Реперат: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА КАЗАХСТАНА
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие административного права и его предмет
Глава 2. Административное право как отрасль права и науки
Глава 3. Административное право в системе права Казахстана
Глава 4. Источникам административного права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Административное право является составной частью общей системы права и источники административного права имеют туже правовую основу, что и другие виды права. Однако следствии своей специфики административное право имеет свои особенности, которые связаны с исполнительной властью. И эти особенности и являются предметом пристального внимания со стороны ученных, занимающихся проблемой происхождения права.
Любая отрасль казахстанского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право — это самостоятельная отрасль правовой системы Казахстана. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования — деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Предложенная тема интересна также тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми в Республике Казахстан – Государством.
Глава 1. Понятие административного права
и его предмет
Вопрос о предмете той или иной отрасли права, отрасли науки или учебной дисциплины является интересным и в то же время сложным. Именно при его изучении можно столкнуться с многочисленными, а часто и противоречивыми высказываниями. Как правило, этот вопрос возбуждает самые горячие споры, является одним из более дискуссионных.
Объясняется это тем, что различные отрасли права тесно взаимодействуют, переплетаются в процессе регулирования общественных отношений. Нередко одни и те же отношения подвергаются одновременно воздействию норм ряда отраслей права и т.п. Все это, естественно, приводит к тому, что практически иногда бывает сложно определить четкие границы действия различных правовых норм.
Это обстоятельство оказывает несомненное влияние и на развитие правовой нормы мыслей, давая основания для содержательной дискуссии.
Особенно длительной являлась дискуссия о предмете административного права.
Определить предмет той или иной отрасли права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.
Именно предмет правового регулирования дает необходимое представление о каждой отрасли права.
Каковы же исходные методологические позиции, определяющие основу решения вопроса о предмете административного права?
По общему мнению всех администратистов административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления или исполнительско-распорядительной деятельности.
Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно правового регулирования, ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления.
Вообще нужно сказать, что термин «администрация» (от латинского «administratio» — административная деятельность, с одной стороны, и управление, с другой стороны, фактически совпадают).
Конечно, нередко слово «администрация» употребляется и в несколько ином смысле. Так, например, говорят об администрации предприятия, учреждения, имея в виду, соответствующее звено государственного аппарата.
С учетом изложенного под предметом административного права и понимаются общественные отношения управленческого характера. Следовательно, если «администрация» есть деятельность по управлению, то «административное право» (филологическая ассоциация) регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой «административной деятельности».
Итак, административное право есть такая отрасль, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Какие же это общественные отношения? Это отношения, которые могут возникать между:
а) различными органами государственного управления по вертикали, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами (например, между Правительством РК и Министерством внутренних дел, между городской администрацией и ее отделами);
б) различными органами государственного [управления, не связанными между собой отношениями подчиненности (например, между районной администрацией и местными органами, органами транспорта, связи и т.п.);
в) различными органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (например, между министерством и заводом);
г) различными органами государственного управления и гражданами (например, акиматом и гражданином, подавшим заявление или жалобу).
Указанные виды общественных отношений наиболее типичны, характерны для сферы административного регулирования, ибо в административном праве главное — это регулирование отношений, складывающихся именно в процессе деятельности органов государственного управления, поэтому эти отношения и называются управленческими.
Далее, общественные отношения, составляющие предмет административно-правового регулирования, можно классифицировать по их характеру, содержанию. В этом смысле можно, как представляется, выделить следующие группы отношений:
а) отношения, связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства административной и иной (производственной, хозяйственной и т.п.) деятельностью нижестоящих органов;
б) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления и должностными лицами функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия и администрация цехов);
в) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования деятельности общественных организаций;
г) отношения, связанные с осуществлением сотрудничества органов государственного управления с общественными организациями (например, администрация предприятия и профсоюза);
д) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав.
Перечисленные группы общественных отношений построены в соответствии с основными видами административной деятельности органов государственного управления.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регламентируемые административным правом, можно классифицировать по конкретным направлениям (отраслям) управлений деятельности, а также по их объему.
- По направлениям административной деятельности складываются следующие основные виды общественных отношений:
а) связанные с подготовкой, принятием и исполнением актов управления, а также с исполнением законов и актов органов государственной власти;
б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера как в правовой, так и в организационной форме;
в) связанные с осуществлением контроля за исполнением принятых решений;
г) связанные с осуществлением принуждения в административном порядке (т.е. без обращения в суд), являющегося одним из средств обеспечения необходимого правопорядка в сфере государственного управления.
- По отраслям административной (управляемой) деятельности:
а) отношения в сфере управления народным хозяйством;
б) отношения в сфере управления социально-культурным строительством;
в) отношения в сфере административно-политического управления (охрана общественного порядка, оборона и т.п.);
г) отношения в сфере межотраслевого управления.
- По объему управленческой деятельности можно выделить общественные отношения:
а) в сфере общего управления (руководство всеми или несколькими отраслями);
б) в сфере отраслевого управления;
в) в сфере осуществления специальных управленческих функций межотраслевого характера (например, контроль за деятельностью неподчиненных органов и лиц, координация).
Такова в основных чертах характеристика общественных отношений, составляющих предмет административного права. Простое их перечисление уже свидетельствует, и весьма красноречиво, о том, что этот предмет имеет самостоятельное и важное значение, что административным правом охватываются разнообразные и широкие по своему характеру, содержанию и познанию общественные отношения.
Глава 2. Административное право как отрасль права и науки
Говоря о предмете административного права, следует также остановиться о науке административного права.
Наука административного права является составной частью юридической науки.
Наука административного права призвана анализировать общественные отношения в сфере государственного управления и систему регулирующих их административно-правовых норм, исследовать и обобщить закономерности правового регулирования организации и деятельности аппарата государственного управления.
Наука административного права выявляет и изучает общие закономерности административно-правового регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права.
Наука административного права также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно-правовых проступков, спорами, общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления.
В результате глубокого и всестороннего исследования этих закономерностей разрабатываются научно обоснованные рекомендации и предложения, направленные на изменение и совершенствование административно-правовых норм и, прежде всего на повышение их эффективности.
Наука административного права, как и отрасли права, имеет свою систему. Система науки административного права создается на основе внутренней связи, существующей между различными административно-правовыми институтами. Между системой отрасли и системой науки административного права существует органическая связь, однако полного их совпадения нет. Дело в том, что наука административного права, кроме общих вопросов исследует также закономерности развития административного права и другие теоретические проблемы. Поэтому сама наука административного права по ряду вопросов шире системы отрасли административного права.
Являясь составной частью единой системы, административное право теснейшим образом связано со всеми другими его отраслями.
- Административное право и конституционное право. Между этими отраслями наблюдается наиболее тесная связь и часто даже невозможно установить разную грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеются.
Конституционное право закрепляет основы общественного строя и политики государства, основы взаимодействий государства и личности, национально-государственные и административно-территориальные устройства, устанавливает систему органов государства.
Следовательно, предмет государственного права шире, чем предмет административного права. Административное право берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к государственному управлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм реализации тех или иных норм.
Например, конституционное право закрепляет общие для всех органов государства основные принципы организации и деятельности. На этой базе нормы административного права регулируют применение указанных принципов в сфере государственного управления.
Конституция РК установила основы компетенции некоторых наиболее важных органов государственного управления. Административное право достаточно определяет компетенции их, а также остальных органов управления.
Так, ст. 13 Конституция РК закрепляет право жалобы на незаконные действия государственных и общественных органов и должностных лиц. Нормы же административного права призваны детально определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры и рассмотрения.
- Административное право и гражданское право. Во взаимоотношении этих двух равных отраслей наблюдается тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет правового регулирования, т.е. и та, и другая регулирует одинаковый круг общественных отношений. А это означает, что различие между этими определениями права следует искать не по предмету правового регулирования, а на основе других критериев, в частности методов правового регулирования.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, стороны в которых равноправны.
Административное право — имущественные отношения, где стороны неравноправны: одной из сторон имущественных отношений, регулируемых административным правом, всегда является соответствующий орган государственного управления.
Регулирование имущественных отношений, разрешительного воспроизводства хозяйственной деятельности. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа государственного управления одна хозяйственная организация передает другой здания, сооружения и оборудование. Орган управления в данном случае властным методом регулирует имущественные отношения двух организаций.
Следует отметить, что многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина также возникают на базе актов государственного управления. Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключаются лишь при наличии у него ордера на данную жилую площадь.
Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров). Пример тому производство конфискации и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов.
Наконец, органы государственного управления иногда выступают и в качестве органов государства, юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган управления может арендовать помещение какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятием связи, закупать (в пределах системы) мебель и оргтехнику и т.д. В таких случаях орган не выступает в качестве субъекта исполнительной и распорядительной деятельности, не выполняет функций государственного управления.
Административное право имеет точки соприкосновения и с уголовным правом. Административное право включает в себя многочисленные общеобязательные правила (дорожного движения, паспортной системы, санитарные, противопожарные и т.д.).
В случаях, предусмотренных уголовным законодательством, нарушение этих правил может повлечь уголовную ответственность.
Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимо-увязке соответствующие нормы административного и уголовного права.
Глава 3. Административное право в системе права Казахстана
Административное право, как уже указывалось, регулирует различные общественные отношения. Это предопределяет необходимость проведения определенной систематизации правовых норм. Система административного права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.
Административное право состоит из двух частей: общая и особенная.
Система общей части административного права — это нормы, регулирующие общие вопросы для всей отрасли государственного управления. Она выглядит следующим образом:
— нормы, закрепляющие основные принципы государственного управления;
— нормы, закрепляющие правовые отношения субъектов административного права;
— нормы, закрепляющие основы и принципы государственной службы;
— нормы, закрепляющие правовые формы и методы государственного управления;
— нормы, закрепляющие способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
— административный процесс и условия применения мер воздействия;
Подобная система административного права положена в основу действующей учебной программы по курсу административного права. Это значит, что система права, науки и учебной дисциплины фактически совпадают.
В особенной части содержатся нормы, объединяющие институты административного права и действующие в отдельных сферах (управление государственной собственностью, образованием, культурой, юстицией, здравоохранением, внутренними делами и др.).
Источники административного права — это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.
Глава 4. Источникам административного права
Конституция РК, принятая 30 августа 1995 г.
- Кодекс КазССР об административных правонарушениях, принятый 22 марта 1984 г., представляющий собой комплекс нормативных актов, регулирующих различные сферы административных правоотношений.
- Законы, принимаемые Парламентом РК.
- Акты Президента, определяемые Конституцией:
— указы
— распоряжения
— указы, имеющие силу закона.
- Постановления Правительства РК, которые в соответствии со статьей 69 Конституции обязательны для исполнения на всей территории республики.
- Акты центральных органов государственного управления (министерств и ведомств). Акты, принимаемые этими органами, затрагивают конкретную сферу исполнительно-распорядительной деятельности и обладают юридической силой в ее рамках.
- Конституция к действующему праву относит постановления Верховного Суда РК. Их в полной мере можно отнести к источникам административного права, если указанные постановления касаются:
а) обобщения практики рассмотрения административных дел;
б) совершенствования практики правоприменения административного законодательства.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить актуальность рассмотрения административного права как одного из наиболее важных вопросов правовой политики государства, начавшего свой новый путь. Являясь молодым государством идущими бок о бок и по довольно таки схожему пути во многих сферах жизни с СНГ реформах, переходах к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и , что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления., мы должны набираться опыта друг у друга, советов, и попытаться усовершенствовать любую отрасль правового регулирования. Активность и эффективность экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов. Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и “работать” на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.
Проблема заключается в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления.
Список использованной литературы
- Конституция РК.
- Сборник нормативных актов по административному праву Республики Казахстан. — Алматы: Борки, 1997.
- Административное право Республики Казахстан. Общая часть. — Алматы: Жетi Жарғы, 1996.
- Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. — М.: Изд-во «Теис», 1995.
- Бахрах Д.Н. Административное право. — М.: Изд-во «БЕК», 1993.
- Коренев АЛ. Административное право. — М., 1986.
- Овсянко Д.М. Административное право. — М.: Юрист, 1995.
- Татарян В.Г. Административное право Республики Казахстан: Учебное пособие. — Караганда: ТО Ин-кварта, 1994.