Стань другом природы
Цель:
формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
обогащать знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; формировать нормы поведения в природе;
развивать память, внимание, мышление, речь; умение думать, рассуждать, высказывать свое мнение; оценивать поступки людей;
воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.
Оборудование:
картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, насекомых, грибов; запись «Голоса птиц»; видео «Сохраним природу»; на фоне меняющихся картин природы – песня «Места родные» Ю. Антонова; телевизор и видео.
Ход занятия.
I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе».
— В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем- всем.
II. «Стань другом природы».
1. Вступительная беседа.
— Что такое природа? (это окружающий нас мир, та часть, которая не создана руками человека).
— Что такое живая природа? (Это животные и растения)
— Что относится к неживой природе? (вода, земля, воздух).
— А человек? Какое он имеет отношение к природе?
2. Слово педагога.
— Сегодня мы поговорим о нашей планете, ее природе, о нас, о нашем отношении к природе.
В природе все взаимосвязано. Заболеет лес или река и всем нам будет плохо. Человек – часть природы. Человек наделен разумом. Познавая окружающий мир, люди пользуются природными богатствами.
— Подумайте и скажите, для чего человек рубит лес? (чтобы получить дрова, материал для строительства, для изготовления мебели).
— Человек перегораживает реки: строит плотины и получает электричество.
Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать.
— Если постоянно рубить деревья, что может произойти? (деревьев станет меньше, и они могут совсем исчезнуть).
— Как можно помочь природе в данном случае?
— От природы человек берет все необходимое для жизни.
Природа радует всех своей красотой, которую воспевали в своих творениях поэты, музыканты, художники.
3. Чтение стихотворений детьми.
Кабатаева Рабига:
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Бурова Валя:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
4. Показ картин о природе.
— Какие чувства вызывает картина?
5. Чтение рассказа О.Кургузова «Лес – это не просто деревья».
(Из книги «По следам Почемучки», глава 5 «Лесные тайны», в сокращении).
— Рано утром мы с мамой и папой снова отправились в лес.
— Где же лес? – спросил я папу. – Никакого леса там нет. Просто много- много деревьев…и все…
— Нет, не все, — говорит. – Лес – это не просто много деревьев, это целый мир. Но открывается царство леса только очень внимательному человеку.
Царство леса состоит как бы из нескольких этажей, — говорит папа. – В лесу есть и подземелье. Там, под землей, живут в норках и маленькие мыши, и большие барсуки. В первом наземном этаже – в траве и опавшей листве – живут разные насекомые. Второй этаж – кустарник – место, где обитают некоторые птицы: здесь они вьют свои гнезда. Другие птицы живут на самом верхнем этаже – на деревьях.
6. Ответы на вопросы.
— Что нового узнал мальчик про лес?
— про какие этажи в лесу рассказал папа?
— Почему лес – это не просто деревья?
Задание: составьте модель леса из картинок (картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, грибов и т.д.)
— Это, ребята, настоящий лес. Теперь он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы, и птицы…
Представьте себе этот лес. Чего здесь не хватает? ( Голосов птиц).
7. Аутотренинг «Голоса птиц».
8. Беседа.
— Какое значение имеет лес для человека?
Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там, где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и животных.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Наша жизнь неотделима от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Но мы не должны забывать, что она нуждается в защите.
Деревья, травы, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
— Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто там живет. Не трогайте, не обижайте зверей. Каждый из них делает природе полезное дело. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
9. Пословицы о природе.
— Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
— Кто природу губит, тот свой народ не любит.
— Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Как вы понимаете эти пословицы?
10. Релаксационная пауза.
Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. Он меньше всего утомляет человека. Достаточно 1 минуту посмотреть на зеленые растения, чтобы отдохнули глаза. Комнатные растения помогают спокойно работать.
— Давайте мы отдохнем и посмотрим на комнатные растения.
11. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Как бы ты поступил?
А) Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо магнитофон включить погромче».
Б) Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой, в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
— Чего ты носишься с этой банкой, — услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом.
В) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
(Рассуждения и ответы детей).
Это интересно!
— Консервные банки сохраняются в земле почти 100 лет,
полиэтиленовые пакеты – 200 лет,
а со стеклянными банками вообще ничего не делается.
— На месте костра и пожарищ земля не зарастает 5-6 лет.
— Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу?
12.Составление правил поведения в природе.
— Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.
— Не рвать цветы.
— Не ломать деревья, кусты.
— Не ловить бабочек, жуков.
— Не оставлять мусор в лесу.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
13. Обобщение.
— Что значит любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно).
— Чем мы можем помочь природе? (сажать деревья, подкармливать птиц).
Вывод: чтобы услышать пение птиц, полюбоваться красотой природы, необходимо знать и выполнять правила поведения в природе.
Отрывок из стихотворения Шеффера «Человек»
… Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Видео «Сохраним природу»
III. Итог занятия.
Замечательный писатель М. Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Запомните: вы тоже – частица природы. Не обижайте ни дерева, ни кошки, ни муравья. Не обижайте и друг друга.
Давайте дарить друг другу поляны с цветами, небо, море. Не будем уничтожать природу.
Сбережем нашу красивую планету!
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!