Аскар Жумадильдаев – это Второй Великий Абай нашего времени

0

На сайте «АлтынОрда.КЗ» приведены 10 афоризмов известного казахского ученого-математика Аскара Жумадильдаева. (https://www.altyn-orda.kz/kz/kazaktar-zhinalyp-alyp-otirik-angime-ajtyp-otyrady/) Я сделал перевод на русский язык:

«Аскар Жумадильдаев:

  1. У казахов в разговоре много слов и сплетен. Я посоветовал своему сыну не стать математиком, чтобы никто не говорил: «Ему его отец (т. е. А. Жумадильдаев) помог!».
  2. Когда вы идете в мечеть, муллы и казахи собираются и разговаривают друг с другом. Они мне тоже хотят сказать, но я их не слушаю. Говорю: «Не морочьте мне голову!»
  3. Есть два типа страны. Ведущая страна или лидер и ведомая страна. США и Китай — ведущие страны. Казахстан – ведомая страна.
  4. Мудрость Китая привела к приобретению и освоению передовых западных, в первую очередь, американских технологий. Теперь Китай в состоянии сам это производить.
  5. Когда сейчас идешь на поминки, то это как банкет. Есть тамада. Собираются люди и все друг другу лгут.
  6. Есть люди, которые занимают у меня деньги и устраивают свадьбу для своих детей. Зная, что долг не вернется, я (т. е. А. Жумадильдаев) помогаю. Но вскоре, молодые люди разводятся. А родители их, остаются «без штанов» и зачем такие тои?
  7. Отсутствие реальности в нашем обществе происходит из-за отсутствия реализма в нашем сознании. Казахи любят фантазировать.
  8. Смешно думать, что мир узнает казахов благодаря кумысу, мясу и казы (мясное изделие домашнего приготовления, колбаса из конины, которая имеет непередаваемый аромат и нежнейший вкус). Однако 99 % людей в мире знают и любят есть гамбургеры.
  9. Казы и акын, кроме казахов, никому не нужны. На это нужно смотреть реалистично.
  10. Если Казахстан хочет быть вечной страной, он должен стать технократической страной!»

В свое время Великий Абай Кунанбаев призвал казахский народ — людей, живущих во времена кочевого скотоводства, — перейти, как и другие развитые народы и нации, к новому этапу жизни, привлечь казахский народ в пространство мировой цивилизации и реформировать страну. Великий Абай обучал своих учеников и отправлял своих детей в школу — интернат, чтобы они получили достойное образование в то время.

Великий Абай был самым прогрессивным представителем своего времени. Это можно прочитать в трудах Абая: «У нас была возможность проверить кандидатуры для выборов двух судей в каждом избирательном округе. Не каждый может совершать правосудие. Как говорится, чтобы провести «ежедневную встречу на Культобе», нужно знать свод законов, унаследованных от наших предков — «путь Касым хана», «старый путь Есим хана», «Семь установлений» Тауке хана. Но со временем они устаревают и требуют современных корректировок. Отсутствие верховного судьи и ряда судей затрудняет разрешение споров».

Сам Абай смог учиться одновременно в начальной мусульманской и светской русской школе в Семипалатинске. Книги окружали его с детства, его отец подписывался на газеты и журналы, а позже будущий поэт продолжил эту практику. Абай был знаком с арабо — персидской, древнетюркской и западноевропейской литературой.

После встречи с Абаем известный американский писатель Джордж Кеннан похвалил его: «Я знаю старого кыргыза (т. е. казаха) — Ибрагима Кунанбаева, который не только ходит в библиотеку, но даже читает таких авторов, как Милль, Бокль и Дрепер. И они величайшие философы в мире».

Великий Абай призывал спасти казахскую молодежь от зла и грубости через образование и воспитание, за что он активно поддерживал открытие светских школ для казахских детей. В частности, он писал: «Нам нужно забрать детей у родителей, отправить их в школу и обучать их какой — либо профессии. Нам нужно создавать школы, где девочки должны учиться».

Великий Абай был основателем казахской национальной письменной литературы, а его поэзия, оказала и оказывает огромное влияние не только на его современников, но и на будущие поколения казахского народа.

Таким образом, в настоящее время у нас казахов и Казахстана есть Второй Абай – это Аскар Жумадильдаев. Значит, у нас есть шанс и есть будущее!

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета