Стань другом природы

0

Цель: 

формирование экологической культуры младших школьников. 

Задачи: 
обогащать знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; формировать нормы поведения в природе; 
развивать память, внимание, мышление, речь; умение думать, рассуждать, высказывать свое мнение; оценивать поступки людей; 
воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней. 

Оборудование: 
картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, насекомых, грибов; запись «Голоса птиц»; видео «Сохраним природу»; на фоне меняющихся картин природы – песня «Места родные» Ю. Антонова;  телевизор и видео.

                             Ход  занятия. 

I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе». 
— В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем- всем. 

II. «Стань другом природы». 
1. Вступительная беседа. 
— Что такое природа? (это окружающий нас мир, та часть, которая не создана руками человека). 
—  Что такое живая природа? (Это животные и растения) 
— Что относится к неживой природе? (вода, земля, воздух).
— А человек? Какое он имеет отношение к природе?  

2. Слово педагога. 
— Сегодня мы поговорим о нашей планете, ее природе, о нас, о нашем отношении к природе. 
В природе все взаимосвязано. Заболеет лес или река и всем нам будет плохо. Человек – часть природы. Человек наделен разумом. Познавая окружающий мир, люди пользуются природными богатствами. 
— Подумайте и скажите, для чего человек рубит лес? (чтобы получить дрова, материал для строительства, для изготовления мебели). 

— Человек перегораживает реки: строит плотины и получает электричество. 
Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать. 

— Если постоянно рубить деревья, что может произойти? (деревьев станет меньше, и они могут совсем исчезнуть). 
— Как можно помочь природе в данном случае? 

— От природы человек берет все необходимое для жизни. 
Природа радует всех своей красотой, которую воспевали в своих творениях поэты, музыканты, художники. 

3. Чтение стихотворений детьми.

Кабатаева Рабига:
 Осень! Осыпается весь наш бедный сад, 
                        Листья пожелтевшие по ветру летят.
Бурова Валя: 
                         Белый снег, пушистый 
                         В воздухе кружится 
                         И на землю тихо 
                         Падает, ложится. 
                         И под утро снегом 
                         Поле забелело, 
                         Точно пеленою 
                         Все его одело. 

4. Показ картин о природе. 
— Какие чувства вызывает картина? 

5. Чтение рассказа О.Кургузова «Лес – это не просто деревья». 
(Из книги «По следам Почемучки», глава 5 «Лесные тайны», в сокращении). 

— Рано утром мы с мамой и папой снова отправились в лес. 
— Где же лес? – спросил я папу. – Никакого леса там нет. Просто много- много деревьев…и все… 
— Нет, не все, — говорит. – Лес – это не просто много деревьев, это целый мир. Но открывается царство леса только очень внимательному человеку. 
     Царство леса состоит как бы из нескольких этажей, — говорит папа. – В лесу есть и подземелье. Там, под землей, живут в норках и маленькие мыши, и большие барсуки. В первом наземном этаже – в траве и опавшей листве – живут разные насекомые. Второй этаж – кустарник – место, где обитают некоторые птицы: здесь они вьют свои гнезда. Другие птицы живут на самом верхнем этаже – на деревьях. 

6. Ответы на вопросы.  
— Что нового узнал мальчик про лес? 
— про какие этажи в лесу рассказал папа? 
— Почему лес – это не просто деревья? 

Задание: составьте модель леса из картинок (картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, грибов и т.д.) 
— Это, ребята, настоящий лес. Теперь он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы, и птицы… 
Представьте себе этот лес. Чего здесь не хватает? ( Голосов птиц). 

7. Аутотренинг «Голоса птиц». 

8. Беседа. 
— Какое значение имеет лес для человека? 
Лес – это наше богатство! 
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там, где лес – всегда чистый воздух. 
Лес – это дом для птиц и животных. 
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов. 

Наша жизнь неотделима от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Но мы не должны забывать, что она нуждается в защите. 

                Деревья, травы, цветок и птица 
                Не всегда умеют защититься, 
                Если будут уничтожены они 
                На планете мы останемся одни. 

— Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто там живет. Не трогайте, не обижайте зверей. Каждый из них делает природе полезное дело. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

9. Пословицы о природе. 
— Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте. 
— Кто природу губит, тот свой народ не любит. 
— Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. 

Как вы понимаете эти пословицы?  

 

10. Релаксационная пауза. 
Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. Он меньше всего утомляет человека. Достаточно 1 минуту посмотреть на  зеленые растения, чтобы отдохнули глаза. Комнатные растения помогают спокойно работать. 
— Давайте мы отдохнем и посмотрим на комнатные растения.

11. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». 
 Как бы ты поступил?  
А) Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо магнитофон включить погромче». 
Б) Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой, в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. 
— Чего ты носишься с этой банкой, — услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом. 
В) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре. 
(Рассуждения и ответы детей). 
                 
                 Это интересно! 
— Консервные банки сохраняются в земле почти 100 лет, 
 полиэтиленовые пакеты – 200 лет, 
 а со стеклянными банками вообще ничего не делается. 
— На месте костра и пожарищ земля не зарастает 5-6 лет.

— Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу?

12.Составление правил поведения в природе. 

— Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. 
— Не рвать цветы. 
— Не ломать деревья, кусты. 
— Не ловить бабочек, жуков. 
— Не оставлять мусор в лесу. 
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники. 
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара. 

13. Обобщение. 

— Что значит любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно). 
— Чем мы можем помочь природе? (сажать деревья, подкармливать птиц). 
Вывод: чтобы услышать пение птиц, полюбоваться красотой природы, необходимо знать и выполнять правила поведения в природе. 

Отрывок из стихотворения Шеффера «Человек» 
… Ты, человек, люби природу, 
     Хоть иногда ее жалей. 
     И помни истину простую: 
     Нас много, а она одна! 

Видео «Сохраним природу» 

III. Итог занятия. 

Замечательный писатель М. Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Запомните: вы тоже – частица природы. Не обижайте ни дерева, ни кошки, ни муравья. Не обижайте и друг друга. 
 Давайте дарить друг другу поляны с цветами, небо, море. Не будем уничтожать природу. 
Сбережем нашу красивую планету!

 

Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!


Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!