Проблемы развития экономической теории В Казахстане реферат

0

Тема: Проблемы развития экономической теории В Казахстане

Экономическая теория — одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых к всех образованных людей. Истоки эконо-мической мысли наблюдаются в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима. Это объясняется тем, что изучение экономической теории — это реализация объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования.

Кризис конца XX века, наблюдавшийся во всех сферах жизни общества, не мог не отразиться и на состоянии экономической науки Казахстана. Кризис экономической науки как частной формы проявления общего кризиса — это естественный процесс, поскольку экономическая

теория есть отражение экономическои жизни общества. Обращаясь к истории развития мировой экономической мысли, заметим, что именно экономические кризисы служили в прошлом мощным толчком в развитии теории экономики. К примеру. теория экономикс А. Маршалла появилась и получила последующее развитие после кризиса 1872 года, кейнсианство — после кризиса 1929-1933 годов, монетаризм -после кризисных явлений 60-70-х годов и т.д.

Кризис экономической науки в пост-советском периоде принял конкретную форму кризиса марксизма. И это явление неслучайно, ведь на протяжении многих лет господствующей идеологией в нашей стране был марксизм, который в рамках административно-командной системы хозяйствования был использован для КдзҮУ»хабаршысы.  Экономика сериясы№6 (46), 2004.

13

апологетики данной экономической системы. Сегодня принято обвинять марксизм в догматизме. Однако, стоит признать тот факт, что марксизм является существенным этапом в развитии экономической мысли. Не зря К. Маркс стоит в одном ряду с такими выдающимися мыслителями, оказавшими определяющее влия-кие на развитие экономической теории, как Адам Смит и Дж. М. Кейнс.

В последние 10-15 лет экономическая мысль Казахстана претерпела множество структурных изменений. Современная экономическая теория сушественно отличается от марксистско-ленинской политической экономии и по объекту исследования, и по методологии, и по практическим выводам. Главное отличие состоит в том, что современная экономическая теория исходит из предпосылки ограниченности ресурсов общества и беспредельности челове-ческих потребностей. Это означает, что во главу угла ставится человек с его потребностями. Марксистская политическая экономия во главу угла ставит так называемые объективные экономические законы, которые и выступают предметом ее изучения.

Марксова политическая экономия, особенно в ее интерпретации в СССР, претендовала на то, что только выдвинутые ею экономические законы носят объективный характер, являются действительно научными, подлинными. Их объективность не зависит от воли и сознания людей.

Традиционная политическая экономия осно-вывается на постулате трудовой теории стоимости, согласно которой в основе стоимости лежат общественно необходимые затраты. Из данного положения вытекает следующее: а) хозяйственный механизм общества будет носить так называемый затратный характер: чем выше затраты, тем больше стоимость и цена; б) стоимость практически не зависит от спроса, предъявляемого на данный товар или услугу, и предложения. В противовес этому подходу современная экономическая теория исходит из маржиналистской теории, согласно которой стоимость определяется предельной полез-ностью.

Важнейшее отличие современной эконо-мической теории от марксовской политической экономии состоит в ином предмете изучения. Если предметом изучения последней являются экономические законы, управляющие произ-водством, распределением, обменом и потреб-лением, то предметом современной эконо-мической науки выступает экономическое поведение, деятельность человека, субъекта с целью    максимизации    прибыли    в    условиях

ограниченности    ресурсов    и    безграничности потребностей.

Несостоятельность политической экономии, построенной на постулатах К. Маркса и Ленина, была доказана практикой. За 70 лет социалистического развития в нашей стране так и не проявились провозглашенные преиму-щества общественной собственности в отличие от частнокапиталистической. Государственные предприятия машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и других отраслей народного хозяйства оказались менее эффективными, чем аналогичные капиталис-тические. Не были доказаны и преимущества колхозов и совхозов. Общественная собс-твенность не обеспечила подлинной мотивации труда.

Современная экономическая теория значи-тельно расширила рамки своих исследований. Сегодня экономическая наука развивается в тесной взаимосвязи с другими общественными институтами, интегрируется с иными отраслями науки и техники. Изучение в нынешних условиях теории экономики связано с одновременным изучением и рассмотрением статистического анализа, математического инс-трументария, множества абстрактных моделей, выдвигаемых различными школами эконо-мической теории.

Сегодня встает вопрос: нужна ли экономическая теория обществу? Так ли важно ее изучение студентами неэкономических факультетов?

Многие годы курс экономической теории в вузе был общеобразовательным. И это неслучайно, так как, во-первых, изучение основ экономической теории расширяет кругозор специалиста любого профиля. Каждый из нас, независимо от его профессии, живет и находится под воздействием законов рынка, мы все являемся частью его. В связи с этим основным назначением экономической теории как науки является формирование экономического мыш-ления, а также объяснение изменений, происходящих в экономике нашей республики и за ее пределами. Экономическая теория вооружает студентов знанием экономических закономерностей развития общества, системой научных взглядов на социально-экономические процессы и явления.

Экономическая теория играет большую роль в методологическом и практическом аспектах. В системе экономических наук она занимает особое положение, являясь теоретической и методологической основой для всех конкретно-экономических дисциплин. Ее особенность заключается в том, что в настоящее время вусловиях вузовской подготовки она требует от всего профессорско-преподавательского состава знания методологии, истории экономических учений, умения применять математический метод в экономических исследованиях, знания всех хозяйственных отношений и особенностей управления народным хозяйством.

Экономическая теория — это теоретическая основа для разработки и проведения в жизнь экономической политики государства и всех подразделений общественного производства. Она вскрывает общие закономерности, а отраслевые экономические науки изучают особенности проявления и применения этих закономерностей в конкретных условиях и анализируют формы их организации.

Чтобы успешно управлять экономикой, необходимо знать всю систему экономических законов рынка. Говоря о повышении эконо-мической эффективности общественного произ-водства, следует подчеркнуть, что законы рыночного хозяйствования следует знать не только ученым, но и рабочему-производс-твеннику. Ошибочно думать, что с эконо-мической стороной жизни общества имеют дело только ученые и руководители. Законы рынка диктуют логику поведения всего общества, каждого экономического субъекта. Поэтому является необходимым изучение студентами всех факультетов и специальностей тех реальных экономических отношений и экономических законов, которые влияют на деятельность людей в конкретных условиях.

Экономическая теория как наука никогда не стоит на месте, проблемы, рассматриваемые ею, всегда являются актуальными и представляют интерес общественности. Ее содержание пос-тоянно меняется, дополняясь новыми кате-гориями и понятиями. Данные науки, устаревая каждые 5, 10, 50 лет, модернизируются в соот-ветствии с современными условиями, склады-вающимися в экономике. Однако, следует иметь в виду, что любая наука, в том числе и экономическая теория, не предоставляет ответы на все вопросы, она лишь является своего рода маяком, который показывает направление движения в корректировке поведения эконо-мических субъектов и общества в целом. Значение экономической науки для жизни общества возрастает в трансформационный период, поскольку ее прерогативой в данный отрезок времени является определение сущности происходящих в экономике страны процессов и явлений, а также разработки основной стратегии по дальнейшему ее развитию.

Развитие экономической науки в Казахстане имеет свои отличительные особенности, харак-теризуемые следуюшими признаками.

Формирование основ экономической мысли шло в неразрывной взаимосвязи с сущес-твовавшими традициями в казахской степи. Присущий казахскому народу кочевой образ жизни, отсутствие частной собственности на землю, классовые противоречия не могли не сказаться на становлении и дальнейшей траектории развития казахстанской экономи-ческой мысли.

Экономическая теория как наука в Казахстане начала развиваться только в Советский период. До этого момента можно говорить лишь о развитии казахской экономической мысли. Безусловно, многие казахские ученые-прос-ветители в своих трудах уделяли огромное внимание социально-экономическим проблемам казахской степи. Однако, если в экономических взглядах русских революционных демократов значительное место отводится исследованиям теоретических проблем политической экономии, то экономические воззрения казахских просветителей, главным образом, посвящены вопросам, вытекающим непосредственно из конкретной хозяйственной деятельности своего народа. Очень часто происходит так, что в наследии казахских мыслителей не оказывается трудов, специально посвященных экономи-ческому развитию казахского общества. Таким образом, их идеи относительно экономики перешіетаются с философскими размышления-ми, правовыми, религиозными аспектами жиз-недеятельности общества. вследствие чего трудно сказать о возникновении научно-обос-нованных экономических концепций.

Экономические    суждения    Валиханова    в

товном были направлены на такие проблемы ізвития казахского общества, как скотоводство

роль кочевий; значение земледелия в жизни кочевых народов; промышленность и торговля; ілоговая политика государств; народо-население и др. /1/

Начало XX века характеризуется возник-вовением новых экономических проблем в казахском обществе. В зависимости от отношения к этим проблемам в Казахстане различают два течения экономической мысли: гьянско-демократическое    и    националис-

-геское. Они по-разному подходили к решению назревших экономических проблем.

Представители крестьянско-демократичес-кого направления группировались вокруг журн&іа «Айкап», вели борьбу против идеализации патриархально-феодальных отно-шений и защищали интересы трудящихся-крестьян. Они пытались определить наиболее важные проблемы развития экономики и высказывали свои соображения по их решению.

Националистическое движение выступало за сохранение кочевого образа жизни и патриар-хально-феодальных отношений. Его сторонники группировались вокруг газеты «Казах».

Эти два течения общественно-экономической : ыысли были идеологическим отражением реальных экономических отношений, условий жіізни классов и их борьбы, в которой проявлялись коренные противоречия между основными укладами и классами казахского общества, а также попытка их решения с точки зрения интересов своего класса.

С июля 1917 года газета «Казах» становится официальным органом партии «Алаш». Лидеры «Алаш-Орды» — это казахские демократы-просветители такие, как Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов и др., которые по-своему предлагали решать проблемы государственно-политического устройства, эко-номических отношений, развития науки и (Культуры Казахстана. Не приемля больше-вистские идеи Октябрьского переворота, они искали новые пути общественного развития казахского корпоративного общества.

В первые месяцы Советской власти явно доминировала идея непосредственного перехода к   социализму   без   «приспособления   старой

экономики к экономике социалистической». Переход к НЭП в Казахстане осуществлялся в условиях начала образоваішя казахской совет-ской государственности, упразднения админис-тративно-территориальной раздробленности ка-захских земель, отсутствия единого политичес-кого и хозяйственного центра 121.

В дальнейшем свою роль в возникновении и развитии казахстанской школы политической экономии сыграли такие ученые-экономисты Казахстана, как Баишев С.Б., Нейштадт С.А., К. Бейсембиев, Д.Кабдиев, Чуланов и многие другие.

Проблемы экономики современного Казахстана находят свое отражение в трудах казахстанских ученых: Аубакирова Я.А., Кошанова А.К., Есентутелова, Шеденова У.К. и др.

Особо хотелось бы подчеркнуть большую роль в развитии экономической теории как науки академика, д.э.н., профессора Аубакирова Я. А. В своих многочисленных статьях, докладах, выст>’плениях он не раз подчеркивал важное значение экономической теории для всего общества, перспективы ее развития в современных условиях хозяйствования. В одном из своих выступлений профессор Аубакиров Я.А. подчеркнул, что «Казахстанская эконо-мическая наука находится на стадии воз-рождения с учетом новых явлений и процессов в ходе реализации рыночных преобразований.

Республика Казахстан будет успешно решать стратегические задачи, поставленные Прези-дентом страны при условии повышения уровня экономического образования трудящихся, обеспечения эффективности общественного производства».