Дипломные работа. Анализ разработки бизнес планирования (на примере АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт»)
Содержание
Введение | 4
|
|
1 | Теоретические аспекты бизнес-планирования: сущность, цели, принципы | 10 |
1.1 | Структура бизнес-плана, требование и его разработка | 10 |
1.2 | Финансовый аспект бизнес-плана | 15 |
1.3 | Финансовые критерии эффективного проекта | 22
|
2 | Анализ финансового аспекта бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» | 39 |
2.1 | Общая характеристика и организационная структура | 39 |
2.2 | Анализ рынка и выбор финансовой стратегии | 40 |
2.3 | Анализ финансовых показателей производства и реализации услуг | 45 |
2.4 | Анализ организационной структуры и управления | 48
|
3 | Совершенствование бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» | 50 |
3.1 | Оценка финансовых аспектов плана реализации продукции | 50 |
3.2 | Оценка финансового состояния и рисков | 51 |
3.3 | Оценка эффективности мероприятий бизнес-плана и перспективы развития производства
|
57 |
Заключение | 58 | |
Приложения | 66 |
Введение
Переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике требует кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятии, поскольку планирование это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе.
В условиях рыночной экономики предприятие работает как «открытая» система, когда необходимо учитывать, прежде всего, внешние факторы (действия конкурентов, потребности потребителей, спрос и т.д.). Отсюда переход экономики к рыночным отношениям требует, чтобы создаваемые системы функционирования предприятий обеспечивали конкурентоспособность услуг, как на внешнем, так и на мировом рынке. Предприятия в своей деятельности должны ориентироваться на рынок, потребителя и по результатам взаимодействия с ними обеспечивать свою финансовую устойчивость.
Бизнес-планирование в условиях рыночной экономики – это рабочий инструмент, используемый во всех видах предпринимательства, а бизнес-план является важным, принципиально новым для нашей экономики документом, который систематически обновляется. В него вносятся изменения связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и с изменениями на рынке, где оно функционирует и в экономике в целом.
Актуальность анализа разработки бизнес-плана предприятия состоит в необходимости планирования и прогнозирования деловой идеи и процесса её реализации на определённый период с аргументированным обоснованием качественных и количественных характеристик ожидаемого эффекта, что позволяет:
— предусмотреть все необходимые мероприятия процесса реализации дело вой идеи и разработать схему их финансирования;
— обосновать привлечение инвестиций на осуществление проекта;
— удовлетворить потребности рынка конкурентоспособной продукцией;
— определить риск (внутренний и внешний), возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.
Цель разработки бизнес-плана состоит в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план составляется при создании и реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объём работ по составлению плана может изменяться.
В условиях перехода к рыночной экономике необходимость составления бизнес-плана обусловлена следующими причинами:
- Отсутствие у предпринимателей опыта руководства предприятием и нечёткое представление ожидающих их проблем.
- Изменяющаяся хозяйственная среда (необходимость просчитывать свои действия на рынке, борьба с конкурентами).
- Обоснование заявок на получение иностранных инвестиций для подъёма отечественной экономики и доказательство способности оценить все аспекты использования инвестиций.
Задачи исследования бизнес-плана помогает в решении следующих проблем:
— определение конкретных направлений деятельности предприятия, целевых рынков и место предприятия на этих рынках; формулирование долговременных и краткосрочных целей предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определение лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбор состава и определение показателей товаров и услуг, которые будут предложены предприятием потребителям. Оценивание производственных и торговых издержек по их формированию и реализации;
- определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
— выявление соответствия имеющихся кадров предприятия, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
— оценивание финансового положения предприятия и соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
— умение предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
При разработке бизнес-плана происходит согласование интересов всех участвующих сторон:
— заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующегося привлечённый капитал посредством акционирования, займа, выпуска облигаций и т.п. — волнуют лишь гарантии и возможности своевременного и полного расчёта с ними, а также получение выгоды;
— партнёров по бизнесу — интересует, какие цели бизнеса вы ставите и как они будут сочетаться с их собственными интересами;
— потенциальных клиентов и конкурентов — интересует, в какой степени и каким образом ваша деятельность отразится на их бизнесе и что надо предпринять, чтобы избежать столкновения интересов.
В рыночной экономике главным экономическим показателем привлекательности любого проекта является прибыль, для понимания сущности которой необходимо знать основные источники её получения, а также взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих её уровень. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение процессов и явлений.
Таким образом, экономический анализ представляет собой научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всём многообразии связей и зависимостей.
Возникновение финансового аспекта как средства познания сущности экономических явлений и процессов относятся к 4000 г. до нашей эры. Его становление и развитие связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учёта и балансоведения. Однако своё теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине ХIХ века. Обособление анализа хозяйственной деятельности в особую отрасль знаний произошло в первой половине ХХ в.
С помощью финансового аспекта достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Большая роль отводится финансовому аспекту в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, НОТ, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков работы и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В бизнес-плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнётся, и определяются способы их решения.
Бизнес-план особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении её части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.
Наряду с внутри фирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования.
В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке перспективной рыночной ситуации внутри фирмы и вне её, и при поиске инвесторов.
При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсах и источники их получения; уметь чётко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Чтобы бизнес-план был успешным, нужно уметь его реализовать, т.е. эффективно использовать стратегию и тактику производственно-хозяйственной деятельности предприятия и управлять имеющимися ресурсами с учётом потребностей рынка Республики Казахстан (РК).
Для республики Казахстан внутригосударственное и международно-правовое регулирование инвестиций является очень важным.
Законодательные основы политики инвестирования определяют, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности.
Инвестиционная политика учитывает будущие интересы РК, а внешнеэкономическая политика — способствует решению будущих экономических интересов, подкреплённая мощными экономическми стимулами и рычагами:
- Налоговое регулирование инвестиций осуществляется посредством обязательных безвозмездных отчислений (налоги, сборы, платежи) в бюджетную сферу. Снижение налогового бремени позволяет предприятиям повысить уровень самофинансирования вложений в капитальные активы.
- Ценовая политика предприятия преследует три основные цели: 1)обеспечение выживаемости фирмы (объём, доля на рынке); 2)удержание рынка (стабильное положение, благоприятные условия деятельности); 3)максимизация прибыли (достижение средней прибыли, доход от инвестиций, быстрое получение денежных доходов).
Осуществление иностранных инвестиций включает в себя вложение субъектами иностранного права материальных и нематериальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности в Казахстане, а также фактические действия по реализации инвестиций с целью извлечения прибыли, либо достижения положительного социального эффекта. Вложение иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу Казахстана осуществляется на договорной основе.
Активизация инвестиционной деятельности осуществляется за счёт государственных инвестиций, кредитов банков и других привлечённых средств, а также путём косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством понижательного давления налогов.
РК по вопросам инвестиций приняла следующие законы: «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года, «О возвратной системе финансирования инвестиций» от 12 апреля 1993 года, «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 г.
Придавая большое значение вопросам об инвестировании, РК учредила Агентство по инвестициям. За период независимого развития различными государственными органами Казахстана было принято не менее 65-и нормативных актов, регулирующих различные аспекты инвестиций.
При вступлении экономики РК в новый этап реформ, который связан с инвестированием, бизнес-планирование является одним из главных компонентов развития промышленности. В связи с осуществлением экономической реформы изменилась роль государственных ресурсов в финансировании инвестиционных проектов (отказ от безвозвратного выделения средств).
Бизнес-план описывает практические действия по осуществлению инвестиций, прорабатывается по максимальному числу параметров эффективности, а для более успешной работы с инвесторами рассчитываются ещё показатели, характеризующие ожидаемый уровень управления реализацией проекта и его последующая эксплуатация. Просчёт динамики финансовых показателей необходим для привлечения сторонних участников к инвестированию проекта.
В бизнес-плане заключаются преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.
Целью дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов составления бизнес плана, анализ разработки бизнес-плана АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».
Задачи исследования дипломной работы:
- рассмотрение назначения бизнес-плана, а также различной исходной информации для его составления;
- дать анализ и оценку производственно-хозяйственной деятельности АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт», а именно анализ показателей производственных фондов и трудовых ресурсов, анализ финансового состояния предприятия;
- определить основные показатели производственной и финансовой деятельности предприятия, издержек производства и сбыта услуг, чистой прибыли, показателей эффективного использования финансовых ресурсов и других не менее важных показателей предприятия;
- дать оценку эффективности мероприятий бизнес-плана АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».
Предмет исследования является бизнес план как часть плановой деятельности предприятия, его финансовые аспекты, информация и рекомендации для его составления.
Объектом исследования является предприятие государственного сектора экономики АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».
Для теоретического и методологического основы исследования использовались работы таких ученых, как Сарсембаев К.М., Диденко П.В., Балабанов И.Т., Бенвенисте Г. и многих других.
Структура и объем работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность, цель и задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе описывается сущность и цель финансового аспекта бизнес – планирования на основе критического анализа научной литературы и официальных материалов.
Во втророй главе представлен анализ и деятельность бизнес планирования на примере АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».
В третьей главе представлена совершенствование бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» и оценка эффективности мероприятий бизнес-плана.
Работа изложена на 64 листах машинописного текста, содержит четыре таблицы.
І. Теоретические аспекты бизнес-планирования: сущность, цели, принципы
1.1Структура бизнес-плана, требования к его разработке
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, который широко используется во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план показывает процесс функционирования фирмы (под фирмой имеют в виду: компании, предприятия, предприятия с участием иностранного капитала, производственные и научно-производственные объединения, организации и т.д., занимающиеся производственной, хозяйственной и иной коммерческой деятельностью) и показывает, каким образом руководители данной фирмы собираются достичь поставленных целей [1].
Бизнес план в первую очередь отражает получение ожидаемой прибыли, а также эффективность и прибыльности работы фирмы.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме:
- расти
- завоевывать новые позиции в том рынке, где она функционирует.
- составлять перспективные планы дальнейшего развития фирмы,
- разрабатывать передовые концепции производства новых товаров и услуг и выбрать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся коррективы, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.
Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий (рисунок 1).
«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.