Дипломная работа. Американо-бразильские отношения после окончания холодной войны

0

Американо-бразильские отношения после окончания холодной войны

 

ПЛАН

 

Введение

 

Глава 1. Особенности политического диалога в 90-е годы ХХ века.

1.1. Внешнеполитические подходы стран и функционирование модели двусторонних отношений.

1.2. Взаимодействие на международной арене, сотрудничество в области безопасности и по военным аспектам.

1.3. Развитие отношений в других сферах (окружающая среда, космос, культурные и иные связи).

 

Глава 2. Экономические отношения как база для сотрудничества.

2.1. Современный уровень развития.

2.2. Проблемные вопросы сотрудничества.

2.3. Перспективы и проблемы формирования Панамериканской зоны свободной торговли.

 

Заключение

Библиография

Введение

 

Конец 80-х — начало 90-х годов ХХ века явились рубежом развития Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Возникшая и продолжающая развиваться новая постбиполярная система привела естественным образом не только к смене расстановки сил в мире, но и к изменению во взаимоотношениях между странами. Особенно это касается отношений с самой крупной на настоящий момент державой – Соединенными Штатами Америки. Во многом отношения именно с этой страной определяют сегодня место того или иного государства в мировом табеле о рангах. Бразилия, как и Россия, несомненно, является одним из мировых центров, который претендует на особое место в новой системе международных отношений, и именно поэтому автору данной работы представляется актуальным и интересным изучить опыт этой страны, которая имеет давние традиции взаимоотношения с США. Тем более что в изучаемый период Бразилии частично удалось построить конструктивный диалог с Вашингтоном, суметь проводить свою линию во внешней политике, не попасть под полную зависимость от мирового гиганта не только в том, что касается непосредственно двусторонних отношений, но и в рамках межамериканского интеграционного процесса.

На рубеже и в начале 90-х годов в связи с распадом биполярной структуры, во многих странах созрело понимание неизбежности перехода планеты из обрушенной политико-идеологической системы в весьма проблематичную финансово-экономическую многополярность, обычно обозначаемую термином “глобализация”. А значит — неизбежности глобального передела мировых рынков и назревающей острейшей конкуренции финансово-экономических центров за “долю” в этом переделе. И именно в этот момент правящие круги Латинской Америки окончательно осознают, что вне собственных интеграционных моделей они рискуют оказаться всецело “страдательной стороной” в этом грядущем мировом переделе. Осознают — и вступают в борьбу за право сохранить и нарастить в нем собственную экономическую (а значит, и политическую, и культурно-цивилизационную) субъектность.

В нашей стране, к сожалению, наблюдается нехватка информации о процессах, происходящих сейчас в латиноамериканских странах, что чаще всего не позволяет нам самим оценить необходимость и пути развития отношений с этим регионом. Поэтому автор данной работы в ходе ее написания опирался на существующие исследования и разработки ведущих отечественных специалистов-латиноамериканистов, представленных в основном своими статьями в ежемесячном специализированном журнале “Латинская Америка”.

В том, что касается материалов на иностранных (в основном португальском и английском) языках, стоит отметить следующее: вопрос об оценке места и роли того или иного государства на международной арене крайне деликатен и требует учета самых разнообразных факторов как конъюнктурного, так и долгосрочного характера. Поэтому особенность избранных для обзора работ – чисто бразильский взгляд на внешнюю политику Бразилии. Вообще, с конца 80-х годов в стране ведется, в частности Исследовательским институтом международных отношений, целенаправленная работа по формированию в сознании бразильцев нового восприятия деятельности их страны на международной арене. Именно поэтому во многих материалах прослеживалась тенденция к преувеличению успехов и значимости Бразилии, к формированию положительного имиджа этой страны на мировой арене. Более взвешенная позиция была представлена в тех интервью, которые давали в разное время президенты Бразилии Ф.Э.Кардозо и США Б.Клинтон, послы в обоих государствах: Бразилии в США Р.Барбоза и США в Бразилии Эн.Харрингтон, а также в аналитических материалах специалистов по межамериканским отношениям (в частности А.Лоуэнталя). Фактический материал был отражен, в основном, в ведущих печатных изданиях обеих стран: Gazeta Mercantil, O Estado de São Paulo, Jornal do Brasil, Valor Económico, Foreign Policy, The Economist. Хотя стоит отметить, что в американской прессе уделяется гораздо меньше внимания двусторонним бразильско-американским отношениям, нежели в бразильской. Тем не менее в Интернете содержится довольно много информации, уже как раз на американских сайтах. Из них стоит особо отметить сайты посольств и министерств иностранных дел обоих государств, сайты президента Ф.Э.Кардозо и сайт Белого дома, а также сайт бразильско-американской торговой палаты. Но, к сожалению, большинство материала приходится на вторую половину 90-х годов, что осложнило анализ взаимоотношений в начале десятилетия.

Проблему вызвала попытка найти литературу по данному периоду, так как за исключением нескольких книг специалистов по Латинской Америке, остальные издания, датировались началом 90-х годов, что позволяет автору данной работы считать эту тему еще слабо изученной. Немаловажную роль играет и тот факт, что развиваются отношения и между Бразилией и Россией, а значит данный материал может быть во многом взят за основу при построении политики России по отношению как к Бразилии, так и к Соединенным Штатам Америки.

 

 

 

Глава 1. Особенности политического диалога в 90-е годы ХХ века.

 

1.1. Внешнеполитические подходы стран и функционирование модели двусторонних отношений.

 

Для понимания современного состояния и тенденций дальнейшей эволюции отношений между Бразилией и Соединенными Штатами Америки автору данной работы представляется целесообразным остановиться, хотя бы в самых общих чертах, на их динамике и особенностях в предшествующие годы.

В послевоенное время эти отношения переживали периоды подъемов и спадов, моменты сближения позиций и обострения противоречий. Так, наиболее тесный военно-политический альянс двух стран сформировался еще в ходе второй мировой войны, когда экспедиционный корпус бразильских вооруженных сил принял участие в боевых действиях в Италии на стороне сил антигитлеровской коалиции. В послевоенный период Бразилия неизменно поддерживала внешнеполитический курс Вашингтона, особенно во времена “холодной войны”. В последующие годы, в период пребывания у власти в Бразилии правоавторитарных военных режимов, теоретической основой внешнеполитического курса страны стала “доктрина идеологических границ” – своеобразный вариант геополитической концепции США о “национальной безопасности”. Претворение в жизнь этой доктрины правительствами маршала Кастелу Бранку (1964-1967г.г.) и маршала Косты-и-Силвы (1967-1969г.г.) привело к усилению внешнеполитической зависимости стран от США. Бразилия приняла участие в американской интервенции в Доминиканскую Республику (1965-1966г.г.), официально поддержала вооруженные акции Вашингтона во Вьетнаме, разорвала дипломатические отношения с Кубой (1964г.), шла в фарватере дипломатии США в ООН и ОАГ.[1] Администрации же американских президентов в те годы Л.Джонсона (1963-1969г.г.), Р.Никсона (1969-1974г.г.), Дж.Форда (1974-1977г.г.) и Дж.Картера (1977-1981г.г.) пользовались данной ситуацией, мало пытаясь реально изменить свои подходы к этой латиноамериканской стране. Подобная ситуация сохранялась вплоть до 80-х г.г. Администрация Р.Рейгана (1981-1989г.г.) сначала предприняла попытку восстановить отношения времен 40-х, но столкнулась со скептическим и равнодушным подходом бразильской стороны, что привело в целом к сохранению сложившейся односторонней политики Вашингтона.[2] Приход к власти гражданского правительства Ж.Сарнея (март 1985г.), а также радикальные изменения на международной арене, связанные с окончанием холодной войны, позволили бразильским правящим кругам корректировать внешнеполитический курс в соответствии с целями национального развития и реальностями международной ситуации.

Тем более что стоит отметить, что традиции манипулирования, наведения порядка, силового обеспечения собственных интересов оказались чрезвычайно устойчивыми. Современная политическая культура Соединенных Штатов как на уровне массового сознания, так и государственной политики, возможно, в силу предрасположенности, во многом сформировалась именно на этих уходящих в начало века традициях. В отношениях США и государств Латинской Америки уже тогда отчетливо стала просматриваться цикличность, в рамках которой периоды взаимного отчуждения и нарастания конфликтного потенциала сменялись этапами гармонизации связей и укрепления континентального сотрудничества. Поэтому следует иметь ввиду, что любой отказ от силового давления, во-первых, был достаточно условным, а во-вторых, отнюдь не являлся результатом признания правящей элитой США его неэффективности.[3] Вашингтон не может отказаться от привычки к сверхдержавному диктату при решении даже такой проблемы, как борьба с наркомафией. Например, еще с 1986 года ведется так называемая «сертификация» государств Латинской Америки, что конечно, далеко от равноправия. Что касается военного сотрудничества в регионе, то здесь США сохранили безусловное лидерство. И этот фактор будет сказываться на развитии интеграции во всех сферах. Не меньшее, если не большее значение играли такие блоки проблем, как демократия и права человека, “реформы второго поколения”, тем более в связи с изменением демографической ситуации в США.

[1] Б.И.Гвоздарев Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США,

латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации.

[2] A.Lowenthal. Partners in conflict. The United States and Latin America in the 1990s. р.114.

[3] В.П.Сударев.Взаимозависимость и конфликт интересов.Журнал “Латинская Америка” №8 за 1998г.стр.24.

 

Скачать