Мировая революция в высшем образовании началась
Прошло больше года с тех пор, как университеты мира столкнулись с проблемой продолжения обучения в условиях пандемии и строгого карантина. Некоторые университеты начали процесс создания своих собственных онлайн-платформ и учебников, в то время как другие начали использовать доступные открытые онлайн-платформы и адаптироваться к своим потребностям. Все мы, учителя и студенты, участвовали в уникальном глобальном эксперименте по преобразованию образования. Сегодня очевидно, что онлайн-инструменты, платформы дополненной и виртуальной реальности навсегда изменят образование в мире.
Хотя сегодня все обучение проходит в смешанном режиме, внедрение новых инструментов, которое можно было провести несколько лет назад, позволило оптимизировать процесс обучения. Сегодня студенты могут удобно проходить базовые курсы дистанционно и использовать свободное время для обучения на научной основе, индивидуальных заданий и т. д.
Университеты по всему миру решили проблему приобретения и установки необходимых технологических инструментов и оборудования, таких как качественный широкополосный Интернет, современные компьютеры и техническое оборудование (камеры, микрофоны, экраны и т. д.), мощные серверы в высших учебных заведениях. Высококвалифицированный ИТ-персонал, умеющий управлять интерактивной системой обучения.
Безусловно, новые онлайн-инструменты помогут университетам пережить пандемический кризис и карантин и создать эффективный образовательный процесс. Однако многие мои коллеги считают, что онлайн-инструменты не могут полностью заменить традиционное университетское образование. Ведь такое обучение предполагает тесное сотрудничество учителя и ученика, общественную жизнь и так далее. Конечно, пережив карантин и пандемии, студенты возвращаются в свои университетские классы, но новые учебные пособия делают его динамичным и эффективным.
Напомним, в Казахстане карантин был введен против распространения коронавируса, а национальная система высшего образования в сентябре 2020 года перешла на систему дистанционного обучения.
Все ведущие университеты мира столкнулись с необходимостью приостановить учебный процесс в своих аудиториях и заменить учебный процесс онлайн. Несмотря на то, что в таких вузах есть соответствующие онлайн-разработки и ресурсы, а также то, что не все профессора и преподаватели имеют опыт онлайн-обучения, возникли трудности с полноценным переводом учебного процесса в онлайн.
Принстонский университет (США) создал отдельную страницу для профессоров и преподавателей, на которой объясняется, как использовать открытые платформы для организации онлайн-курсов. В частности, Принстонский университет советует своим преподавателям использовать такие платформы, как Blackboard и Canvas, для проведения курсов или использовать весы для организации онлайн-сеансов аудио- или видеоконференцсвязи. На странице представлены конкретные инструкции по использованию каждой из этих платформ с пошаговым описанием — как записывать видео, материалы, организовывать тесты на сайтах и т. д.
Американский Гарвардский университет также перешел на дистанционное обучение и призвал учителей и студентов использовать одни и те же платформы Canvas и Zoom в процессе обучения. Кроме того, разработана очень подробная инструкция по организации онлайн-обучения профессорско-преподавательского состава: от написания видеоматериалов до правильной организации уроков в виде онлайн-видеоконференции с использованием готовых для презентации образцов.
Мы видим, что переход на дистанционное обучение дается непросто даже для всемирно известных университетов. По мнению британских ученых, профессоров нужно научить, как вовлекать студентов в онлайн-дискуссии и углублять их знания. Хорошее онлайн-обучение не только предоставляет студентам информацию, но и побуждает их читать материал.
Хорошо организованное онлайн-обучение требует хорошего планирования и тщательного проектирования. Таким образом, в мире началась революция в мировой системе образования. Мировая образовательная среда и образовательные учреждения должны быть готовы к новым вызовам, изменениям в образовательных программ, а также быть готовыми меняться и быть открытыми для нового, современного.
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско — Русского Международного Университета, кандидат исторических наук