«Открытого шовинизма нет, но притеснения бывают»: Как живет казахская диаспора в России — Қазақстан жаңалықтары

0

Данияр Имашев — казах, но родился и вырос в России. Он живет в Астраханской области, в селе Енотаевка. Данияр — имам, руководитель региональной общественной организации по сохранению и развитию казахской культуры “Казахи Астраханской области”.

Чем вы занимаетесь?

— Я провожу религиозные встречи, общественные мероприятия. Мы встречаем новорожденных, женим жителей через “никях” и провожаем в последний путь по нашим казахским обычаям, совершая джаназа намаз. Все это проводим в рамках ислама, так как я являюсь имамом, и долгие годы проработал имамом мухтасибом Енотаевского района.

 Являюсь аспирантом АГУ(Астраханский Государственный Университет) кафедры история России и возглавляю региональную общественную организацию по сохранению и развитию казахской культуры “Казахи Астраханской области”. Это организация работает с 2012 года, и недавно меня избрали в качестве руководителя. У нас много проектов, которые нацелены на развития казахского языка.

Как имам я работаю в духовной сфере, но в тоже время занимаюсь общественной деятельностью. Честно признаться, здесь люди не особо заинтересованы в сохранении и развитии казахской культуры, языка, поэтому нам не помешала бы поддержка в наших проектах со стороны исторической родины. 

От кого вам передалась эта любовь к исторической родине, когда появился стимул обучать казахскому языку?

— Мой отец умер, когда я еще был подростком. У меня есть отчим, который воспитал меня как отец, он как раз вкладывал в меня, с детства взращивал во мне любовь к народу и языку, говорил, что свой родной язык и традиции нужно знать. 

 Я вырос в обществе, где мало казахов. Видел, как чеченцы разговаривают на родном языке, и завидовал. Как это — они разговаривают на родном языке, а мы слышим лишь, как бабушки и мамы произносят несколько слов на казахском? Я задавался вопросом: “Почему я не могу разговаривать на казахском языке?” И начал его изучать.


На своей страничке в Instagram вы ведете рубрику о казахском языке, для кого и зачем?

— Я обучаю казахскому языку местных казахов. У меня есть две большие группы в Whatsapp, там около 500 человек. Каждый раз стараюсь вести рубрику о казахском языке в социальных сетях: в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники “Слово дня — казахский язык”: о традициях, истории казахского народа. Это мое хобби и мне нравится этим заниматься. Язык забывать нельзя, его нужно сохранять, развивать, и организовывать практические занятия.

 

Обучаете ли своих детей казахскому языку? Рассказываете ли о казахских традициях?

 — Воспитываю детей. Говорю им, что они не только казахи, но и мусульмане. Самая сильная мотивация, инструмент для сохранения духовных ценностей это —  вера. Только посредством того, что наши предки были верующими людьми они сохранили то, что им даровал Аллах. Он даровал  нам нацию, культуру, обычаи. “Является большим грехом и неверием, когда человек называет своим отцом другого человека, также грехом и неверием является, когда человек причисляет себя к народу, который не является его народом” говорит наш пророк (с.а.с). Конечно же, это не должно перейти в национализм, пренебрежение к другим нациям. Но ценить, любить, сохранять и развивать то, что даровал Аллах — это наши обязанности.  

До сих пор я сажаю детей перед собой раз в два дня и рассказываю о вере, исламе, обучаю казахскому языку. 

Как живут российские казахи? 

— Казахи появились в этой местности еще со времен Жангир хана, а массово последние 60 лет, после второй мировой войны были периоды голода и многим казахским семьям пришлось переселиться из западного Казахстана, Атырауской и Мангистауской области в Россию.  Менталитет у здешних казахов своеобразный. Самая густонаселенная область РФ, где проживают казахи, это Астраханская область. В сравнении с казахами,  что живут в Казахстане, здесь казахи разговаривают мягче. Например “Жоқ” — говорят “Жөқ”, “Жақсы” — “Жәқсі”. Это потому что на произношение повлияли соседи: татары, ногайцы. 


  
Как в России относятся к казахам? 

— Я считаю, что большинство казахов, живущих на родине, не ценят то, что им Аллах даровал быть казахом. А мы, российские казахи, больше ценим, потому что нам приходится проходить испытания: где-то шовинизм, где-то притеснения на национальной и религиозной почве. Оно, конечно, открыто не проявляется и порицается законом, но где-то присутствует. Бывают работодатели, которые берут на работу только славян, и есть те, кто квартиру сдают только славянам. Некоторые открыто говорят: не русским национальностям не сдаем. Более того, были времена, когда имена коверкали. Тлеуқабыл становился Анатолием, Серікжан — Сергеем, Сағындық — Александром,  меня это возмущало, я принципиально называл таких людей именами на казахском.

В Астраханской области по последним официальным данным живут более 150 000 казахов. Мы считаем, что казахов на процентов 50 больше, так как это самый густонаселенный казахами регион. Далее идет Омская область.

 

Какие обычаи соблюдают астраханские казахи? Много ли межнациональных браков? 

— Среди казахов религиозные обряды как и были, так и остаются на первом месте, потому что духовная составляющая казахов является стержнем, благодаря которому у нас сохраняются культурные ценности, традиционные обряды. В наших краях есть калмыки, чеченцы, дагестанцы. В калмыцких степях существует община казахов, там встречаются смешанные браки именно с калмыцким населением.

В большинстве случаев казахи формируют семьи с казашками, и, наоборот, казашки с казахами. Приблизительно 5 процентов, это каждый 20-тый строят браки с представителями других национальностей, так как страна многонациональная.  Но это относительно Астраханской области.

Что касается кухни, “бауырсаки” — это у нас ассоциация с пятницей. Я с детства просыпался от запаха баурсаков. Баурсаки, бешбармак, куырдак  — все это встречается на дастархане в казахских семьях. На праздниках Ураза- Байрам, Курбан-Байрам готовят национальные блюда, в наших краях праздник Наурыз не особо празднуется, вместо него популярен праздник “Көрісу”, праздник приветствия. Также мы проводим собрания старейшин, где обсуждаем социальные вопросы, список нуждающихся семей формируем и т.д. 

Почему вы решили стать имамом?

— По образованию я инженер,  окончил Астраханский государственный технический университет. Когда ушел в духовную сферу деятельности, меня осуждали родственники. В 19 лет я начал читать намаз, решил пойти по пути наших предков.

Я все время думал, что нужно призывать людей, чтобы они проснулись, возродились и были такими как Абай Кунанбаев, Шокан Уалиханов, Исатай Тайманов. Стать такими, кто готов отдать что-то дорогое за то, чтобы будущее поколение не растворилось в обществе невежества. Это было самое важное для меня. 

В народе многие недолюбливают имамов, осуждают, каждое слово и действие анализируют, и любая оплошность считается преступлением. Я считаю, нужно соблюдать солидарность в отношении духовных лиц. 

Какая средняя зарплата у имамов в вашем регионе?

— Зарплата имамов определяется в зависимости от местности и социального положения, популяризации этого региона. У нас не модно быть имамом. Зарплата у меня официально составляла 12000 рублей (70 113 тенге) и плюс я держал мелкий рогатый скот, если перевести это в деньги выходило примерно 27 000 рублей (около 160 000).

Не знаю как в Казахстане, но здесь зарплата у имамов в среднем 20 тысяч рублей, это фактическая сумма. Но большинство имамов деньги не получают, и живут на то, что им люди дают. Я считаю, в среднем какую заработную плату получает глава администрации села, такую сумму должен получать и имам. Он не должен отвлекаться на бизнес, самораскрутку, потому что имам работает с духовными болезнями, с сердцем человека, он должен быть нацелен на это. Более того имам еще и учитель, он и наставник, и врач в какой-то степени, просветитель, проповедник и руководитель.

Как часто вы приезжаете в Казахстан, планируете ли возвратиться на историческую родину?

— Меня часто посещает такая мысль. Во-первых, я не знаю, кто меня там встретит, и кому я там нужен. Новая страна — это новая жизнь и взаимоотношения. Во-вторых, в России я призываю к просвещению народа, занимаюсь образованием, здесь от меня больше пользы. Но в целом, рассматриваю этот вариант в будущем, что будет завтра никто не знает, не исключаю такой возможности. 

Я был в Казахстане 3-4 раза. Супруга — уроженка Жанаозена, и я ездил к ее родственникам, для меня было полезной практикой общаться на казахском языке. 

Несмотря на то, что я не часто езжу в Казахстан, я всегда есть и остаюсь представителем этой национальности, со своими традициями и обычаями, переживаю за свой народ, за культуру, духовные ценности, историю, и, конечно, же за язык. 

Спасибо за беседу! Успехов и процветания!

 

stan.kz