Создание условий для развития познавательной активности детей

0

Консультация для воспитателей
 «Создание условий для развития познавательной активности детей»

Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребёнка. Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления. Это необходимо учитывать при создании условий для развития познавательной активности детей.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категоризации предметов по цвету, форме, назаначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяют ребёнку перейти от внешнего — «действенного» — экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими – познавательными – мотивами: осознанным намерением понять, ка устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать нормативно – знаковые средства (письменную речь и математические числовые знаки), которые обеспечивают всё больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном плане.  Весь этот процесс вычленения познавательно – исследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от наглядно – действенного к наглядно – образному и элементарному логическому мышлению.
Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи). Содержание этой деятельности изменяется от познания  ближнего окружения к вещам более отвлечённым, не входящим в непосредственный опыт дошкольника.
Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развивать познавательные интересы.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребёнком всё более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), весь материал для познавательно – исследовательской деятельности детей условно можно разделить на следующие типы:
    объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
    образно – символический материал;
    нормативно – знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребёнка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М.Монтессори, на основе которых производится множество современных модификаций (вкладыши – формы,объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы – головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое – части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа «проблемных ящиков», стимулирующиедетей к поиску причинно – следственных связей, комбинации условий, приводящих к определённому эффекту. К материалам для исследования в действии относятся и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их  (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т.п.). В этот тип материалов должны быть включены и существующие в культуре доступные для дошкольника инструменты и приборы (например циркуль, лупа, весы, термометр и т.п.), прстые механизмы (системы шестерёнок, рычагов и пр.), действия с которыми стимулируют ребёнка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно – следственных связей между вещами и событиями.  К этому типу материалов можно отнести также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью: разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа  и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребёнка.
К образно – символическому материалу относятся специально разработанные так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений детей, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребёнка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщённым связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы – таблицы, графические «лабиринты», так и существующие во «взрослой» культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например глобус, карта Земли и т.п.). К  образно – символическому материалу относятся также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно – графического моделирования (условно – символические изображения, классификационные схемы, чертежи – карты и т.п.). К этому же типу отнесён коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т.п.).
К нормативно – знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется  и исследуется ребёнком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е.к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности. (Здесь имеются в виду материалы, поступающие в свободное распоряжение детей, которые могут быть использованы и на обучающих занятиях, но не вторгаться в сферу последних со специальным «раздаточным материалом», разработанным в рамках каждой образовательной программы).
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной познавательно – исследовательской деятельности. 
Так, 
    в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно – символического материала;
    в 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно – символический материал начинает занимать большее место;
    в 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно – символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно – знакового материала;
    в 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Предлагаемая условная типология материала представляется более ориентированной на целостный образовательный процесс в детском саду, нежели традиционное сведение всех материалов для познавательной деятельности в рубрику «дидактические материалы», которые принято разделять по направленности на развитие отдельных психических функций (материалы для развития сенсорики, наглядно – образного мышления, речи и т.п.). Как уже было отмечено, с возрастом познавательно – исследовательская деятельность усложняется, «задействуя» все эти психические функции.
Кроме того сам термин «дидактические материалы», акцентируя их обучающую направленность, задаёт, поддерживает неявное противопоставление: игровые материалы (для свободной самостоятельной деятельности детей) – дидактические материалы (для обучения). Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность обслуживаемая «дидактическими материалами», как бы привязывается в сознании практического педагога к обучающим занятиям, тогда как она имеет полное право быть включённой в реестр видов свободной самостоятельной деятельности дошкольников, равно как и в обучающеие ситуации (с ведущей ролью взрослого). Предложенная  условная типология материала позволяет избежать чрезмерной «дидактизации» познавтельно – исследовательской деятельности и в целом познавательной активности детей.

 

 

Хрюкина О.А.
ГУ УВК «Лицей»
Г. Риддер

Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!