Общие условия отбывания наказания осужденных в исправительных учреждениях
Тема: ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СОДЕРЖАНИЕ
- Понятие режима в исправительных учреждениях и его основные функции —— 3
- Содержание режима в исправительных учреждениях ———————— 7
- Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания —————————————————— 17
- Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях ——— 20
- Режим особых условий в исправительных учреждениях ——————-22
- Понятие режима в исправительных учреждениях и его основные функции
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК). В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно.
Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания ( ст. 82 УИК), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов И участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.
Принципиальным является положение, сформулированное, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима.
Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.
Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления ( ст. 82 УИК), а также для предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами. Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями;
должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве;
граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания », администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.
В связи с этим важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии, права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия и льготные условия в воспитательных колониях. При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.
Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.
Согласно ст. 82 УИК режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.
Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.
Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической).
Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это прежде всего касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).
Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных от общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков. Однако физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с использованием ими средств массовой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной деятельности. Как говорится в минимальных стандартных правил, «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами».
Карательная функция режима выполняет задачу защиты общества, поскольку наказание служит средством самозашиты общества и его граждан. В минимальных стандартных правилах указывается, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества». Однако указанная функция должна иметь ограниченный характер. На определенном уровне возрастание карательного воздействия режима способно создавать сложности для успешной реализации его воспитательной функции.
Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоустанавливающих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания или торможения. Таким образом, режим понуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослушанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осужденных во время работы и отдыха, которые, в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно — к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены и т.д. В-третьих, воспитательная функция реализуется путем создания необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.
Обеспечивающая функция режима — правовая опора для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), медико-санитарного обслуживания (порядок оказания осужденным медицинской помощи).
Если карательная и воспитательная функции режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним. Так, ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания» предоставляет право администрации исправительных учреждений требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка.
Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.
Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля — государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего установление контроля неизбежно влечет за собой определенное ограничение их субъективных прав и установление дополнительных обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольная функция.
Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях и его объектах, а также на прилегающих к нему территориях, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, применять по отношению к .нарушителям предусмотренные законом меры воздействия, составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить административное задержание и применять другие меры.
Функции режима лишения свободы реализуются комплексно, но они дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.
- Содержание режима в исправительных учреждениях
Содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся: 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.
Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений.
Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная — в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д.
Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана в исправительных учреждениях обеспечивается специальными подразделениями. Надзор за осужденными ведется службой безопасности исправительного учреждения. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.
На указанную службу возложены обязанности производства обысков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жилых и производственных помещениях, пресекает с их стороны правонарушения.
В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания » детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на их территории. Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предоставлено право: контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; досмотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и предметов.
Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает:
порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.
Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации исправительных учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.
Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Минюстом РК. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых — детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.
Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи УИК, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 УИК устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуру их применения. Статьи 89 и 92 УИК предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение посылок, передач, бандеролей.
Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания, а в предусмотренных законом случаях — физическая сила, специальные средства и оружие ( Закона РК «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание »).
Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. Их можно разделить на две основные категории: профилактические и пресекающие.
Большинство норм по своему содержанию профилактические. К ним относятся те из них, в которых зафиксированы запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету.
Правила по организации контроля за осужденными направлены на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают процедурные нормы профилактического характера: порядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных.
Правила, обеспечивающие пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, сосредоточены в регулирующей оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, правила, устанавливают основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях. В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание» персонал исправительных учреждений обязывается принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений. Глава 9 указанного Закона посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.
Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осужденных, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, правила, определяющие применение к ним средств исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.
Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания. Нормы права устанавливают приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости. Обязательное условие реализации этого права: деньги должны быть заработаны трудоспособными осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии, социальные пособия и денежные переводы.
Кроме заработанных, осужденные могут расходовать дополнительные средства на сумму, размер которой определяется видом исправительного учреждения, где они отбывают наказание. Например, в колонии общего режима они могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в объеме трех минимальных размеров оплаты труда, а при переводе на облегченные условия содержания — без ограничения.
Для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, эта сумма также не ограничена.
Кроме того, не ограничен размер средств, разрешенных для расходования инвалидами I и II групп, а также лицами, находящимися в лечебных исправительных учреждениях. Для осужденных, перевыполняющих нормы выработки или образцово выполняющих установленные задания, работающих в экстремальных условиях труда, органы власти субъектов Республики Казахстан могут повысить размер средств, разрешенных для расходования.
Весьма важное нововведение УИК — предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.
Учитывая большое воспитательное значение приобщения осужденных к обучению, а также к чтению, им разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях, а также без ограничения приобретать за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг или журналов.
Осужденным запрещаются получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.
Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограничиваются в покупке промышленных товаров. Они могут приобретать в основном одежду, головные уборы, обувь, туалетные и канцелярские принадлежности и т.д.
Таким образом, сумма средств, которую осужденные могут использовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учреждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и состояния здоровья.
Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры, которые обеспечивают сохранение социально полезных связей, смягчают степень их физической изоляции и используются администрацией исправительного учреждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Именно этим обусловливается увеличение количества свиданий, предоставляемых осужденным, особенно несовершеннолетним.
Свидания осужденных подразделяются на три вида: краткосрочные;
длительные на территории исправительного учреждения и длительные с проживанием вне исправительного учреждения.
Статья 89 УИК определила их длительность. Поэтому администрация этих учреждений не вправе сокращать их время, например краткосрочное свидание до двух часов.
Краткосрочные свидания предоставляются продолжительностью четыре часа не только с родственниками, но и с иными лицами в присутствии представителя администрации.
Длительные свидания продолжительностью трое суток с правом совместного проживания на территории исправительного учреждения предоставляются с близкими родственниками: супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, дедушками, бабушками, родными братьями и сестрами, внуками. С разрешения начальника исправительного учреждения — с иными лицами.
Длительное свидание е правом проживания вне исправительного учреждения предоставляется осужденным продолжительностью пять суток.
Сроки свиданий могут быть сокращены по желанию лиц, находящихся на свиданиях. Кроме того, осужденным предоставляется право заменять длительные свидания краткосрочными, краткосрочные или длительные свидания — телефонным разговором. В воспитательных колониях длительное свидание с правом проживания вне исправительного учреждения может быть по их желанию заменено краткосрочным с выходом за его пределы. Объединение свиданий либо разделение одного свидания на несколько не допускается. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или Предшествующей отработкой.
Проведение длительных свиданий обусловлено определенными правилами. Лица, прибывшие на свидание, сдают деньги, а также предметы, не разрешенные к использованию в исправительных учреждениях, на хранение. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, прибывшее на свидание, намерено передать осужденному предметы, изделия или вещества, хранение которых не разрешено, начальник исправительного учреждения объявляет такому лицу, что свидание будет предоставлено лишь при согласии на досмотр принадлежащих ему вещей и одежды. При отказе длительное свидание не разрешается, однако оно не может быть заменено краткосрочным. При нарушении прибывшими на свидание лицами порядка проведения свидания оно немедленно прерывается.
На длительные свидания могут проноситься продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива), вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также предметы, изделия и вещества, хранение которых осужденным не запрещено.
Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же по прибытии в исправительное учреждение независимо от того, когда он имел предыдущее свидание в местах предварительного заключения. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого из них определяет осужденный. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. В случае тяжелой болезни осужденного, ставящей в опасность его жизнь, начальник исправительного учреждения предоставляет возможность близким родственникам осужденного посетить его.
Осужденным дано право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год, каждый продолжительностью до 15 минут, которые оплачиваются за счет собственных средств.
Кроме того, дополнительный телефонный разговор может быть разрешен по прибытии в исправительное учреждение, а также при исключительных личных обстоятельствах.
УИК устанавливает ограничения на телефонные разговоры. Если осужденные содержатся на строгих условиях отбывания наказания, а также в штрафном или дисциплинарном изоляторе, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. Запрещаются телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, за исключением отбывающих лишение свободы родственников. Телефонные разговоры контролируются персоналом этих учреждений.
Особое место занимают свидания осужденных с адвокатами или иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь продолжительностью до четырех часов. Количество таких свиданий не ограничивается. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на переписку без ограничений. Лишь переписка между лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Наконец, осужденные могут получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации — иным лицам.
Духовное воздействие общества на осужденных обеспечивается просмотром ими кинофильмов и телепередач, прослушиванием радиопередач, а также приобретением литературы.
Кинофильмы осужденным демонстрируются не реже одного раза в неделю, кроме отбывающих наказание в тюрьме или содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разрешается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободные от работы часы. Ограничения установлены для осужденных, содержащихся в штрафных изоляторах и соответствующих помещениях камерного типа.
Получение осужденными посылок, передач и бандеролей. Отличие от ИТК бандероли не включены в число посылок и передач. Соответственно число последних увеличено на количество бандеролей, которые осужденные имеют право получать, например, в колониях общего режима — на шесть.
Количество посылок (передач) и бандеролей зависит от вида исправительного учреждения, где осужденные отбывают наказания, а также от их поведения. Их число увеличивается при переводе на облегченные условия и, напротив, сокращается при переводе на строгие.
Осужденным женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, разрешается получение посылок, передач и бандеролей без ограничения их количества.
Больные осужденные, инвалиды I и II групп, осужденные беременные женщины и женщины, чьи дети находятся в домах ребенка исправительных учреждений, получают дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых администрацией этих учреждений в соответствии с медицинским заключением. Если эти посылки (передачи) и бандероли содержат лекарства и предметы медицинского назначения, получаемые в соответствии с медицинским заключением, то они не включаются в общее число, устанавливаемое для осужденных мужчин. Они направляются в медицинскую часть и используются для тех осужденных, для которых предназначались.
Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, а вес одной передачи не может превышать установленного веса одной посылки.
В счет посылки не засчитываются: посылка или передача с одеждой и обувью для осужденного, получаемая не ранее чем за месяц до его освобождения (она хранится на складе и выдается в день освобождения), бандероли, полученные по заказу осужденного из книготорговой сети.
Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать по прибытии в исправительное учреждение, а при поступлении их в адрес лиц, не имеющих права на их получение, посылки, передачи, бандероли возвращаются отправителям. Осужденные, не имеющие родственников и иных лиц, которые могли бы направить посылку или передачу, вправе за счет средств, имеющихся у них, приобрести продукты питания и предметы первой необходимости через магазины исправительных учреждений.
Посылки, передачи и бандероли осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, вручаются после отбытия ими взыскания. Между предыдущей и последующей посылками (бандеролями, передачами) устанавливается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на их общее количество, полагающееся осужденному в год, но без учета полученных в порядке поощрения. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.
Переписка осужденных к лишению свободы — важное средство поддержания их полезных социальных связей. Поэтому они могут получать и отправлять письма и телеграммы за счет собственных средств без ограничения их количества. Переписка между содержащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, допускается только с разрешения администрации исправительного учреждения.
Получаемая и отправляемая осужденным корреспонденция подлежит цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, Уполномоченным по правам человека в Республики Казахстан, уполномоченным по правам человека в субъекте РК, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РК, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит.
Отправление и получение осужденными писем производится только через администрацию исправительного учреждения. Вручение писем осужденным, а также их отправка осуществляются не позднее чем в трехдневный срок со дня их поступления или сдачи. Вручение телеграмм производится незамедлительно. Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются. Об этом объявляется осужденному, после чего письмо уничтожается.
Передвижение осужденных без конвоя и без сопровождения. Этот институт уголовно-исполнительного права имеет двойное назначение. Во-первых, он призван обеспечить нормальную хозяйственную деятельность исправительного учреждения и материально-бытовое обслуживание осужденных. Во-вторых, имеет важное воспитательное значение, поскольку существенно сужает требования ^изоляции осужденных и, следовательно, стимулирует их исправление, создает возможности для адаптации к условиям свободы.
Право передвижения предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, находящимся в данном учреждении не менее шести месяцев и содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.
Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за особо тяжкие преступления; осужденных, находящихся на строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, не прошедших полного курса лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, туберкулеза в открытой форме или венерического заболевания; ВИЧ-инфицированных; страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Право передвижения без конвоя или без сопровождения предоставляется осужденным по решению начальника исправительного учреждения. Осужденным, которым дано это право, указывается маршрут движения и время выхода из колонии. Расконвоированные размещаются в колонии, как правило, в отдельных помещениях.
Однако им может быть разрешено проживание в общежитиях за пределами охраняемой территории, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.
Правила поведения осужденных, которым разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения за пределами колонии, устанавливаются начальником колонии по согласованию с органами местного самоуправления. В случае нарушения осужденным режима, правил поведения или при изменении характера работ передвижение без конвоя или сопровождения отменяется по постановлению начальника колонии.
Важный элемент режима отбывания наказания — выезды осужденных за пределы мест лишения свободы. Введение указанного института позволяет смягчать изоляцию от общества, укреплять полезные социальные связи осужденных.
УИК устанавливается три вида выездов осужденных за пределы исправительного учреждения: краткосрочные (продолжительностью до семи суток), длительные (на время ежегодного оплачиваемого отпуска). Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний или несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных учреждений, предоставляется выезд длительностью до 15 суток.
Краткосрочный выезд в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжкая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье) может быть разрешен осужденным постановлением начальника исправительного учреждения на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Кроме того, такой краткосрочный выезд может быть разрешен для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства.
Заявление осужденного о срочном выезде подлежит рассмотрению в течение суток. Отказ в разрешении на краткосрочный выезд должен быть мотивирован. Время нахождения осужденного вне пределов исправительных учреждений включается в срок отбытого наказания. За время выезда заработок не начисляется, стоимость проезда осужденного оплачивается им лично или его родственниками.
Длительные выезды предоставляются осужденным ежегодно на время отпуска. Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобождены от участия в труде по возрасту, по состоянию здоровья, а также не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам.
Выезд может быть разрешен осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства их у родственников или в детском доме. Кроме того, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных колоний, выезд для свидания с ними предоставляется один раз в год. Время таких выездов устанавливается до 15 суток, не считая времени в пути.
В исключительных случаях осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также инвалидам I и II групп и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним выезд разрешается в сопровождении родственника или иного лица.
При решении вопросов о выездах осужденных учитываются характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый срок наказания, его личность и поведение.
В ч. 3 ст. 48 УИК предусматривается еще один вид краткосрочного выезда из исправительного учреждения. Осужденным, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, администрация исправительного учреждения может разрешить краткосрочный выезд на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр.
Определенным категориям осужденных выезды за пределы исправительных учреждений не разрешаются. К их числу относятся: осужденные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве; лица, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденные к пожизненному лишению свободы; ВИЧ-инфицированные, а также не завершившие лечение от алкоголизма, токсикомании, наркомании, венерического заболевания, больные открытой формой туберкулеза, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также в случае проведения противоэпидемических мероприятий.
По прибытии осужденного к месту назначения он должен зарегистрироваться в суточный срок в местном органе внутренних дел, а в день убытия или истечения срока сделать отметку об убытии. В случае задержки прибытия в исправительное учреждение по уважительным причинам осужденный обязан известить телеграфом начальника исправительного учреждения с предоставлением по прибытии оправдательных документов. Если осужденный не явился для регистрации или не выехал к месту отбывания наказания по неуважительным причинам, а также при установлении факта уклонения от отбывания наказания, он подлежит задержанию органом внутренних дел на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или о привлечении к уголовной ответственности.
При возникновении непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденных в установленный срок, по представлению начальника органа внутренних дел срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации этого учреждения.
Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных. Хотя такие нормы не обязательно могут находиться в главах УИК, регулирующих режим в исправительных учреждениях, они по своему содержанию призваны нормативно обеспечить правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним относятся положения о запрещении жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; право на заявления, жалобы и обращения; право на личную безопасность; право на охрану здоровья.
Один из элементов социальной защиты осужденных во время отбывания наказания — запрещение законом применять к ним некоторые меры дисциплинарного воздействия и меры безопасности. Так, женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при колонии, а также осужденные — инвалиды 1 группы не переводятся в штрафной изолятор, помещения камерного типа или единые помещения камерного типа. Запрещается применять специальные средства, огнестрельное и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, в отношении лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания »).
Законом предусмотрено создание более мягких, чем для других, условий отбывания наказания для женщин.
Они не содержатся в колониях строгого и особого режимов. Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, как и для несовершеннолетних, а также для инвалидов I и II групп.
В УИК впервые на базе трудового законодательства решен такой важный вопрос социальной защиты осужденных, как обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение, а также получение пособий. Согласно ч. 1 ст. 99 осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном РК.
Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан. УИК перечисляет многие из них: священнослужители; судьи; прокуроры; представители общественных объединений; депутаты; представители средств массовой информации; лица, прибывшие на свидание с осужденными; лица, оказывающие юридическую помощь осужденным; вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т.д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним применяются установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому они имеют право требовать соблюдения Правил внутреннего распорядка, применять меры принуждения, составлять протоколы об административных правонарушениях.
- Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания
Отбывание осужденными к лишению свободы наказания основывается на двух важнейших принципах: содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении и изменение условии их содержания во время отбывания наказания.
Первый принцип направлен на создание благоприятных условий для изучения личности осужденных и применения к ним средств исправления с учетом их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения групповых форм воздействия. Второй — на активное стимулирование их положительного поведения в период отбывания наказания.
Сущность института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы заключается в изменении их правового статуса, в частности, объема прав, как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Законодатель рассматривает такой институт в качестве меры воздействия более широкого характера, чем поощрения и взыскания. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах: в пределах одного вида исправительного учреждения, путем перевода из одного исправительного учреждения в другое.
Под изменением условий содержания в пределах одного исправительного учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные условия или более строгое содержание в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, в воспитательных колониях. С этой целью УИК предусмотрел в исправительных колониях трехступенчатую систему отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания, а в воспитательных колониях — четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания . В тюрьмах — общий и строгий виды режима. В колониях общего режима все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зависимости от поведения и отношения к труду они могут быть переведены на облегченные или строгие условия содержания по решению комиссии исправительного учреждения.
Допускается перевод осужденных, признанных злостными нарушителями режима, с облегченных условий содержания не только на обычные, но и на строгие условия.
В колониях строгого режима, как правило, все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. На строгие условия направляются осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.
В колониях особого режима устанавливается еще большая дифференциация при поступлении осужденного к месту отбывания наказания. На строгие условия направляются не только совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы, но и осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. В колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы на строгие условия направляются все вновь поступающие лица. Особенности изменения условий содержания осужденных в воспитательных колониях рассматриваются в самостоятельной главе.
Обычные условия являются базовыми. В зависимости от поведения осужденных возможно их перемещение на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении. УИК допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных в облегченные условия.
Таким образом, изменение условий содержания — результат оценки не только разового поступка, но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение шести месяцев.
Основания применения к осужденным таких мер взыскания, как перевод в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры и изменение условий содержания в них, дает основание для вывода о том, что они представляют самостоятельную ступень отбывания наказания. Их можно назвать как особо строгие условия, так как они аналогичны условиям содержания осужденных в тюрьме.
О том, что перечисленные меры воздействия — один из элементов изменения условий содержания, свидетельствует основание их применения — признание осужденного злостным нарушителем режима, т.е. то же основание, что и при переводе этих лиц на строгие условия.
Как отмечалось, изменение условий содержания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения с более льготными или более строгими условиями содержания.
Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного приговором суда;
б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися на облегченных условиях содержания, не менее одной четвертой срока наказания;
г) из исправительных колоний строгого режима — в колонию-поселение по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее Уз срока наказания.
Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.
Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:
а) при особо опасном рецидиве преступлений;
б) приговоренные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;
г) не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение.
Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в исправительные учреждения с более строгими условиями содержания:
а) из колонии-поселения в колонию, вид которой был ранее определен судом (общий или строгий режим);
б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в колонию общего режима;
в) из колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
УИК не предусматривает перевод осужденных из колонии особого режима в колонии строгого режима. Такое решение обусловлено необходимостью исключить помещение в колонии этого вида режима осужденных, судимых за особо тяжкие преступления и при особо опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, в УИК сделана попытка создать разветвленную систему изменений условий содержания осужденных, повысить ее эффективность.
- Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных норм входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего администрации этих учреждений.
Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначение — обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы: общего характера и специальные. Средствами общего характера служат меры воспитательного воздействия, обеспечивающие правопослушное поведение, соблюдение требований законности субъектами и участниками правоотношений; специальные средства — предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством методы воздействия, обеспечивающие профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений в исправительных учреждениях.
Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, который в своей деятельности должен создавать условия для предупреждения нарушений правопорядка и законности в местах лишения свободы, прав и законных интересов осужденных. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и педагогический такт создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований со стороны осужденных. Уголовно-исполнительный кодекс акцентирует внимание персонала этих учреждений на том, что государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность, а осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала; запрещается подвергать осужденных жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Одновременно работники этих учреждений должны осуществлять контроль за соблюдением режима, требовать от осужденных выполнения правил внутреннего распорядка, применять по отношению к правонарушителям меры воздействия и принуждения (ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания »).
Обеспечение режима зависит также от лиц, посещающих исправительные учреждения, которые по характеру своей деятельности вступают в контакт с осужденными. Они должны соблюдать установленные для них правила поведения на объектах исправительных учреждений и правила внутреннего распорядка.
В целях обеспечения режима на предприятиях и на производственных объектах других организаций, где имеют место контакты осужденных с гражданами, находящимися на свободе, ограничивается число вольнонаемных административных и инженерно-технических работников, а также квалифицированных рабочих.
В целях соблюдения надлежащего порядка на производственных объектах администрация исправительных учреждений должна принимать меры к тому, чтобы вольнонаемный состав работников был предварительно ознакомлен с установленными правилами поведения на производственных объектах с точки зрения общения с осужденными. Об ознакомлении с такими правилами эти лица дают подписку.
Запрещается передавать осужденным какие-либо вещи, продукты питания, деньги и особенно предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях. В целях предупреждения подобных передач и выноса от осужденных каких-либо предметов разрешен досмотр производственных объектов, вещей и одежды лиц, входящих на производственные объекты, где работают осужденные, а также выходящих из них.
УИК и Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания», предусмотрены специальные средства обеспечения режима. К ним относятся: охрана осужденных и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осужденным, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры дисциплинарного воздействия, применяемые к осужденным.
В связи со своей многофункциональностью специальные средства обеспечения режима могут применяться и для достижения иных задач. Например, оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления и раскрытия преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Меры дисциплинарного воздействия — одновременно одно из средств их исправления. Не случайно в этой связи перечень мер взыскания, основания и порядок их применения излагаются в гл. 15 УИК, регулирующей воспитательное воздействие на осужденных.
Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персоналом исправительных учреждений. Его задача состоит в обеспечении безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц, находящихся на объектах этих учреждений, обеспечении соблюдения установленных правил внутреннего распорядка. Организация охраны и надзора за осужденными регулируется нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством и Министерством юстиции РК.
К мерам безопасности, применяемым к осужденным, относится физическая сила, специальные средства и оружие. Основаниями применения этих мер согласно ч. 1 ст. 86 УИК являются: оказание осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений; злостное неповиновение законным требованиям персонала; проявление буйства; участие в массовых беспорядках; захват заложников; нападение на граждан или совершение иных противоправных действий. Кроме того, эти меры применяются при побеге осужденных, а также при задержании сбежавших. Меры безопасности направлены на предотвращение причинения этими лицами вреда окружающим или самим себе. Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия регулируется Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания».
Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима осуществляется путем создания условии личной безопасности осужденных, персонала этих учреждении и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Обеспечению режима отбывания наказания служит применение к осужденным мер поощрения и взыскания, которые стимулируют их положительное поведение, предостерегают от нарушений порядка отбывания наказания.
- Режим особых условий в исправительных учреждениях
В местах лишения свободы отбывают наказание лица, осужденные в основном за наиболее опасные для общества преступления и запущенные в социально-нравственном и криминальном отношении. Даже во время отбывания наказания они могут совершать преступления, которые создают в исправительных учреждениях экстремальные ситуации (массовые беспорядки, групповые неповиновения, дезорганизацию нормальной деятельности учреждений и т.д.).
В районе дислокации исправительных учреждений могут произойти стихийные бедствия (землетрясения, пожары, наводнения). Наконец, может быть объявлено в соответствии с законом чрезвычайное положение в целом по стране или в районе расположения этого учреждения. На случай возникновения таких чрезвычайных ситуаций УИК предусматривает возможность введения в исправительном учреждении режима особых условий.
Дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих. Режим особых условий вводится, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповых неповиновениях осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешние (чрезвычайное, военное или особое положение) и внутренние (совершение преступлений с участием большой группы осужденных).
Внешние основания введения режима особых условии. Условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения раскрываются в конституционном законе «О чрезвычайном положении» , военного положения — в конституционном законе «О военном положении» .
Основаниями введения, например, чрезвычайного положения служат попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки; межнациональные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера: стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д.
Введение чрезвычайного или военного положения влечет за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан (введение комендантского часа, ограничение свободы печати, ограничение продажи отдельных товаров, проверку документов, личный досмотр и досмотр вещей и т.д.).
Внутренние основания введения режима особых условий. К таким условиям относятся массовые беспорядки или групповые неповиновения осужденных в исправительных учреждениях.
Массовые беспорядки — это грубые нарушения общественной безопасности, совершаемые большой группой осужденных, сопровождающиеся насилием над другими осужденными, персоналом исправительных учреждений и лицами, находящимися на их территории, уничтожением имущества, применением оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказание вооруженного сопротивления представителям власти.
Групповое неповиновение осужденных представляет собой публичный отказ от исполнения обращенных к ним законных требований представителя администрации исправительного учреждения и представителя органов власти, которые в силу своего должностного положения имели право предъявлять такого рода требования, а осужденные были обязаны и могли их выполнить, но умышленно не выполнили. Примером такого неповиновения служит отказ осужденных приступить к работе или отказ от работы, несмотря на обоснованные требования представителя администрации. Отказ от работы рассматривается как злостное нарушение порядка отбывания наказания.
В период действия режима особых условий может быть приостановлено действие некоторых прав осужденных: приобретение осужденными продуктов питания; предоставление им свиданий; получение посылок и передач; переписка.
телефонные переговоры и т.д. Одновременно вводится усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты исправительного учреждения, может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Особые условия распространяются и на территории, прилегающие к исправительному учреждению, на которых действуют режимные требования. На них могут быть ограничены или запрещены движение транспорта, допуск граждан на эти территории или, напротив, граждане могут быть оставлены там, а также удалены с целью соблюдения режимных требований, защиты их жизни и здоровья ( ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания»).
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц в местах лишения свободы начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно. В этом случае немедленно уведомляются должностные лица, правомочные принимать такое решение, которые должны в течение трех суток принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток и в исключительных случаях может быть продлен дополнительно на 30 суток по указанным выше основаниям.