Дипломные работа. Анализ развития рынка банковских услуг в Республике Казахстан

- Жарнаманы баса кетіңіз -

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 6
1.1 Современные теоретические положения рынка банковских услуг 6
1.2 Классификация банковских услуг 17

 

2 СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РК 25
2.1 Современное состояние банковской системы и перспективы развития рынка банковских услуг в РК 25
2.2 Особенности правового обеспечения рынка банковских услуг в РК 52
2.3 Методика преподавания дисциплины «Банковское дело» 59

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
  ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. В настоящее время тематика данной работы особенно актуальна, поскольку развитие рынка банковских услуг – неотъемлемая часть общего развития экономики любой страны. Развитый институт банковских услуг позволит Республике Казахстан достигнуть более быстрых темпов экономического роста.

Из всех стран СНГ банковский сектор Казахстана признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся [1, с.10]. Это обстоятельство стало основой быстрого развития банковского сектора. За последние годы отечественное банковское дело значительно расширило свое поле деятельности, и рынок банковских услуг начал развиваться достаточно прогрессивно. Банки стали предоставлять широкий спектр банковских услуг и осуществлять хороший маркетинг, ориентируя свои продукты на нужды конкретных потребителей, потенциальных клиентов.

Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» отметил, что государство помогло «банкам сохраниться в кризисное время, теперь банки должны энергично помогать экономике в ее посткризисном восстановлении и развитии» [2].

Для обеспечения дальнейшего устойчивого развития, как банковской системы, так и экономики в целом в стране принимаются программные документы. Так, например, важным решением было принятие в 2006 году Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, главными целями которой являются расширение доступа населения к банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг; повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия населения к банковскому  сектору; развитие конкуренции и либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок; совершенствование банковского надзора на основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны. Благодаря данной Концепции были определены направления позитивного сценария развития экономики Казахстана [3].

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на период до 2015 года, принятая в 2003 году, отметила  трехуровневую систему кредитования, элементами которой являются банки, товарищества и микрокредитные организации [4]. Также данная стратегия имеет определяющее значение для инновационных банковских услуг, успешно развивающихся в настоящее время. Применение инновационных банковских услуг рассматривается как инновационный рычаг, посредством, которого банки продвигаются в трудных условиях рыночной стихии к намеченным стратегическим рубежам.

Формирование рынка банковских услуг представляет собой сложный процесс, требующий мобилизации не только внутренних ресурсов, но и широкого использования опыта мировых банков. Казахстанские коммерческие банки не только перенимают опыт зарубежных банков, но и сохраняют привлекательность своих банковских услуг для иностранных банковских структур, что имеет немаловажное значение для развития экономики Республики Казахстан. Увеличение иностранного капитала позволит нам ускорить процесс перехода банковской системы к международным стандартам, поддерживать свободную конкуренцию и повысить открытость банков в целом [1, с.11].

Современное состояние отечественной банковской системы характеризуется расширением рынка банковских услуг. Сегодня казахстанские коммерческие банки способны предоставить клиентам до 200 видов банковских продуктов и операций. Такая обширная деятельность банков требует системного подхода к изучению сущности и проблем развития рынка банковских услуг Республики Казахстан.

Степень научной исследованности. Рынок банковских услуг является одной из составляющих частей финансовой инфраструктуры, поэтому необходимо отметить роль ведущих казахстанских ученых: Мамырова Н.К., Сейткасимова Г.С., Аубакирова Я.А., Тулегеновой М.С., Аубакировой Ж.Я., Зейнельгабдина А.Б., Хамитова Н.Н., Искакова У.М., Челекбая А.Д., Ильясова К.К., Мельникова В.Д., Абдильмановой Ш.Р., Арыстанова А.К, Салимовой Ж.Д., Маргацкой Г.С., чьи труды посвящены развитию финансовой и банковской систем Казахстана в условиях рыночных отношений.

Теоретические и практические аспекты исследуемой темы также изложены в работах зарубежных авторов: Уткина Э.А., Лаврушина О.И., Парусимовой Н.И., Егоровой Н.Е., Марковой В.Д., Песоцкой Е.В., Ребельского Н.М., Смулова A.M., Стояновой Е.С., Тавасиева A.M., Питера С. Роуза, Ланге О.К., Котлера Ф. и др.

Цель и задачи дипломной работы. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы провести комплексный анализ рынка банковских услуг в РК, то есть раскрыть понятие банковских услуг и особенности их развития.

Для достижения поставленной цели определен следующий круг задач:

  • изучить теоретические особенности функционирования рынка банковских услуг;
  • выявить роль рынка банковских услуг в Республике Казахстан и определить приоритетные направления его дальнейшего развития;
  • рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг Казахстана, и определить пути их решения.

Положения, выносимые на защиту.

раскрытие роли банковских услуг в современной экономической теории;

представить основные операции, предоставляемые коммерческими банками РК;

обозначить значение предоставления инновационных банковских услуг;

раскрыть современное состояние банковской системы в целом и перспективы развития рынка банковских услуг в РК.

Объектом исследования является рынок банковских услуг Республики Казахстан.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений между субъектами рынка банковских услуг в современных условиях.

Научно-методической базой для написания дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность банков, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан, учебники, монографии ученых-экономистов, статьи периодической печати и другие источники.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

1 БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ

1.1 Современные теоретические положения категории «банковские услуги»

 

Стабильная экономическая ситуация и поступательное развитие экономики страны требуют дальнейшего повышения функциональной роли банковского сектора в развитии экономики. Комплекс мер, обеспечивающих достижение поставленной цели, включает в основном мероприятия по закреплению и дальнейшему развитию положительных тенденций,  дальнейшему укреплению и консолидации банковского сектора и его институциональному развитию.

Современное развитие казахстанской банковской системы характеризуется ликвидацией мелких ненадежных банков, слиянием банков и образованием крупных универсальных банков. Все это сопровождается усилением конкуренции между ними за клиентов. Как известно, формирование конкурентной среды является одним из главных итогов перехода Казахстана к рыночной экономике. Главным средством в достижении данной цели является расширение спектра банковских услуг и доступность разным слоям населения, а также улучшение качества обслуживания. Сегодня отечественные банки предлагают достаточно широкий спектр услуг своим клиентам, и, как показывает практика, именно качество обслуживания становится одним из ключевых факторов успеха конкурентной борьбы на достаточно насыщенном рынке банковских услуг.

В рыночных условиях банки, как финансовые институты, являются ключевым звеном, питающим национальную экономику дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, они одновременно являются аналитиками рынка. По своему местоположению в экономической системе государства банки находятся ближе всего к бизнесу, его прямым потребностям и меняющейся конъюнктуре. В целом, рынок неизбежно выдвигает банк в число первостепенных, ключевых элементов экономического регулирования.

В то же время приходится констатировать, что в современной научной литературе нет единого мнения относительно понятия и сущности банка. Слово «банк» происходит от старо французского «banquet» и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств – Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те времена банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до наступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Но постепенное изменение социально-экономических условий (установление раннефеодальных порядков, преобладание натурального хозяйства, осуждение ранним христианством посреднических денежных отношений) привело к затиханию товарно-денежных операций и вместе с ними операций, которые сегодня трактуются как банковские.

Д.М. Кейнс вполне справедливо сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы «с кровью, питающей различные его части». Он полагал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития. Д.М. Кейнс подводит нас к более глубокому пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая её задача – создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие.

 

Скачать

Загрузка...