Дипломная работа. Программа Тасис в Республике Казахстан
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Программа Тасис в Республике Казахстан
Содержание
Ведение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Программа Тасис: сущность и задачи в Казахстане.
- Цели задачи………………………………………………………….11
- Механизм осуществления программы………………………………13
- Межгосударственное сотрудничество………………………………15
Глава 2. Программа Тасис в Казахстане.
2.1. Приоритеты Тасис в Казахстане………………………………………28
2.2. Деятельность Тасис по осуществлению национальной программы..32
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ.
Распад Советского Союза, мировой коммунистической системы, окончание холодной войны — все эти события последнего десятилетия явились главными факторами, определяющими развитие мира в будущем столетии. Одним из следствий этих событий явилось образование новых независимых государств, в том числе и Республики Казахстан. «После обретения независимости Республика Казахстан стала самостоятельным субъектом международных политических и экономических отношений, что обусловило необходимость определения приоритетов внешнеполитического курса страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Казахстан — Европейский Союз (1).
Несмотря на то, что за всю историю существования Казахских ханств и тем более со времени включения в состав Российской империи и до момента обретения независимости Казахстан не имел западного направления внешней политики, именно это направление стало одним из наиболее важных приоритетов.
На наш взгляд приоритетность этого направления определяется следующими факторами. Прежде всего, стремление Казахстана построить демократическое, правовое государство, открытое общество и тем самым стать достойным членом мирового сообщества уже само по себе диктует выбор в направлении развития отношений со странами демократическими, и в первую очередь со странами Запада.
Следующим фактором является то, что географически и исторически Казахстан расположен в центе Евразии и в равной степени принадлежит как Востоку, так и Западу, как Европе, так и Азии.
Это уникальное положение Казахстана само по себе предопределяет то, что именно здесь впервые не на эвристическом, а на государственном уровне была возрождена идея создания Евразийского сообщества. И в этом отношении Европейский Союз, как уже сформировавшееся и успешно функционирующее сообщество представляет богатейший опыт для подобной интеграции в центре континента. Автор идеи Евразийского сообщества, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул что «Мы видим в ЕС достойный пример для подражания, образец магистрального, наиболее перспективного и эффективного направления экономической и политической интеграции, обращенной в XXI век» (2). Этот опыт уже сейчас может и должен быть в полной мере использован в рамках Содружества Независимых Государств.
Следующими актуализирующими предпосылками является то, что уже сейчас ЕС играет большую роль в Казахстане нежели США или Восток (3), что связано как с геополитическим положением Казахстана, так и с тем фактором, что в республике проживает немецкое и греческое население и на этот факт было обращено внимание специального коммюнике, подготовленного Комиссией ЕС, в котором излагались интересы Союза в центрально-азиатском регионе.
По словам Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Как стратегическое направление Казахстана следует рассматривать отношения со странами Европы. Особый интерес в долгосрочной перспективе представляет Европейский Союз, который в ближайшем будущем будет выступать от имени всей Европы в отношениях с государствами других регионов, в первую очередь в торгово-экономической сфере. Следует максимально воспользоваться реальными возможностями, которые открываются для республики в связи с готовностью ЕС к расширению политического диалога с Казахстаном. Нашей республике необходимо более рационально использовать опыт стран Восточной Европы, которые раньше вступили на путь рыночных преобразований». (5)
Сказанное подтверждает как приоритетность развития сотрудничества с ЕС, так и необходимость обращения самого пристального внимания на разработку различных аспектов этих взаимоотношений.
В свете сказанного обнаруживается пространный ряд предпосылок, актуализирующих постановку проблемы. Проекция их весьма разновекторна. Тем не менее, отметим в их данности два наиболее важных, с нашей точки зрения момента.
Первый из них приобретает научно-познавательное качество, обуславливаемое выходом на такую фундаментальную проблематику историографии, каковой являются вопросы внешней политики, международных отношений на современном этапе. В рамках ее теоретико-методологических и концептуальных установок, сформировавшегося понятийно-категориального аппарата и аналитического инструментария, делается реальным уточнение многих сторон и факторов, функциональных связей и причинных зависимостей двух участников взаимоотношений — Казахстана и Европейского Союза.
Вторым аспектом значимости проблемы являются заложенные здесь потенции практико-прикладной функции. Изучение данной проблемы, необходимо в плане осмысления накопленного опыта, вычленение из его объективной совокупности тех рациональных информационных компонентов, которые обнаруживают способность трансформироваться в плоскость внешнеполитической практики.
Конкретно-исторический анализ материала может оказаться целесообразным в плане выяснения основных тенденций отношений между Казахстаном и Европейским Союзом, вычленения различных уровней их взаимодействия, что служит важным условием научного обеспечения проводимых в республике демократических реформ, в разновекторном направлении которых не последнее место занимает задача интеграции в мировое сообщество, как государства правового и демократического. Осмысление накопленного опыта во взаимоотношениях с ЕС не только поможет поднят их на новый качественно иной уровень, но и позволит определить место и уровень этих взаимоотношений в системе всей внешней политики Республики Казахстан.
Актуальность проблемы в значительной мере обуславливается степенью ее изученности.
Изучаемая тема является органической частью фундаментальной проблемы развития международных отношений на современном этапе.
Проблема формирования, деятельности ЕС и проводимой им внешней политики, находится в зоне интенсивного научного поиска (6).
Выяснения качественных сдвигов, произошедших в изучении интересующих нас вопросов, совершенно необходима достаточно приемлемая ориентация в историографии проблемы международных отношений, поскольку, как уже отмечалось, в этой плоскости прослеживается весьма четкая проекция данной работы, поскольку в последнее время в трудах, посвященных проблеме ЕС и проводимой им внешней политики находят отражения и связи этой организации с Республикой Казахстан (7).
Итоги проделанной работы вывели на ряд очень важных выводов, которые позволяют не только сориентироваться в проблеме, но и увидеть наиболее актуальные и перспективные тенденции ее изучения. В частности к таким относится проблема взаимоотношений Республики Казахстан с Европейским Союзом.
Прежде всего, необходимо учитывать работы, посвященные в целом вопросам формирования принципов внешней политики РК, ее внешнеполитического курса (8). Предметом изучения Р.М. Калиевой стал начальный этап формирования внешнеполитического курса нашей страны, определяется роль Казахстана в мировом сообществе, особое место в работе занимает народная дипломатия в межгосударственном общении (9).
Ряд работ посвящен роли Президента РК в формировании и проведении внешней политики страны (10).
Что касается специальных работ, где данная проблема выделена в самостоятельную предметно — целевую установку, то здесь их перечень приобретает более ограниченный характер и представлен преимущественно работами в первую очередь официальных лиц государства. Так анализ развития отношений между Казахстаном и Европейским Союзом дается в статьях, выступлениях Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, руководителей МИДа РК и других официальных лиц. В этих работах акцент делается в первую очередь на перспективах развития взаимоотношений. Зачастую вопросы изучаемой нами проблемы не выделяется из общего контекста проблемы внешней политики РК (11).
Проблема различных аспектов взаимоотношений Казахстана и ЕС стала предметом пристального изучения специалистов в области международных отношений. Этому вопросу посвящены аналитические сборники под редакцией профессора Ж. О. Ибрашева, подготовленные сотрудниками КазНУ им. аль-Фараби (12).
В данном массиве публикаций можно выделить ряд работ непосредственно посвященных проблемам становления взаимоотношений между РК и ЕС (13).
Этой же проблеме посвящена глава «Европейский фактор внешней политики Казахстана» монографии К. К. Токаева (14).
В работах казахстанских специалистов нашли отражение такие проблемы как правовые аспекты сотрудничества ЕС и Казахстана (15). В статье Макашевой К. Н. рассматривается некая проблема как интеграционные процессы в Центральной Азии и ЕС (16).
М. Ш. Губайдуллина, на основании методов социологического исследования проанализировала проблему » Общественное мнение Казахстана и ЕС» (17).
Аспект национальной безопасности Республики Казахстан в контексте сотрудничества с европейским сообществом рассмотрен в специальных исследованиях казахстанских специалистов (18). Здесь важно отметить работы в которых взаимоотношения между РК и ЕС рассматриваются представителями европейской стороны. Ценность этих работ заключается прежде всего в том, что они принадлежат перу практических работников — Оно Симонс, бывший первый советник Представительства Комиссии Европейского Союза в РК, Р. Кремер — Глава Представительства Комиссии Европейского Союза в РК (19). Выделение данных работ отдельной строкой обусловлено прежде всего тем, что здесь зачастую высказывается точка зрения на интересующие нас проблемы, не всегда совпадающая с позицией казахстанской стороны. Последняя, к примеру, во многом в нерешенных проблемах склонна видеть промахи европейской стороны. Эти же работы дают нам возможность ознакомиться с позицией ЕС на ту или иную проблему.
В настоящее время уже можно говорить о достаточно полном освещении отдельных сюжетов изучаемой проблемы. В частности ряд работ посвящен программе ЕС ТАСИС в Казахстане (19). В работе Ж. Медеубаевой затронута такая важная проблема как экология и помощь ЕС в решении насущных вопросов охраны окружающей среды в Казахстане и Центальноазиатском регионе. В статье Кукеевой Ф. Т. анализируются вопросы реализации программы ТЕМПУС в рамках программы ЕС ТАСИС (20).
Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в массиве публикаций, посвященных взаимоотношениям Казахстана с той или иной отдельно взятой страной — членом Европейского Союза. В монографии К. К. Токаева, работе Кабдрахманова Т. С. и др. нашли отражение установившиеся отношения с ФРГ, Францией, Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (21).
Таким образом, историографический анализ показывает, что рассматриваемая проблема фокусирует в себе весьма объемный блок малоизученных и неизученных материалов.
Возможно, что некоторые выводы, сделанные сейчас, подвергнутся пересмотру и это естественно, поскольку процесс изучения проблемы только начинается.
Таким образом, историографический анализ проблемы подтверждает ее актуальность и выдвигает в число тем, нуждающихся в более широком освещении.
Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, формируются предметно-целевые установки.
Целью данной работы является изучение становления и развития взаимоотношений между Республикой Казахстан в рамках программы Тасис Европейского Союза и выяснение их роли в системе внешней политики РК в 90-е годы ХХ в.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
— Выявить основные направления взаимоотношений между Республикой Казахстан и ЕС;
— Проследить основные этапы развития взаимоотношений.
— Показать механизм, формы, и методы оказания помощи ЕС Республике Казахстан
— На основе обобщения и анализа изучаемого материала определить развитие возможных и перспективных направлений в развитии и углублении разносторонних связей между РК и Тасис в рамках ЕС.
Предметом настоящей выпускной работы являются взаимоотношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в 90-е гг. ХХ века, место и роль Тасис в политике РК.
Изучение данной проблемы было бы невозможным вне контекста определенных методологических подходов и теоретической базы, призванных адекватно решить намеченные предметно-целевые установки.
В ходе работы над диссертационным исследованием, автор опирался на общепризнанные в мировой исторической и политологической науках методы (22) сбора и анализа исторических фактов и документов, отражающих их. Для объективного, комплексного подхода к изучению взаимоотношений между РК и ЕС, одновременно применялись конкретно-исторические и политологические методы научного познания, диалектический и сравнительно-исторический.
В анализе изучаемого процесса становления и развития взаимоотношений были применены общенаучные методы исследования — анализ и синтез.
Адекватное исследование проблемы внешней политики Республики Казахстан в целом и ее составной части — отношений нашей страны с Европейским Союзом возможно при использование разнообразного круга источников.
Наиболее важным комплексом источников являются официальные правительственные документы — межгосударственные (двух — и многосторонние Договора с ЕС и с отдельными странами- членами ЕС,
Договор о Партнерстве и Сотрудничестве между РК и Европейским Союзом, подписанный в январе 1995 г., Соглашение о Торговле и Сотрудничестве, подписанное в 1989 г. с бывшим СССР и заменивший его » Временный Договор по торговле и связанной с ней вопросами между Европейским сообществом, Европейским объединением по углю и стали, Европейским сообществом по ядерной энергетике, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны», Односторонняя декларация Республики Казахстан относительно защиты права интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, Европейским сообществом и их государствами-членами; Протокол о взаимном содействии между административными органами в таможенных вопросах и др. В этих документах определены принципы взаимоотношений Казахстана с ЕС, рассматриваются вопросы взаимодействия в той или иной сфере деятельности и т. д.
Одним из наиболее важных комплексов источников, содержащий большой фактологический материал являются выступления, интервью, труды Президента РК Назарбаева Н.С. и руководителей внешнеполитического ведомства (23). Спецификой данной группы источников является то, что по своему характеру она примыкает к комплексу официальных документов, в то же время здесь не только излагается, но и анализируется интересующий нас материал, определяются основные принципы внешней политики страны, определяются ее основные направления и приоритеты. Данная черта позволяет включить эту группу также в разряд исследований по проблеме внешней политики.
Одним из наиболее важных комплексов источников образовывает периодическая печать, поскольку основной фактический материал был извлечен из отечественных и зарубежных изданий.
Достоинством периодической печати как источника, является то, что она дает возможность осветить весь изучаемый период. Помимо этого, здесь содержится различный критический материал о взаимоотношения РК и ЕС, выполнении Программы ТАСИС. Недостаток этой группы источников в том, что здесь зачастую публикуются противоречивые и неполные данные о ходе выполнения программы ТАСИС.
Данная группа источников неоднородна по своему характеру. Здесь необходимо выделить официальную информацию — сообщения информационный агентств и пресс-служб, различного рода информацию об официальных визитах государственных деятелей, заявления крупных политиков, носящие официальный характер. (24).
При написании выпускной работы необходимо, использовать источники по своей объективности и происхождению приравниваются к официальным документам. Оперативные, хотя и краткие сообщения информационных агентств позволяют проследить в динамике реальные процессы развития взаимоотношений РК и Европейским Союзом.
В источниках необходимо выделить материалы, не относящиеся к официальным — это комментарии наблюдателей, аналитические обзоры политологов, историков, экономистов. По своему характеру эти материалы должны быть отнесены к исследованиям. Наиболее регулярно подобного рода материалы публикуются в казахстанских изданиях «Азия. Экономика и жизнь», «Panorama», «Деловая неделя». Наибольшей информационной ценностью в этой группе является издающийся с 1998 г. бюллетень «Европейский Союз», издаваемый ЕК в Казахстане.
В выпускной работе была использована зарубежная периодика. Прежде всего, это «Европейский обзор», «Survival» (специальные выпуски на русском языке), «International Politic» и др. В основном все они содержат материалы аналитического характера, в которых оценка процесса становления и развития взаимоотношений между странами СНГ (включая Казахстан) и Странами ЕС дается специалистами в области внешней политики и политическими деятелями. В то же время здесь содержится и достаточно обширный фактологический материал.
В работе были также использованы статистические материалы. В таких сборниках как » Внешняя торговля Республики Казахстан co странами дальнего зарубежья в 1993 г.» Статистический справочник. Алматы. Казинформцентр. 1994; «Cтатистические материалы. Внешняя торговля Республики Казахстан в 1995 г.»Алматы. 1996. Статистический Пресс-Бюллетень. N 1-3 Алматы, 1996. «Краткие статистические ежегодники Республики Казахстан», «Статистическое обозрение Казахстана» и др. предоставляют нам разнообразный материал. Из этого комплекса документов, были извлечены сведения о развитии внешней торговли со странами ЕС, а также о развитии важнейших отраслей промышленности (нефтегазовая, транспорт и др.).
Поскольку данная программа занимает ведущую роль в реализации технической помощи РК со стороны ЕС, необходимо отметить, что при освоении соответствующих сюжетов, использовались Индикативные программы на различные годы, Меморандумы о финансировании, Годовые отчеты Европейской Комиссии по Программе ТАСИС, опубликованные Европейской Комиссией Программы ТАСИС-Казахстан и др. В этих документах раскрываются основные направления деятельности ЕС по осуществлению технической помощи, описываются характеристики Национальной и Региональных программ, дается оценка осуществленных проектов, подводятся итоги сделанного и намечаются планы на будущее, при этом каждая перспективная программа увязывается с предыдущими и осуществляемыми параллельно проектами.
Характеризуя источниковую базу нельзя не упомянуть о сборнике документов и материалов «Казахстан и Европейский Союз» выпущенном КазНУ группой составителей под руководством д.и.н. Ибрашева Ж. О. и » Хронике внешней политики Республики Казахстан. 1 декабря- 1991 — 1 декабря 1992 гг. Алма-Ата.1993″, в которых опубликованы основные документы, относящиеся к изучаемой проблеме и прослежены главные этапы становления отношений РК с различными странами мира, в том числе и государствами ЕС.
Хронологические рамки исследования. Настоящая работа посвящена изучению становления и развития на начальном этапе отношений формирующихся между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.
Хронологические рамки, охватываемые данной работой — 90 -е годы ХХ века — период формирования новой геополитической карты мира, новых принципов взаимоотношений между государствами находившимися по разные стороны баррикад, воздвигнутых в ходе «холодной войны», в силу этого данный период представляет собой особый интерес. Именно в этот период — в 1991 г. Казахстан обрел суверенитет и впервые за несколько столетий получил возможность проводить независимую внешнюю политику, отвечающую интересам народа Казахстана.
Данный исторический этап, переживаемый Республикой представляет для нас громадный интерес, поскольку дает непреходящий опыт в строительстве государства, одной из важнейших функций последнего как известно является внешняя политика.
Определенную ценность в этом плане имеет и проблема становления взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в 90-е годы ХХ века, которая пока еще не был предметом специального исследования в изучаемый период. Данное соображение явилось одной из причин определения хронологических рамок.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята одна из первых попыток в отечественной историографии наиболее объективно и всесторонне осветить развитие взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в 90-е годы ХХ века.
Ее основные положения и выводы нашли отражение в опубликованных работах.
Структура выпускной работы состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
Глава 1. Программа Тасис: сущность и задачи.
1.1. Цели и задачи.
Тасис- это программа, разработанная ЕС для Новых Независимых государств (бывших республик СССР за исключением стран Балтии), в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между ЕС и этими странами-партнерами. Цель программы состоит поддержке усилий стран партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.
Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
В течении первых пяти лет, т.е. с 1991 по 1995гг., Тасис безвозмездно предоставил своим партнерам 2 млрд.258 млн. ЭКЮ, что позволило приступить к осуществлению более 2 200 проектов.
В тесном взаимодействии со странами – партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий Тасис работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.