Казахстанский защитник Москвы от фашистов
Учась в 9 классе, я прочитал книгу «Истина и легенда» известного Казахского писателя Азильхана Нуршаихова. Она повествует о жизненном пути Героя Советского Союза, военачальника и писателя Бауыржана Момышулы. Будучи корреспондентом столичной газеты А.Нуршаихов отправляется по заданию редакции на интервью к прославленному батыру. Встречаясь и общаясь с народным героем, А. Нуршаихов составляет сложный портрет личности национального героя Второй мировой войны.
Но мало кто знает, что еще, уже далеком, в 1963 году в испаноязычных газетах было опубликовано интервью лидера кубинской революции, а за одно и одного из самых известных людей нашего времени Фиделя Кастро. Среди многих довольно традиционных и привычных вопросов выделился один: «Кого из героев Второй мировой войны вы могли бы назвать своим кумиром?».
Кастро был книгочеем и имел огромную страсть к книгам. Однажды в его руки попалась повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о подвиге 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Одним из главных героев этой книги являлся, сейчас мало кому в СНГ известный советский офицер из Казахстана Бауыржан Момыш-улы, его-то он и назвал своим героем.
Молодой офицер Бауыржан Момыш-улы пошёл служить в Красную Армию ещё за несколько лет до Великой Отечественной. За это время он успел отучиться на офицера-артиллериста, принял участие в боях на Дальнем Востоке с японской армией, участвовал в походе в Бессарабию. После отправился служить в Алматы, где его и застала Вторая мировая война.
Осенью 1941 года он попросился на фронт добровольцем, как раз в это время в городе формировалась 316-стрелковая дивизия. Уже на этапе создания предполагалось, что это подразделение будет одним из самых боеспособных – в него направляли взрослых мужчин, имевших представление о войне, все они были добровольцами. Момыш-улы был назначен командиром батальона.
Первое же назначение дивизии, где служил Бауыржан Момыш-улы, грозило стать последним – воинскую часть отправили на защиту подступов к Москве. Командование понимало, что наступающие части гитлеровского вермахта просто сметут 316-ю, но необходимо было удерживать столицу до подхода дальневосточных частей. Дело осложнялось тем, что советское командование буквально запрещало изучение в армии оборонительных концепций, предполагалось, что Красная Армия должна побеждать наступательными операциями на чужой земле. За иную точку зрения можно было лишиться своей должности.
Командир дивизии генерал Панфилов разработал тактику ведения спиральных боевых действий. По его мнению, при условии численного превосходства врага, действовать привычными методами равносильно самоубийству. Панфиловской дивизии пришлось держать фронт протяжённостью более 40 километров, хотя по всем нормативам военного времени оборонять они могли лишь 12 километров. В такой ситуации любой концентрированный удар врага прорвал бы оборону. В связи с этим Панфилов предложил: подразделению не нужно было устраивать целый оборонительный фронт. Вместо этого нужно было наносить удар по движущейся вражеской колонне, и, после непродолжительного боя, уходить в сторону от наступающего врага. Попутно за отступающей дивизией организовывались небольшие засады и очаги сопротивления, которые заманивали врага в сторону отступающих, попутно задерживая. После того, как враг растягивался, дивизия резко меняла направление и вновь возвращалась для удара по основным силам. Такие беспокоящие удары сильно растягивали силы врага, что сильно замедляло его продвижение. В итоге дивизия не только выжила, вопреки всем прогнозам, но и сделала эта героически, за что и была переименована в 8-ю гвардейскую Панфиловскую.
Необходимо заметить, что генерал Панфилов разработал лишь теорию, но лучше всех в жизнь, т.е. в практику, воплотил её именно комбат Момыш-улы. Вступив в бой в середине октября 1941 года командиром батальона, в ноябре он уже возглавил полк, хотя так и оставался старшим лейтенантом. О значимости его заслуг можно судить по тому, что оборонительная теория Панфилова была названа «спиралью Момышулы».
Фашистский генерал-полковник Эрих Гепнер командовал 4-й танковой группой, и именно ему довелось столкнуться с тактикой молодого казахского батыра. Во время наступления он напишет в своих донесениях Гитлеру: «Дикая дивизия (т.е. дивизия Панфилова-Момыш-улы), воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
«Дикостью» этой казахстанской дивизии было лишь то, что они не были знакомы с фашистскими планами. Вместо того, чтобы героически гибнуть под гусеницами фашистских танковых армад, полк Момыш-улы выбрал жизнь и победу.
О тактике «дикого» казаха можно судить по нескольким эпизодам. В первый же свой день на фронте лейтенант предложил командиру полка создать отряд из ста добровольцев и совершить с ними ночную вылазку. С собой он взял только самых опытных и ночью подобрался к одной из деревень, занятых врагом. Меньше чем за час боя было уничтожено три сотни врагов.
Под Демьянском полку Момыш-улы довелось встретиться с дивизией СС «Мёртвая голова». Воинам под командованием Момыш-улы вновь предстояло сразиться с численно превосходящим врагом. Целью казахский батыр выбрал шесть посёлков, занятых врагом. Двадцать отрядов, на которые разделился полк, под покровом ночи попеременно атаковали сразу все цели. Как только враг организовывал обороны, отряд отступал, а через несколько минут уже другое отделение атаковало деревню с другой стороны. И такой ад творился на всех шести направлениях несколько часов. Прославленная дивизия с громким названием держалась как могла, но была уверена, что сдерживает главное наступление советской армии. Они и не предполагали, что ведут бой с одним потрепанным полком. За ночь потери бойцов Момыш-улы составили 157 бойцов, дивизия СС недосчиталась 1200 солдат.
Бауыржан Момыш-улы всегда удерживал инициативу в наступлении. Однако приходилось учитывать и современные реалии. Панфиловцы не могли дать одно генеральное сражение. После того, как они разбивали одну немецкую часть, на них накидывалось несколько других. Момыш-улы со своими солдатами неоднократно оказывался в окружении, но каждый раз прорывался, сохраняя при этом свой батальон, полк и дивизию в полной боевой готовности.
Начал свой легендарный путь 30-летний лейтенант в октябре 1941 комбатом, спустя месяц уже командовал полком, в феврале возглавил свою родную дивизию, при этом так и оставался старшим лейтенантом. Лишь спустя несколько месяцев ему одно за одним присвоили внеочередные звания вплоть до полковника. Тогда же его выдвинули к званию Героя СССР, но последовал отказ.
Свой вариант с историей с не награждением званием Героя Советского Союза Б. Момыш-улы А. Нуршаихов в своей книге описал так: когда Сталин награждал званием Героя Советского Союза ряд советских командиров, в т. ч. и Момыш-улы, то когда наступила очередь казахского батыра, то Сталин произнес сначала фамилию «Момышев», потом «Момышов» и тогда наш батыр встал и ответил: «Моя фамилия – Момыш-улы», на что Сталин ответил, что такой фамилии в его списке для награждения нет!. Несомненно, что это была байка-быль, которая во время и после войны широко была распространена в казахском народе.
Но самое главное – наш великий полководец и воин Бауыржан Момыш-улы всегда был плоть от плоти своего казахского народа, его истинным и настоящим, и преданным Сыном, истинным Патриотом земли казахской!!! Ведь смысл этой были в том, что ради звания Героя Советского Союза наш Великий Бауке не пошел на смену фамилии, а мог бы, ведь это звание в СССР давало огромные преимущества и льготы как самому Герою, так и его семье. Он обладал истинным характером настоящего батыра, героя. Сослуживцы характеризовали его весёлым, жизнерадостным человеком, который всегда говорил правду.
В начале 1960-х годов в гости к знаменитому военачальнику приехала кубинская делегация, оказалось, что Кастро практически не расставался с книгами Момыш-улы, но обсудить все темы за один короткий визит было невозможно, поэтому героя войны пригласили с ответным визитом на Кубу. В 1963 году это приглашение удалось осуществить. На Кубе Момыш-улы целых 10 дней читал для кубинских военных лекции на тему «выход из окружения без потерь» и «ведение ночных боёв в наступлении».
Отметим, что книга «Волоколамское шоссе» Александра Бека является обязательной книгой к прочтению для офицеров Армии Обороны Израиля.
Сотрудник Национального института памяти жертв нацизма и героев сопротивления Арон Шнеер из Израиля на встрече Президента России Владимира Путина с участниками Общероссийского исторического собрания в Кремле, процитировал слова Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы. Встреча состоялась 22 июня 2016 года и была организована Российским военно-историческим обществом и Российским историческим обществом. На ней обсуждались вопросы исторической науки, роль исторического знания в развитии общества, проблемы фальсификации истории. Выступая перед участниками встречи, историк Арон Шнеер затронул тему роли литературы в воспитании патриотизма. «В 1946 году на иврит была переведена книга Александра Бека «Волоколамское шоссе». Создается новое государство – молодое израильское государство, эта книга вручается каждому офицеру израильской армии вместе с оружием. Это было не только учебное пособие, но и, как говорили, руководство к действию. И генерал, будущий начальник генштаба израильской армии Мота Гур, в своих воспоминаниях описывает одну историю, в которой он обращается со словами к своим бойцам, будучи еще командиром роты, обращается к своим бойцам со словами комбата Момыш-Улы – Герой Советского Союза впоследствии, совершенно замечательный человек – обращается к своим солдатам, которые бежали, струсили, он строит их на плацу и читает главу из этой книги, и заканчивает словами: «Ты думаешь, ты оставил боевые позиции? Нет, ты сдал Москву». Он говорит: «На этом я прекратил читать, отдал честь, повернулся и ушёл. Я был уверен, что солдаты мои меня поняли». Вот опять урок истории, другая армия, другая война, но которая является примером мужества, героизма, на чем воспитывалась тогда молодая израильская армия», — сказал Арон Шнеер. (https://sarbaz.kz/ru/world/istorik-iz-izrailya-protsitiroval-slova-bauyrgana-momyshuly-na-vstreche-s-putinym-162031620/ Сарбаз © sarbaz.kz)
Только в 1990 году, за год до распада СССР, Буыржану Момыш-улы первый и последний президент СССР Горбачев, по прямой просьбе и личному ходатайству руководителя Казахстана Н. А. Назарбаева, посмертно наградил Бауке званием Героя Советского Союза. Но это была запоздалое признание того огромного и безмерного вклада главного защитника Москвы в суровые и трагические зимние месяцы 1941-1942 годов.
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук.