Общие условия отбывания наказания осужденных в исправительных учреждениях

0

Тема: ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его основные функции ——                            3
  2. Содержание режима в исправительных учреждениях ———————— 7
  3. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания —————————————————— 17
  4. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях ——— 20
  5. Режим особых условий в исправительных учреждениях ——————-22
  6. Понятие режима в исправительных учреждениях и его основные функции

Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свобо­ды, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реа­лизацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуж­денных и персонала, раздельное содержание разных категорий осуж­денных, различные условия содержания в зависимости от вида испра­вительного учреждения, назначенного судом, изменение условий от­бывания наказания (ст. 82 УИК). В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано доста­точно давно.

Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и призна­ки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбыва­ния наказания ( ст. 82 УИК), определяет его место в сис­теме средств исправления осужденных, а также круг субъектов И участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обуслов­ливает предмет и объем правового регулирования общественных от­ношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Принципиальным является положение, сформулированное, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавлива­ется  законом, иные нормативные правовые акты, опре­деляющие те или иные элементы режима, должны соответствовать за­кону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение пред­определяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима.

Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила по­ведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания нака­зания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоогра­ничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участни­ков процесса исполнения и отбывания наказания.

Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления ( ст. 82 УИК), а также для предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами. Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, ад­министрация исправительных учреждений, администрация предпри­ятий и организаций, где работают осужденные, представители обще­ственных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями;

должностные лица государственных органов, посещающие эти учре­ждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве;

граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст. 14 Закона «Об учреж­дениях и органах, исполняющих  наказания », администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, уста­новленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.

В связи с этим важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправи­тельному учреждению территории, на которых установлены режим­ные требования. На этих территориях администрация вправе произ­водить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изы­мать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии, права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия и льгот­ные условия в воспитательных колониях. При прожива­нии осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

Согласно ст. 82 УИК режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-са­нитарного обеспечения осужденных.

Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламенти­рующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилакти­ческих мероприятий.

Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержа­ния) направлены на обеспечение реализации следующих его функ­ций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической).

Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это прежде всего касается со­циальных связей осужденных (свидания, получения посылок, пере­дач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъек­тивные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на ин­формацию).

Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных от общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, пе­редвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объек­тов, выходить без разрешения администрации за пределы изолиро­ванных участков. Однако физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, краткосрочные выезды за пределы мест ли­шения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с использованием ими средств массо­вой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной дея­тельности. Как говорится в  минимальных стандартных правил, «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключе­ние из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами».

Карательная функция режима выполняет задачу защиты общест­ва, поскольку наказание служит средством самозашиты общества и его граждан. В минимальных стандартных правилах указыва­ется, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества». Однако указанная функция должна иметь ограниченный характер. На определенном уровне возрастание карательного воздей­ствия режима способно создавать сложности для успешной реализа­ции его воспитательной функции.

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принужде­ние воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюде­нию правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоустанавливающих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания или торможения. Таким образом, режим по­нуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослушанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется пу­тем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осу­жденных во время работы и отдыха, которые, в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно — к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигие­ны и т.д. В-третьих, воспитательная функция реализуется путем созда­ния необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.

Обеспечивающая функция режима — правовая опора для реализа­ции всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют поря­док привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной рабо­ты. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), меди­ко-санитарного обслуживания (порядок оказания осужденным меди­цинской помощи).

Если карательная и воспитательная функции режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях, приле­гающих к ним. Так, ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, испол­няющих наказания» предоставляет право ад­министрации исправительных учреждений требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюде­ния правил внутреннего распорядка.

Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонаруше­ний как осужденными, так и иными лицами, находящимися на тер­ритории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.

Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля — государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего установление контроля неизбежно влечет за собой определен­ное ограничение их субъективных прав и установление дополнитель­ных обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведе­ния осужденных на основе применения позитивных (мер поощре­ния) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольная функция.

Применительно к иным гражданам, находящимся в исправитель­ных учреждениях и его объектах, а также на прилегающих к нему тер­риториях, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка, правил взаи­моотношений с осужденными. Администрации предоставляется пра­во осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, применять по отношению к .нарушителям предусмотренные законом меры воздействия, составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, проводить административное задержание и приме­нять другие меры.

Функции режима лишения свободы реализуются комплексно, но они дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

 

  1. Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима лишения свободы определяется его основны­ми функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания дан­ного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся: 1) к персоналу исправительных учре­ждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в ис­правительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним от­носятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасно­сти, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужден­ных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пре­сечению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Изоляция от общества означает принудительное помещение осуж­денного на основании вступившего в законную силу приговора суда в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения и ограничение социаль­ных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учре­ждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоля­ция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная — в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облег­ченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выез­ды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водво­рения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д.

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана в исправительных учреждениях обеспечива­ется специальными подразделениями. Надзор за осужденными ведет­ся службой безопасности исправительного учреждения. Он проводит­ся в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.

На указанную службу возложены обязанности производства обы­сков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и пере­дач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жи­лых и производственных помещениях, пресекает с их стороны право­нарушения.

В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих  наказания » детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персона­ла исправительных учреждений, граждан, находящихся на их терри­тории. Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предостав­лено право: контроля за соблюдением режимных требований на объ­ектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территори­ях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; до­смотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и пред­метов.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает:

порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается ис­пользование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; порядок изъятия предметов, за­прещенных к использованию; правила производства проверок свида­ний, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осуж­денным.

Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администра­ции исправительных учреждений, поскольку она несет ответствен­ность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализи­руется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учрежде­ний, утверждаемых Минюстом РК. В них подробно расписаны все элементы внут­реннего распорядка, детализируются обязанности и права админист­рации  исправительных учреждений,  обязанности  и  права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых — детально регламен­тировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечиваю­щих порядок исполнения и отбывания наказания.

Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения возложенных на них обязанностей, так как декла­рирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи УИК, а также все нормы Пра­вил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 УИК устанавливает условия и порядок пере­движения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуру их применения. Статьи 89 и 92 УИК предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка оп­ределена процедура предоставления свиданий и телефонных разгово­ров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение по­сылок, передач, бандеролей.

Такие же правила действуют в отношении выполнения осужден­ными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания, а в предусмотренных законом случаях — физическая сила, специальные средства и оружие ( Закона РК «Об учреждениях и органах, исполняющих  наказание »).

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим испол­нения наказания, составляют нормы, направленные на предупрежде­ние и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. Их можно разделить на две основные категории: профи­лактические и пресекающие.

Большинство норм по своему содержанию профилактические. К ним относятся те из них, в которых зафиксиро­ваны запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой не­обходимости по безналичному расчету.

Правила по организации контроля за осужденными направлены на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним от­носятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производ­ство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ус­танавливают процедурные нормы профилактического характера: по­рядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использо­ванию, порядок проверки наличия осужденных.

Правила, обеспечивающие пресечение преступлений и иных пра­вонарушений со стороны осужденных, сосредоточены в регулирующей оперативно-розыскную деятельность в исправитель­ных учреждениях, правила, устанавли­вают основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях. В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих  наказание» персонал ис­правительных учреждений обязывается принимать меры по предот­вращению и пресечению правонарушений. Глава 9 указанного Закона посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.

Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осужденных, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предостав­ленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, правила, определяющие применение к ним средств исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания. Нормы права устанавливают приобретение осужденными продук­тов питания и предметов первой необходимости. Обяза­тельное условие реализации этого права: деньги должны быть зарабо­таны трудоспособными осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии, соци­альные пособия и денежные переводы.

Кроме заработанных, осужденные могут расходовать дополни­тельные средства на сумму, размер которой определяется видом ис­правительного учреждения, где они отбывают наказание. Например, в колонии общего режима они могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и пред­метов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в объеме трех минимальных размеров оплаты труда, а при переводе на облегченные условия содержания — без ограничения.

Для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, эта сумма также не ограничена.

Кроме того, не ограничен размер средств, разрешенных для расхо­дования инвалидами I и II групп, а также лицами, находящимися в лечебных исправительных учреждениях. Для осуж­денных, перевыполняющих нормы выработки или образцово выпол­няющих установленные задания, работающих в экстремальных усло­виях труда, органы власти субъектов Республики Казахстан могут повысить размер средств, разрешенных для расходования.

Весьма важное нововведение УИК — предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.

Учитывая большое воспитательное значение приобщения осуж­денных к обучению, а также к чтению, им разрешается получать в по­сылках, передачах и бандеролях, а также без ограничения приобре­тать за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг или журналов.

Осужденным запрещаются получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание на­циональной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.

Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимо­сти, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутренне­го распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограни­чиваются в покупке промышленных товаров. Они могут приобретать в основном одежду, головные уборы, обувь, туалетные и канцеляр­ские принадлежности и т.д.

Таким образом, сумма средств, которую осужденные могут ис­пользовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учре­ждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и со­стояния здоровья.

Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужден­ных и телефонные переговоры, которые обеспечивают со­хранение социально полезных связей, смягчают степень их физиче­ской изоляции и используются администрацией исправительного уч­реждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Именно этим обусловливается увеличение количества свиданий, пре­доставляемых осужденным, особенно несовершеннолетним.

Свидания осужденных подразделяются на три вида: краткосрочные;

длительные на территории исправительного учреждения и длитель­ные с проживанием вне исправительного учреждения.

Статья 89 УИК определила их длительность. Поэтому админист­рация этих учреждений не вправе сокращать их время, например краткосрочное свидание до двух часов.

Краткосрочные свидания предоставляются продолжительностью четыре часа не только с родственниками, но и с иными лицами в при­сутствии представителя администрации.

Длительные свидания продолжительностью трое суток с правом совместного проживания на территории исправительного учрежде­ния предоставляются с близкими родственниками: супругом (супру­гой), родителями, детьми, усыновителями, дедушками, бабушками, родными братьями и сестрами, внуками. С разрешения начальника исправительного учреждения — с иными лицами.

Длительное свидание е правом проживания вне исправительного учреждения предоставляется осужденным продолжительностью пять суток.

Сроки свиданий могут быть сокращены по желанию лиц, находя­щихся на свиданиях. Кроме того, осужденным предоставляется право заменять длительные свидания краткосрочными, краткосрочные или длительные свидания — телефонным разговором. В воспитательных колониях длительное свидание с правом проживания вне исправи­тельного учреждения может быть по их желанию заменено кратко­срочным с выходом за его пределы. Объединение свиданий либо раз­деление одного свидания на несколько не допускается. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или Предшествующей отработкой.

Проведение длительных свиданий обусловлено определенными правилами. Лица, прибывшие на свидание, сдают деньги, а также предметы, не разрешенные к использованию в исправительных учре­ждениях, на хранение. При наличии достаточных оснований пола­гать, что лицо, прибывшее на свидание, намерено передать осужден­ному предметы, изделия или вещества, хранение которых не разреше­но, начальник исправительного учреждения объявляет такому лицу, что свидание будет предоставлено лишь при согласии на досмотр принадлежащих ему вещей и одежды. При отказе длительное свида­ние не разрешается, однако оно не может быть заменено краткосроч­ным. При нарушении прибывшими на свидание лицами порядка проведения свидания оно немедленно прерывается.

На длительные свидания могут проноситься продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива), вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также предметы, изделия и вещества, хранение которых осужденным не запрещено.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же по прибытии в исправительное учреждение независимо от того, когда он имел предыдущее свидание в местах предварительного за­ключения. При наличии права на краткосрочное и длительное свида­ния вид первого из них определяет осужденный. Последующие свида­ния предоставляются по истечении периода, равного частному от де­ления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, по­лагающихся осужденному в год. В случае тяжелой болезни осужденного, ставящей в опасность его жизнь, начальник исправи­тельного учреждения предоставляет возможность близким родствен­никам осужденного посетить его.

Осужденным дано право на телефонные разговоры. При отсутст­вии технических возможностей количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год, каждый продолжительностью до 15 минут, которые оплачиваются за счет собственных средств.

Кроме того, дополнительный телефонный разговор может быть разрешен по прибытии в исправительное учреждение, а также при ис­ключительных личных обстоятельствах.

УИК устанавливает ограничения на телефонные разговоры. Если осужденные содержатся на строгих условиях отбывания наказания, а также в штрафном или дисциплинарном изоляторе, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. Запрещаются те­лефонные разговоры между осужденными, содержащимися в испра­вительных учреждениях, за исключением отбывающих лишение сво­боды родственников. Телефонные разговоры контролируются персо­налом этих учреждений.

Особое место занимают свидания осужденных с адвокатами или иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь продолжительностью до четырех часов. Количество таких свиданий не ограничивается. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на переписку без ограничений. Лишь переписка между лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, не являю­щимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Наконец, осужденные могут получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администра­ции — иным лицам.

Духовное воздействие общества на осужденных обеспечивается просмотром ими кинофильмов и телепередач, прослушиванием ра­диопередач, а также приобретением литературы.

Кинофильмы осужденным демонстрируются не реже одного раза в неделю, кроме отбывающих наказание в тюрьме или содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых поме­щениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разре­шается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободные от ра­боты часы. Ограничения установлены для осужденных, содержащих­ся в штрафных изоляторах и соответствующих помещениях камерно­го типа.

Получение осужденными посылок, передач и бандеролей. Отличие от ИТК бандероли не включены в число посылок и передач. Соответст­венно число последних увеличено на количество бандеролей, кото­рые осужденные имеют право получать, например, в колониях обще­го режима — на шесть.

Количество посылок (передач) и бандеролей зависит от вида ис­правительного учреждения, где осужденные отбывают наказания, а также от их поведения. Их число увеличивается при переводе на об­легченные условия и, напротив, сокращается при переводе на строгие.

Осужденным женщинам и лицам, содержащимся в воспитатель­ных колониях, разрешается получение посылок, передач и бандеро­лей без ограничения их количества.

Больные осужденные, инвалиды I и II групп, осужденные бере­менные женщины и женщины, чьи дети находятся в домах ребенка исправительных учреждений, получают дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых ад­министрацией этих учреждений в соответствии с медицинским за­ключением. Если эти посылки (передачи) и бандероли содержат ле­карства и предметы медицинского назначения, получаемые в соот­ветствии с медицинским заключением, то они не включаются в об­щее число, устанавливаемое для осужденных мужчин. Они направляются в медицинскую часть и использу­ются для тех осужденных, для которых предназначались.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, а вес одной передачи не может превышать ус­тановленного веса одной посылки.

В счет посылки не засчитываются: посылка или передача с одеж­дой и обувью для осужденного, получаемая не ранее чем за месяц до его освобождения (она хранится на складе и выдается в день освобож­дения), бандероли, полученные по заказу осужденного из книготор­говой сети.

Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать по прибытии в исправительное учреждение, а при поступлении их в ад­рес лиц, не имеющих права на их получение, посылки, передачи, бан­дероли возвращаются отправителям. Осужденные, не имеющие род­ственников и иных лиц, которые могли бы направить посылку или передачу, вправе за счет средств, имеющихся у них, приобрести про­дукты питания и предметы первой необходимости через магазины ис­правительных учреждений.

Посылки, передачи и бандероли осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, вручаются после отбытия ими взыскания. Между предыдущей и последующей посылками (бан­деролями, передачами) устанавливается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на их общее количество, полагающееся осужденному в год, но без учета полученных в порядке поощрения. С разрешения администрации исправительного учреждения осужден­ные могут отправлять посылки и бандероли.

Переписка осужденных к лишению свободы — важное средство поддержания их полезных социальных связей. Поэтому они могут получать и отправлять письма и телеграммы за счет собственных средств без ограничения их количества. Переписка между содер­жащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющими­ся родственниками, допускается только с разрешения администрации исправительного учреждения.

Получаемая и отправляемая осужденным корреспонденция под­лежит цензуре со стороны администрации исправительного учрежде­ния. Переписка с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, Уполномоченным по правам чело­века в Республики Казахстан, уполномоченным по правам человека в субъекте РК, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РК, Европейским су­дом по правам человека цензуре не подлежит.

Отправление и получение осужденными писем производится только через администрацию исправительного учреждения. Вручение писем осужденным, а также их отправка осуществляются не позднее чем в трехдневный срок со дня их поступления или сдачи. Вручение телеграмм производится незамедлительно. Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направля­ются. Об этом объявляется осужденному, после чего письмо уничто­жается.

Передвижение осужденных без конвоя и без сопровождения. Этот институт уголовно-исполнительного права имеет двой­ное назначение. Во-первых, он призван обеспечить нормальную хо­зяйственную деятельность исправительного учреждения и материаль­но-бытовое обслуживание осужденных. Во-вторых, имеет важное воспитательное значение, поскольку существенно сужает требования ^изоляции осужденных и, следовательно, стимулирует их исправле­ние, создает возможности для адаптации к условиям свободы.

Право передвижения предоставляется только положительно ха­рактеризующимся осужденным, находящимся в данном учреждении не менее шести месяцев и содержащимся в исправительных (воспита­тельных) колониях, а также оставленным для ведения работ по хозяй­ственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.

Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших пре­ступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым нака­зание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осу­жденных за особо тяжкие преступления; осужденных, находящихся на строгих условиях содержания; осужденных за умышленные пре­ступления, совершенные в период отбывания наказания; осужден­ных, не прошедших полного курса лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, туберкулеза в открытой форме или венерическо­го заболевания; ВИЧ-инфицированных; страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Право передвижения без конвоя или без сопровождения предо­ставляется осужденным по решению начальника исправительного уч­реждения. Осужденным, которым дано это право, указывается мар­шрут движения и время выхода из колонии. Расконвоированные раз­мещаются в колонии, как правило, в отдельных помещениях.

Однако им может быть разрешено проживание в общежитиях за пределами охраняемой территории, но в границах, установленных ад­министрацией исправительного учреждения по согласованию с орга­нами местного самоуправления.

Правила поведения осужденных, которым разрешено передвиже­ние без конвоя или без сопровождения за пределами колонии, уста­навливаются начальником колонии по согласованию с органами ме­стного самоуправления. В случае нарушения осужденным режима, правил поведения или при изменении характера работ передвижение без конвоя или сопровождения отменяется по постановлению на­чальника колонии.

Важный элемент режима отбывания наказания — выезды осуж­денных за пределы мест лишения свободы. Введение указанного ин­ститута позволяет смягчать изоляцию от общества, укреплять полез­ные социальные связи осужденных.

УИК устанавливается три вида выездов осужденных за пределы исправительного учреждения: краткосрочные (продолжи­тельностью до семи суток), длительные (на время ежегодного оплачи­ваемого отпуска). Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний или несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных учреждений, предоставляется выезд длительностью до 15 суток.

Краткосрочный выезд в связи с исключительными личными об­стоятельствами (смерть или тяжкая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее зна­чительный материальный ущерб осужденному или его семье) может быть разрешен осужденным постановлением начальника исправительного учреждения на срок до семи суток, не считая времени, необ­ходимого для проезда туда и обратно. Кроме того, такой краткосроч­ный выезд может быть разрешен для предварительного решения во­просов трудового и бытового устройства.

Заявление осужденного о срочном выезде подлежит рассмотре­нию в течение суток. Отказ в разрешении на краткосрочный выезд должен быть мотивирован. Время нахождения осужденного вне пре­делов исправительных учреждений включается в срок отбытого нака­зания. За время выезда заработок не начисляется, стоимость проезда осужденного оплачивается им лично или его родственниками.

Длительные выезды предоставляются осужденным ежегодно на время отпуска. Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобож­дены от участия в труде по возрасту, по состоянию здоровья, а также не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам.

Выезд может быть разрешен осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства их у родственников или в детском доме. Кроме того, женщинам, имею­щим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных ко­лоний, выезд для свидания с ними предоставляется один раз в год. Время таких выездов устанавливается до 15 суток, не считая времени в пути.

В исключительных случаях осужденным, страдающим психиче­скими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также ин­валидам I и II групп и нуждающимся по состоянию здоровья в посто­роннем уходе, а также несовершеннолетним выезд разрешается в со­провождении родственника или иного лица.

При решении вопросов о выездах осужденных учитываются ха­рактер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый срок наказания, его личность и поведение.

В ч. 3 ст. 48 УИК предусматривается еще один вид краткосрочного выезда из исправительного учреждения. Осужденным, которым неот­бытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, ад­министрация исправительного учреждения может разрешить кратко­срочный выезд на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр.

Определенным категориям осужденных выезды за пределы испра­вительных учреждений не разрешаются. К их числу относятся: осуж­денные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве; лица, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденные к пожизненному лише­нию свободы; ВИЧ-инфицированные, а также не завершившие лече­ние от алкоголизма, токсикомании, наркомании, венерического за­болевания, больные открытой формой туберкулеза, страдающие пси­хическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также в случае проведения противоэпидемических мероприятий.

По прибытии осужденного к месту назначения он должен зареги­стрироваться в суточный срок в местном органе внутренних дел, а в день убытия или истечения срока сделать отметку об убытии. В случае задержки прибытия в исправительное учреждение по уважительным причинам осужденный обязан известить телеграфом начальника ис­правительного учреждения с предоставлением по прибытии оправда­тельных документов. Если осужденный не явился для регистрации или не выехал к месту отбывания наказания по неуважительным при­чинам, а также при установлении факта уклонения от отбывания на­казания, он подлежит задержанию органом внутренних дел на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту от­бывания наказания под конвоем или о привлечении к уголовной от­ветственности.

При возникновении непредвиденных обстоятельств, затрудняю­щих обратный выезд осужденных в установленный срок, по представ­лению начальника органа внутренних дел срок возвращения в испра­вительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязатель­ным срочным уведомлением об этом администрации этого учреж­дения.

Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных. Хотя такие нормы не обязательно могут находиться в главах УИК, регули­рующих режим в исправительных учреждениях, они по своему содер­жанию призваны нормативно обеспечить правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним от­носятся положения о запрещении жестокого или унижающего чело­веческое достоинство обращения; право на заявле­ния, жалобы и обращения; право на личную безопасность; право на охрану здоровья.

Один из элементов социальной защиты осужденных во время от­бывания наказания — запрещение законом применять к ним некото­рые меры дисциплинарного воздействия и меры безопасности. Так, женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, жен­щины, имеющие детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при колонии, а также осужденные — инвалиды 1 группы не переводятся в штрафной изолятор, помещения камерного типа или единые поме­щения камерного типа. Запрещается применять специальные средства, огнестрельное и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, в отношении лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими воору­женного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения  Закона «Об учреждениях и органах, исполняю­щих наказания »).

Законом предусмотрено создание более мягких, чем для других, условий отбывания наказания для женщин.

Они не содержатся в колониях строгого и особого режимов. Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, как и для несо­вершеннолетних, а также для инвалидов I и II групп.

В УИК впервые на базе трудового законодательства решен такой важный вопрос социальной защиты осужденных, как обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение, а также получение пособий. Согласно ч. 1 ст. 99 осужден­ные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязатель­ному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам в по­рядке, установленном РК.

Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться раз­личные категории граждан. УИК перечисляет многие из них: священ­нослужители; судьи; прокуроры; предста­вители общественных объединений; депутаты; представители средств массовой информации; лица, прибывшие на свида­ние с осужденными; лица, оказывающие юридическую по­мощь осужденным; вольнонаемный персонал исправитель­ных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т.д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправи­тельного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним применяются установленные меры воз­действия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть за­прещен доступ на производственные и иные объекты исправитель­ных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть при­няты меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», со­гласно которому они имеют право требовать соблюдения Правил внутреннего распорядка, применять меры принуждения, составлять протоколы об административных правонарушениях.

  1. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания

Отбывание осужденными к лишению свободы наказания основы­вается на двух важнейших принципах: содержание осужденных в те­чение всего срока наказания в одном исправительном учреждении и изменение условии их содержания во время отбывания наказания.

Первый принцип направлен на создание благоприятных условий для изучения личности осужденных и применения к ним средств ис­правления с учетом их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения групповых форм воздействия. Второй — на активное стимулирование их положительного поведения в период отбывания наказания.

Сущность института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы заключается в изменении их правового статуса, в частности, объема прав, как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Законодатель рассматривает та­кой институт в качестве меры воздействия более широкого характера, чем поощрения и взыскания. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах: в пределах одно­го вида исправительного учреждения, путем перевода из одного исправительного учреждения в другое.

Под изменением условий содержания в пределах одного исправи­тельного учреждения понимается одновременное увеличение или со­кращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с перево­дом на улучшенные условия или более строгое содержание в колони­ях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, в воспитательных колониях. С этой целью УИК предусмотрел в исправительных коло­ниях трехступенчатую систему отбывания наказания (обычные, об­легченные и строгие условия содержания, а в воспита­тельных колониях — четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания . В тюрьмах — общий и строгий виды режима. В колониях общего режима все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зави­симости от поведения и отношения к труду они могут быть переведе­ны на облегченные или строгие условия содержания по решению ко­миссии исправительного учреждения.

Допускается перевод осужденных, признанных злостными нару­шителями режима, с облегченных условий содержания не только на обычные, но и на строгие условия.

В колониях строгого режима, как правило, все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. На строгие условия направляются осужденные за умышленные преступления, совершен­ные в период отбывания лишения свободы.

В колониях особого режима устанавливается еще большая диффе­ренциация при поступлении осужденного к месту отбывания наказа­ния. На строгие условия направляются не только совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы, но и осужден­ные за тяжкие и особо тяжкие преступления. В колонии особого ре­жима для содержания осужденных к пожизненному лишению свобо­ды на строгие условия направляются все вновь поступающие лица. Особенности изменения условий содержания осужденных в воспита­тельных колониях рассматриваются в самостоятельной главе.

Обычные условия являются базовыми. В зависимости от поведе­ния осужденных возможно их перемещение на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимо­сти, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, со­кращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении. УИК допускает повторный перевод из строгих условий отбы­вания наказания в обычные, из обычных в облегченные условия.

Таким образом, изменение условий содержания — результат оцен­ки не только разового поступка, но и системы поведе­ния: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в те­чение шести месяцев.

Основания при­менения к осужденным таких мер взыскания, как перевод в помеще­ния камерного типа, единые помещения камерного типа и одиноч­ные камеры и изменение условий содержания в них, дает основание для вывода о том, что они представляют самостоятельную ступень от­бывания наказания. Их можно назвать как особо строгие условия, так как они аналогичны условиям содержания осужденных в тюрьме.

О том, что перечисленные меры воздействия — один из элементов из­менения условий содержания, свидетельствует основание их приме­нения — признание осужденного злостным нарушителем режима, т.е. то же основание, что и при переводе этих лиц на строгие условия.

Как отмечалось, изменение условий содержания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения с более льготны­ми или более строгими условиями содержания.

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть пере­ведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужден­ными не менее половины срока, назначенного приговором суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными не менее по­ловины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселе­ние — по отбытии осужденными, находящимися на облегченных ус­ловиях содержания, не менее одной четвертой срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима — в колонию-по­селение по отбытии осужденными не менее одной трети срока нака­зания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не ме­нее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее Уз срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осуж­денного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие катего­рии осужденных:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) приговоренные к пожизненному лишению свободы в случае за­мены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;

г) не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-посе­ление.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установлен­ного порядка отбывания наказания, переводятся в ис­правительные учреждения с более строгими условиями содержания:

а) из колонии-поселения в колонию, вид которой был ранее опре­делен судом (общий или строгий режим);

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в колонию общего режима;

в) из колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет. Осужденные к пожизненному лишению сво­боды, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

УИК не предусматривает перевод осужденных из колонии особого режима в колонии строгого режима. Такое решение обусловлено не­обходимостью исключить помещение в колонии этого вида режима осужденных, судимых за особо тяжкие преступления и при особо опасном рецидиве преступлений.

Таким образом, в УИК сделана попытка создать разветвленную систему изменений условий содержания осужденных, повысить ее эффективность.

 

  1. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

 

Материальные нормы, определяющие содержание и признаки ре­жима, а также его основные требования, предполагают наличие ком­плекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализа­ции режима. В систему процедурных норм входят также нормы, уста­навливающие средства обеспечения режима в исправительных учреж­дениях, они адресованы всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего администрации этих учреждений.

Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их на­значение — обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы: общего характера и специальные. Средствами общего харак­тера служат меры воспитательного воздействия, обеспечиваю­щие правопослушное поведение, соблюдение требований законно­сти субъектами и участниками правоотношений; специальные средства — предусмотренные уголовно-исполнительным законода­тельством методы воздействия, обеспечивающие профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений в исправительных учреждениях.

Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечи­вается прежде всего соблюдением его требований персоналом испра­вительных учреждений, который в своей деятельности должен созда­вать условия для предупреждения нарушений правопорядка и закон­ности в местах лишения свободы, прав и законных интересов осуж­денных. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и педагогический такт создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований со стороны осу­жденных. Уголовно-исполнительный кодекс акцентирует внимание персонала этих учреждений на том, что государство уважает и охраня­ет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность, а осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала; запреща­ется подвергать осужденных жестокому или унижающему человече­ское достоинство обращению. Одновременно работники этих учреждений должны осуществлять контроль за соблюдением ре­жима, требовать от осужденных выполнения правил внутреннего рас­порядка, применять по отношению к правонарушителям меры воз­действия и принуждения (ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих  наказания »).

Обеспечение режима зависит также от лиц, посещающих исправи­тельные учреждения, которые по характеру своей деятельности всту­пают в контакт с осужденными. Они должны соблюдать установлен­ные для них правила поведения на объектах исправительных учреж­дений и правила внутреннего распорядка.

В целях обеспечения режима на предприятиях и на производст­венных объектах других организаций, где имеют место контакты осужденных с гражданами, находящимися на свободе, ограничивает­ся число вольнонаемных административных и инженерно-техниче­ских работников, а также квалифицированных рабочих.

В целях соблюдения надлежащего порядка на производствен­ных объектах администрация исправительных учреждений должна принимать меры к тому, чтобы вольнонаемный состав работников был предварительно ознакомлен с установленными правилами пове­дения на производственных объектах с точки зрения общения с осуж­денными. Об ознакомлении с такими правилами эти лица дают подписку.

Запрещается передавать осужденным какие-либо вещи, продукты питания, деньги и особенно предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях. В целях предупреждения подоб­ных передач и выноса от осужденных каких-либо предметов разре­шен досмотр производственных объектов, вещей и одежды лиц, вхо­дящих на производственные объекты, где работают осужденные, а также выходящих из них.

УИК и Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания», предусмотрены специ­альные средства обеспечения режима. К ним относятся: охрана осуж­денных и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осуж­денным, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры дисциплинарного воздействия, при­меняемые к осужденным.

В связи со своей многофункциональностью специальные средства обеспечения режима могут применяться и для достижения иных за­дач. Например, оперативно-розыскная деятельность проводится в це­лях выявления и раскрытия преступлений, совершенных осужденны­ми до прибытия в исправительное учреждение. Меры дисциплинар­ного воздействия — одновременно одно из средств их исправления. Не случайно в этой связи перечень мер взыскания, основания и поря­док их применения излагаются в гл. 15 УИК, регулирующей воспита­тельное воздействие на осужденных.

Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персона­лом исправительных учреждений. Его задача состоит в обеспечении безопасности объектов исправительных учреждений, предупрежде­нии и пресечении преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц, находящихся на объектах этих учреж­дений, обеспечении соблюдения установленных правил внутреннего распорядка. Организация охраны и надзора за осужденными регули­руется нормативными правовыми актами, принимаемыми Прави­тельством и Министерством юстиции РК.

К мерам безопасности, применяемым к осужденным, относится физическая сила, специальные средства и оружие. Основаниями при­менения этих мер согласно ч. 1 ст. 86 УИК являются: оказание осуж­денными сопротивления персоналу исправительных учреждений; зло­стное неповиновение законным требованиям персонала; проявление буйства; участие в массовых беспорядках; захват заложников; нападе­ние на граждан или совершение иных противоправных действий. Кро­ме того, эти меры применяются при побеге осужденных, а также при задержании сбежавших. Меры безопасности направлены на предот­вращение причинения этими лицами вреда окружающим или самим себе. Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия регулируется Законом «Об учреждениях и органах, исполняю­щих  наказания».

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учрежде­ниях как средство обеспечения режима осущест­вляется путем создания условии личной безопасности осужденных, персонала этих учреждении и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания нака­зания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Обеспечению режима отбывания наказания служит применение к осужденным мер поощрения и взыскания, которые стимулируют их положительное поведение, предостерегают от нарушений порядка от­бывания наказания.

 

 

  1. Режим особых условий в исправительных учреждениях

 

В местах лишения свободы отбывают наказание лица, осужденные в основном за наиболее опасные для общества преступления и запу­щенные в социально-нравственном и криминальном отношении. Даже во время отбывания наказания они могут совершать преступле­ния, которые создают в исправительных учреждениях экстремальные ситуации (массовые беспорядки, групповые неповиновения, дезорга­низацию нормальной деятельности учреждений и т.д.).

В районе дислокации исправительных учреждений могут про­изойти стихийные бедствия (землетрясения, пожары, наводнения). Наконец, может быть объявлено в соответствии с законом чрезвычай­ное положение в целом по стране или в районе расположения этого учреждения. На случай возникновения таких чрезвычайных ситуаций УИК предусматривает возможность введения в исправительном учре­ждении режима особых условий.

Дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой су­щественное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих. Режим особых условий вводится, когда в районе расположения исправительного уч­реждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповых неповиновениях осужденных. Таким об­разом, можно выделить две группы оснований введения режима осо­бых условий: внешние (чрезвычайное, военное или особое положе­ние) и внутренние (совершение преступлений с участием большой группы осужденных).

Внешние основания введения режима особых условии. Условия, ос­нования и порядок введения чрезвычайного положения раскрывают­ся в  конституционном законе «О чрезвычайном поло­жении» , военного положения — в конституци­онном законе «О военном положении» .

Основаниями введения, например, чрезвычайного положения служат попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки; межнациональные конфликты; чрезвы­чайные ситуации природного и техногенного характера: стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д.

Введение чрезвычайного или военного положения влечет за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан (введение комендантского часа, ограничение свободы печати, ограничение про­дажи отдельных товаров, проверку документов, личный досмотр и досмотр вещей и т.д.).

Внутренние основания введения режима особых условий. К таким условиям относятся массовые беспорядки или групповые неповино­вения осужденных в исправительных учреждениях.

Массовые беспорядки — это грубые нарушения общественной безопасности, совершаемые большой группой осужденных, сопрово­ждающиеся насилием над другими осужденными, персоналом испра­вительных учреждений и лицами, находящимися на их территории, уничтожением имущества, применением оружия, взрывчатых ве­ществ или взрывных устройств, оказание вооруженного сопротивле­ния представителям власти.

Групповое неповиновение осужденных представляет собой пуб­личный отказ от исполнения обращенных к ним законных требова­ний представителя администрации исправительного учреждения и представителя органов власти, которые в силу своего должностного положения имели право предъявлять такого рода требования, а осуж­денные были обязаны и могли их выполнить, но умышленно не вы­полнили. Примером такого неповиновения служит отказ осужденных приступить к работе или отказ от работы, несмотря на обоснованные требования представителя администрации. Отказ от работы рассмат­ривается как злостное нарушение порядка отбывания наказания.

В период действия режима особых условий может быть приоста­новлено действие некоторых прав осужденных: приобретение осужденными продуктов питания; пре­доставление им свиданий; получение посылок и передач; переписка.

телефонные переговоры и т.д. Одновременно вводится усиленный ва­риант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты испра­вительного учреждения, может быть изменен распорядок дня, огра­ничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Особые условия распространяются и на территории, прилегающие к исправительному учреждению, на которых действуют режимные требования. На них могут быть ограничены или запрещены движение транспорта, допуск граждан на эти территории или, напротив, граж­дане могут быть оставлены там, а также удалены с целью соблюдения режимных требований, защиты их жизни и здоровья ( ст. 14 За­кона «Об учреждениях и органах, исполняющих  наказания»).

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц в местах лишения свободы на­чальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно. В этом случае немедленно уведомляются должностные лица, правомочные принимать такое решение, которые должны в течение трех суток принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток и в исключи­тельных случаях может быть продлен дополнительно на 30 суток по указанным выше основаниям.