Аблайхан

0
64

План.

Введение.

  1. Начало политической деятельности Абылая.
  2. Роль Абылая в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских и цинских завоевателей.
  3. Абылай после избрания ханом.

Список использованной литературы.

Введение.

Абылай (Абылмансур) – выдающийся государственный деятель, политик, дипломат, обьединитель казахских земель. Родился в 1711 году. Его дед тоже по имени Абылай, происходил от знатного поколения чингизидов Жадига.

Отец и дед Абылая правили священным городом мусульманского Востока – Туркестаном. Период жизни Абылая явился наиболее напряженным. Постоянная борьба казахского народа с ойратским нашествием наложило отпечаток на весь цикл общественно-политической и хозяйственной жизни казахских жузов.

Страшные последствия «Актабан шубырынды великого бедствия» выдвигали задачу организации отпора  сильному врагу. Энегичный, мужественный Абылай выступает на политической арене как один из организаторов освободительной борьбы казахского народа против иноземного нашествия. Наряду с Абулхаиром и другими прославленными полководцами, Абулхаир стремиться сплотить разрозненные казахские ханства с целью обеспечения территориальной целостности казахской земли.

  1. Начало политической деятельности Абылая.

В казахской истории найдется немного, столь часто называемых имен, как имя Абылай хана. Ему посвящали свои дастаны и жыры акыны, жырау, современники XVIII века, «века Абылая», поэты и исследователи более поздних времен. Имя Абылая обрастая при жизни многими легендами, в последствии долгие годы было предано забвению. И только в последнее время, благодаря позитивным процессам по возрождению подлинной истории казахского народа, казахской государственности стало возможным возвращение в историю личности, игравшей в ней значительную роль. Такой колоритной фигурой в истории казахов XVIII столетия был Абылай. Он возглавил освободительную борьбу казахского народа против джунгарских, а затем цинских (китайских) завоевателей, одним из первых осознавший историческую необходимость дружбы и добрососедства, пытался объединить раздробленные казахские владения в единое государственное образование, заставлял считаться с собой правителей соседних среднеазиатских государств.

Конечно, Абылай – фигура сложная и противоречивая, трудно дать однозначную оценку его деятельности, до конца раскрыть причинно-следственные мотивы его политики. Методы, которыми действовал, как объединитель казахских жузов, племен и родов, имели феодальный оттенок, далеки от цивилизованных форм правления. Тем не мнение, появление на политической арене Абылая в сложное, переломное время в истории казахского народа было событием особой важности. В преданиях об Абылая в частности Шакарима Хаджи, говориться следующее о происхождении хана. Сын Жангир хана (1645 –1652) Валикабы, обидевшись за то, что ему не достался ханский престол, уезжает в Ургенч, к отцу матери Кайып хану. Там от него родился сын, которого назвали Абылаем, от него – Коркем Вали, а его сына звали Абылмансур. Таким образом по происхождению он чингизид, является четвертым поколением Жангир хана.

Дед Абилмансура – бек Абылай по природе был сильным и храбрым выйном. В схватках один на один побеждал и убивал своих противников – батыров, за что в народе его прозвали «канишер Абылай» (кровопийца). Абилмансур, родившийся в 1711 году, в двенадцатилетнем возрасти возвращается в Сары-Арку, родные края предков.

Как известно, Ташкент был захвачен ойратами в 1725 году. В другом придании отмечается, что он вместе со своими уцелевшими соплеменниками, прежде, чем попасть в Туркестан, побывал вначале в Ташкенте, прибыв туда из Ургенча. Лишившись отца и потеряв в годы Великого бедствия мать, Абылай под именем Сабалака, несколько лет скитался по степи. По сведеньям Ч. Ч, Валиханова «Абылай одно время пас лошадей у бая Даулетбая. Жена Даулетбая не без удивления замечала, что молодой человек никогда не просил пищи сам, пока не дадут, но и тогда брал неохотно и никогда не ел из немытой посуды. Это совершено не киргизское поведенье, эксцентричность, — замечает Ч. Ч. Валиханов, — обратили внимание хозяина, который через расспросы у Ураза (спутника Абылая), узнав о его происхождении в тот час увез его к хану Абулмамбету, одарив его лучшею лошадью из табуна. Этот-то выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрык (пламя-хвост), первый сподвижник похода молодого султана Чалкуйрык, на котором Абылай составил себе имя батыра и уважения киргиз».

Пятнадцатилетним юношей Абылай принимает участие в сражениях казахских ополчений джунгарскими завоевателями. Отдельные сведенья о его юношеских годах содержаться в жыре Умбетая. Умбетай, говоря о крике, имеет боевой клич-уран молодого султана Абылая, который вступая в бой, кричал имя своего грозного деда Абылая. Под этим именем вошел в историю Абылмансур. Звание батыра покровительство хана Абулмамбета, приходившегося Абылаю дядей, знатное происхождение позволили Абылаю ему вскоре добиться избрания владельцем в наиболее многочисленном и сильном атыгайском роде, племени аргын. Произошло это, видимо, в конце 20-х-начале 30-х годов. В его владении находилось несколько тысяч семей аргынов-атыгайцев.

Во внешней политике Абылая четко прослеживается, в основном, три направления: взаимоотношение с могучим западным соседом – Российской империей; казахско-ойратские отношения; казахско-цинские отношения. Здесь речь не идет о том, чтобы поставить Россию во внешней политике Казахстана, в исторических судьбах казахского народа на один уровень с Джунгарией и Цинуким Китаем. Во имя исторической правды следует сказать, что характер казахско-русских отношений коренным образом отличался от взаимоотношений казахских ханств с Джунгарией. Россия и казахские ханства нуждались друг в друге для борьбы с могущественной кочевой империей Центральной Азии – Джунгарским ханством, потому что угроза, которая шла от него, была не меньшей чем монгольское нашествие в XVIII веке.

Очевидно, поэтому сложившееся исторические обстоятельства в XVIII столетии – кризис ханской власти, угроза извне и другие факторы заставляли казахских ханов и султанов из Младшего, Среднего и Старшего жузов – Абулхаира, Абулмамбета, Семеке, Абылая, Барака, Толе бия, Жолбарыса и др. – искать союза с Российской империей.

Абылай в числе первых казахских правителей сделал исторический выбор, связав свою судьбу и судьбу казахского народа с Россией. Однако, надо полагать, что тогда ни Абылай, ни другие казахские владыки не могли предвидеть развития событий в будущем, что процесс сближения и последующего присоединения Казахстана к России будет сложным и противоречивым, что протекторатство или сузеренство смениться откровенным насилием царизма, превратиться в колониальную эксплуатацию. Абылай был выдвинут на сцену политической жизни той частью казахских феодалов, которая отстаивала идею укрепления и развития сильного централизованного государства, активную борьбу с завоевателями.

  1. Роль Абылая в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских и цинских завоевателей.

С 1733 года Абылай становиться главным организатором и душой национально-освободительной борьбы казахского народа сначала против джунгарских, а затем и против маньчжурско-китайских завоевателей. Судьбу было угодно еще раз испытать Абылая. В начале 1741 года он попадает в плен к Джунгарам и находиться в ставке Галдан-Церена до весны 1743 года. По приданиям, это произошло во время сна Абылая на горе Кзыл- Тау. Документы же свидетельствуют, что он во главе двухсот воинов оказался в центре расположения джунгарских войск и был схвачен ими.

Абылай с честью и достоинством выдержал невзгоды плена. Находясь в положении пленного, Абылай выучил ойратский язык и ойратскую письменность, хорошо узнал внутреннее положение Джунгарского ханства и окончательно пришел к мысли, что сила Джцнгарии в ее единстве, в сильной центральной власти. Там же он близко познакомился с такими влиятельными нойонами, как Даваци и Амурсана.

Когда казахское посольство с миссией перемирия прибыло в Ургу, ойратский хан, Галдан-Церен приказал сковать руки, ноги Абылая, чтобы посол Акчура видел его в таком состоянии. Думается, что это было сделано нарочно, для того чтобы побудить казахских владельцев быть более уступчивыми и выручить Абылая из тягостной неволи, так как после отъезда послов Абылаю вновь была предоставлена отдельная кибитка, свобода передвижения, конечно под неусыпной охраной стражи.

Согласно казахским народным преданиям, Абылай в одном из сражений с ойратами убил любимого сына Галдан-Церена Чарыша, за что собственно, был пленен во время охоты. На самом деле Чарыш был приемным сыном Галдан-Церена. Абылай произвел на Галдан Церена сильное впечатление не только своей личной храбростью, но и государственным умом, проницательностью, непомерным честолюбием. Не случайно именно с ним заключил договор о мире между Джунгарией и Казахстанскими ханствами после освобождения из плена, перед возвращением Абылая в свои кочевья.

Возвратившись домой, Абылай был вынужден отправить к Галдан Церену в заложники одного из своих сыновей. Определенную роль в вызволении Абылая их джунгарского плена сыграло правительство России. Крайне обеспокоенное военным наступлением ойратских феодалов против Казахстана, а также сильнейшим дипломатическим нажимом Галдан Царена по пресечению домогательств Джунгарии Оренбергская администрация по указанию правительства России направила в качестве посла К Миллера с задачей добиться возвращения султана Абылая из плена.

После возвращения из плена между Галдан Цереном и Абылаем внешне установились дружеские отношения о которых помнили и после смерти Галдан Церена в 1745 году. На престол вступил его тринадцатилетний сын Цеван-Доржи, который в мае 1750 года после очередного заговора был умерщвлен. Новым правителем Джунгарии стал незаконный старший сын Галдан Церена Лама-Доржи, торжественно коронованный 12 октября 1750 года. С первых же дней своего правления он встретил скрытое сопротивление, а за тем враждебность со стороны многих знатных феодалов – потомков джунгарских ханов. Среди них были нойон Даваци – потомок основателя Джунгарского ханства Батура и сын Галдан Церена Амурсана. Осенью 1751 года после междуусобных войн Даваци, Амурсана и их союзники были разгромлены и они бежали к Абылаю. Надо отметить, что беглецы нашли в казахских кочевьях довольно радушный прием.

В дальнейшем в казахско-джунгарских отношениях главным вопросом было возвращение в Джунгарию ойратских князей Даваци, Амурсаны и Банчжура. При отказе выдачи их Лама-Доржи грозился войной. Тем временем Абылай и его влиятельные батыры Богенбай, Даут-тархан (сын Жаныбека), Япяк, султан Младшего жуза Ерали и другие сошлись на том, чтобы ни в коем случае не выдавать их джунгарскому хану. Определенную роль при этом сыграли дружеские отношения и чувства, которые питали друг к другу Абылай и Даваци. Однако главным побудительным мотивом было стремление возвести на ойратский трон своего человека, тем самым положить конец агрессиям со стороны Джунгарии и стоящего за ними Цинского Китая.

Получив отказ Абылая выдать Даваци, Амурсаны и Банчжуры, Лама-Доржи решил взять их силой, покорив казахское ханство. Так в сентябре 1752 года ойратская армия численностью в 20000 воинов вторглась на территорию казахских кочевий. Получив первые сведенья о нападении джунгарских войск,  Абылай немедленно разослал гонцов с указанием собраться в урочище Баян- Аул. Абылай и его сторонники при этом не теряли надежды урегулировать конфликт мирным путем, так как мирный договор, заключенный с Галдан Цереном, оставался в силе. Сражения, развернувшиеся осенью и зимой 1752 года между ойратской армией и казахским ополчением происходили с переменным успехом, однако перевес все более склонялся на сторону казахов.

Несмотря на военные неудачи, ойратский правитель отклонял все предложения Абылая о мирных переговорах и прекращении военных действий. Бросив основные силы своих войск в Казахстан, Лама-Доржи оставил без надежного прикрытия ставку, чем воспользовались Давици и Амурсана, которые с отрядом из 600 войнов совершили скрытый поход, неожиданно ворвались в Ургу 12 января 1753 года и расправились с Лама-Доржи. Ханом Джунгарии был провозглашен Даваци. Захватив власть, Даваци отозвал войска из Казахстана и направил Абулмамбету и Абылаю послание с предложением жить в мире и дружбе. Сущность тактики Абылая во взаимоотношениях с ойратскими властями заключалась в том, чтобы поддерживать в Джунгарии постоянные распри, не давать усиливаться ни одному из ханов или нойонов и обеспечивать безопасность казахских земель, добиться от ойратских владельцев все новых и новых уступок.

Во внешней политике Абылая в условиях наступления на казахские степи двух могущественных империй – Российской и Китайской, главным было сохранение максимума самостоятельности, достижения возврата некогда захваченных джунгарами казахских кочевий, обеспечение права широкой торговли на рынках Сыньзяня.

Степному султану пришлось столкнуться теперь с изощренной тактикой Цинской империи. В течение тысячелетий Китай был окружен странами и народами, уступавшими ему по величине территории, численности населения, военному могуществу, нередко отстававшими от Китая в экономическом и культурном отношениях. Все это породило концепцию превосходства всего китайского над чужеземным, идею китаецентризма, представления о посланнике неба на земле.

Первые контакты Абылая с цинским двором были установлены в 1755 – 1756 годах в период разгрома Китаем Джунгарского ханства. Цинские войска дважды в 1756 и 1757 годах совершало широкомасштабные вторжения в Казахстан. Освободительной борьбой казахского народа с цинскими захватчик4ами руководил Абылай, кстати раненый в одном из сражений. После окончательног7о разгрома цинами восстания в Джунгарии бегство его руководства в Россию Абылай, выполняя решения совета Среднего жуза, заключил перемирие с цинским командованием и направил посольство в Пекин. Здесь важно выяснить позиции сторон в дипломатической игре. Цели и задачи русской дипломатии заключались в том, чтобы изолироваль Абылая от цинскуого влияния, не допускать принятия им подданства Китая, тем самым нейтрализовать происки Цинов в Казахстан.

Дипломатия Китая   сводилась к тому , чтобы склонить Абылая на свою сторону, заручиться обещанием поддержать их в случае войны  с Россией и добиться принятия подданства Богдыхану. Дипломатия Абылая исходила из того, что Казахстан находиться в тисках двух мощных империй, что в этой ситуации ему важно придерживаться политики добрососедства, дружбы и с Россией, и с Китаем , не вступать в конфликты ни с одной, ни с другой стороной.

Склонность Абылая к постоянным переговорам объяснялась не «восточной коварной политикой», а желанием укрепить казахское ханство. Бесстрашие, удаль, военные хитрости, физическая сила, живой ум, незаурядный талант сделали Абылая признанным вождем, лидером всего казахского общества, влиятельным политическим деятелем, о котором знала вся степь.

  1. Абылай после избрания ханом.

В 1771 году умер престарелый хан Среднего жуза Абулмамбет. Несмотря на то, что у него остались сыновья – султан Абулфенз и другие, а также дети султана Барака, пользовавшие авторитетом в степи двух мнений относительно преемника Абулмамбета не было. Ханом должен был стать именно султан Абылай. Его власть и влияние еще в 60 годы XVIII столетия превосходили власть хана Абулмамбета.

Избрание хана Абылая состоялось в том же 1771 году, в Туркестане, в мечете Хожа Ахмета Иассауи. По принятому казахскому обычаю церемония избрания хана происходила в таком порядке. Для избрания хана назначается определенное время и место, куда собираются уполномоченные на это собрание. Перед началом народного собрания расстилают ковры, цветные войлоки, на которых по старшинству рассаживаются все участники собрания. Представители наиболее сильных и многочисленных родов задавали тон на собрании и в значительной степени определяли его решение. После избрания кого либо из султанов ханом его поднимали на белой кошме, затем одежда избранника разрывалась на части и уносилась участниками собрания с собой. Нового хана одевали в ханскую одежду.

Спустя пять лет Абылай уступая настойчивым просьбам оренбургской администрации, обратился к российской  императрице Екатерине II с просьбой утвердить его в звании хана всех трех казахских жузов. В феврале 1776 года посольство Абылая во главе с его сыном Тогумом отправилось в Петербург. Во время аудиенции Тогум передал Екатерине II прошение Абылая об утверждении его в ханском достоинстве. В расчеты царского правительства, давно уже присвоившегося право санкционировать выборы ханов ы Младшем жузе не входило содействовать чрезмерному усилению ханской власти в Казахстане, нем более утверждать одного человека ханом всех трех жузов. Императорским указом от 24 мая 1778 года, то есть через два с половиной года Абылай был утвержден ханом только одного Среднего жуза. Грамоту и знаки ханского достоинства предписывалось вручить ему в Оренбурге или в Троецке.

Но обиженный Абылай естественно отказался приехать в Оренбург и Троецк, предложил перенести эту церемонию поближе к своим кочевьям в Петровскую крепость. В дальнейшем Абылай не приехал и туда, и царские власти бли вынуждены сами доставлять в ставку Абылая грамоту об утверждении его ханом среднего жуза. Знаки же ханского достоинства – соболья шуба, шапка, сабля, так и остались в Петропавловской крепости.

В истории, связанной с Абылаем, сохранился такой факт. Однажды во время у Казыбек бия джигиты решили подшутить над ним и один из них палкой сбросил с Абылая шапку. Последний не подняв шапки, молча удалился. Спустя некоторое время в Кзылжаре на ярмарке по приказу Абылая были схвачены родственники обидчиков, в том числе младший брат Казыбек бия Ботакан, которого живым закапали в землю. С большим трудом кровопролитие было предотвращено.

Другим примером жестокости Абылая может служить столкновение его с родовой знатью кыпчаков в 1772 году. Недовольные правлением хана кипчаки решили отделиться от него и уйти в Младший жух. Однако Абылай собрав до тысячи пятьсот человек своего войска, решительно пресек силой оружия эту попытку вырваться из под его власти.

Абылай, по сведеньям, собранным Ч. Ч. Валихановым, имел 12 жен, 30 сыновей и 40 дочерей. Весной 1780 года он перекочевал со своими аулами под Ташкент, как объясняют современники, для покорения диких киргизов, кочующих в горах. Осенью 1780 года Абылай тяжело заболел и в возрасте 69 лет скончался. Прах его был доставлен и с большими почестями захоронен в Туркестане  в Мавзолее Хожа Ахмет Иассауи. На поминки Абылая собралось свыше 5 тысяч человек. Тогда же состоялись и выборы нового хана. Им стал старший сын Абылая Вали. 18 августа 1781 года Екатерина II утвердила решение Среднего жуза об избрании ханом Вали султаном.

Абылай был сыном своего народа, интересы которого он отстаивал более энергично и умело, что позволило ему занять ведущее положение в казахском обществе.

Список использованной литературы.

  1. М. А. Акижанов. История Казахстана. Курс лекции. Часть I. Алматы, 1995 год.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993 год.
  3. Актюбинский вестник. 1998 год, 21 июля.
  4. Степной маяк. 1996 год, 7-9 мая.
  5. Столичное обозрение. 1998 год, 23 января.