Правовая природа Национального Банка Республики Казахстан реферат
Тема: Правовая природа Национального Банка Республики Казахстан
План
Введение
- Правовая природа Национального Банка Республики Казахстан.
- Основные задачи и функции Национального Банка Республики Казахстан.
- Взаимодействие Национального Банка Республики Казахстан с органами государственной власти
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления рыночных отношений и развития предпринимательства все большую роль в экономике страны играют банки. Слово «банк» происходит от итальянского «banco» — скамья, лавка менялы. Банк, с одной стороны, представляет централизацию денежного капитала кредиторов, с другой — централизацию заемщиков. Его прибыль, в основном, состоит в том, что он берет взаймы под более низкие проценты, чем отдает взаймы.
Понятие банка само по себе является понятием экономическим, а не юридическим, однако оно необходимо для изучения правовых вопросов, так как закон связывает с наличием банка определенные юридические последствия.
Вопрос о банке, его сущности достаточно широко рассматривается в литературе, что банки являются особым видом предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.
Также рассматривают банки как систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело.
С точки зрения американских специалистов «банки являются учреждениями, которые принимают вклады денежных и имущественных средств и хранят их на различных счетах. Они также предоставляют кредит через займы и другими способами и облегчают движение средств не только для обычных вкладчиков, но и для Правительства».
В Республике Казахстан законодательно решить вопрос о том, что же такое банки попытались впервые в 1990 году. Банками были признаны учреждения, уполномоченные привлекать денежные средства с целью их размещения, а также осуществлять иные банковские операции. Согласно Закону Казахской Советской Социалистической Республики «О банках и банковской деятельности», принятому 7 декабря 1990 года, банки являются юридическими лицами, имеющими свой устав и действующими на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Развитие рыночных отношений требовало обновления законодательства, в том числе и банковского. 14 апреля 1993 года принимается Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан», согласно которому банк — учреждение, уполномоченное привлекать денежные средства и размещать их на условиях возвратности, платности и срочности.
Вопрос правового положения центрального банка страны рассматривался отдельно.
Центральный банк страны — Национальный государственный банк Казахской ССР — согласно Уставу, утвержденному постановлением Верховного Совета Казахской ССР 20 июня 1991 года, был наделен правом действовать на принципах полного хозрасчета (как и любой другой банк), и в то же время ему были предоставлены право законодательной инициативы и право издавать обязательные для исполнения нормативные акты по вопросам банковской деятельности, а также осуществлять проверку деятельности других банков и, в случае нарушений ими (банками) нормативных актов, применять к банкам меры воздействия, — т.е. Нацгосбанку были даны и функции государственного органа.
Бурное обновление законодательства не оставило в стороне такой вопрос как статус центрального банка государства. Согласно Закону Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан», принятому 14 апреля 1993 года, Нацбанк является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Организационно-правовая форма законодателем не была определена. За Национальным банком были сохранены надзорные и контрольные функции, а также издание нормативных актов по вопросам банковской деятельности. Права законодательной инициативы вышеуказанным законом Нацбанк был лишен.
Принятие Гражданского кодекса Республики Казахстан, дальнейшее совершенствование законодательства, учитывающего происходящие в стране изменения в области политики и экономики, способствовали изданию 31 августа 1995 года Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Банк, согласно Указу, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, осуществляющей банковскую деятельность. Как коммерческая организация банки создаются в форме закрытого акционерного общества.
Однако главный банк страны — Национальный Банк — законодатель к коммерческим организациям не относит. Как юридическое лицо Национальный Банк зарегистрирован в форме учреждения, т.е. является некоммерческой организацией.
- Правовая природа Национального Банка Республики Казахстан
7 декабря 1990 года Верховный Совет Казахской ССР Законом Казахской Советской Социалистической Республики «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» на базе Казахской республиканской конторы Госбанка СССР учредил в республике Государственный банк Казахской ССР.
Государственный банк СССР (в момент образования — Госбанк РСФСР) был образован на основе декрета ВЦИК, утвержденного четвертой сессией ВЦИК 7 октября 1921 года, и начал кредитные, расчетные и кассовые операции 16 ноября 1921 года. В Положении о Государственном банке указывалось, что Госбанк организовывался «с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». Госбанку разрешалось открывать кредиты различным отраслям хозяйства при условии их обеспеченности и экономической целесообразности.
Госбанк был создан как хозрасчетная организация, средства его состояли из основного и запасного капиталов.
С 1922 года Госбанк стал эмиссионным центром и органом регулирования денежного обращения.
6 июля 1923 года Госбанк РСФСР был реорганизован в: Государственный банк СССР.
В связи с необходимостью более полного охвата банковскими операциями всех отраслей народного хозяйства вскоре начали возникать и другие кредитные учреждения: кредитные кооперативы и ссудосберегательные товарищества, а позднее — кооперативные банки, отраслевые акционерные банки. Координировать их деятельность было поручено Комитету по делам банков, созданному при Правлении Госбанка СССР.
15 июня 1927 года было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», которое предусматривало усиление централизованного руководства и доминирующей роли Государственного банка по отношению ко всем кредитным учреждениям.
На Государственный банк было возложено непосредственное руководство всей кредитной системой и наблюдение за деятельностью других кредитных учреждений.
Законодательно правовое положение Государственного банка, его функции и объем капиталов были закреплены в первом Уставе Госбанка СССР, утвержденном ЦИК и СНК СССР в июне 1929 года. Уставом на Государственный банк возлагались функции регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования.
Изменения, произошедшие в тот период в экономике СССР, организационных формах построения хозяйственного, планового и финансово-кредитного аппарата, повышение роли денег и кредита в развитии производства и обращения, укрепление хозрасчета усилили значение Государственного банка в системе органов экономического управления страной, что было отражено в утвержденном 30 декабря 1949 года Уставе Госбанка.
Экономические задачи, стоявшие перед страной в 60—70 годы, заключались в том, чтобы обеспечить рост промышленности, высокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства. Проведенные тогда хозяйственные реформы потребовали перестройки кредитно-денежной системы. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 года была проведена реорганизация кредитной системы. Эти изменения, обусловившие дальнейшее развитие функций Госбанка и повышение его роли в системе органов экономического управления, были отражены в новом Уставе Госбанка, утвержденном Советом Министров СССР 29 октября 1960 года.
Согласно принятому Уставу «Госбанк СССР является единым эмиссионным банком, банком кредитования и расчетным центром Союза ССР». Госбанк СССР являлся юридическим лицом и действовал на началах хозяйственного расчета. Уставом были даны широкие полномочия Госбанку как органу государственной власти: издавать инструкции, обязательные для его клиентуры; осуществлять контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений в области финансов; производить проверку денежных и расчетных документов; получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений плановые и отчетные материалы, необходимые для составления кредитных и кассовых планов.
Уставом было закреплено особое положение Госбанка, когда он стал одновременно выступать «в двух качествах: и как властвующий государственный орган, и как рядовой хозяйствующий субъект, который вроде бы должен выступать в качестве равноправного по отношению к своим клиентам партнера»1.
Это особое положение центрального банка государства — банка банков, наделенного особыми функциями, осталось неизменным, и после принятия в Казахстане Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР».
Согласно статье 1 Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» «Государственный банк Казахской ССР находится в собственности республики и является ее центральным банком». В законе особо отмечалось, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.
Государственному банку Казахской ССР было предоставлено право на осуществление денежно-кредитного регулирования в Казахской ССР; организацию кассового исполнения государственного бюджета, системы коллективного страхования вкладов и управление внутренним и внешним долгом Казахской ССР; организацию межбанковских расчетов на территории республики; осуществление операций по покупке и продаже золота, драгоценных металлов, а также по покупке и продаже ценных бумаг; выдачу разрешения на создание коммерческих банков на территории республики; издание обязательных для всех банков в республике нормативных актов по вопросам, входящим в его компетенцию2.
Утвержденный Постановлением Верховного Совета Казахской ССР 20 июня 1991 года Устав Национального государственного банка Казахской Советской Социалистической Республики определил основные задачи и функции Нацгосбанка Казахской ССР, существенно их расширив. Уставом было предусмотрено создание уставного, резервного и валютного фондов, а также фондов основных средств, производственного и социального развития, оплаты труда.
Устав установил подотчетность Нацгосбанка Казахской ССР Верховному Совету республики.
Дальнейшее развитие рыночных отношений, необходимость проведения единой кредитной политики требовали совершенствования законодательства, в том числе и банковского.
13 апреля 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва был принят Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан», который определил задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе, взаимоотношения с органами государственной власти. Закон предусматривал гарантии в обеспечении потребности Республики Казахстан в денежных и заемных средствах, защиты интересов вкладчиков и реализации государственной кредитной политики. Законом определены основные задачи Нацбанка участие в разработке и проведение государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений; защита интересов кредиторов и вкладчиков банков, кредитных, расчетных учреждений, а также клиентов учреждений, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену валюты, на основе разработки правил регулирования деятельности банковских и иных кредитных учреждений и контроля за их соблюдением; защита интересов Республики Казахстан в области осуществления денежно-кредитной политики.
В связи с введением в Республике Казахстан 15 ноября 1993 года национальной валюты на Национальный банк Казахстана легла полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков. Обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан — казахстанского тенге — стало одной из основных задач Национального банка Казахстана — центрального банка государства.
Известно, что эффективная деятельность центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной и во многом отражающей национальные традиции системой их организации и управления. Исходя из чего 30 марта 1995 года был издан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан», определяющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Указа в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в указ неоднократно вносились изменения и дополнения.
- Основные задачи и функции Национального Банка Республики Казахстан
Согласно Указу Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы страны.
Национальный Банк Казахстана представляет интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» на Национальный Банк возложены следующие задачи:
- разработка и проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, организации переводов денег между банками и их клиентами и валютных отношений;
- содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы;
— защита интересов кредиторов и клиентов банков путем принятия нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и осуществления контроля за их исполнением.
Национальный Банк Казахстана в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка — сохранение стабильности национальной денежной единицы, а также обладает установленными законодательством полномочиями и правами. Так, Национальный Банк Республики Казахстан:
- проводит государственную денежно-кредитную политику в Республике Казахстан.
- Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства, и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов; осуществляет эмиссию банкнот и монет на территории Республики Казахстан; осуществляет эмиссию ценных бумаг.
- Ценные бумаги, эмитируемые Национальным Банком Казахстана, являются государственными ценными бумагами и ответственность по ним несет Национальный Банк;
- участвует в обслуживании государственного долга Правительства Республики Казахстан по согласованию с ним и обслуживает государственный долг Национального Банка Казахстана;
- в установленном порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссий ценных бумаг банков до их государственной регистрации, согласование изменений к ним и дает заключения по отчету об итогах выпуска и размещения ценных бумаг банками, учредительным документам, а также дает согласие на внесение изменений в учредительные документы банка, его перерегистрацию, назначение (избрание) руководящих работников банка;
- вправе предоставлять кредиты банкам, а также юридическим лицам, открывающим по решению Правления Национального Банка Казахстана банковские счета в Национальном Банке Казахстана. Является кредитором последней инстанции для банков;
- вправе производить реструктуризацию задолженностей банков и других организаций перед Национальным Банком Казахстана по предоставленным им кредитам;
- осуществляет контроль и надзор за деятельностью банков и устанавливает им пруденциальные нормативы, включая размер капитала банка на определенную дату, а также применяет иные санкции, предусмотренные действующим банковским законодательством. В целях защиты интересов кредиторов банков и обеспечения устойчивости банковской системы Республики Казахстан Национальный Банк Казахстана вправе по согласованию с Правительством Республики Казахстан принудительно выкупить акции (доли акционеров) банков, имеющих отрицательный размер капитала, при условии их обязательной последующей незамедлительной реализации новым инвесторам;
- осуществляет регулирование ставок вознаграждения по кредитам в Республике Казахстан1.
В случаях невозможности контроля за инфляционными процессами в Казахстане методами денежно-кредитного регулирования Национальный Банк вправе:
- ограничивать объемы кредитов и банковские ставки вознаграждения по ним;
- определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное проведение переводов денег между банками в казахстанских тенге. устанавливает минимальные требования по обеспечению банками надежности, безопасности используемых ими автоматизированных систем и защиты банковской информации;
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить все виды валютных операций;
- издает обязательные для исполнения всеми банками и их клиентами нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности, учета, платежей и переводов денег, осуществления валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательством, а также осуществляет надзор за их соблюдением;
- по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан и другими уполномоченными органами устанавливает стандарты бухгалтерского учета, перечень, формы, сроки представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности банками для обеспечения контрольных и надзорных функций;
- в целях упорядочения платежей и переводов денег вправе устанавливать по согласованию с Правительством Республики Казахстан очередность платежей по банковским счетам, осуществляемых банками и всеми хозяйствующими субъектами, если иное не предусмотрено законодательными актами;
- вправе участвовать в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным Банком Казахстана возложенных на него функций, и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка;
- устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в обеспечении перевозки, хранения и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет;
- составляет и регулярно публикует сводный баланс банков Республики Казахстан и собственный баланс;
- формирует отчетный платежный баланс страны и участвует в разработке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозных оценок показателей платежного баланса;
- имеет право изъятия денежных средств со счетов клиентов и банков без их согласия при наличии документов, подтверждающих подделку платежных документов, и при установлении факта ошибочности их зачисления, изъятия сумм предоставленных кредитов и начисленного вознаграждения с банковских счетов заемщика без его согласия, в случае нарушения им условий кредитного договора, а также сумм переучтенных векселей с банковских счетов индоссанта, в случае отказа в платеже по данному векселю, на основании протеста в неплатеже;
- обслуживает единый казначейский счет Министерства финансов Республики Казахстан;
- выдает согласие на открытие и ведет специальный учет открываемых банками расчетно-кассовых отделов (сберегательных касс), а также открываемых ломбардами приемных пунктов;
- осуществляет переучет векселей;
- осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана является органом регулирования и надзора за деятельностью банков.
Национальный Банк Казахстана способствует созданию общих условий для функционирования сети банков и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции. Его регулирующие функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов банковских кредиторов, вкладчиков и клиентов.
Национальный Банк Казахстана не вмешивается в оперативную деятельность банков, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Действующим законодательством Национальному Банку предоставлено право осуществлять контроль и надзор за банками. Национальный Банк Казахстана полномочен:
- принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения банками и их клиентами;
- устанавливать лицензионные процедуры и нормативы для банков;
- проверять деятельность банков и их филиалов, в том числе путем проверок на месте или приглашением аудиторской организации, получать от них такую информацию, которую он сочтет необходимой для правильного осуществления своих контрольных и надзорных функций, и требовать разъяснения по полученной информации;
- в случаях, установленных банковским законодательством, назначать временную администрацию (временного администратора) банка;
- устанавливать случаи обязательного коллективного страхования депозитов и механизм его реализации.
Национальный Банк Казахстана является единственным органом, имеющим право осуществлять проверку всей финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан и их филиалов.
Деятельность самого Национального Банка Казахстана ежегодно проверяется независимой аудиторской организацией, назначаемой Правлением Национального Банка.
- Взаимодействие Национального Банка Казахстана с органами государственной власти
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти в разных странах различны. Национальный Банк Казахстана согласно действующему законодательству в пределах предоставленных ему законодательными актами полномочий независим в своей деятельности от органов государственной власти. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального Банка Казахстана, его филиалов, представительств и организаций.
Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан. Национальный Банк и Правительство согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение, и проводить регулярные консультации. Председатель Национального Банка Казахстана или один из его заместителей вправе принимать участие в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса.
Подобные контакты повышают степень доверия органов государственной власти к действиям Национального Банка и способствуют достижению последним главной цели — обеспечения стабильности цен.
Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.
Национальный Банк выступает в качестве финансового советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.
Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, Национальный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга; ведение текущих счетов Правительства, поскольку средства Правительства Республики Казахстан размещаются в Национальном Банке; надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения банкнот и монет; перевод валютных средств при осуществлении расчетов Правительства с другими странами. В качестве агента Правительства Национальный Банк обслуживает государственные займы Правительства.
Национальный Банк Казахстана по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан вправе участвовать в регулировании обращения государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства.
Объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства ежемесячно согласовываются Министерством финансов Республики Казахстан с Национальным Банком Казахстана.
- ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Финансовую основу деятельности Национального Банка Республики Казахстан составляют уставный и резервный капиталы банка и его доход.
Уставный капитал Национального Банка Республики Казахстан принадлежит государству и формируется в размере 20 миллиардов казахстанских тенге путем передачи в распоряжение Национального Банка основных фондов и отчислений от полученного им чистого дохода, а также средств, выделяемых из республиканского бюджета.
Уставный капитал Национального Банка Республики Казахстан и имущество, находящееся на его балансе, в отношении которого Национальный Банк самостоятельно осуществляет права владения, пользования и распоряжения, являются собственностью Республики Казахстан.
При продаже, передаче, списании основных средств, вложенных в уставный капитал, а также при образовании убытков Национальным Банком Республики Казахстан сумма уставного капитала не уменьшается.
Пополнение уставного капитала за счет прибыли производится ежегодно в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Республики Казахстан.
Резервный капитал Национального Банка Казахстана образуется в размере уставного капитала, пополняется за счет чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям.
Чистый доход Национального Банка Казахстана за финансовый год определяется как разница между фактически полученными доходами и расходами, относящимися к данному финансовому году, включая амортизацию активов.
Чистый доход Национального Банка направляется на формирование уставного и резервного капиталов в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Казахстана.
Оставшаяся часть фактически полученного чистого дохода перечисляется в республиканский бюджет в следующем финансовом году. В случае недостаточности фактически полученного чистого дохода для формирования уставного и резервного капиталов образовавшаяся разница компенсируется за счет средств республиканского бюджета в следующем финансовом году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковской системе Республики Казахстан в современных условиях принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, приостановлении спада производства, привлечении инвестиций. Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы.
Национальным Банком проводится работа по совершенствованию банковского законодательства, валютного регулирования, платежной системы, значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, а также деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» от 16.07.99 г. № 436-1 по вопросам банковской и страховой деятельности; закон был принят в целях приведения банковского и страхового законодательства в соответствие с новым законодательством об акционерных обществах, о платежах и переводах денег, а также в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления» от 30 июня 1998 года и упразднением Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан и передачи его функций, полномочий по управлению имуществом и делами Национальному Банку Республики Казахстан.
В целях защиты интересов вкладчиков (депозиторов) банков и повышения доверия граждан к банковской системе страны, были приняты Правила коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня.
Утверждены и зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан Правила лицензирования и регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок осуществления банками отдельных видов банковских и иных операций, порядка оформления платежных документов, используемых на территории Республики Казахстан, утверждены Правила применения государственного классификатора Республики Казахстан — единого классификатора назначения платежей, Правила использования платежных документов и осуществления платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 1992.
- Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. М.: Юрин-форм, 1994. Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньги и кредит. 1992. № 6. С. 57.
- Гросиан Р. К. Как вести дела с банками. М.: Международные отношения, 1996. 366 .
- Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Длс. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.,Л., 1991.
- Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: БЕК, 1994.
- Ефимова Л.Г. Коммерческий банк: предприятие или учреждение // Хозяйство и право. 1992. № 7. С. 100.
- Захаров B.C. Банковская система и ее роль в стабилизации экономики // Деньги и кредит. 1991. № 3. С. 3.
- Конституция Республики Казахстан.
- Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М.: Юринформ, 1996. 145 с.
- Новоселова ЛА. Договор гарантии (поручительства) в банковской практике // Бизнес и банки. 1993. № 44.
- Олейник О.М. Правовые проблемы ареста денежных средств предприятий и банков // Законность. 1993. № 10.
- Олейник О.М. Новое в законодательстве о банковских гарантиях // Бизнес и банки. 1995, № 17.
- Павлодский ЕА. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений // Право и экономика. 1993. № 3—4. С. 30.
1 Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.А. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. Алматы, Жеги жарты, 1994. С. 108.
2 Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990, № 50, ст. 475; 1992, № 24, ст. 597; 1993, № 10. ст. 239.
1 Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. М., ИНФРА-М. 1996. С. 59.