Нефтяной сектор Казахстана
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Нефтяной сектор Казахстана: преодоление континентальности… 5
Глава 2. Казахстан в поисках оптимальных маршрутов транспортировки.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 17
ВВЕДЕНИЕ
Одним из геостратегических императивов обозримого будущего является освоение крупных нефтяных и газовых ресурсов центральноазиатских стран. Важен потенциальный эффект от этого процесса, нацеленного на обновление международных связей и рынков. В настоящей статье освещаются некоторые ключевые аспекты развития нефтяной и газовой промышленности Казахстана — одного из наиболее экономически важных государств региона — и та роль, которую страна могла бы сыграть в региональных и международных делах с точки зрения вновь возникающей геополитической ситуации вокруг каспийской нефти.
Ряд факторов определяет будущее внешней динамики Центральной Азии.
Наконец, представляется, что Прикаспийский регион может явиться главным испытательным полигоном для отработки окончательной формы, которую примет российская внешняя политика в постсоветский период. Отношения с новыми независимыми государствами Центральной Азии будут строиться с учетом общего внешнеполитического взгляда Москвы, а также отражать самовосприятие Россией ее веса и соответствующего мйста в постсоветском пространстве.
На наш взгляд, наиболее активными точками экономического роста для Казахстана в ближайшей перспективе будут оставаться: нефтегазовый сектор; интенсивное развитие частной сферы экономики, в том числе малый бизнес; реструктуризация промышленности и сферы управления.
Основой экономического подъема Казахстана в значительной степени будет возрождение (оживление) добывающей промышленности. И хотя развитие сектора услуг является одним из наиболее важных и наглядных индикаторов степени прогресса транзитного процесса, его вес в экономике Казахстана по-прежнему относительно мал. Для его развития до должного уровня потребуется определенный период. Промышленность же еще до 1992 г. имела высокую долю в структуре национального хозяйства. И несмотря на то, что часть активов в промышленности могла быть коммерчески не востребованной, она по-прежнему обладает способностью встать на ноги скорее, чем другие сферы хозяйственной деятельности. В среднем объемы производства промышленной продукции продолжали падать вплоть до 1995 г., однако происходило постепенное замедление темпов его снижения. В 1995 г. объемы промышленного производства понизились на 7,9%, что значительно меньше, чем в 1994 г. (28,5%). В 1997 г. прирост промышленного производства составил 4%, основную долю его обеспечили добывающие отрасли промышленности, в частности металлургическая и нефтегазовая индустрия, хотя в обрабатывающих отраслях спад продолжается.
Начиная с 1995 г. в экономике Казахстана резко затормозились темпы инфляции, снизившись в 1994 г. в 19 раз — с 1158% до 60,3%. В 1996 г. уровень инфляции составил 28,7%, а в 1997 г. — 11,2% (прогноз — 17%);
чего предполагалось достичь лишь в 1998 г. Такой уровень инфляции уже позволяет говорить о постепенном ослаблении инвестиционного сдерживания экономического развития. Наступает самый подходящий момент для стимулирования инвестиционных процессов в стране.
Современные исследования по транзитной экономике в Восточной Европе и в бывшем СССР показали, что вследствие монетарной природы инфляции она поддается регулированию инструментами монетарной политики стабилизации. Снижение инфляции, очевидно, помогло, среди прочих факторов, началу роста выпуска продукции и производительности труда в добывающей отрасли.
В обозримой перспективе экономика Казахстана, по всей вероятности, будет вынуждена во все возрастающей степени ориентироваться на извлечение доходов от развития добывающих и перерабатывающих сырьевых отраслей промышленности. Добывающий сектор промышленности сохранит свои доминирующие позиции. Безусловно, если перепрофилирование экономики в сырьевом секторе пойдет за счет сокращения доли производства готовых товаров, то это не будет способствовать превращению потенциально богатого Казахстана в государство с прибыльной экономикой, основанной на принципах высокой технологии. Для нейтрализации негативных последствий однобокой сырьевой ориентации следует уделять особое внимание приоритетному развитию инфраструктуры, сферы услуг и реструктуризации промышленности.
Представляется разумным предположить, что наращивание экспортного потенциала промышленности может быть важным предварительным условием для укрепления позиции Казахстана на международных рынках. Для этого необходима активизация инвестиционного процесса в стране. Несовершенство статистической отчетности не позволяет провести более обоснованные исследования по реальным инвестициям в экономику республики. Официальная статистика учитывает только инвестиции в основной капитал, в то время как остаются без учета портфельные инвестиции,инвестиции в оборотный капитал и иные, которые в других государствах составляют существенную долю инвестирования в экономику. С развитием фондового рынка в Казахстане ожидается возрастание доли такого инвестирования. В этой связи обеспечение достоверного статистического учета инвестиций в экономику представляется весьма актуальным.
Глава 1. Нефтяной сектор Казахстана: преодоление континентальности
Казахстан является третьим крупнейшим производителем энергии после России и Украины среди бывших советских республик. Его доля в общей выработке энергии в бывшем СССР в 1980 г. составляла около 5,5%. Главным первичным энергетическим источником является уголь, который дает 50-55% первичной энергии, потребляемой в республике. Нефть занимает второе место с долей около одной трети от общего производства, а за ней следует природный газ — 13-15% общей доли.
К настоящему времени в республике разведано 169 углеводородных месторождений, из которых 87 нефтяных, 17 газовых, 30 нефтегазовых, 25 нефте — и газоконденсатных, 20 нефтеконденсатных.. Они сконцентрированы в Западном Казахстане (рис. 1). Помимо известных нефтяных и газовых бассейнов, в Казахстане есть несколько осадочных бассейнов, которые либо недостаточно изучены, либо вообще не обследованы.
Они включают в себя Тургайскую, Аральскую, Центральносырдарьин-скую, Шу-Сарысуйскую, Илийскую, Балхашскую, Южно-Джунгарскую, Алакольскую, Зайсанскую, Иртышскую впадины.
Располагая богатыми местными .энергетическими источниками и являясь крупнейшим производителем топлива и энергии, Казахстан все же вынужден импортировать недостающее количество энергии из России и Кыргызстана.
Эта аномальная ситуация обусловлена по крайней мере тремя обстоятельствами, имеющими исторические корни.
Во-первых, энергетический сектор Казахстана был тесно интегрирован с соседними республиками. Распределение энергии осуществлялось не в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а, скорее, исходя из требований удовлетворения спроса ближайших к производителям энергии районов потребления, независимо от административной принадлежности последних (союз республик на деле был «союзом отраслей»).
Во-вторых, нефтегазовая промышленность республики все больше отставала в техническом отношении, поскольку не входила в утвержденный список отраслей приоритетного распределения капитальных вложений, а также вследствие общего недостатка твердой валюты. Моральный и физический износ оборудования и невозможность поддержания на должном уровне существующей инфраструктуры привели к тому, что объемы производства энергии Казахстана оказались намного ниже его производственных возможностей.
В-третьих, директивно устанавливаемые отпускные цены на энергию были необоснованно низкими, что не стимулировало энерго- и ре-сурсосбережения.
В соответствии с прогнозами страна может обрести энергетическую самостоятельность после 2000 г. Это будет достигнуто определением более эффективных путей удовлетворения энергетических потребностей республики, наиболее рационального использования существующего производственного потенциала, поиска местных и использования нетрадиционных источников энергии, развития атомной энергетики.
Нефть и газ — сокровища внутри материка
Ежегодное производство нефти в Казахстане в последние годы превышало 20 млн. т (рис. 2), и по добыче сырой нефти и сжиженного природного газа страна занимает второе место среди государств бывшего СССР. Распределение добычи сырой нефти и сжиженного газа среди стран бывшего СССР в 1995 г. было следующим: Россия — 86%, Казахстан — 7%, Азербайджан и Туркменистан по 3%. Республика потребляла 15-18 млн. т нефти ежегодно в период с 1990 по 1995 гг. и, таким образом, являлась чистым экспортером нефти.
Источники: 1ЕА Monthly Oil Market Report, 1995, March; Oil and Gas Journal, 1995, December 25, p. 41; Статистический пресс-бюллетень № 4 Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. — Алматы,1998.
В конце 1995 г. разведанные запасы нефти и газового конденсата в Казахстане составляли 3 млрд. т. Прогнозные оценки резервов по нефти достигают 7 млрд. т.
Большинство резервов сконцентрировано в относительно малом числе месторождений, 10 наиболее крупных из них содержат примерно 90% известных нефтяных запасов. Учитывая низкий уровень разведочных работ, произведенных в советский период, полагают, что нефть может содержаться и в других районах, которые сейчас подлежат изучению.
Громадные месторождения нефти, обнаруженные на шельфе Каспийского моря, становятся беспрецедентным вызовом для дальнейшей разработки. Каспийское море — подлинный резервуар природных сокровищ. Воды его северо-восточной части скрывают под собой большую часть возможных нефтяных запасов Казахстана.
Для наблюдения за разведкой и разработкой нефтяных и газовых ресурсов казахстанской доли Каспийского моря площадью 103 тыс. кв. км в марте 1993 г. была учреждена государственная компания «Казахстан-каспийшельф» (ККШ). В июне консорциум, состоящий из итальянской компании «Аджип», альянса «Бритиш Петролеум» и «Статойл» (Норвегия), «Бритиш Газ», «Мобил» (США), «Тоталь» (Франция), «Шелл» (США) (акционерное общество ККШ в данном проекте выступает в качестве оператора), подписали соглашение о трехлетнем геологическом изучении нефтяного потенциала региона,предусматривающее начало разведывательного бурения в 1998 г. и начало добычи к 2000 г.
В августе 1996 г. международный консорциум ККШ завершил топографическую съемку казахстанских нефтяных месторождений, находящихся в открытом море на Каспийском шельфе. Это был первый этап разведывательного проекта. В ходе изыскательских работ было пройдено 26,2 тыс. км сейсмических профилей. Для следующего этапа проекта, предусматривающего разведку, операционное бурение и добычу углеводородов из нефтяных месторождений, будет создан новый консорциум. Предварительные переговоры об этом сейчас ведутся с иностранными фирмами.
Хотя к настоящему времени не произведено ни одного исчерпывающего топографического обзора нефтяного потенциала региона, предварительные данные говорят о том, что здесь много нефти. Оценки колеблются от 26 до 60 млрд. баррелей. Нижний предел этих оценок более чем вдвое увеличивает современные запасы Казахстана и ставит республику в один ряд с Россией. Согласно верхнему пределу оценки нефтяные запасы Казахстана должны быть эквивалентны 85% кувейтских. Предполагается, что регион также содержит 2 трлн. куб. м. газа. Это удваивает современные республиканские резервы газа. Эффективная разработка этих месторождений требует использования передовой технологии, современного оборудования и огромных инвестиций. Стоимость топографической съемки оценивается в 200 млн. долл. США, в то время как расходы на разработку могут превысить 30 млрд. долл.
Следует выделить две насущные проблемы, связанные с обеспечением ясных долгосрочных перспектив развития. Первая имеет политическую природу и сводится к определению юридического статуса Каспийского моря, то есть к вопросам владения нефтяными месторождениями. Вторая относится к инвестированию в широком смысле, а именно к постройке и развитию добывающих и перерабатывающих мощностей и к прокладке трубопроводов (включая разумный выбор маршрута).
Официальная позиция России такова, что ввиду уникальных природных характеристик Каспийское море должно рассматриваться как озеро и потому общепринятые законодательные нормы, содержащиеся в Конвенции ООН о морских законах от 1982 г., неприменимы к пяти государствам, граничащим по морю. Россия настаивает на том, что оффшорная (находящаяся в открытом море) часть Каспийского моря должна стать свободной зоной, в которой каждое государство, имеющее выход к морю, обладает равными правами в разработке нефтяных запасов. Казахстан не согласен с позицией России по Каспийскому морю, считая ее недостаточно обоснованной, и придерживается мнения, что статус Каспия — является он морем или озером — нуждается в дальнейшем тщательном определении. Буквально недавно Россия смягчила свою позицию по Каспийскому морю. Предстоят дальнейшие переговоры.
Представляется, однако, что фактическое разделение Каспийского моря по национальным экономическим зонам уже состоялось. И любые попытки пересмотра существующего территориального деления Каспия могли бы подорвать традиционные добрососедские отношения в этом регионе, и непохоже, чтобы какое-либо из участвующих государств приняло бы на себя риск такого рода конфронтации. В апреле 1993 г. в результате крупнейшей сделки между Казахстаном (членом СНГ) и крупнейшей нефтяной компанией «Шеврон» было учреждено совместное нефтяное предприятие «Тенгизшевройл». Соглашением, рассчитанным на 40 лет, предусматривается превращение республики в крупнейшего экспортера нефти в течение 10 лет. Совместное предприятие, которое будет эксплуатировать Тенгизское и Королёвское нефтяные месторождения, планирует увеличить ежегодную добычу на обоих месторождениях с 3,25 млн. т (65 тыс. баррелей в сутки) в настоящее время до 35 млн. т и выше (700 тыс. баррелей в сутки) к 2007 г. В целом «Тенгизшевройл»
Источник: данные Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 1993-1997. планирует добыть от 6 до 9 млн. баррелей нефти за все время существования проекта.
Сделки по нефти и газу также были заключены с несколькими другими компаниями, включая «ЭльфАкитэн» (Франция), «Аджип» (Италия), «Бритиш Газ», турецкие БМВ и «Тур-кие Петроллери», «Оман Ойл Компани», «Джапан Петролеум Эксплорейшн Ко. Лтд.» и торговый дом «Сумитомо Корпорейшн». В целом правительство планирует разработку более 40 нефтяных месторождений с участием нефтяных компаний. «Эльф
Акитэн» задействован в пятилетней программе изысканий на месторождении Темир между Карачаганаком и Тенгизом, с последующим возможным ее продлением на срок до 30 лет.
Три следующих наиболее крупных соглашения, подписанных к настоящему времени, привлекут значительные инвестиции в Казахстан: около 20 млрд. долл. США от «Шеврона» в течение 40 лет, 6 млрд. долл. от компаний «Бритиш Газ» и «Аджип за 10-летний период и, возможно, до 3 млрд. долл. от компании «Эльф Акитэн». Большая часть этих фондов будет потрачена на бурение и производственные мощности, определенная часть инвестирована в мероприятия по охране окружающей среды и проекты местного социального развития. В таблице приведены данные об объемах производства основных нефтедобывающих предприятий в Казахстане в 1993-1996 гг.
В результате заключенных к настоящему времени сделок экспорт казахстанской нефти возрос к 2000 г. более чем втрое по сравнению с уровнем 1992 г., что выражается в дополнительном притоке твердой валюты примерно 3 млрд. долл. в год.
В последние годы производство нефти в республике сохраняется на более или менее устойчивом уровне благодаря инвестициям, направленным на обновление нефтяного оборудования. Этому также способствовало заключение контрактов с международными компаниями и принятие пакетов законодательных актов по заключению сделок с иностранными инвесторами. В 1995 г. Казахстан принял Закон «О нефти и газе», который должен способствовать привлечению иностранных инвестиций. В частности, закон предусматривает широкие возможности для назначения конкурентных цен на энергетические проекты. Кроме того, согласно закону, руководство Казахстана может предоставлять право на разработку на тендерной основе, а также через прямые переговоры. Сделки могут заключаться через создание совместных предприятий, соглашения о разделении продукции и заключение различных договоров на обслуживание.
Глава 2. Казахстан в поисках оптимальных маршрутов транспортировки
В настоящее время каждый сколько-нибудь привлекательный проект освоения нефтяного месторождения на территории республики имеет иностранного партнера. Тем не менее разработка идет едва заметными темпами. Это объясняется тем, что Казахстан до сих пор не нашел выгодного варианта выхода на международные рынки нефти и не принял решения в отношении альтернативных проектов нефтепереработки.
Недра Казахстана содержат несметные богатства, однако географически, с позиции транспортировки нефти к международным рынкам, республика расположена крайне неблагоприятно. Казахстан находится в глубине материка. Другим сдерживающим фактором является то, что значительная часть нефтяных и газовых ресурсов удалена от предприятий нефтепереработки и испытывает включая «Шеврон», также рассматривают возможность прокладки трубопровода по дну Каспийского моря до Баку. Из Азербайджана нефть могла бы поступать в трубопроводные системы, проектируемые Азербайджанской международной операционной компанией2 для осуществления экспорта по двум частично существующим линиям. Первая линия будет доставлять сырую нефть из Баку в Грозный (Чеченская Республика, Россия), а затем в Новороссийск на Черном море. Вторая линия проходит из Баку до грузинского черноморского порта Поти. Оба трубопровода нуждаются в ремонте и модернизации. Оцениваемый объем инвестиций, требуемых для первой линии, составляет около 50 млн. долл., в то время как на вторую линию нужно потратить 200 млн. долл. Главным мотивом решения об использовании двойной системы являются соображения надежности, поскольку оба трубопровода проходят через неспокойные регионы.
В 1992 г. Россия, Казахстан и «Оман Ойл Компани» учредили Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), планируя построить и оборудовать линию для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения. Общая протяженность нового трубопровода от казахстанских нефтяных месторождений до терминалов Новороссийска составит 1600 км при мощности 67 млн. т в год. «Шеврон» также участвует в проекте как гарант транспортировки нефти по данному маршруту.
Список участников проекта неоднократно претерпевал изменения. Первоначально основатели консорциума — Россия, Казахстан и «Оман Ойл Компани» — имели равные доли, однако позже они снизили размер своего общего пая до 50%, а остальные 50% были разделены между российскими, казахстанскими, европейскими и американскими нефтегазовыми компаниями. Сейчас КТК также объединяет другие компании для реализации проекта строительства трубопровода с оценочной стоимостью 2 млрд. долл. Их доли распределились следующим образом: Казахстан -19%, Россия — 24 %, Оман — 7%, «Мунайгаз» («Казахстан-Пайплайн») — 1,75%,
- Азербайджанская международная операционная компания представляет собой консорциум из 11 западных нефтяных компаний. Разработка ими месторождений Азери и Чираг, а также глубоководного участка месторождения Гюнашлы в Каспийском море является частью производственного соглашения, подписанного с азербайджанским правительством в сентябре 1995 г.
«Лукойл» («Лукарка») — 12.5%, «Роснефть» («Роснефть-Шелл») — 7,5%, «Шеврон» — 15%, «Мобил» — 7,5%, «Бритиш Газ» — 2%, «Аджип» — 2% и «Орикс» — 1,75%. В конечном счете получилось так, что России в КТК принадлежит доля в 44%; за ней следуют американские компании. После жарких дебатов российская транспортная компания «Транснефть» стала оператором проекта и будет управлять его финансовыми вопросами. Американская компания «Уилмекс» будет генеральным подрядчиком.
Первая очередь трубопровода с пропускной способностью 28 млн. т нефти в год вошел в строй в 2001 г. В ноябре 1997 г. собрание акционеров КТК не утвердило бюджет консорциума на 1998 г. из-за возникших разногласий.
Очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе казахстанская нефть будет перекачиваться преимущественно через российскую территорию к терминалам Новороссийска. Однако в долгосрочной перспективе, по мере того как объемы нефтедобычи в Казахстане будут возрастать, возможности России для транспортировки казахстанской нефти будут уменьшаться. Это обстоятельство обусловлено как ограниченными технологическими возможностями трубопроводов, так и естественной экономической конкуренцией. Экспорт сырой нефти останется главным источником бюджетных пополнений российской экономики в обозримом будущем, и потому Россия объективно не заинтересована в неограниченном продвижении своих конкурентов на международные рынки нефти. Имея это в виду, Казахстан не должен «складывать все яйца в одну корзину», и было бы полезно рассмотреть альтернативные маршруты транспортировки нефти. При выборе конкретного маршрута следует руководствоваться следующими ведущими принципами: надежное инвестирование, вопросы безопасности, конкуренция с другими нефтяными производителями, геополитика.
Альтернативой пути Баку — Новороссийск является трубопровод Баку — Джейхан3, предложенный Турцией как маршрут к турецкому Средиземноморью. Планируемая длина его составит 1650 км, и он будет пролегать через Азербайджан и Грузию. Проект трубопровода, впервые предложенный в 1993 г., но позднее попавший в тень другого плана — по строительству трубопровода через Грузию к Черному морю, будет стоить, по пред-
- Герминал Джейхан простаивает с тех пор, как двойной трубопровод Киркук — Юмурталык был закрыт в 1990 г. варительным оценкам, 2 млрд. долл. Конкурируя с Россией и используя в качестве противовеса объективно существующие вопросы охраны окружающей среды*, Турция пытается «пробить» строительство этого трубопровода, чтобы предотвратить дальнейшую перевозку нефти через узкие проливы Босфор и Дарданеллы. По проливу транспортируется ежегодно до 32 млн. т нефти, преимущественно российской. Имеющиеся сейчас проекты разработки и вывоза центральноазиатской и каспийской нефти включают в себя Черное море, а следовательно, и проливы, максимальная пропускная способность которых 62 млн. т в год. Турция предлагает вариант Баку — Джейхан в качестве альтернативных ворот для каспийской нефти. Согласно проекту, линия позволит ежегодно пропускать до 45 млн. т сырой нефти.
Не желая терять растущие выгоды от транспортировки каспийской нефти через свою территорию, в ответ на брошенный Турцией вызов Россия совместно с Болгарией и Грецией выдвинула инициативу строительства трубопровода Бургас-Алек-сандруполис. Суть проекта состоит в обходе Босфора и Дарданелл с их ограничениями на проход большегрузных танкеров. Нефть должна доставляться танкерами из Новороссийска в болгарский порт Бургас и оттуда перекачиваться по трубам к греческому терминалу Александруполиса. Таким образом предполагается ежегодно транспортировать от 40 до 60 млн. т нефти, оборудовав при этом оба порта нефтехранилищами. Длина трубопровода составит около 300 км при стоимости 700 млн. долл. По оценкам, строительство может быть завершено в течение трех лет.
Похоже, что ни турецкий, ни греческий варианты трубопровода не были встречены с энтузиазмом, поскольку каждый из них имеет очевидные недостатки. С одной стороны, верно, что греческий трубопровод намного короче турецкого и будет проходить через спокойные страны, в то время как турецкая линия будет строиться в социально и политически нестабильных районах Закавказья и на повстанческих курдских территориях. Кроме того, сложная орография намного удорожает каждый погонный метр турецкого трубопровода по сравнению с греческим. Но с другой стороны, в случае принятия греческого проекта транспортировка включает в себя использование танкеров от Новороссийска до Бургаса, что, в конечном счете, увеличивает ее стоимость. И наконец, часть маршрута, ведущая в Новороссийск, пролегает по не вполне контролируемым федеральным правительством России землям Северного Кавказа. Оценки экономической эффективности обоих проектов, приводимые их инициаторами, противоречат друг другу. Россия, Болгария и Греция заверяют, что их трубопровод будет стоить, по меньшей мере, в десять раз дешевле, тогда как Турция настаивает на том, что доставка казахстанской нефти по ее системе труб европейским потребителям будет в два раза дешевле.
Южное транспортное окно через Северный Иран может служить другим вариантом экспорта значительных объемов казахстанской сырой нефти на международные рынки.
Нефтеперерабатывающие предприятия Тегерана, Тебриза, Арака и Исфахана удалены от Персидского залива и испытывают хронический дефицит в сырье. Они могли бы перейти на казахстанскую нефть, а эквивалентные объемы своей нефти Иран мог бы отгружать с острова Харг на международные рынки. Иран уже строит терминалы на Каспийском побережье для ведения такой торговли.
В августе 1996 г. обе страны подписали соглашение об экспорте казахстанской нефти через Иран. Согласно условиям сделки по обмену нефтью, Казахстан ежегодно будет доставлять к каспийским портам Ирана 2 млн. т. нефти, а Иран будет отправлять то же самое количество нефти казахстанским потребителям через свои порты в заливе. Иран будет перерабатывать казахстанскую сырую нефть на местных нефтеочистительных заводах для внутреннего потребления. Разработка проекта строительства 100-километрового трубопровода, который соединит североиранские нефтеперерабатывающие предприятия с их каспийскими терминалами в Энзели, уже начата.
В то же время Иран может независимо решить проблему дефицита углеводородного сырья у себя на севере. Недавние открытия месторождений в южной части Каспийского моря породили надежды, что ресурсы открытого моря могут послужить жизненно важным источником местного сырья. Кроме того, подобно России, Иран сам по себе является одним из основных мировых экспортеров нефти, и это подразумевает, что возможности для продвижения казахстанского экспорта с его стороны страдают неизбежными ограничениями. Более того, поиски крупномасштабного финансирования схем такого типа могут быть затруднены до улучшения американо-иранских отношений. Поэтому представляется, что вышеописанный вариант может рассматриваться как несомненно полезная, но временная, краткосрочная паллиативная мера.
При анализе различных предлагаемых проектов необходимо иметь в виду, что Москва, явно или неявно, будет против любых схем, не содержащих экспорт нефти через российские трубопроводы.
Что касается восточного направления, Казахстан исследует возможность прокладки трубопровода к китайскому побережью Тихого океана. Ожидается, что Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии могут стать основными потребителями казахстанской нефти в следующем столетии. Предлагаемый трансазиатский трубопровод будет самым длинным в мире. Согласно различным оценкам, его строительство потребует от 8 до 12 млрд. долл. Необходимые предварительные условия для претворения в жизнь такого беспрецедентного по масштабам строительства могут быть созданы в скором будущем, после сооружения хорошо развитой системы местных трубопроводов, соединяющих нефтедобывающий запад Казахстана с его промышленным востоком. Меморандум о взаимопонимании, об организации совместного предприятия по строительству внутренних нефтепроводов, подписанный «Мунайгазом» и Международной трубопроводной компанией из Саудовской Аравии, указывает на некоторый прогресс в этом вопросе.
В свою очередь в Китае уже идет прокладка нефтепровода из Таримского месторождения в СУАР до Ланьчжоу и далее двумя ветками — к нефтеперерабатывающим заводам городов Луоян (пров. Хэнань) и Пэнчжоу (пров. Сычуань). Его длина составит 4200 км при стоимости около 20 млрд. юаней.
Мы полагаем, что будущий трансазиатский трубопровод мог бы быть также использован для доставки определенных объемов российской нефти из западносибирских месторождений к дальневосточным потребителям в обмен на транспортировку казахстанской нефти через российские трубопроводы в Европу.
Недостаток экспортных трубопроводов в республике мешает большинству инвесторов запустить сколько-нибудь важные, дорогостоящие программы в нефтяном секторе. Прямые инвестиции в нефтяную промышленность с 1991 г. превысили 1,5 млрд. долл. Доля «Тенгизшевройла» составляет 700 млн. долл. Только в 1997 г. иностранные инвестиции и спецплатежи по нефтяным проектам с участием «Казахойла» составили 627 млн. долл. (из них 346 млн. долл. принадлежат «Тенгизшевройлу»). Но сейчас «Шеврон» отложил свои ранние широкомасштабные планы до лучших времен, когда проблемы экспорта будут решены.
Другие совместные предприятия тоже не торопятся увеличивать свои расходы. Кроме «Шеврона», реально действуют еще около десяти иностранных проектов. Но объем их продукции составляет немногим более 620 тыс. т в год.
Казахстанские нефтеперерабатывающие предприятия плохо оборудованы и нуждаются в модернизации. Новые проекты не привлекательны с финансовой стороны. Особенно удручающе выглядит отсрочка строительства нового предприятия в Мангистау, необходимого для очистки нефти месторождения полуострова Бузачи, ежегодная добыча которого равна 6 млн. т, т. е. около 30% всей казахстанской продукции. Нефть Бузачи очень вязкая и нуждается в подогреве или в смешивании с легкой нефтью перед транспортировкой по трубам. Однако поскольку нефть также добывается и в других районах, в частности на Тенгизе, и продается по более высокой цене, то нефть Бузачи фактически исключается из экспортных квот. В начале 1993 г. группа японских компаний, в числе которых «Тоё Инжиниринг», «Мицуи» и «Мицубиси», выиграла тендер на строительство нефтеперерабатывающего завода в Мангистау. Первая фаза проекта включает монтаж единиц выходной мощностью 3 млн. т в год при оценочной стоимости около 1,5 млрд. долл., но работы пока так и не начались.
Таким образом, если необходимые решающие инвестиции будут сделаны, то Казахстан мог бы поднять производство нефти до значительного уровня в обозримом будущем.
Завершая обсуждение по нефтяному сектору, мы должны уделить внимание другому важному вопросу — настоятельной необходимости перехода к более глубокой переработке нефти, вместо того чтобы способствовать развитию традиционной технологии очистки. Это намного более выгодно ввиду дороговизны транспортировки из расположенного в центре материка Казахстана. Например, этилен и окись этилена могли бы стать перспективными полупродуктами для новой высокотехнологичной промышленной нефтехимии. В этой связи тесное сотрудничество с такими передовыми в области химической технологии странами, как Япония и США, представляется значимым с точки зрения дальнейшей организации эффективного экспорта конкурентоспособных синтетических материалов.
Имеется значительный потенциал для будущего развития казахстанской газовой индустрии. Республика потребляет 15-16 млрд. куб. м газа в год, однако производит менее половины этого объема (рис. 4). В 1995 г. производство газа превысило 4,8 млрд. куб. м, из которых «Казахгаз» произвел 2,58 млрд. куб. м, а «Мунайгаз» — свыше 2,2 млрд. куб. м газа. Недостающая часть покрывается импортом из Узбекистана, Туркменистана и России. По прогнозам, спрос на газ внутри страны к 2000 г. достигнет 28 млрд. куб. м.
На рис. 5 приведены разведанные запасы газа в Казахстане и некоторых других газодобывающих странах мира. Так же как и нефть, казахстанский газ производится в основном в северо-западной части республики, в то время как главные потребляющие районы находятся на юге.
Основным местом добычи служит Карачаганак — одно из крупнейших месторождений в мире, находящееся на северо-западе Казахстана. Разведанные запасы насчитывают 1,33 трлн. куб. м газа, 644 млн. т газового конденсата и 189 млн. т сырой нефти. Месторождение протянулось вдоль границы с Оренбургским газовым месторождением, и ввиду его расположения и недостаточных мощностей для переработки газ в настоящее время экспортируется в Россию. Текущий объем продукции достаточно мал: около 13 млн. куб. м в сутки по газу и 85 тыс. баррелей в сутки по нефти и газовому конденсату. Предполагается, что он значительно возрастет после совершенной сделки с компаниями «Бритиш Газ» и «Аджип» по эксплуатации месторождения. Российская компания «Лукойл» получила долю 15%, тогда как оставшиеся 85% были поделены между итальянской «Аджип» и «Бритиш Газ».
Заключение
Сегодняшний Казахстан — это страна, находящаяся в движении, и сейчас преждевременно судить о текущей стратегии с точки зрения успеха или неудачи. Но ясно одно, что казахстанское руководство находится под прессом совершенно иных забот, нежели те, которые обусловливают политику, скажем, в России, не говоря уже о странах Восточной или Центральной Европы. Подобно всем транзитным государствам, Казахстан нащупывает путь, который бы соответствовал общим задачам реформ, в форме, совместимой с местными реалиями.
Мы уверены, что определение приемлемых маршрутов доставки сырой нефти от богатых месторождений внутриматериковой Центральной Азии к международным рынкам и решение проблемы статуса Каспийского моря должно быть признано важнейшим составляющим элементом евразийской безопасности в целом.
Иностранные инвестиции в Казахстан отражают растущую уверенность мирового сообщества в его значимости и перспективности. С 1993 по 1995 гг. республика получила почти 2,9 млрд. долл. США иностранных инвестиций. Большинство их осуществлялось в совместных предприятиях. К первому кварталу 1996 г. в республике работало 746 таких компаний из 72 стран. Тот факт, что западные корпорации и правительства проявляют большой интерес к Казахстану, сулит стране благоприятное развитие как суверенного, стабильного, демократического и рыночного государства. Такой тренд может превратить республику в сильное и безопасное якорное государство, которое могло бы зафиксировать потенциально нестабильный регион и Тем самым способствовать развитию других новых независимых государств-соседей в качестве демократических стран.
Список использованной литературы
- Улюкаев А. Переход (о политико-экономических проблемах системной трансформации в России) // Вопросы экономики. — 1996. — № 10. — С. 4-22.
- Бофингер П., Флассбег Г., Хоффманн Л. • Экономика ортодоксальной монетарной стабилизации: пример России» Украины и Казахстана // Вопросы экономики. — 1995. — №12. — С. 26-44.
- Кантарбаева А. К. Инвестиционный климат в контексте результатов анкетного опроса // Альпари. — № 4. — С. 17-22
- Kantarbayeva А. К., Mustafin А. Т., Tsukatani T. The Oil Sector of Kazakhstan: Some Prospects for Land Lock Breaking // Japanese Slavic and Eastern European Studies, 1996, vol. 17, pp. 67-87.
* Согласно турецким источникам, поток нефти через проливы может быть увеличен не более чем на 20%, поскольку перевозимые сейчас объемы уже представляют немалую опасность для 12-миллионного населения Стамбула. Турция вынуждена была ограничить движение танкеров через проливы после пожара, вызванного столкновением судов в Босфоре в 1994 г.