Реферат на тему: Проблемы транснациональных корпорации ТНК

0

План

Введение…………………………………………………………………….3

гЛАВА 1.   Источники эффективной деятельности ТНК…..4

гЛАВА 2.   Структура ТНК……………………………………………….8

гЛАВА 3.   Проблемы транснациональных

корпораций……………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………..15

Введение

В современной экономике функционируют различные крупные образования с огромным количеством сложнейших хозяйственных, технологических и финансовых связей между ее участниками. В той или иной степени на постоянной или краткосрочной основе предприятия, банки финансовые учреждения соединяются в альянсы, объединяются в пулы, группы, концерны, консорциумы, конгломераты, холдинги – на лицо глобализация производства и производственных объединений.  Для каждой из этих структур характерны своя степень экономической свободы, разнообразные подходы к регулированию поведения участников, методы ведения хозяйства и организационные принципы.

Так, например, в концернах управление и поведение участников устанавливается более строго. Концерны имеют достаточно жесткую и четко сложенную организационную структуру управления, что диктуется высокой степенью технологической взаимосвязанности участников и необходимостью обеспечить их оптимальное взаимодействие.

В настоящее время в международной практике начинают доминировать более свободные и менее жестко детерминированные экономические структуры. Так, в Японии вместо строго управляемых  структур типа “дзайбацу” на первый план выдвигаются свободные группы “кейрецу” (“Митсубиси” “Сумито”), а США лидирующее место занимают транснациональные корпорации – этакие гиганты промышленности, имеющие свои представительства  и производственные мощи во многих странах мира.

Целью данной работы является, раскрыть выбранную мною тему ТНК и их взаимодействие на мировом рынке и разбив тему на несколько пунктов дается основное определение ТНК и их взаимодействие на мировом рынке.

Глава 1. Источники эффективной деятельности ТНК.

Проблема большого бизнеса своими корнями уходит еще к периоду сразу после Гражданской войны. Но она приобрела новую грань недавно, после появления гигантских многонациональных корпораций – деловых империй, буквально опутавших весь мир. Возьмите, к примеру, фирму “Пепси”. Она не отправляет свою прославленную продукцию за рубеж с разливочных заводов на территории США: она производит пепси-колу более чем на 500 заводах в 100 с лишним странах. Покупая бутылку пепси-колы в Мексике или на Филиппинах, в Израиле или Дании, вы покупаете американский продукт, произведенный в этой стране.

Фирма “Пепси” – разветвленная, но отнюдь не самая крупная транснациональная корпорация. В 1985 г. в списке крупнейших компаний США она занимала 73-е место. Сравните ее с компанией “Форд мотор” – транснациональной корпорацией, состоящей из сети в 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть от 2,5 млрд. дол. ее прибыли поступает из-за рубежа. А если бы мы рассмотрели структуру “Дженерал моторс”, “IBM” или крупнейших нефтяных корпораций, то обнаружили бы, что они также представляют собой транснациональные компании, значительная часть богатства которых вложена в производственные мощности вне Соединенных Штатов.

На рубеже ХХ – ХХI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций),  которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.

Основными факторами эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7 % мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к “триаде” — трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран на пример страны Юго-Восточной Азии “Азиатские тигры”1. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37 % — в сфере услуг, 3 % в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями):

  • использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок:
  • возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность:
  • возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах:
  • использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 90-х гг. оценивались в почти а 2 трлн. Долл. Источниками их финансирования не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица, из принимающих и третьих стран (см. рис. 1.). для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающих стран.
  • Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в развитых странах, что позволяет оперативно проводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
  • Рациональная организованная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
  • Опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддерживание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.

(Рис.  1.)  Причины высокой эффективности деятельности ТНК.

 

 

Глава 2. Структура транснациональных корпораций.

Оптимальная структура управления транснациональной корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в тоже время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.

Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятия ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации не эффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпораций в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

  • дочерняя компания (subsidiary) – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;
  • ассоциированная компания (associate) – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10 %, но и не более 50 % акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;
  • отделение (branch) – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолеты, газо-или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании функционирующего за рубежом не менее одного года.

Проблемы совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок, корпорации специализирующие на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации “Нестле” проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах (см. прилож.. 1)

Далее в приложении 2 дается пример другого принципа построения структуры управления, которого придерживается корпорация “Дженерал электрик”, их рыночная капитализация (стоимость всех акций по последним рыночным котировкам) в 1997 г. оказалась самой высокой в истории компаний США – что превысила 300 млрд. долл. Это одна из самых многопрофильных компаний в мире производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и железнодорожную технику, бытовые приборы и многое другое.

Управление международным производством и сбытом в корпорации “Дженерал электрик”, осуществляется по товарному принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой продукции. У них в подчинении – находящиеся в зарубежных региональных и страновых производственных филиалах управляющие. Задача последних заключается в адаптации товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.

Глава 3. Проблемы транснациональных корпораций.

Транснациональные корпорации не только коренным   образом изменили международную экономическую деятельность, но и значительно усложнили регулирование отечественной экономики. Предположим, что денежные власти страны желают снизить ее экономическую активность, используя меры монетарной политики, направленные на снижение расходов на промышленное строительство и оборудование. Но такую ограничительную денежную политику может подорвать способность транснациональных корпораций использовать заграничные кредиты для финансирования капиталовложений у себя в стране. Наоборот, меры монетарной политики, ориентированные на стимулирование отечественной экономики, могут привести лишь к займам, развивающим производство в какой-то другой стране. Таким образом, эффективность национальной экономической политики снижается. Более того, трудно ожидать, что монетарная политика разных стран будет скоординирована, ибо их экономические потребности могут быть неодинаковыми: то, что правильно в данный момент для одной страны, может оказаться неправильным для другой.

Важнее, что ревнивые притязания национальных государств, стремящихся сохранить контроль над производственной деятельностью на своей территории, и активность транснациональных корпораций в завоевании новых зарубежных рынков вызывают рост напряженности в международных отношениях. С одной стороны, транснациональная корпорация способна получить огромный выигрыш в стране, где она хочет обосноваться, поскольку такая корпорация привносит с собой современные технологии и методы управления, овладеть которыми стремится любая страна. Поэтому, если, скажем, Индия отказывает в праве разместить на своей территории заводы такой корпорации (чтобы не причинить тем самым вероятный финансовый ущерб уже размещенным там предприятиям), то транснациональная корпорация вполне может разместить свои предприятия, столь ценные с точки зрения производительности, в другой стране, и непокорная, Индия может проиграть а международном экономическом соревновании.

С другой стороны, власть не является односторонней: ведь как только транснациональная корпорация обоснуется в каком-то государстве, она становится его заложницей: она обязана соблюдать законы этой страны и вынуждена предпринимать чуждые ей действия. Например, в Японии существует неписаный закон: крупные корпорации никогда не увольняют своих рабочих. Япония крайне неохотно позволяет иностранному капиталу учреждать промышленные предприятия на своей территории, сильно раздражая тем самым иностранные компании. Но если, что вполне вероятно, Япония откроет свои двери перед американским и европейским капиталом, то, вне всякого сомнения, японцы будут ожидать от американских и европейских корпораций обращения с их работниками, принятого в Японии. Но осуществить это транснациональным корпорациям будет совсем  не  легко,  поскольку  они  вряд  ли  получат ту поддержку, которую японское правительство предоставляет своим крупным фирмам.

Или, предположим, что транснациональная корпорация, вследствие падения спроса на ее продукцию, вынуждена снижать производство. Исходя из чисто экономических соображений, она должна была бы закрыть наименее прибыльный из своих заводов. Но это может иметь крайне серьезные последствия для экономики той страны, где размещен данный завод, – настолько серьезные, что ее правительство будет угрожать санкциям в случае закрытия  завода. Какому же диктату тогда следовать транснациональной корпорации – велению экономических соображений или соображений политических.

 Заключение

Транснациональные корпорации в конце ХХ в. во многом определяют структуру мирового рынка и уровень конкурентоспособности на нем товаров и услуг, а также международного движения капиталов и передачи технологии.

Большинство ТНК представляют собой крупные фирмы олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной интеграцией производства и сбыта товаров и услуг на мировом рынке. Все элементы их многонациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Они рассматривают мир как единый рынок и принимают решение о выходе на него с новой продукцией или услугами вне зависимости от государственных границ.

Проблему оптимальной структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми корпорация выходит на мировой рынок. ТНК специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому. Управление международным производством и сбытом много профильных корпорациях осуществляется по товарному принципу (см. приложение).

В целях объединения научного потенциала, производственного кооперирования и раздела рисков при освоении производства капиталоемкой и наукоемкой продукции и выходе с ней на рынок транснациональные корпорации все чаще используют международные стратегические альянсы.

Основным мотивом прямых иностранных инвестиций ТНК в Казахстане и других странах с переходной экономикой выступает расширение рынков сбыта. Свою деятельность в Казахстане иностранные ТНК пока сосредотачивают в некоторых областях с высокоразвитой инфраструктурой – Алмате, Астане, а также в областях с преобладанием добывающей промышленности – в Павлодарской, Костанайской, Атырауской областях. Производства и предоставление услуг в Казахстане развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующихся на топливо-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, табачного производства, сфере различных услуг, в обрабатывающей промышленности.

В итоге подхожу к заключению и делаю вывод, что Казахстан в мировой экономике занимает не последние места и имеет особое место в географическом расположении за привлечением прямых иностранных инвестиций и их заинтересованности в наших природных ресурсах и развития экономики Казахстана с их непосредственной помощью, хотя у нас на это есть своя стратегия развития как и в любой другой стране.

В процессе всего кругооборота транснационального производства наша страна приобретает огромный опыт управления и в особенности научно-технический прогресс, что немаловажно для развивающейся страны. Подводя итог я прихожу к выводу, что я получил для себя основной теоретический аспект и что в дальнейшем с желанием рассмотреть транснациональное производство в более подробном и тщательном его изучении.

Список использованной литературы

  1. Аналитический журнал “Континент” № 4 (42) 28 февраля 2001 г.
  2. Баяхметова А.Т. “Конкурентоспособность ФПГ на мировом рынке” А.1996г.
  3. “Мировая экономика”. Учебник. Под. ред. Док. экономических наук проф. А.С. Булатова. М.: Юрист. 1999 г.
  4. Губанов А. “Мобил расширяет свое присутствие в Казахстане”. Казахстанская правда 1996 г. 4 мая
  5. “Интернациональные процессы в странах СНГ” под ред. Рязанова СПб, М. 1996 г.
  6. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций», — апрель 1998.
  7. Алыбаев С.А. «Перспективы интеграции Казахстана в мировую эко­номику».
  8. Василенко А., Разуваев В. Нефть и международные отношения. 1998 г.

1 “Тигры перед прыжком”. Аналитический журнал. “Континент” № 2. Январь 2001.