КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра археологии и этнологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Историко-краеведческий музей города Уральска
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА………….8
2 ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА………………………………………...............................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………...52
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… ……....59
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Музееведение определяет как науку, отвечающую на вопрос, что такое музей. Такая постановка вопроса заставляет рассматривать музей как неизменный институт, функционирующий в условиях стабильного общества. Возникающая в результате модель музея становится одновременно описательной и нормативной: мы, с одной стороны, сводим к ней всё многообразие музейной жизни, а с другой, - используем её как инструмент организации, закрепляя существующее положение вещей. Даже обращаясь к истории, мы обычно фиксируем стабильные исторические типы музеев и уделяем гораздо меньше внимания переходам между ними.
В определённом смысле, музей – консервативное учреждение. Как институт исторической памяти, обеспечивающий устойчивость в обществе нетрадиционного типа, он действительно должен обладать стабильностью и не может зависеть от сиюминутных веяний. Вместе с тем, если музей не обновляется, не меняется, то, сохраняя, вероятно, связь с историей, он теряет связь с жизнью, с живой культурой своего времени.
Осуществлению проводимых экономических и политических реформ в Республике Казахстан должны служить все средства массовой работы разных учреждений культуры, действующих в соответствии со своими профилями и спецификой. Музейное дело Казахстана, как специфическая сфера общественной работы, имеет свое отношение к науке, образованию, культуре и не остается в стороне от тенденций общественного развития Республике Казахстан. В условиях возрождения национального самосознания казахского народа, укрепления суверенитета и независимости, открылись возможности пересмотреть старые догматические взгляды на историю и культуру. Огромный вклад в этот процесс могут внести музеи, которые являются хранилищами духовных и материальных ценностей народа.
Музей, так же определяется как научно-просветительское учреждение именно потому, что в основу всей его деятельности положены вещественные первоисточники научных знаний. Поэтому проводимая музеями Казахстана научно-просветительская и научно-исследовательская работа помогает сделать культурные ценности достоянием широких народных масс, помогает идейно-целеустремлённому зрительному восприятию экспонируемых музейных предметов.
Музеи собирают, хранят, изучают, систематизируют, показывают в своих экспозициях множество памятников истории, искусства, и тем самым стремятся подвести посетителей к пониманию закономерных тенденций развития общества. Вот основное теоретические и научные направления музееведения.
Таким образом, можно отметить, что существенным признаком музея является собрание музейных предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее учету, хранению, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук, используемое в научных и образовательно-воспитательных целях.
Вместе с тем роль и значение музея в современном казахстанском обществе очень высока. За многими вопросами музейной деятельности стоят проблемы государственной деятельности – приобщение к историческому познанию, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, определение национальной идеи, государственной идеологии.
Изучение современной практики музейного дела свидетельствует о постоянном возрастании роли музеев в системе науки и культуры, их влиянии на образование человека. Это относится, в первую очередь, к музеям исторического профиля, обладающим особыми воспитательными возможностями.
В дискуссиях о месте музеев в духовной жизни общества принимали участие, наряду с музееведами и историками, социологи, искусствоведы, архивисты. Их внимание, главным образом, концентрировалось на роли музеев в развитии культуры, образования. Ведь музей посредством своих собраний и специфических методов воздействует на формирование мировоззрения личности, вносит огромный вклад в изучение и сохранение прогрессивных традиций, освоение гуманистического культурного наследия.
Актуальность выбранной темы, определяется тем, что в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, о том, что музеи являются специфическим исследовательским институтом. Научные исследования в основном проводятся на базе музейных собраний, что находит отражение в специальной литературе. Музейные коллекции дают новые импульсы научным исследованиям. Историко-краеведческие музеи вносят свою лепту в охрану исторических и культурных ценностей и кроме научной работы ориентированы на самое широкое использование музейного собрания в образовательных и воспитательных целях.
Актуальность темы с практической точки зрения определяется и тем, что историко-краеведческий музей является центром по изучению истории края, что имеет немаловажное значение в жизни человека, любящего свою родину. Ведь каждый уважающий себя человек стремится знать свои корни, историю края, области, страны в которой он живет. Знание этой истории позволяет людям проникнуться уважением к своим предкам, изучить и перенять их опыт.
Западно-Казахстанский историко-краеведческий музей внес свой весомый вклад в изучение истории области. Много интересных экспонатов - археологических, этнографических, а также отражающих историю современности экспонируются в его залах и хранятся в фондах. Кроме этого, работники музея регулярно создают и проводят выставки, где демонстрируются интересные коллекции, собранные в музее.
Актуальность проблемы во многом обусловлена степенью ее изученности. Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей считается старейшим в Казахстане. В связи с этим в исследовании поднимаются следующие вопросы: обобщение опыта работы Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, история открытия музея, комплектование фондов, оформление экспозиционных залов, формы работы с посетителями. Как сказал глава государства Н.А.Назарбаев: «необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени /1, с. 71/.
Цель дипломной работы состоит в изучении роли и значения деятельности Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
Основные задачи дипломной работы:
– отображение истории Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска:
- рассмотрение экспозиционной деятельности Западно-Казахстанского областного музея.
- изучить научно-фондовую работу музея.
- рассмотреть роль музея в современном обществе.
Объектом изучения дипломной работы является Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей города Уральска.
Предметом дипломной работы является его деятельность в области научно-фондовой работы, научно-исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работы.
Несмотря на то, что Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей считается старейшим в Казахстане, проблемы его развития и научной деятельности до сих пор практически не поднимались в исследователями.
Степень изученности темы. Вопросы истории и деятельности Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея практически не поднимались в научной литературе. Одной из немногих книг, посвященных деятельности музея, стал сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея «Музейное дело Западного Казахстана: история и современность», прошедшей в городе Уральске в 2006 г. /2/. В данном сборнике мы можем познакомиться со следующими статьями: Алтаев Б.Е. «Музей-хранилище социальной памяти», Махимов Т.А. «Бокейординский историко-музейный комплекс – плод независимости», Бураншеева С.К. «Учителя XX века», Атаниязова Г.Е. «Дом-памятник», которые посвящены не только значению краеведческих музеев, но и роли музея как хранителя социальной памяти, истории Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, музея А.С. Пушкина, Е. Пугачева и другим актуальным проблемам отечественного музееведения. Вопросы роли и значения краеведческих музеев поднимаются в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия» /3/, которая прошла 14 декабря 2005 года в городе Алматы в Казахском Национальном университете им. аль-Фараби, где авторы таких статей как: «Музей и культурное наследие» (Доскараева М.К), «Современные образовательные технологии по подготовке специалистов-музееведов» (Жумагулова С.Т.) уделяют особое внимание роли музея в современном обществе, и подготовке специалистов - музееведов. Кукеева М.К. в своей работе под названием «Историко-краеведческая работа в Казахстане» /4/ рассматривает проблемы постановки краеведческой работы с научной точки зрения. Недавно увидела свет книга «Музеи Казахстана» /5/ Мерекеевой С.К., где описаны различные музеи Республики Казахстан и, в том числе, Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей города Уральска.
Также, при написании дипломной работы, автором были использованы учебники и учебные пособия по теории музейного дела. В том числе Юренева Т.Ю. «Музееведение» /6/, где исследуется ряд проблем музееведения, в частности, методика построения экспозиции, формы научно-просветительской работы в музеях. В работе Шулеповой Э.А. «Основы музееведения» /7/ разработана четкая структура научно-исследовательской деятельности музея. У Каулен М.Е. «Экспозиция и экспозиционер» /8/ даётся описание экспозиционной деятельности музейных учреждений. При написании дипломной работы использовалось также учебное пособие для вузов «Музееведение. Музеи исторического профиля» /9/, изданное под редакцией профессоров К.Г. Левыкина и В. Хербста, где излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Здесь рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность. Так же была использована книга известного западного музееведа Кеннета Хадсона «Влиятельные музеи» /10/, где автор описывает наиболее известные музеи мира и их роль в современном обществе. Книга Юреневой Т.Ю. «Музей в мировой культуре» /11/, рассказывает о роли музея в мировой культуре.
Особое внимание автор уделяет рассмотрению проблем построения и роли экспозиции Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Теоретическим вопросам экспозиционной деятельности посвящен сборник статей «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века», где размещена статья Майстровской М.Т. «Музейная экспозиция: тенденции развития» /12/, в которой автор анализирует современное состояние музейного дизайна. Поляков Т.П. в своей книге «Мифология музейного проектирования» /13/, и другой его труд под названием «Как делать музей?» /14/ рассматривает проблемы, встающие перед музееведами при проектировании музейной экспозиции. Был использован сборник статей «Музей и демократия» /15/, в котором представлены такие статьи как: «Об авторитарном и демократическом подходах в музейном деле» Колганова В.Н. «Организация музейной работы в новых условиях» Никишина Н.А, авторы рассматривают музей в новом постсоветском пространстве и то, какую роль на данном этапе развития общества играет музей. Сборник статей «Музей и новые технологии» /16/ содержит статьи следующих авторов: Никишин Н.А. «Музей в глобальных сетях электронных телекоммуникаций», Лебедев А.В. «Технология мультимедиа: возможности и реалии». В данном сборнике рассматриваются особенности применения в музейном учреждении различных технических средств, их значение на современном этапе. Также была использована книга Брюшковой Л.П. «Учёт и проверка наличия музейных ценностей» /17/, где автор уделяет большое внимание учёту фондов и фондовой документации. В сборнике статей «Вестник КазГУ» содержится научная статья Жумагуловой С.Т. под названием «Научное проектирование исторической музейной экспозиции в современной интерпретации» /18/, автор концентрирует своё внимание на проектирование современной музейной экспозиции, и какую функцию музейная экспозиция выполняет в современном обществе.
Основными источниками для написания работы послужили:
Архивные документы Центрального Государственного архива Республики Казахстан – это акт обследования музея за 1936 год /19/, которое было проведено научным сотрудником Центрального Государственного музея КазССР С.А. Поповым, так же была использована переписка директора областного музея Харитонова Г.А с директором Центрального Государственного музея КазССР Жиренчиным /20/, ведомость на рассылку материалов по областям по учёту краеведческой работы в КазССР за 1948 год /21/, годовые отчеты по собранным предметам /22/, использовался тематико-экспозиционный план музея за 1980 год /23/. Также автором проводилась беседа с директором Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея Жоламановым А.Т., с главным хранителем Мырзагалиевой М.К., архивариусом Окасовой С.А. Кроме того, в дипломной работе используются материалы Уральского областного архива, а также ряд материалов, полученных в музейных фондах Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав название первой главы «История создания Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска», название второй главы «Экспозиционная деятельность Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска», заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава «История создания Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска» посвящена описанию истории создания и дальнейшей деятельности музея. Выявлены проблемы в организации музея, изложены сведения о структуре музея.
Во второй главе «Экспозиционная деятельность Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска» собраны материалы об экспонатах, раскрывающих историю развития края.
1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
ГОРОДА УРАЛЬСКА
Уральск – один из древнейших городов Казахстана. История его самобытна и слабо исследована. Хотя ещё в XVIII веке он привлек к себе внимание П.И. Рычкова, что нашло отражение в его сочинении. В XIX веке не безразличными оказались к истории Уральска А. Левшин и В.Н. Витевский.
Во второй половине XIX века описанием истории города занимались А. Рябинин, М. Хорошкин и другие историки и краеведы. В советский период история города Уральска стала объектом внимания К.В. Данилевского и Е.В. Рудницкого, Г.Е. Москалева, Н. Чеснокова, С. Герасимова и А. Белого /24/.
В городе Уральске сосредоточено большое количество памятников архитектуры, многие из них имеют большое культурное и историческое значение. Таким памятником архитектуры является исторически значимое здание, где в настоящее время располагается Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей /рис.1/.
Изучение истории возникновения и развития музеев историко–краеведческого профиля как центров научно-просветительской работы, представляет несомненный интерес, так как в экспонатах этих музеев отражаются общие закономерности исторического развития края и республики в целом. Без изучения истории возникновения музея нельзя представить в полной мере культурное развитие края, нельзя дать полную оценку научно-просветительской деятельности музея.
Изучение истории Западного Казахстана занимает значительное место в материалах Уральского областного историко-краеведческого музея, прошедшего путь своего развития от естественно-исторического музея до современного.