Причины преступности
Тема: Причины преступности
План
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава I. ТЕОРИЯ ПРИЧИННОСТИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ К
ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ…………………………………. 4
Глава III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И УСЛОВИЙ
ПРЕСТУПНОСТИ………………………………………………………………… 9
Глава III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРЕСТУПНОСТЬ……12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Без преувеличения можно сказать, что проблема причин преступности является центральной для криминологии. То или иное решение этой проблемы определяет научное содержание криминологической теории и ее практическую направленность.
Представляя собой сложное явление, преступность — результат действия множества обстоятельств, факторов, причин. Следует отметить, что криминология, главными элементами предмета которой выступают преступность и ее причинность, больше внимание уделяет категории причинности. Это неудивительно, поскольку для исследования всей совокупности уголовных правонарушений в ее полноте и разнообразии требуется установить как можно больше обстоятельств. определяющих содержание и структуру изучаемого явления. Данные действия сводятся прежде всего к построению причинно-следственных связей, установлению соотношений тех или иных факторов и условий.
Глава I. ТЕОРИЯ ПРИЧИННОСТИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ
Под причинностью обычно понимают «генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития»[1]. Сущностью причинности является «производство» причиной следствия. Причинность всегда имеет объективный характер.
В общефилософском смысле причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин. В то же время отсутствуют явления, не порождающие тех или иных следствий. При исследовании преступности очень важно исходить из того, что необходима связь причины и следствия. Преступность в данном комплексе выступает следствием действия соответствующих причин и условий.
Необходимо обратить внимание на следующую сторону категории причинности. Она никогда не реализуется в «чистом» виде, освобожденном от присутствия других форм связи. Помимо нее объективно существуют обуславливающая функциональная, системно-структурная и другие связи. Выявление этих форм связи имеет важное значение для исследования криминологических процессов. Интегрирующим же понятием, охватывающим все проявления всеобщей связи социальных явлений и процессов, выступает категория детерминации (от лат. determinare – определять). Тем самым причинность на первый взгляд представляет собой «лишь» одну из форм детерминации. Однако ее роль, по сравнению с другими факторами, влияющими на преступность, значительно выше. Как отмечает В.Н.Кудрявцев, «причинность есть внутреннее содержание детерминации, ее сущность»[2].
Одной из наиболее употребляемых в криминологии категорий является «причина». Ее можно определить как «явление, непосредственно обуславливающее, порождающее другое явление – следствие». При этом в процессе рассмотрения всего многообразия реальности предполагается выделение лишь некоторой группы явлений или их системы, в рамках которой устанавливается соподчиненное отношение между определенными явлениями и процессами, составляющими криминологический комплекс.
Явление (процесс, событие) выступает в качестве причины другого явления (процесса, события), если: а) первое предшествует второму во времени: б) первое является необходимым условием (предпосылкой, основой) возникновения второго; в) первое закономерно продуцирует второе.
В нашем случае конкретный фактор может являться причиной лишь какого-либо одного противоправного нарушения. Когда же речь идет о таких сложных явлениях, как преступность, необходимо иметь в виду множество причин, определяя среди них основные и второстепенные, объективные и субъективные, постоянные, временные и прочие.
Если причины преступности – это негативные явления, вызывающие ее, то условия преступности – это явления, способствующие их действию. Среди условий преступности обычно выделяют объективные и субъективные или внешние и внутренние. Такое деление дает возможность в каждом конкретном случае становить условия воздействия на человеческое поведение извне и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.
Рассматривая преступность как социальное явление, следует в виду, что оценка одних явлений в качестве причин, а других – в качестве условий всегда будет носить относительный характер. В разных случаях одно и то же явление может выступать причиной, либо условием. Иерархическое разделение детерминант преступности на причины и условия позволяет избежать серьезных методологических изъянов так называемой «теории факторов».
В криминалистической теории, как и в общественных науках в целом, термин «фактор» применяется достаточно широко. Под ним понимается «причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты»[3].
Факторный подход в криминологии зародился еще в XIX в. ( Ч.Ломброзо, Э.Ферри и др.), когда сформировалась упомянутая выше теория. Она выражается в многочисленных концепциях, которые, ставя во главу угла один определенный или группу ведущих признаков (обстоятельств), объясняют их действием содержание, природу, характер изменений изучаемого явления, процесса. Таким образом, в «теории факторов» отдается предпочтение лишь какой-то определенной стороне действия одного или нескольких факторов. В качестве примера можно привести концепции, которые объясняли развитие общества действием движущей силы — географической средой, демографическими особенностями народов, их психологическим складом, религией, техническим прогрессом.
Истории криминологии известно немало примеров, свидетельствующих о формальном подходе к выбору ведущих факторов, которые, с точки зрения исследователей, определяют сущность преступлений, рассматриваются как главные признаки, доминирующие в процессе правонарушений.
В современной криминологии термин «фактор» применяется многопланово. Это – и причина, движущая сила рассматриваемого процесса, определяющая его характер, отдельные черты. Это – и группа причин, объединенных каким-либо ведущим признаком, в данном случае выступающая в качестве доминанты развития, изменения изучаемого явления. Это – и простая подмена категорий «причина», «условие», «обстоятельство» понятием «фактор»[4]. Под фактором надо понимать определенное свойство социальных процессов и явлений, их взаимообусловленных сочетанием быть двигателем, переменой в формировании и изменениях состояния криминологической обстановки.
Преступность нельзя рассматривать одномерно, лишь с одной точки зрения. В связи с этим в каждом конкретном случае целесообразно наметить целый ряд ориентиров, целей, задач, которые позволили бы установить наиболее объективную картину исследуемого процесса. В современной криминологии наметилось несколько методологических подходов к установлению причинного комплекса преступности. Некоторые ученые считают, что природа преступлений в целом однородна и бессмысленно подразделять обстоятельства на те, которые влияют на единичное правоотношение (микропреступление), и те, которые формируют преступность как множество поведений, повторяющихся в какой-либо системе, во времени и пространстве, с большей или меньшей частотой (макропреступление). Поскольку причины рассматриваемого процесса являются одними и теми же то различия состоят в интенсивности их воздействия и в степени зависимости поведения людей от этих факторов.
Другие исследователи представляют себе причинный комплекс преступности весьма многообразным и разнородным и поэтому требующим разделение на иерархические уровни. Как отмечает Кудрявцев В.Н., «надо признать, что полноценное представление о причинах преступности не может быть получено одним лишь методом микрокриминологического исследования»[5]. Тем самым вполне плодотворным будет различение: 1) общих причин преступности; 2) причин отдельных видов преступлений; 3) причин конкретных преступлений. На каждом из обозначенных уровней действуют и соответствующие условия, благоприятствующие развитию причин преступного поведения.
Все многообразие взглядов на причины преступности можно свести к двум основным направлениям:
1) социологическому;
2) биологическому.
1) Нередко отождествляют с марксистской концепцией причин преступности, хотя оно возникло за несколько столетий до рождения К.Маркса и Ф.Энгельса. Так, Т.Мор указал на причинную обусловленность преступности определенными социальными явлениями и прежде всего частной собственностью, порождающей глубокие антагонизмы в обществе. Эти взгляды более отточены в суждениях К. Маркса и Ф.Энгельса. Социологическое объяснение природы преступности предложено в теории аномии (разрегулированности), разработанной Э.Дюркегеймом (1897 г.). Явление аномии возникает во время кризисов и резких социальных перемен, когда многие общепринятые нормы социального поведения перестают соответствовать ожидаемым результатам. Потеря идеалов, крушение культурных ценностей и норм ведут к социальной дезорганизации, что в конечном итоге способствует росту правонарушений.
2) Что касается биологических концепций причин преступности, то следует отметить, что они редко формулируются криминологами в чистом виде. Ее отец Ч.Ломброзо формулировал ее так: «Внезапно я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей … аналогичную тем, которые имеются у позвоночных (низших)»[6]. Биологические (поскольку их сторонники в своем большинстве признают значимость социальных факторов – их правильнее называть биосоциальными ил социально-биологическими) теории причин преступности не получили широкого распространения в отечественной криминологии.
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Определяющими среди детерминант преступности, как уже было сказано, являются противоречия между основными классами общества. В советское время это положение было общепризнанным. В настоящее время ситуация резко изменилась. Большинство авторов отрицают классовый подход к объяснению преступности либо замалчивают его. Но именно в классовом обществе, в обществе, где царит неравенство, растер преступность. Само формирование имущего класса сопряжено с цепью особо тяжких преступлений.
Проведенные социологами исследования показали тесную взаимосвязь между размером задолженности по выплате заработной платы и числом зарегистрированных преступлений. Это весомое доказательство того факта, что лишение трудящихся законно заработанных ими денег является одной из действенных причин получить эти деньги уже противоправным способом.
С 1991 г. в стране появились официальные безработные – 0,1 млн. человек. О разрушительных социальных, в том числе криминальных последствиях безработицы писали социологи и криминологи еще в XIX в. Достаточно сказать, что в 1997 г. среди выявленных преступников старше 16 лет 54,2% не имени постоянного источника дохода. По сравнению с 1996 г. этот показатель вырос на 4,2%.
В рассматриваемый период уменьшился объем и снизилось качество медицинской помощи, оказываемой малоимущим и т.п. Столь неблагоприятное развитие российского общества напрямую связано с массовым совершением различного рода преступлений, причем не только против собственности, но и против личности, порядка управления, природопользования и др.
Опрометчивым, однако, будет мнение о том, что преступное поведение является уделом исключительно малоимущих, социально ущемленных слоев. Богатство, нажитое неправедным путем, обладает разрушительной криминальной силой, духовно опустошает его носителей.
Серьезные влияния на состояние преступности в России оказывают постоянно ухудшающееся военно-стратегическое и внешнеэкономическое положение страны.
Грозным криминогенным потенциалом обладают межнациональные противоречия. В ходе войн и конфликтов, возникших на этой почве на территории бывшего СССР, уже погибли десятки тысяч человек. В вооруженных группировках националистов активное участие принимают преступники всех рангов, которые развязывают настоящий уголовный террор не только против враждебной нации, но и против законопослушного населения в целом. Они успешно проникают в органы власти, вооруженные силы, привнося в их деятельность многие элементы организованной и профессиональной преступности.
В значительной мере межнациональные противоречия дополняются и углубляются религиозной нетерпимостью. Религиозные противоречия могут расколоть единство людей одной и той же национальности. Верующих сравнительно легко вовлечь в реализацию корыстных планов, заставить умирать и убивать других ради наживы и удовлетворения честолюбия тех, кто эксплуатирует их религиозные чувства.
Расширение социальной базы преступности предопределило процессы ее быстрого развития. Происшедшее «пополнение» криминалитета за счет представителей новых социальных слоев, разных групп и категорий граждан, даже при принятии жестких мер со стороны государства, способно теперь длительное время обеспечивать внутренние саморазвитие преступного мира.
Действие описанных выше причин преступности было бы чрезвычайно затруднено, если бы в обществе отсутствовали явления и процессы, способствующие функционированию причинного механизма.
Наиболее очевидным и достаточно хорошо исследованными условием преступности является пьянство и алкоголизм (пьянство, перешедшее в труднопреодолимое, патологическое влечение к алкогольным напиткам). Множество лиц, совершавших преступления, находились в момент общеопасного посягательства в нетрезвом состоянии.
Еще более разрушительное воздействие на состояние соматического и психического здоровья человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие одурманивающие средства. Число преступлений, связанных с наркотиками, неуклонно возрастает. Если в 1989 г. их было зарегистрировано 13446, то в 1997 – уже 185832.
За последнее десятилетие повысилось негативное значение некоторых сторон миграции. Во много раз возросли масштабы эмиграции. Среди уезжающих за рубеж немало лиц, занимающихся преступной деятельностью (прежде всего в сфере экономики, финансов, торговли), загодя скопивших в иностранных банках многомиллионные состояния.
Глава III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРЕСТУПНОСТЬ
К числу факторов, весьма существенно влияющих на состояние преступности, следует отнести условия проживания людей в городах, их пригородах, сельской местности, т.е. характер расселения.
Плотность населения представляет собой условие, приводящее к частичному ухудшению качества жизненного пространства и способствующее возможностям повышенной частоты социальных контактов. Корреляционный анализ показывает наличие значительной связи между статистическими показателями плотности населения и уровнем преступности. Высокая плотность населения способствует совершению квартирных и карманных краж, сокрытию следов преступления, позволяет преступникам «растворяться» в людской массе, вести антиобщественный образ жизни[7].
Территориальный анализ показал, что наибольшее количество краж государственного и личного имущества, актов хулиганства совершается в центральногородских районах, т.е. там, где наивысшие показатели плотности населения.
Другим криминогенным фактором территориальной системы расселения выступает удаленность территории районов от центра агломераций. Количественная сторона оценки действия этого фактора свидетельствует о наличии прямой связи между количеством совершаемых преступлений и пространственным размещением населения по основным элементам системы расселения, когда с уменьшением численности жителей сокращается и число противоправных действий. Также значительную роль играет «транспортная усталость», влекущая за собой повышение психологических нагрузок, увеличения стрессовых и конфликтных ситуаций.
Большое влияние на уровень и структуру преступности оказывают концентрация объектов социальной инфраструктуры и характер жилой и административной застройки. Центры Москвы и Санкт-Петербурга – территории внутри и прилегающие к Садовому кольцу и Невскому проспекту – крупнейшие торговые, досуговые и культурно-исторические зоны. Здесь сосредоточены крупнейшие (торговые) универмаги, магазины, гостиницы, рестораны, театры, музеи, архитектурно-исторические и культурно-зрелищные комплексы, банки, представительства и офисы фирм, государственные и муниципальные учреждения. такое размещение объектов социальной инфраструктуры способствует созданию пределах этих территорий зон повышенной криминальной напряженности.
Для эпохи, переживаемой Россией, как и для всякого смутного времени в ее истории, характерно падение нравов в самых различных слоях общества, притупление чувства сострадания и милосердия, утрата многими людьми такого важнейшего качества личности, как совесть. Обесцениваются честь, достоинство, сама жизнь человека. В немалой степени этому способствует поток низкопробной кино-, видео-, аудио-, и печатной продукции, пропагандирующей культ силы, жестокости и сексуальной распущенности.
Распространение оружия в обществе принимает все больший оборот. Помимо легальных и полумесячных способов приобретения оружия широкое распространение получило его незаконное изготовление и хищение.
На преступность оказывает существенное влияние и такое, казалось бы далеко отстоящее от нее, явление, как мода. По мнению И.А. Александровой, «на подсознательном уровне индивидуальный психический механизм модного поведения приводится в действие сексуальным инстинктам, т.к. либидо. Либидиальный аппарат моды составляют врожденная способность человека к подсознательному копированию чужого поведения, обладающего сексуальной значимостью, а также его постоянная тяга к новизне и одновременно страх перед ней, основанные на комплексе неполноценности»[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предметом исследования криминологии должна стать окружающая человека реальность во всем ее многообразии, а также его внутренний мир, поскольку любое явление, с которым сталкивается человек, и любая его реакция на это явление так или иначе связаны с возможностью его противоправного или, напротив, законопослушного поведения. Естественно, чтобы не «утонуть» в этом океане взаимообуславливающих обстоятельств, нужно уметь выделять наиболее типичные, статистически значимые факторы и устанавливать их иерархическую соподчиненность.
Содержание данной работы может показаться чересчур пессимистичным. Однако, как представляется, социальная природа преступности и причин, ее порождающих, дает надежду на их существенное, если не полное устранение в обществе, где одна часть населения не будет паразитировать на труде и благополучии другой его части, где не будет места провоцированному насилию над личностью, унижению чести и достоинства каждого человека.
[1] Большая советская энциклопедия. Т. 20. – М., 1975. – С. 602.
[2] Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998. – С. 10.
[3] Большая советская энциклопедия. Т. 27. – М., 1977. – С. 194.
[4] Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. – М., 1985. – С. 202.
[5] Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998. – С. 10.
[6] Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н.Бурлакова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – С. 132.
[7] Портнов И.В. Город и преступность // Государство и право, 1993. — № 2. – С. 74.
[8] Александрова И.А. Мода и преступность. Автореф. канд. дисс. – Н. Новгород, 1998. – С. 4.