История элиты Казахстана начала ХХ века
Элита (от латинского eligo, англ. Французского élite — элита, лучший) — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в правительстве, союзе государств и экономике. Элита — это стабильное сообщество с общими интересами и глубокими связями, имеющее доступ к конкретным рычагам власти.
Любая элита выполняет функции управления обществом, а также регулирует развитие новых моделей (стереотипов) поведения перед лицом меняющихся парадигм социальной жизни, что позволяет обществу адаптироваться к окружающей среде или этническим изменениям. В то же время структурная элита может быть открыта для внешнего влияния («сила демократии») или полностью закрыта для внешнего вмешательства («авторитарное общество»).
На протяжении веков казахам был известен этнический термин «Алаш», который играл роль национального урана. В народе бытует мнение, что это имя предков. Вероятно, с XV века. Алаш стал единым казахским этническим объединением всей нации. Этот факт зафиксировали все авторы письменной и устной версий генеалогии (шежире) казахского народа. Это отметил и один из видных казахских просветителей Шакарим Кудайберды-улы.
На рубеже XIX-XX веков представители национальной интеллигенции также сыграли важную роль в многовековой борьбе казахского народа за независимость. Возникновение движения и первой политической партии Алаш — правительства Алашской Орды — свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахстанской политической элиты, способной решать судьбоносные задачи будущего развития своего родного народа.
Деятели Алаша и представители казахской правящей элиты, научной и творческой интеллигенции заложили основы казахской государственности. Сегодня, не осознавая этого, мы живем в государстве, границы которого были определены членами Алашской Орды в начале 1920-х годов. Лидеры Алаша принимали активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и объединения казахских земель. Представители казахской демократической интеллигенции и деятели Алаша — А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а также национал-коммунисты С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов, Н. Нурмаков и другие приложили максимум усилий для обеспечения целостности казахской земли.
Казахские интеллектуалы того поколения были людьми задорными и самоотверженными, сформировавшими мировоззрение своего времени. Они являются прекрасным примером нравственности, самоотверженности и преданности национальному и гражданскому долгу для Казахстана и его народа. Весной 1890 г., поступая в Петербургский Императорский лесотехнический институт, Алихан Бокейханов написал в своем сочинении:«Это самое трудное для достижения с умом, богатством и душевным спокойствием, а также высочайшей моралью, которая возможна только при всестороннем знании, и мы чувствуем это только тогда, когда никому не причиняем вреда своей душой или телом».
Лидеры движения Алаш боролись за государственность казахов. «Наша цель — позволить казахским людям решать свою судьбу. Только после обретения автономии казахский народ возьмет свою судьбу в свои руки», — сказал Жанша Досмухамедов. «Основная цель партии «Алаш» — создать независимое государство, в котором судьба казахского народа, богатство территории и государственность будет наравне с другими развитыми высококультурными народами», — сказал Алимхан Ермеков.
Лидеры движения Алаш стремились поднять уровень развития казахского народа наряду с ведущими странами Азии, такими как Япония. Поэтому их обвинили в шпионаже в пользу Японии, объявив их «японскими шпионами» во время сталинских репрессий. 23 октября 1904 года, будучи студентом Петербургской Военно-медицинской академии, Халел Досмухамедов писал своему соотечественнику, уроженцу Гурьевского района, студенту Казанского ветеринарного института Губайдулле Бердиеву: «Когда вы думаете, что помимо вас высшее образование получают десятки или даже сотни кыргызов, вы приходите к выводу, что эти люди могут работать и двигаться вперед, и, возможно, однажды они его получат», — сказал он. о почетных местах быть второй Японии.
На наш взгляд, если бы история дала возможность великим сынам Казахстана и Алашского движения реализовать все свои замыслы и идеи на практике в начале ХХ века, то наш Казахстан был бы второй Японией. Эта страна в последней трети ХІХ века совершила реформы, которые вошли в историю под названием «революция Мэйдзи», они неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Азиатском континенте и мирового сообщества. Именно таким бы стал наш Казахстан еще в 1-й половине ХХ века!
Лидеры Алаша подняли национальное сознание народа до государственного уровня. Партия «Алаш» была первой казахстанской политической организацией, разработавшей комплекс мер, направленных на решение проблем общества того времени. Основной идеей движения казахского народа «Алаш» было единство казахского народа, и этот уран-девиз актуален и сегодня. В экстремальных условиях того времени лидеры движения «Алаш» проявили особую гибкость и в то же время были принципиальными политиками. Основными целями движения Алаш было создание системы государственного самоуправления, поддерживающей право народа на самоопределение, модернизация казахстанского общества с использованием лучших мировых практик.
В начале ХХ века задача развития казахской национальной идеи была взята на себя духовной и интеллектуальной элитой — деятелями Алаша, продвигавшими идею национальной консолидации казахского народа. Многие принципы, предложенные тогда лидерами партии «Алаш», остаются актуальными и сегодня. Это была политическая, национально-патриотическая демократическая организация, нацеленная на постепенное преобразование казахстанского общества и его адаптацию к современным реалиям.
К сожалению, история не позволила партии Алаш, Алашской автономии и ее правительству — Алашской Орде — реализовать свою программу построения и укрепления казахской государственности на основе единства народа. Отвергая насилие и отрицая классовый характер государства, лидеры Алаша выступили против диктатуры одного класса в обществе. Недостаток просвещения, оторванность от центра политической борьбы, разобщенность и отсутствие четкой программы политической борьбы привели к поражению Алаша в политическом противостоянии с большевиками. Приняв победу Советского правительства и предложение большевиков работать в советском госаппарате, бывшие лидеры движения Алаш придали советской власти общенациональное содержание, приблизив его к интересам местного казахского населения.
Оценивая историю движения Алаш, необходимо учитывать все противоречия советской эпохи с ее бесспорными достижениями, победами и трагедиями, нарушениями индивидуальных и коллективных человеческих прав и свобод. Борьба за социальное единство казахского общества и утверждение новой идеологии шла рука об руку с подавлением казахского национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Алашевцы много сделали для изучения и популяризации национальной истории Казахстана, культуры и традиций казахского народа. Однако советский сталинский тоталитарный режим воспринимал любую попытку осуществить естественное право ранее угнетенных народов защищать свои национальные интересы как проявление буржуазного или местного национализма.
На самом деле лидеры казахской национально-демократической интеллигенции не планировали действий против своего народа, как это объяснялось сталинской пропагандой, а пытались облегчить положение простых людей. Основная цель Алашского движения – это служить своей Родине и народу. Идеи Алаша — равенство, социальная гармония и мир, культурный прогресс казахской нации, меритократия, государственный язык, участие не только элиты, но и масс в государственных делах.
Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета