Взаимовыгодное сотрудничество или тихая экспансия Турции?

0

В начале мая  по приглашению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоялся официальный визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаевав Анкару, где прошли двусторонние переговоры двух лидеров.  

Визит К.Ж. Токаева стал отнюдь не протокольнымсобытием: по итогам подписано 15 документов в экономической, культурной, образовательной и военной сферах, стороны неоднократно подчеркивали стратегический характер своих отношений. Наибольший интерес, особенно с учетом военной спецоперации России в Украине, представляют соглашения Нурсултана и Анкары в области обороны. В чем же оно будет заключаться?

Во-первых,  намечено тесное сотрудничество разведок двух стран и организация в Казахстане производства ударно-разведывательных турецких беспилотников ANКA.  Не знаменитые на весь мир «Байрактары», но все же.

Во-вторых, Р. Эрдоган недвусмысленно заявил, что «Турция готова нести ответственность за стабильность, спокойствие и безопасность наших казахстанских братьев», отмечая, что это касается, в том числе и военной сферы. Похоже, турки поняли, что упустили возможность оказать содействие Казахстану в нормализации ситуации зимой, когда руководство страны неожиданно не позвало на помощь турецкого «брата», а обратилось к России и ОДКБ, и пытаются как можно скорее наверстать упущенное, заняв нишу надежного союзника

В экономической сфере на сегодняшний день главными торговыми партнерами Казахстана по итогам 2021 года являются Россия, торговля с которой достигла 24,2 млрд долларов, Китай (18,2 млрд долларов) и Италия (9,7 млрд долларов). Турция в этом списке пока занимает пятое место с объемом торговли в 4,1 млрд долларов. Однако, если Турция достигнет запланированного в ходе встречи торгового оборота в 10 млрд долларов, то уверенно займет третье место, что несомненно усилит не только ее экономические, но и политические позиции.

Стоит отметить, что Р.Эрдоган использует концентрацию внимания, сил и средств российского руководства на проведении военной спецоперации в Украине, в своих целях. Турция активизировала туркоцентричную политику в Центральной Азии в надежде выбить из орбиты российского влияния среднеазиатские республики, в первую очередь, Казахстан.

В этой связи пред президентом К.-Ж. Токаеванеизбежно встанет вопрос о том, как расплачивается за предложенную всестороннюю поддержку и не придется ли поступиться принципами, которых страна придерживалась ранее, например своей «многовекторной» политикой. Ведь планы президента Турции Р. Эрдогана в отношении Казахстана и Центральной Азии в целом весьма амбициозны и продиктованы не только желанием получить экономические дивиденды, но и инициировать пересмотр сложившегося баланса сил в регионе в свою пользу.

Между тем, уже сейчас на примере России видно, как Казахстан дистанцируется от своих ближайших союзников. Напомним, в январе этого года Россия и страны ОДКБ фактически сохранили президентское кресло К.-Ж. Токаеву, не потребовав взамен ни прекращения сотрудничества с НАТО, ни создания на территории Казахстана российских военных баз, ни приостановления или хотя бы ограничения участия в Организации тюркских государств, ни автономий областям с компактным проживанием русского населения.
            Похоже, что после этого К.-Ж. Токаев, пытаясь сохранить власть, сделал ставку на антироссийскую составляющую проводимой политики, назначив министром информации человека с явно выраженной антипатией ко всему российскому. Президент официально заявил о поддержке территориальной целостности Украины, при том,что мог бы по примеру большинства государств СНГ продемонстрировать нейтралитет, поручил правительству провести «инвентаризацию отношений с Россией с учетом геоэкономических реалий и, по сути, присоединился к санкционному давлению.

Парадоксально, но нынешние действия казахской политической элиты предлагают нашему обществу пойти путем многострадальной Украины. По крайней мере, формирующаяся в СМИ повестка свидетельствует о том, что новая «зона отчуждения» должна быть устроена к юго-востоку от России. Именно поэтому существующая в Казахстане оппозиция сконцентрировала свои усилия не на обсуждении политических и экономических реформ, а на дискредитации нового политического режима в стране через попытки указать на его мнимую несамостоятельность и якобы зависимость от России.

Возвращаясь снова к теме Турции, для тех, кто воодушевленно воспринял новости о появлении у нашей страны новых политических друзей в лице президента Р. Эрогана, стоит напомнить, что именно Турция принимала участие в январской попытке госпереворота в нашей стране руками представителей казахстанских ОПГ, скрывавшихся долгое время на ее территории. В частности, речь идет об известном криминальном авторитете АрманеДжумагельдиеве по кличке «АрманДикий» и нескольких членов его ОПГ. Сам Джумагельдиевличность с довольно интересной биографией. В середине

2000-х он разгонял оппозицию в интересах Н
. Назарбаева, в 2010-х открыто славил президента Р.Эрдогана и объявлял войну его противникам, в 2020 году желал Азербайджану окончательной победы в Нагорном Карабахе. С такой открыто пантюркистской позицией казахский криминальный авторитет не мог не попасть под колпак турецких спецслужб. Неудивительно, но в январе Дикий Арман прилетел на протесты в Казахстан прямиком из Турции, и, как позже выяснилось, стал одним из основных поставщиков и координаторов маргиналов из трущоб для протестов.

Хочется надеяться, что казахстанский президент объективно оценивает подводные камни сотрудничества с Турцией и, стараясь дистанцироваться от всего российского,не окажется разменной монетой в руках агрессивных региональных держав и их амбициозных руководителей.

 

Женис АХМЕТОВ,
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора материала