Немецкий историк назвал героическую оборону Брестской крепости мифом
28 июня на украинском сайте «Гордон» вышла интересная статья под названием «Укрепление превратилось в ловушку». Немецкий историк назвал мифом героическую оборону Брестской крепости». Ниже статья дается в оригинале:
История о героической обороне крепости в белорусском городе Брест во время Второй мировой войны была придумана советскими пропагандистами. Об этом немецкий историк Кристиан Ганцер заявил «Радыё Свабода» в интервью, которое было опубликовано 22 июня.
«Пропагандисты просто придумывали истории и не замечали, что получается нелогично. Но это стало сакральной легендой. Поскольку в СССР религия была запрещена, а людям надо было во что-то верить, люди начали верить в это», – считает он.
Немецкий историк критикует большую часть информации о Брестской крепости, которую при Советском Союзе озвучивали как факты.
Так, комментируя якобы 32-дневную оборону крепости солдатами Красной армии, он отмечает, что объект не мешал гитлеровским войскам двигаться в сторону Минска и Москвы, а бои на всей территории крепости продолжались три дня.
По словам Ганцера, во время обороны крепости в ней было 9 тыс. солдат, и была «проблема, как их оттуда вывести», так как ворота не имели большой пропускной способности.
«Когда начался артиллерийский удар, много советских солдат и командиров попытались покинуть крепость и просто застряли в этих воротах. […] Укрепление превратилось в каменную ловушку для солдат Красной армии», – объяснил он.
В плен, по данным немецкого ученого, попали две трети гарнизона крепости.
Размышляя о причинах героизации обороны Брестской крепости в советской историографии, Ганцер назвал несколько ее возможных причин:
почти не было исторических исследований о войне, и это пытались восполнить выдумкой;
Брестскую крепость можно было показать гражданам;
Брест находится не в Литве и Украине, а в «безопасной» Беларуси;
легитимизация социализма и власти компартии;
попытка представить советские спецслужбы (ученый упоминает НКВД) не как преступные организации, а как «настоящих патриотов»;
действовала цензура;
участники тех событий приукрашивали действительность.
Контекст:
22 июня 1941 года началась немецко-советская война, в первый день которой началась оборона Брестской крепости, находившейся на границе с оккупированной гитлеровскими войсками Польшей.
Освободили Брест и крепость в июле 1944 года. Впоследствии крепость превратили в музей. (https://gordonua.com/news/worldnews/ukreplenie-prevratilos-v-lovushku-nemeckiy-istorik-nazval-mifom-geroicheskuyu-oboronu-brestskoy-kreposti-1559966.html)
Любое государство мира и любой народ никогда не будут объективны в оценке тех или иных исторических событий: всегда будут скрывать не самые приятные события своей истории и приукрашивать те события, которые представляют народ в выигрышном свете.
И это нормально, такова природа человека. Проблема возникает, когда начинают историю откровенно фальсифицировать и придумывать то, чего не было вообще. Ещё хуже, когда это становится частью государственной политики.
В советских учебниках истории было написано, что Брестская крепость в 1941 держалась больше месяца. Концепция честной истории заключается в том, чтобы честно рассказывать о том, что было и чего не было. К тому же честность никак не умаляет подвига героических защитников крепости. Честно – писать, что оборона Брестской крепости закончилась со сдачей Восточного форта 29 июня.
Нечестно — это ссылаясь на фашистский отчёт от 23 июля о пленении на территории крепости всего одного человека. Честно – писать о том, что немецкие войска были поражены смелостью защитников Брестской крепости и отмечали отвагу, с которой те дрались.
Нечестно при этом не написать, что 80 % гарнизона сдалось в плен в первые 3 дня обороны. Честно – писать, что фашистские войска понесли потери – 456 человек. Нечестно – это не говорить, что советские войска потеряли примерно 1500 убитыми и 7000 пленными, 80 % которых погибнет в фашистском плену.
Хронология обороны Брестской крепости хорошо известна: штурм крепости начался 22 июня на рассвете, а уже 29 июня (на 8 день) был подавлен последний очаг сопротивления. Фашиские войска за 8 дней боев в Брестской крепости потеряли 456 своих солдат и офицеров. Советские войска в крепости потеряли около 1,5 тыс. убитыми, и около 7 тыс. попали в плен.
К 22 июня 1941 года в Брестской крепости находилось примерно 8-9 тысяч личного состава. Это были подразделения 17-го погранотряда, подразделения 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, 8 стрелковых и 1 разведывательный батальоны, 2 артиллерийских дивизиона, некоторые подразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й и 42-й стрелковой дивизий, 33-го отдельного инженерного полка, и т.д.
22 июня 1941 года (1-й день обороны Брестской крепости). Спящие советские военнослужащие были застигнуты врасплох очень мощным артобстрелом. Немцы планировали захватить крепость за несколько часов, но просчитались и уже в первый день войны вынуждены были отступить и перейти к осаде, понеся значительные потери.
Уже в первый день войны в крепости перестал работать водопровод, а июнь выдался сухим и жарким. Несмотря на то что крепость со всех сторон окружала вода, у защитников крепости были большие проблемы с её добычей – немецкие пулемётчики заняли противоположные берега реки и не подпускали к воде никого ни днём, ни ночью.
Положение обороняющихся осложняло и значительное количество гражданских людей в крепости (на территории крепости проживали около 300 семей командиров). Брестская крепость было поручено штурмовать 45-й пехотной дивизии германского вермахта при поддержке большого количества артиллерийских частей.
К 9-00 часам утра 22 июня 1941 года крепость была полностью окружена. Но постепенно гарнизон Брестской крепости пришёл в себя и начал оказывать сопротивление. Очень активно действовали советские снайперы, метким огнём они планомерно уничтожали фашистских офицеров (жалобы на снайперов есть практически в каждом немецком боевом донесении). Более того, около 50 фашистов оказались в окружении в здании клуба на Центральном острове.
После полудня немцы предприняли ещё несколько попыток штурма (в том числе с применением самоходок), чтобы деблокировать своих окруженцев и все-таки завершить операцию в первый же день, но они оказались безуспешными. Вечером начался отвод немецких частей из крепости. При этом главная задача дня, которая стояла перед дивизией, была выполнена: все мосты через Буг и Мухавец немцы захватили целыми и был захвачен весь Брест.
За этот день 22 июня немцы потеряли 313 человек.23 июня (2-й день обороны). Теперь Брестская крепость больше не являлась препятствием для продвижения немецких войск на восток, немецкое командование приняло решение больше не штурмовать её во избежание ненужных потерь, а с помощью артиллерийских обстрелов и агитации принудить оставшихся защитников крепости сдаться.
В результате за этот день в плен сдались 1600 солдат Красной Армии. Однако значительная часть бойцов всё ещё продолжала сражаться – весь день и всю ночь предпринимались попытки вырваться из крепости (в большинстве случаев неудачные). Немцы в этот день потеряли 23 человека (ещё 12 умерли от ран в госпитале). 24 июня (3-й день обороны).
Успехи предыдущего дня вдохновили немецкое командование на повторное использование отработанного сценария – обстреливать и призывать сдаваться. Но утром от окружённых третий день в клубе немцев, которые находились там уже два дня, по рации пришёл отчаянный зов о помощи. Было принято решение прорваться к ним силами батальона и попытаться вывести осаждённых.
Эта попытка удалась, кроме того, немцы заняли множество важных участков крепости. К концу дня стало понятно, что осталось лишь несколько очагов сопротивления: Восточный форт, Дом офицеров, кольцевая казарма у Брестских ворот, казарма 333-го полка у Тереспольских ворот, и несколько казематов в земляном валу. Потери штурмующих – 52 человека.
25 июня (4-й день обороны). Последний активный день боёв. Немцы проводят зачистку Центрального острова. После подрыва нескольких отсеков Дома офицеров, последние его защитники сложили оружие. Продолжаются отчаянные попытки осаждённых вырваться из крепости. Потери немцев – 15 человек. 26 июня (5-й день обороны). Утром ликвидирован последний очаг сопротивления на Центральном острове. Потери немцев – 6 чел.
27 июня (6-й день обороны). Осада Восточного форта, зачистки других участков. Потери немцев – 1 чел. 28 июня (7-й обороны). Осада Восточного форта. Потери немцев – 0.
29 июня (8-й день). Подавлено сопротивление в Восточном форте, где долго держалась группа бойцов под командованием майора П.М. Гаврилова (командира 44-го СП).
Из подвалов казарм 333-го полка у Тереспольских ворот группа А.Е. Потапова и присоединившиеся к ней пограничники А.М. Кижеватова предприняли попытку прорыва в сторону Западного острова. В ходе прорыва большинство его участников погибли или были захвачено в плен. Потери немцев – 0. Итак, крепость продержалась 8 суток.
По донесению командира 45-й ПД генерал-лейтенанта Шлипера, в районе крепости на 30 июня было взято в плен: 101 офицер, 7122 младших командиров и бойцов РККА. Вместе с тем Шлипер пишет: «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе».
2 июля (11-й день войны). 45-я пехотная дивизия покидает Брест. Основная масса оставшихся в Брестской крепости военнослужащих не приняла участия в боевых действиях и в течение первых дней массово сдалась в плен. Активное сопротивление противнику оказала только незначительная часть гарнизона. Защитники крепости стихийно объединялись в различные боевые группы, действовавшие по большей части разрозненно. Это было героическая, но плохо организованная оборона с огромными потерями.
Безусловно, уместно сравнить оборону Брестской крепости силами РККА в 1941 с обороной той же крепости польской армией в 1939г. Всего в крепости насчитывалось 4 пехотных батальона, артдивизион и другие подразделения численностью до 4 тыс. солдат и офицеров.
На вооружении они имели 12-16 танков «Рено ФТ-17», 18 полевых орудий, 8 зенитных орудий, 16 станковых пулеметов. Несмотря на слабые силы и уже фактически проигранную войну польское командование приказало подготовить крепость к обороне и защищать ее. 14 сентября немцы (части 19-го танкового корпуса Гудериана) атаковали крепость с ходу и были отброшены с большими потерями.
15 сентября немцы пошли на более подготовленный штурм и к концу дня прорвались в Цитадель. 16 сентября штурм продолжился при поддержке люфтваффе. В этот день, имея потери 40% личного состава, командующий обороной генерал Плисовский (расстрелян в здании харьковского управления НКВД в апреле 1940 года) отдал приказ идти на прорыв. В ночь с 16 на 17 польский прорыв был осуществлен успешно.
В крепости прикрывать прорыв остался небольшой отряд, выбивать который пришлось уже частям Красной армии с 23-го по 27 сентября. В ночь с 26 на 27 последним польским защитникам крепости удалось прорваться из окружения. В ходе обороны крепости в плен сдались 8 польских офицеров и примерно 1200-1400 солдат; около 1000 погибли.
Как видим, польские солдаты и офицеры защищали Брестскую крепость ничуть не менее упорно, отважно и долго, чем советские. Честная история — это подлинное уважение к настоящим защитникам Брестской крепости. Вряд ли тем из них, кто чудом выжил на войне, в плену, нравилось бы послевоенное вранье про «оборону больше месяца». (https://historical-fact.livejournal.com/190871.html)
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско — Русского Международного Университета, кандидат исторических наук