Еще раз о близнецах-братьях – Сталине и Гитлере

0

Недавно историко-документальный департамент МИДа РФ предоставил русскоязычные оригиналы документов  — Договора о ненападении (известен так же как «Пакт о ненападении») и секретное приложение, по которому союзники Гитлер и Сталин делили между собой Европу. Данные документы наглядно демонстрируют, что СССР вступил во Вторую мировую войну не в 1941 году  и не был «жертвой внезапного и вероломного нападения Гитлера и фашистской Германии, а в 1939 году, когда вместе с Гитлером и фашистской Германией Сталин и его СССР являются агрессорами и союзниками Гитлера, напав на Финляндию и Польшу в 1939 году. Чтобы засекретить и вычеркнуть из советской истории эти позорные страницы, был придуман отдельный термин «Великая Отечественная война»: до 1941 года СССР оказывается был «белым и пушистым», а потом напал Гитлер и его фашистская Германия.

Целых 50 лет советская дипломатия и пропаганда так яростно отрицали их существование вообще. При этом документы хранились в архиве ЦК КПСС, а ныне переданы в Архив президента России. И именно в этих приложениях совершенно открыто были сформулированы договоренности о разделе Восточной Европы.

В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружеского согласия.
Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете». В советское время считалось, что советско-германский договор стал выдающейся победой советской дипломатии. Что западные державы, с которыми сталинский СССР долго и честно пытался договориться о создании антигитлеровской коалиции, тянули время, а сами за спиной СССР сговаривались с Германией, натравливая ее на СССР. И Сталин блестяще разрушил эти коварные планы. СССР получил дополнительных два мирных года, которые были так необходимы для перевооружения советской армии. СССР отодвинул свои границы на западе, воссоединил западных украинцев и белорусов с «братской семьей советских народов», и потому в 1941-м война началась не под Минском, а под Брестом. СССР надо было заботиться в первую очередь о себе. И сталинское правительство выполнило свой долг перед страной и народом.

Теперь мы знаем, что Сталин с Гитлером не просто договорились не нападать друг на друга — они договорились вместе напасть на тех, кому не повезло оказаться их соседями. Молотов в ходе ратификации договора заявил депутатам: «Мы твердо убеждены в том, что интересы СССР совпадают с коренными интересами народов других стран», — но у поляков, литовцев, финнов, да и у всех остальных, ни Молотов, ни депутаты ни про какие их интересы не спрашивали.

СССР постарался воспользоваться счастливым (как показалось его вождям) случаем и получить массу удовольствий от действительно неразумной предвоенной политики западных демократий. Но что поделать, у западных демократий были основания не доверять СССР — не меньшие, во всяком случае, чем у СССР — им.

Тем более что жизнь быстро показала, что общего с гитлеровской Германией у Сталина оказалось куда больше, чем с французами да англичанами. Итальянский министр Чиано записал в своем дневнике за Риббентропом: «Во время второй поездки в Москву он имел возможность беседовать с членами Политбюро на обеде, устроенном Сталиным. С германской стороны тоже присутствовали старые члены партии, вроде гауляйтера Форстера, который в конце заявил, что все идет так, как будто он общается со старыми товарищами. И сам он (Риббентроп) не мог отделаться от такого ощущения».

Сейчас стало ясно, что аморальная политика — практически всегда — нерентабельна. А уж в случае с договором 1939 года совсем аморально. СССР он стоил 27 000 000 млн жизней советских людей.

Таким образом, Сталин допустил непростительную ошибку: достаточно сказать, что два года «мирной передышки» Гитлер использовал значительно лучше СССР, и это – доказанный факт.

Благодаря пакту Советский Союз далеко отодвинул на Запад свои границы (в связи с точно предсказанным «территориально-политическим переустройством» соседних государств). Но так ли сильно это помогло, если оборона на «новых территориях» рухнула ошеломляюще быстро. Один пример. Позорную войну с Финляндией Москва начала (в полном соответствии с «секретным приложением», кстати сказать) якобы только для того, чтобы обезопасить Ленинград. Почти четыре месяца шла эта «Зимняя война» с несоизмеримо более слабым противником; в результате ценой огромных потерь пограничные столбы передвинули, любимый город мог спать спокойно. Но сколько времени потребовалось тем же финнам для того, чтобы выйти на старые рубежи летом 41-го? Два месяца! Всего два! Уже к 31 августа финны стояли у ворот «города Ленина».

Теперь стало очевидным, что Сталин пошел на заключение договора о ненападении по иным причинам. Главным его мотивом было не само соглашение, а именно то, что стало предметом секретных протоколов: то есть возможность ввода войск в прибалтийские республики, в Польшу и Бессарабию, даже в перспективе в Финляндию. То есть центральным мотивом договора были имперские амбиции.

Итак, Гитлер и Сталин в 1939 году были диктаторами-друзьями и союзниками по переустройству мира. В сталинском СССР были социалисты, а в Германии  — национал-соцалисты: у обоих был красный социалистический флаг.

Гитлер точно так же, как и Сталин, прикрывался демагогией о борьбе «за права рабочих и крестьян» (его партия называлась Национал-социалистической немецкой рабочей партией).

Два этих диктатора и тирана делили между собой Европу: Сталин всячески поддерживал Гитлера в «борьбе с английскими и французскими империалистами», и эшелоны советского зерна в нацистскую Германию продолжали идти даже 22 июня 1941 года.

Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук.