Формирование толерантного отношения у младших школьников к учащимся с ограниченными возможностями

0
154







Ұстаз тілегі сайтында материал жариялап тегін сертификат, алғыс хат және құрмет грамотасын алуға болады. Ол үшін сайтқа тіркеліп материал жариялау керек. Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады




Формирование толерантного отношения у младших школьников к учащимся с ограниченными возможностями

Автор: Тастемирова Айнур Азаматовна

Бағыты: Əлеуметтік педагог Бөлімі: Мақала Сыныбы: Басқа

Жарияланған уақыты: 2018-12-28


Материал туралы қысқаша түсінік

На современном этапе развития в государстве происходят изменения практически во всех сферах его развития: как в политике, экономике, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Такая ситуация стимулирует общество на построение отношений на основе сотрудничества и диалога, повышение значимости таких качеств, как взаимопонимание, свобода, абсолютная ценность жизни. Все это является свидетельством того, что на сегодняшний день обществом осознаётся необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность сегодня должна стать основой построения гуманного общества, где высшей ценностью является человек, его интересы и способности, нравственные и духовные качества, создание возможностей для познания личностью себя и самореализации.




Формирование толерантного отношения у младших школьников к учащимся с ограниченными возможностями

На современном этапе развития в государстве происходят изменения практически во всех сферах его развития: как в политике, экономике, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Такая ситуация стимулирует общество на построение отношений на основе сотрудничества и диалога, повышение значимости таких качеств, как взаимопонимание, свобода, абсолютная ценность жизни. Все это является свидетельством того, что на сегодняшний день обществом осознаётся необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность сегодня должна стать основой построения гуманного общества, где высшей ценностью является человек, его интересы и способности, нравственные и духовные качества, создание возможностей для познания личностью себя и самореализации.
Толерантность определяется как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность-это гармония в многообразии. Толерантность-это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства [1].
Понятие толерантность можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.) [2]. Современный вариант понятия Толерантность можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [1].
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия [1].
Рассматривая вопросы толерантности при формировании гражданского общества и модернизации образования через расширение инклюзии, важно отметить определённые противоречия, возникающие в образовательном пространстве. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом [3].
В Казахстане о толерантности общества говорят очень часто. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно отмечал толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость, ставил задачу сохранения и развития межэтнического согласия и межконфессионального диалога в обществе. Более того, эти условия признаны необходимыми для достижения страной стратегической цели – вхождения в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира. Девизом казахстанского председательства будут четыре Т – траст (доверие), традишн (традиции), транспаренс (транспарентность) и толеранс (толерантность). Первое – доверие друг другу, в котором мы нуждаемся. Второе – приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. Третье – нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности. Четвертое – отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире всё большую значимость.
Одними из главных факторов обеспечения национального единства в стране являются образование и воспитание молодого поколения казахстанцев на ценностях толерантности и согласия здоровья [4] .
Главная проблема особого ребенка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами не толерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья [5].
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Важным шагом на пути формирования толерантного отношения у младших школьников к учащимся с ограниченными возможностями является также внедрение инклюзивного обучения, которое предполагает процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, а затем и высших учебных заведениях. Система инклюзивного обучения направлена на создание безбарьерного пространства в обучении профессиональной подготовке инвалидов. При этом обычные учащиеся учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одной группе с учащимися, имеющими ограниченные физические возможности [6].
Воспитание толерантности у младших школьников по отношению к одноклассникам с инвалидностью должно придерживаться следующих ниже представленных принципов:
1. Принцип целенаправленности. Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности психолого-педагогических воздействий, четкого определения цели социальным педагогом.
2. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей. Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника. При формировании толерантности к учащимся с ограниченными физическими возможностями следует учитывать также гендерные особенности, и прежде всего различия в чертах личности и социальном поведении.
3. Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько младший школьник осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью.
4. Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ученика, его мировоззрения уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. [7].
Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего казахстанского общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней. При этом, воспитание толерантности может быть успешным при соблюдении принципа добровольности, т.е. не принуждения, насилия, а осознанного принятия. Комплексная и систематическая реализация всех перечисленных принципов в педагогической деятельности школ, может способствовать формированию толерантного отношения казахстанского современного общества к детям с особыми потребностями в целом.

Литература
Декларация принципов толерантности//Генеральная конференция ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Фестиваль педагогических идей Открытый урок [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://festival.1september.ru/articles/580261 / (дата обращения: 23.10.2012 г.)
Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия. 2011. – 236 с.
Государственая программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. – Астана, 2010.
Ямбург Е.А. Школа для всех адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М., 2011.- 278 с.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М.: Генезис, 2010. – 112 с.
Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников, 2013. – №3. – С. 33-35.







Материалды сайттан тегін жүктеу

Жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!


Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.