Дипломная работа. Макс Вебер и европейская реформация
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Макс Вебер и европейская реформация
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………….3
1 ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ РЕФОРМАТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ…………………………………………………………………………8
1.1 Безраздельное господство католической церкви в Западной Европе в период Средневековья…………………………………………………………….…8
1.2 Зарождение и активизация оппозиционных движений как репетиция Реформации…………………………………………………………………………12
1.3Концепции реформаторской трансформации и модернизации общественного порядка и сознания…………………………………..……………18
- Итоги Реформации………………………………………………………21
2 МАКС ВЕБЕР О ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ………………………………………………………25
2.1 Значение протестантской хозяйственной этики в истории западной цивилизации ………………………………………………………………………..25
2.2 Основы протестантизма……………………………..………..………..33
3 ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У МАРКСА ВЕБЕРА………..41
3.1 Принципы рационализма и не рационализма………………….. ……41
3.2 Содержание понятия «дух капитализма»…………….……………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………..……54
СИПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….………56
ВВЕДЕНИЕ
Макс Вебер (1864-1920) — один из крупнейших представителей зарубежной (немарксистской, по определению советской историографии) немецкой социологии конца 19 — начала 20 вв.; социальный философ, историк, религиовед, вошедший в социологическую мысль с глубоким анализом методологии истории, религиозного сознания, хозяйственной этики религий, генезиса капиталистических отношений, др.
В рамках исторической социологии Макс Вебер предпринял грандиозную попытку изучить роль протестантской этики (именно протестанской трудовой или шире — хозяйственной этики) в генезисе западноевропейского капитализма. Он попытался дать философское объяснение сущности капиталистического общества, показал причинно-следственную связь между принципами рациональности и нерациональности и самим капиталистическим способом хозяйствования, доказал, что на основе рациональности экономики и соответствующей ей системе социальных отношений возник капитализм.
Макс Вебер вводит в оборот своих исследований и раскрывает такие понятия как «протестантская этика» и «дух капитализма», и видит явную связь между религиозной Реформацией в Европе в средние века, протестантизмом с его «хозяйственной этикой», с одной стороны, и экономическими успехами капитализма и «западной цивилизации» вообще – с другой. По убеждению Вебера, в «протестантской хозяйственной этике» определенное сочетание этики и экономики стало основным источником «духа капитализма», вызвавшего к жизни не только соответствующий тип общества, но и определенный тип цивилизации — западноевропейскую капиталистическую цивилизацию, которая характеризуется акцентированием внимания на материал и экономические стороны человеческой жизнедеятельности [1, c.32].
Актуальность темы. В основе капиталистических отношений лежит принцип максимальной выгоды, которую можно получить путем эксплуатации всех возможных видов ресурсов (природных, финансовых, экономических, людских и др.) [2, c.446]. Этот принцип делает капиталистический способ хозяйствования более жизнеспособным и приспособленным к превалированию и господству в современной системе международных отношений. Он исторически был «взят на вооружение» единственной современной супердержавой — США, и поднят ею до уровня государственной идеологии и национальной стратегии мирового господства.
Из истории известно, что колонисты североамериканских земель в основной массе были протестантами; они принесли в Новый Свет свои нравственные ценности. Для них решающее значение имел прагматизм, умение делать деньги, заставить работать на себя всех тех, кто слабее, хуже вооружен, не преследует корыстные цели. «Из людей надо выжимать деньги – вот кредо большинства протестантов – колонистов, возмечтавших создать в Новом Свете «землю обетованную»[3, c.332].
Современная животрепещущая проблема развитого Севера и бедного Юга, ожидающая своего решения, имеет те же корни, которые рассматривал в своих работах еще в конце 19 века Макс Вебер: Север богат прежде всего потому, что строит всю свою жизнь, общественную систему на принципе максимальной выгоды [4, c.260-263].
То, что США и их западноевропейские «коллеги» взяли курс на капиталистическое развитие экономики своих стран, есть заслуга протестантизма и его «хозяйственной этики». К слову сказать (и на этом останавливает свое внимание Макс Вебер), доля протестантов в процентном соотношении развитых западных стран достаточно велика (о чем будет сказано в основном в тексте нашей работы). Здесь же мы только отметим, что протестантизм в этих государствах в кризисные времена играл мобилизирующую роль и способствовал быстрому восстановлению пострадавшей экономики.
Актуальность идей Макса Вебера можно подчеркнуть еще и тем, что многие современные исследования в области международных отношений, геополитической и смежной с ней науками в своих работах опираются на его труды. Достаточно назвать фамилию Фрэнсиса Фукуямы, американского ученого, автора нашумевшей статьи «Конец истории?» и ее вариаций, взявшего на вооружении идеи Вебера о том, что история человечества развивалась только за счет нерациональных факторов и что рациональность (веберовские понятия) становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития [5, c.104].
Таким образом, актуальность нашего исследования не подлежит сомнению: имеется явная взаимосвязь между основными элементами нашего исследования — Максом Вебером и его произведением, европейской Реформацией, протестантизмом и «протестантской хозяйственной этикой».
Цель работы. Целью же нашей работы является ответ на вопрос: что первично и что вторично в концептуальных основах проблемы протестантской этики и духа капитализма для Макса Вебера – появление капиталистических отношений и их влияние на развитие протестантского движения или развитие протестантизма дало решающий толчок к генезису капитализма?
Задачи работы. Основные задачи нашего исследования заключается в рассмотрении и подробном изучении религиозного и экономического (хозяйственного) аспектов в истории европейской Реформации (причины, цели и т.д.) и их анализа и интерпретации Максом Вебером.
Хронологические рамки нашей работы диктуются исследованием Макса Вебера, на которое мы в основном и опираемся, — «Протестантская этика и дух капитализма», и выглядят следующим образом: начало – 1517г. – опубликование Мартином Лютером «95 тезисов», окончание – 1560-е гг. – начало капиталистической революции в Нидерландах.
Историография проблемы. Работы Макса Вебера были востребованы в течение всего 20 века. Его идеи остаются и по сей день в числе самых распространенных и стимулирующих в исторической и социологической науках. В разное время к ним обращались видные мировые ученые, например, Х.Байер, В.Ю.Момзен, другие, помимо перечисленных выше специалистов-международников Н.А.Нартова и Фрэнсиса Фукуямы [6, c.45].
Макс Вебер как обществовед, антрополог отличался междисциплинарным мышлением и способностью поднимать крупные проблемы. Его круг интересов простирался от социально-экономических проблем античности до теории и социологии музыки. Поэтому изучение Макса Вебера и его работ, идей, концепций и методов содержат в себе глубокий нераскрытый потенциал для исследователей разных областей и сфер науки. Можно с уверенностью сказать, что советские и зарубежные исследователи 20 века внесли лишь малую толику в дело изучения наследия Макса Вебера, и многие идеи М. Вебера еще ждут своего часа, своего исследователя.
Несмотря на все эти высокопарные слова (в хорошем смысле слова), степень изученности работ Макса Вебера достаточно удовлетворительная и четко отражает востребованность определенных его идей и мыслей в разные периоды времени: к слову скажем, что в начале 20 века ученые-исследователи придавали значение одним его идеям, позже – поднимались, выуживались другие, в конце 20 века, особенно в период перестроечной эпохи в СССР, советской историографией были взяты на вооружение те идеи и концепции, которые раннее якобы или на самом деле входили в противоречие с марксистско-ленинской научной концепцией.
Отходя от условностей советской историографии (хотя и не отрицая отдельных ее положительных моментов), в своей работе мы не будем делить историографический обзор, касающийся нашей проблемы на две устоявшиеся группы: советская историография и зарубежная историография, тем более что такую классификацию и её анализ можно всегда найти во введении любой из работ советских ученых. Достаточно сказать, что советские ученые действительно внесли значительный вклад в изучение и разработку научного направления – вебероведения (или веберология) (в основном в своей работе мы будем опираться именно на работы советских исследователей). Другое дело, что через всю их научную деятельность проходит красной нитью вопрос отношения (взаимоотношений) концепций Макса Вебера и идей классиков марксизма-ленинизма (хотя не будем отрицать сходства их мировоззрения по отдельным вопросам мировой истории, социологии, др.).
Еще важный момент: мы не берем во внимание в нашей работе произведения по заданной теме представителей российской историографии. После распада Советского Союза, в течение пятнадцати лет не появилось ни одной значительной работы о Максе Вебере и его концепциях, кроме отдельных трудов. Но это совсем не значит, что мы не будем рассматривать труды, которые все-таки увидели свет в конце 20 — начале 21 века в российской печати.
Существенный вклад в разработку данной темы внесли следующие великие казахстанские учёные-исследователи, как К.Т.Жумагулов, В.С.Осколков, В.Н.Вдовин, др, оставившие значительный след в изучении веберовских научных концепций любой из областей его мыслительной деятельности.
Наиболее обширным и разработанным, на наш взгляд, хотя и не всегда научно доказанным и обоснованным (не истина в последней инстанции), является все-таки историографический обзор по нашей теме в зарубежных странах, о котором будет идти разговор ниже.
В нашем исследовании мы использовали следующий принцип классификации работ в рамках историографического обзора: все нами найденные работы были поделены на две группы. В первую группу вошли исследования, непосредственно касающиеся изучения работ Макса Вебера учеными разных стран, во вторую группу мы поместили работы, косвенно имеющие отношение к М.Веберу, но непосредственно к объекту его исследования – европейской Реформации.
Таким образом, первая группа исследований формируется работами ниже перечисленных авторов: М.А.Барг, В.Н. Виноградов, А.Г.Здравомыслов, Г.Корф, В.П.Макаренко, Б.Г.Капустин, Б.Нельсон, Н.И.Смоленский, А.И.Патрушев, Р.П.Шпакова. Из работ на иностранных языках, нами использованных в исследовании, отметим труды: Льюиса Дж., Antonio R.J., Kuczinski J., Burger T., и др. [7].
Вторая группа исследований: Б.Порозовская, А.В.Копелиович, А.Н.Чанышев, Г.Брендлер, Ф.Кантценбах, Ф.Энгельс, Ю.Г.Волков, Т.Г.Павленко, В.Гараджа, А.Чистозвонов, Ю.К.Некрасов, А.Бебель, С.А.Исаев, М.В.Дмитриев и другие [8].
Источниковая база нашей работы обширна и представлена двумя основными группами источников: в первую – основную группу, подчеркивая историографический характер нашей работы, входят произведения самого Макса Вебера [9]; вторая группа источников формируется за счет документов, выступлений, писем, петиции и др. деятелей Реформации и Крестьянской войны [10].
Теоретико-методологическая база. В работе с материалом по нашей теме мы использовали различные исторические, социологические и междисциплинарные методы исследования. К наиболее часто применяемым методам в нашей работе можно отнести метод сравнительного анализа и исторический метод исследования.
Эмпирический характер нашей работы, ее новизна подчеркивается применением специализированных исторических методов, апробируемых и используемых в основном в исследованиях по теории международных отношений, нигде ранее не встречающихся в отношении исследований работ Макса Вебера: в первую очередь, это уровневый и конструированный анализы.
Подчёркивая новизну данной работы, автор отходит от позиций советской историографии с её историко-формационным подходом и классовой ориентацией, ставя в основу данного исторического исследования новейшие методологические разработки цивилизационного подхода.
Структура работы. В структурном отношении работа состоит из 3 глав. Первая глава является вводной главой в отношении основной темы нашего исследования и называется «Причины и сущность реформаторского движения». Она посвящена, исходя из своего названия, причинам, повлиявшим на развитие «еретических» движений в Европе, их быстрому распространению, главным идеологам Реформации и их основным идеям. Автор считает, что без этих данных было бы невозможно полномерное изучение проблемы.
Следующие две главы непосредственно приближают нас к достижению цели работы. Их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, исходя из поставленной в каждой из них подцели, дополняющей и в комплексе раскрывающей общую цель работы. Вторая глава – «Макс Вебер о европейской Реформации: религиозный аспект». Третья называется «Европейская Реформация через призму генезиса капиталистических отношений у Макса Вебера».
1 ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ РЕФОРМАТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1 Безраздельное господство католической церкви в Западной Европе в период Средневековья
Прежде чем начать говорить о Реформации напомним еще раз, что в средние века во всей Западной Европе безраздельно господствовала католическая церковь во главе с римским папой. Он же сосредоточил в своих руках власть над церковью, государством и загробным миром, что символизируется тройной папской короной-тиарой. Всякое неповиновение церкви и самые малейшие признаки свободомыслия и инакомыслия беспощадно наказывались ужасными пытками и сожжением на костре. У инакомыслящих (еретиков) отбирали все имущество, а налагаемое на них церковью проклятие распространялось на их детей: даже внукам еретиков не разрешалось занимать никаких общественных должностей. Власть папы над умами была так же сильна, а угроза отлучения от церкви и лишения ее заступничества перед богом так ужасающа, что временами папы полностью подчиняли своей воле даже самих императоров [11, c.135].
Для того чтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением, католическая церковь пускала в ход догму об изначальной «греховности» земного существования человека. Церковь объявляла каждого отдельного человека неспособным «спасти свою душу» [12, c.78]. «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).
Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светские учреждения и государство в целом. Католическая церковь не только объявляла о своих притязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполонили все страны Европы.
Претензии католической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов. Еще большее недовольство церковью и ее пропагандой презрения к светской жизни ощущалось в среде жителей развивающихся и богатейших городов, в которых зарождалась новая буржуазная идеология.