Қазақша реферат: Рахия Койшибаева |
Рахия Койшибаева родилась 15 октября 1916 года в Каркаралинском районе Карагандинской области. С 1947 года — народная артистка Казахстана. Свой сценический путь Рахия Койшибаева начала в 1932 году в Карагандинском театре рабочей молодежи. А в 1938 году перей-дя в Казахский драматический театр проработала в нем до конца жизни. Ее первая роль в этом театре — Старуха-приживалка в спектакле «Азрет-Султан» А.Токмагамбетова. С первого же своего выступления в роли старухи-приживалки она показала себя яркой комедийной и характерно-бытовой актрисой. Незаурядную внешнюю выразительность — живую мимику, пластичность движений она совмещает с необычайной сценической искренностью и правдивостью, которая роднит ее дарование с талантом Калибека Куанышбаева. На сцене Рахия живет полнокровной, увлекательной жизнью: если ей тяжело — плачет настоящими слезами, если радостно — заливается веселым смехом. Игра ее отличается предельной правдивостью и в то же время широтой, смелостью.
Среди исполненных ею ролей: Зере в спектакле «Абай» по рома-ну «Путь Абая» М.Ауэзова, Макпал в «Козы Корпеш — Баян сулу», Дамели в «Ахан сере — Актокты» Г.Мусрепова, Менсулу в «Алдар косе» Ш.Кусаинова, Улсуйген в «Цвети степь!» А.Тажибаева. Актерскому искусству Койшибаевой были присущи щедрая эмоциональность, искренность, сочный народный юмор и правдивость. Койшибаева преимущественно играла в драматических и комедийных спектаклях. Отличаясь хорошими вокальными данными, была и исполнительницей народных песен. Рахие Койшыбаевой блестяще удавались и трагедийные, и комедийные образы, потому что она обладала болыпим темпераментом была актрисой широкого творческого диапазона. Среди ее ролей не было болыпих и маленьких. Какой бы образ ни лепила, она проникала в его духовный мир, растворялась в нем полностью. И никогда при этом не повторялась, что само по себе очень редко и удивительно.
Интересна была ее роль Дамели в «Ахан сере — Актокты» Г.Мусрепова. В роли матери Актокты — Койшибаева хоть и редко появлялась на сцене, но зато своей маленькой ролью осталась в памяти зрителей. Актриса нашла точные сценические краски для раскрытия материнского чувства, ее тревоги за судьбу дочери. В сцене с мужем она показана бойкой, острой на язык, умеющей подчинить слабохарактерного супруга своей воле. В сцене, когда Актокты нарушает законы шариата и уходит вместе со своим возлюбленным, мать Актокты Дамели, с воплем дикого отчаяния бросается вслед за уходящей дочерью, но, видя тщетность своих призывов, с рыданием падает на землю. Объяснение с дочерью после ее ухода стоя — лучшая сцена в роли Дамели Койшибаевой. Мать понимает, что брак с Жалмуканом не принесет дочери счастья. Ис-кренне передает артистка горе матери, вынужденной против воли дать благословение на этот брак: слезы градом катятся из ее глаз.
Созданный Койшибаевой образ не однокрасочен. Она вносит в игру и лиризм, и мягкий юмор, особенно в обращении с робким мужем: Конкай явно побаивается грубовато-добродушных окриков бойкой, напористой Дамели, он боязливо приседает, жалко бубнит что-то плаксивым жалобным голосом.
В годы Великой Отечественной войны казахский театр наряду с другими театрами республик начал ставить на сцене спектакли на военно-патриотическую тему. Одним из первых спектаклей академического театра стал «В час испытаний» М.Ауэзова. В этой постановке Рахия Койшибаева сыграла эпизодическую роль жены шахтера Мариаш, которая после призыва мужа заменила его на производстве наряду с другими женщинами. Актриса создала пол-нокровный образ боевой, подвижной шахтерки, горячо принима-ющей к сердцу все происходящее. Хоть она и выходит на сцену всего несколько раз, но смогла покорить сердца зрителей своим обаянием и юмором.
Также искусно она сумела украсить свою маленькую, эпизоди-ческую роль в спектакле «Каракипчак Кобыланды». Над пленными издевается избалованная, жестокая ханша кзылбасов; она то замахивается палицей, то мучительно долго прицеливается в них из лука. Но в этой сцене эпизодическая и ненужная для развития действия роль самой ханши в талантливом исполнении Рахии Койшибаевой значительно интереснее, чем роли пленных кипчакских женщин.
Героиня Койшибаевой Макпал в «Козы Корпеш — Баян сулу» Г.Мусрепова испытала много трудностей в жизни. Ее материнское чувство к Козы и Баян безгранично. В каждом ее слове, в каждом движении проявляется материнская любовь, надежда. В единственном сыне Козы сведены вся ее вера, любовь и надежда. Она мечтает о соединении Козы и Баян. А теперь вот, из-за жестокости Карабая она не может даже увидеть свою Акбаян. Когда после долгой разлуки наконец-то встречаются мать и дочь и бросаются в объятия друг друга, зрительный зал долго рукоплескал. Правдиво раскрыть характер героини Койшибаевой помогает и ее музыкальный дар. Сцена, когда она поет народную песню «Акбаян» полны безграничной материнской любви, песня в ее устах звучит как колыбельная. Макпал — воплощение беспредельной любви и нежнос-ти к своим детям.
В спектакле «Абай» актриса большое значение уделяет раскры-тию характера Зере. Зере — воплощение народной мудрости. Она умна, сердечна, добра, ласкова. Не случайно именно к ней идет Абай делиться своими думами и страданиями. В исполнении Рихии Койшибаевой Зере не только мать для Абая, она — мать народа, с болыдим сердцем, с ласковыми руками, с добрыми словами. Эта роль как бы подытоживала долголетнюю плодотворную работу актрисы Р.Койшибаевой над образом казахской женщины-матери. Ис-полнительница с предельной яркостью раскрыла основные черты ее характера: беззаветную любовь к своему внуку, болыной ум, на-родную мудрость. И поэтому Абай с ней делится своими мыслями, иногда, чтобы помочь беднякам, прибегает к ее авторитету.
Сочный, жизнерадостный талант Р.Койшибаевой окрасил об-раз дочери хана Менслу в спектакле «Алдар Косе» неповторимым своеобразием: сквозь беспощадность сатирического разоблачения неудержимо прорывалось чувство радости и увлеченности актрисы самим процессом игры. Менслу (Рахия Койшибаева) с лицом, полным как луна, с высоко вздернутыми раскосыми бровями, глу-пая, капризная, визгливая…
Рахия Койшибаева играла роли в драмах и комедиях, создала такие образы в переводных пьесах, как Анна Андреевна и Пошлепкина в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Мавра Тарасовна в спектакле «Правда хорошо, а счастье — лучше» и Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» А.Н.Островского, Фрозина в «Скупом» Мольера.
Сегодня мы можем судить о таланте Рахии Койшибаевой по немногим картинам, запечатлевшим ее игру — «Райхан», «Песни Абая», «Золотой рог», «Поэма о любви», «Наш милый доктор», «Мальчик мой», «Поющий аул», «Если бы каждый из нас», «И в шутку, и всерьез». Фильмов с ее участием немного, но просмотр этих картин убеждает в том, что Р.Койшибаева — художник, честно деливший тяготы и заботы искусства, отдавший ему себя целиком. Тот, кто видел картину «Наш милый доктор» — одну из признанных работ киностудии «Казахфильм», не мог остаться равнодушным к редкому комедийному дарованию Койшибаевой, сыгравшей в этом фильме роль милиционера.
Рахия Койшибаева помогала молодым актерам в театре пости-гать на практике ту простую и незыблемую истину, что в искусстве слава, громкое имя — отнюдь не главное. Койшибаева относилась к молодежи с горячим участием, была ее чутким, заботливым наставником. Она была внимательной к каждому шагу юного, еще робкого таланта, умела вовремя поддержать и вдохнуть веру в них.