Ресей космонавтикасы құлаудың алдында тұр

0

Роскосмостың ресейлік ғарыш саласын тізеден «көтеру» жөніндегі өршіл жоспарлары тағы да қағаз жүзінде қалды. Мемлекеттік корпорация екінші жыл қатарынан ғарышқа ұшыру жоспарын орындамай келеді.

2020 жылдың аяғында Ресей 16 ұшыруды жүзеге асырды, оның 7-і Байқоңыр мен Плесецк космодромдарынан, біреуі — Восточный және біреуі — Куру. Соңғы нәтиже Роскосмос 2019 жылдың желтоқсанында жариялаған жоспардан үш есе төмен (кемінде 50 ұшыру) және соңғы 12 жылдағы ең нашар нәтиже болды.

ХХІ ғасырдың басынан бастап Ресей ғарышқа аз ұшыруды (15) тек 2008 жылы жүргізді. 2019 жылы Ресей 25 зымыран тасығышты ұшырды. Сонымен бірге, 2019 жылдың басында Роскосмос басшысы Дмитрий Рогозин 45 ғарыштық ұшыру жоспарын жариялады.

2019 жылдың тамызында Рогозин жоспарды 40 ұшырылымға дейін қысқартты, бірақ ол да орындалмады. Өткен жылы Роскосмосқа жаңа санкциялар соққысы әкелді: француз компаниялары мемлекеттік корпорацияға жол жүретін вакуумдық түтіктер беруден бас тартты.

Желтоқсан айында АҚШ-ның Сауда министрлігі Ресейге экспортталатын технологияларды, оның ішінде «ЦНИИМаш» АҚ (Роскосмостың бас институты) мен «Союз» зымыран-тасығыштарын 1960 жылдардан бері шығарып келе жатқан «Прогресс» зымыран-ғарыш орталығы санкциялар тізімінде шектеулерді кеңейтті. «Роскосмос импорттық тәуелсіздікке 2025 жылға дейін толықтай қол жеткізуді жоспарлап отыр», — деді Рогозин қазан айында.

Ағымдағы жылдың 6 қаңтарында «Московский комсомолец» газетінде «Роскосмос побил рекорд по новогодним сказкам о покорении Луны» атты мақала жарияланды. Сонда мынадай сын сөздер айтылды:

«Во времена Королева и Гагарина наш космос вызывал совсем другие ассоциации — гордость за страну, воодушевление. Сотни тысяч мальчишек и девчонок хотели стать космонавтами или создателями космической техники. И многие становились, благодаря чему во многом космонавтика и развивалась.

Сюжеты для новых анекдотов Роскосмос, кстати, нередко дарит сам. То предложит красить придуманные еще Королевым ракеты под гжель и хохлому. То вдруг займется приватизацией гагаринского «Поехали!». То предложит космическую высотку построить в центре Москвы. И ладно, если бы Роскосмос  занимался  всем этим между делом. А то ведь настоящих дел – кот наплакал.

Вот подсчитали, например, статистику космических запусков в прошлом году, и оказалось, что Россия, которая когда-то прочно занимала первое место в мире по этому показателю, прочно съехала на третье. Впереди США и Китай. Если лет 15-20 назад наши космические ракеты стартовали раз 30-40 в год, то в 2020 году – всего 17. Антирекорд за всю современную историю российской космонавтики. Столько СССР запускал в начале космической эры.

В 2018 году Россия запустила 20 космических ракет, а в 2019-м – 25. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин год назад обещал, что в 2020 году количество пусков будет больше, чем в 2019 году. «Не хочу называть конкретные цифры, иначе потом в прессе напишут: «Рогозин сказал, Рогозин заявил», — сказал он в феврале 2020 года. Вот с этим он угадал. Не зря окончил журфак МГУ.

В апреле, к слову, на совещании у Путина Рогозин говорил о 33 пусках в 2020 году. Получилось в два раза меньше плана.

В принципе, по поводу уменьшения количества запусков можно было бы особо не переживать. Дело в том, что на пусковые услуги, то есть на выведение космических аппаратов с помощью ракет на разные орбиты, приходится лишь незначительная часть мировой космической индустрии – процентов 5-10. Основные сегменты мирового космического бизнеса, который оценивается в сотни миллиардов долларов США, это – производство космических аппаратов, а также продажа спутникового телекоммуникационного ресурса и космических снимков. Но в том-то и беда, что во всех этих ключевых сегментах доля России – мизерная.

США имеют на орбите свыше 1300 работающих спутников, Китай – свыше 360, Евросоюз – порядка 180, Россия – примерно 160, Великобритания – 130, Япония — 76, Индия – под 60, Канада – 40. Свои спутники на орбите имеют уже несколько десятков стран, и число их растет. К примеру, у Азербайджана несколько телекоммуникационных спутников, а также спутников наблюдения. Построены они, кстати, не в России и запущены не российскими ракетами.

Основная часть работающих на орбите спутников построена тремя-четырьмя американскими и европейскими космическими корпорациями. Им и досталась основная прибыль. Россия строит спутники в основном для себя. Опыты со строительством спутников для других стран, например, для Анголы, Казахстана или Белоруссии, чаще заканчивались неудачей.

Срок службы американских или европейских спутников — 15-20 лет, наши служат  раза в два меньше. Все из-за того, что пока нам не удается освоить производство радиационностойкой микроэлектроники. В результате аппаратура чаще выходит из строя.

Наиболее дорогими считаются мощные телекоммуникационные спутники, запускаемые на геостационарную орбиту высотой примерно 36 тыс. км. Эта орбита  синхронизирована со скоростью вращения Земли вокруг своей оси. Спутники на ней все время «висят» над одним районом, что позволяет круглосуточно ретранслировать телекоммуникационные сигналы на территорию с десятками, а то и сотнями миллионами жителей. Стоимость одного аппарата – сотни миллионов долларов США.

Всего на этой «золотой» орбите 200-300 спутников. При этом у России – менее десятка. А, к примеру, спутниковый оператор из Люксембурга – компания SES – имеет более 20 аппаратов на геостационарной орбите. Не говоря уже о других операторах из США или Европы.

Вот и получается, что страна, некогда открывшая человечеству дорогу в космос, скатилась в разряд третьестепенных космических держав».

Керімсал Жұбатқанов, Қазақ-Орыс хаСурет:лықаралық университетінің доценті, тарих ғылымдарының кандидаты