболее часто применяемым видом административного принуждения является административная ответственность. Административная ответственность представляет собой систему административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо, как правило, органами государственного управления.
Основанием для возникновения административной ответственности служит совершение лицом административного правонарушения. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административным законодательством устанавливаются различные виды административных взысканий. К ним относятся: 1. Предупреждение; 2. Штраф — наиболее типичная мера административного взыскания.
Принятый 29 июня 1998 года Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» существенно расширил права, предоставленные Национальному Банку Республики Казахстан, как органу государственного управления. Нацбанку было предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы[9]. Этим же законом в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» была включена новая глава «Ответственность за нарушения, связанные с банковской деятельностью». Национальному Банку Казахстана теперь дано право наложения и взыскания штрафа (пени) на банки (должностное лицо банка). В случае же наложения взыскания на банк его должностные лица к административной ответственности за данное правонарушение не привлекаются.
Согласно вновь введенной статье 74-6 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», Национальный Банк вправе наложить на банк и взыскать с него за:
а) систематическое (два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) несвоевременное представление или представление в Национальный Банк информации, не содержащей сведений, представление которых требуется в соответствии с банковским законодательством, либо представление недостоверных сведении (информации) — штраф до 400-кратного размера месячного расчетного показателя;
б) невыполнение в установленный Национальным Банком срок письменных предписаний об устранении нарушений — штраф до 450-кратного размера месячного расчетного показателя;
в) неоднократное (два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушение установленных Национальным Банком пруденциальных нормативов и (или) других обязательных к соблюдению норм и лимитов — штраф до 500-кратного размера месячного расчетного показателя;
г) осуществление операций и сделок, запрещенных в соответствии с Указом, либо выходящих за пределы его правоспособности, — штраф в размере до 0,1 процента от суммы сделки либо до 50 процентов от суммы полученного дохода по операциям;
д) проведение банковских операций без соответствующего отражения их результатов в бухгалтерском учете — штраф в размере суммы, которая не была учтена;
е) ведение бухгалтерского учета в нарушение установленных стандартов или методов (принципов) бухгалтерского учета либо составление банковской или иной отчетности, приведшее к искажению содержащихся в ней показателей, либо сведений о выполнении пруденциальных нормативов и (или) других обязательных к соблюдению норм и лимитов, определенных банковским законодательством, — штраф в размере до 5 процентов от суммы, которая была учтена ненадлежащим образом, либо в сумме не более 500-кратного размера месячного расчетного показателя;
ж) нарушение порядка открытия и закрытия банковских счетов клиентов — штраф до 500-кратного размера месячного расчетного показателя.
Суммы штрафов, взысканных с банков по основаниям, приведенным выше, перечисляются в республиканский бюджет.
Таким образом, законодатель существенно расширил полномочия Национального Банка Республики Казахстан как органа государственного управления.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что банковское право является комплексным правовым институтом, формируемым на стыке финансового, гражданского и административного права, и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих организацию и деятельность Национального Банка Республики Казахстан, банков, а также организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В юридической науке под источниками законодательства понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.
Необходимо подчеркнуть, что источником права является только тот государственный правовой акт, который содержит нормы поведения, общие правила.
Современная наука выделяет несколько источников права:
а) правовой обычай — правило, выработанное народом в процессе его исторического развития, которое вошло в привычку и закреплено государством. Ссылку на правовой обычай, мы видим, в частности, в Гражданском кодексе Республики Казахстан.
б) правовой прецедент — решение государственного органа, принимаемое за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Существует в США, Великобритании и некоторых других странах.
в) нормативный правовой акт — официальный письменный документ, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
В Республике Казахстан к числу нормативных правовых актов относятся законы, указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства, нормативные акты государственных органов.
К источникам банковского права относятся Конституция Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О государственном предприятии», «О лицензировании», законы Республики Казахстан «О банкротстве», «О валютном регулировании», «Об акционерных обществах», другие законодательные и нормативные правовые акты.
К источникам права относятся также и международные договоры. Согласно Конституции Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона[10].
Глава 3. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в республике казахстан
Банковской деятельностью согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»[11] является осуществление банковских операций, а также проведение иных операций банками. Согласно Указу Президента, имеющему силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» осуществление банковских операций, а также иных операций, осуществляемых банками в соответствии с банковским законодательством, операций с иностранной валютой, относимых в соответствии с законодательством к валютным операциям, деятельность клиринговых и расчетных организаций, аудиторская проверка банковской деятельности подлежат обязательному лицензированию.
К банковским операциям относятся:
- прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
- открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организации, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
- открытие и ведение металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;
- кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет;
- переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег;
- учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств юридических и физических лиц;
- ссудные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- доверительные (трастовые) операции: управление деньгами, аффинированными драгоценными металлами и ценными бумагами в интересах и по поручению доверителя;
- клиринговые операции: сбор, сверка, сортировка и подтверждение платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых позиций участников клиринга;
- сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;
- ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легкореализуемых ценных бумаг и движимого имущества;
- выпуск платежных карточек;
- инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей;
- организация обменных операций с иностранной валютой;
- прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);
- выпуск чековых книжек.
Все банковские операции банки и другие юридические лица вправе осуществлять только при наличии лицензии Национального Банка Казахстана.
Как отмечалось выше, банки вправе проводить и иные операции. Такие как:
- покупка, прием в залог, учет, хранение и продажа аффинированных драгоценных металлов (золота, серебра, платины, металлов платиновой группы) в слитках, монет из драгоценных металлов;
- покупка, прием в залог, учет, хранение и продажа ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
- операции с векселями: принятие векселей на инкассо, предоставление услуг по оплате векселя плательщиком, а также оплата домицилированных векселей, акцепт векселей в порядке посредничества;
- выдача гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;
- выдача поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
- сдача в аренду имущества с сохранением права собственности арендодателя на сдаваемое в аренду имущество на весь срок действия договора (лизинг);
- эмиссия собственных ценных бумаг (за исключением акции);
- факторинговые операции1: приобретение права требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;
- форфейтинговые операции: оплата долгового обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца.
Все эти операции банки вправе осуществлять при наличии лицензии Национального Банка Республики Казахстан.
В случае проведения банковской деятельности без соответствующей лицензии Национального Банка доходы от этих операций (деятельности) изымаются в республиканский бюджет в установленном законодательством порядке.
При осуществлении банковской деятельности банки должны придерживаться правил, определяющих общие условия проведения операций, и внутренних правил.
Правила об общих условиях проведения банковских операций утверждаются советом директоров банка (в закрытом акционером обществе в случае отсутствия данного органа — общим собранием акционеров). В них указываются: предельные суммы и сроки принимаемых депозитов и предоставляемых кредитов; предельные величины ставок вознаграждения по депозитам и кредитам; условия выплаты вознаграждения по депозитам и кредитам; требования к принимаемому банком обеспечению; ставки и тарифы на проведение банковских операций; права и обязанности банка и его клиентов, их ответственность, а также иные условия, требования и ограничения, которые совет директоров банка считает необходимым включить в общие условия проведения операций.
Внутренние правила банка определяют структуру, задачи и полномочия подразделений банка; структуру, задачи, функции и полномочия службы внутреннего аудита, кредитного комитета и других постоянно действующих органов; права и обязанности руководителей структурных подразделений; полномочия должностных лиц и работников банка при осуществлении ими сделок от его имени и за его счет.
Правила об общих условиях проведения операций предоставляются банком по первому требованию клиента. Необходимо отметить, что банки не вправе отказывать клиенту в предоставлении информации о возможных рисках, связанных с проведением банковской операции.
Заключение
Понятие банка само по себе является понятием экономическим, а не юридическим, однако оно необходимо для изучения правовых вопросов, так как закон связывает с наличием банка определенные юридические последствия.
В Республике Казахстан законодательно решить вопрос о том, что же такое банки попытались впервые в 1990 году. Банками были признаны учреждения, уполномоченные привлекать денежные средства с целью их размещения, а также осуществлять иные банковские операции. Согласно Закону Казахской Советской Социалистической Республики «О банках и банковской деятельности», принятому 7 декабря 1990 года, банки являются юридическими лицами, имеющими свой устав и действующими на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Развитие рыночных отношений требовало обновления законодательства, в том числе и банковского. 14 апреля 1993 года принимается Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан», согласно которому банк — учреждение, уполномоченное привлекать денежные средства и размещать их на условиях возвратности, платности и срочности.
Центральный банк страны — Национальный государственный банк Казахской ССР — согласно Уставу, утвержденному постановлением Верховного Совета Казахской ССР 20 июня 1991 года, был наделен правом действовать на принципах полного хозрасчета (как и любой другой банк), и в то же время ему были предоставлены право законодательной инициативы и право издавать обязательные для исполнения нормативные акты по вопросам банковской деятельности, а также осуществлять проверку деятельности других банков и, в случае нарушений ими (банками) нормативных актов, применять к банкам меры воздействия, — т.е. Нацгосбанку были даны и функции государственного органа.
Бурное обновление законодательства не оставило в стороне такой вопрос как статус центрального банка государства. Согласно Закону Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан», принятому 14 апреля 1993 года, Нацбанк является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Организационно-правовая форма законодателем не была определена. За Национальном банком были сохранены надзорные и контрольные функции, а также издание нормативных актов по вопросам банковской деятельности. Права законодательной инициативы вышеуказанным законом Нацбанк был лишен.
Таким образом, в настоящее время дать четкое определение, что же такое банк, исходя из действующего законодательства, не представляется возможным. Очевидно, вся проблема в том, что Национальный Банк Казахстана перенял функции Государственного Банка СССР, который был «наделен необходимыми правами и контрольными функциями в отношении своей клиентуры. Осуществляя кредитование, Госбанк СССР действовал как хозяйственная организация и одновременно как орган государственного управления в области кредитования, поскольку в отношении других организаций он осуществляли собственно управленческие функции. На основе и во исполнение законов, постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР Госбанк СССР издавал инструкции и приказы, обязательные для других организаций, являющихся его клиентами.
Список использованной литературы
- Указ Президента РК, имеющий силу закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», Назарбаев Н.А., от 31 августа 1995 г.
- Закон Республики Казахстан «О вексельном обращении»от 28 апреля 1997 г.
- Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании» от 24 декабря 1994 г.
- Осипов Е.Б. “Понятие банка и банковской деятельности в РК” // Актуальные проблемы коммерческого законодательства и практика его применения. – А., 1996.
- Ефимова Л.Г., “Банковское право”, М.: 1997.
- Агарков М.М., “Основы банковского права”, М.: 1994.
[1] Казахстанская правда. 28 марта 1998 г.
[2] М.М. Агарков в своих работах использовал термин «банковое пряно» -См.: АгарковМ.М. Основы банкового права: Курслекций. Изд.2-е. М., Изд-во БЕК. 1994.
[3] Там же. С. 13-14.
[4] Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы, Жетi жаргы. 1995.
[5] Гуревич И.С. Очерки советского банковского права. Л., 1952.
[6] Ефимова Л.Г. Банковское право. М., Изд-во БЕК. 1994 г.
[7] Поллард А.М., ПассейкЖ.Г, ЭллисК.Х., ДейлиЖ.П. Указ. раб. С. 5.
[8] Худяков А.И Финансовое право Республики Казахстан: (Общая часть). Алматы, Каржы-каражат. 1995. С.36.
[9] Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1998. № 11-12, ст. 176.
[10] Конституция Республики Казахстан. Алматы. «Жетi жаргы». 1995.
[11] Предпринимательство и право. Сборник нормативных правовых актов / Сост.А.Худяков, Л.Давыдова. Алматы, Жетi жаргы, 1999. С. 503.