За что 50 лет назад Солженицын получил Нобелевскую премию

0

50 лет назад, 8 октября 1970 года, Шведская академия присудила Александру Солженицыну высшую награду в области литературы – Нобелевскую премию за «нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Вопреки распространенному мнению, престижная награда никак не связана с «Архипелагом ГУЛАГ». К тому моменту роман еще не был опубликован.

«Архипелаг ГУЛАГ», однако, позже станет одним из ключевых произведений Солженицына. Солженицын был одним из немногих советских писателей, кто не боялся публично выражать свое недовольство положением дел в СССР, а его творчество и по сей день считается великим наследием советской литературы.

Солженицын — яркий представитель шестидесятников, которые остро критиковали советский строй и правителей, выступали за изменение линии развития государства. Писатель известен как поборник патриархально-православных устоев. Источник этих воззрений — его происхождение и воспитание. Появился на свет автор книги «Архипелаг ГУЛАГ» в грозном 1918 году, когда Россия была охвачена пламенем гражданской войны, последовавшей за революцией. В декабре, 11 числа, в семье северокавказского зажиточного крестьянина и украинки — дочери управляющего поместьем — родился мальчик, которому суждено было пройти фронтовыми дорогами, познать сталинские лагеря, прожить длительное время в эмиграции.

Только в хрущевская оттепель раскрылся литературный талант Солженицына. Он пишет рассказы: «Матренин двор»; «Правая кисть»; «Молодняк»; «Не стоит село без праведника»; «Настенька»; «Абрикосовое варенье»; «Для пользы дела»; «Как жаль»; «Случай на станции Кочетовка» и др. Некоторые из этих произведений доходят до читателя благодаря публикациям в «Новом мире». Солженицын начинает работу над своим главным детищем — романом «Архипелаг ГУЛАГ».

Ветер перемен быстро изменил направление: на смену Никите Хрущеву приходит Леонид Брежнев; страной прокатывается волна арестов и преследований писателей, которые критикуют советский строй. Это коснулось и Солженицына. У его друзей проводят обыски, изымают рукописи скандального романа, в котором развернута метафора Советского Союза как огромного лагеря — ГУЛАГа. Писатель переходит на самиздат и публикует свои произведения за границей, дает интервью зарубежным периодическим изданиям.

Однако Солженицыну не удалось закрепиться в статусе советского народного писателя –  в брежневские годы его  стали притеснять. Сначала его кандидатуру отвергли при выдвижении на Ленинскую премию, а затем и вовсе изъяли рукопись романа «В круге первом». Напряжение нарастало – советское политическое руководство стала запрещать писателю устраивать литературные вечера, затем не допустила до печати роман «Раковый корпус», а затем его выгнали из Союза писателей СССР.

Вот тут уже мировая известность автора сыграла с ним злую шутку. Его рукописи оказались за рубежом и были изданы без согласия автора, что только ухудшило его положение на родине. К тому же, одновременно с этим стало известно о присуждении Солженицыну Нобелевской премии в Стокгольме. Лауреат желал лично получить награду, но этому помешало советское правительство. В СССР решение ученого комитета посчитали «политически враждебным». Через четыре года Солженицына депортировали из Советского Союза, только тогда он смог получить свою награду.

Мировое признание литературного таланта Солженицына лишь раззадорило советскую власть – на родине писателя были изъяты и уничтожены все его рукописи и произведения. Находясь уже за границей, Солженицын дал наконец согласие на публикацию сохранившихся произведений, остальное он восстанавливал по памяти. Долгое время писатель скитался со своей семьей по миру, в Америке он закончил работу над третьим томом «Архипелага ГУЛАГ». Только в 1990 году Солженицыну вернули гражданство. Тогда же ему присудили Государственную премию за «Архипелаг ГУЛАГ». А затем были изданы все основные произведения Солженицына в России. Сам автор вернулся новую ельцинскую Россию лишь в 1994 году.

Для нас казахстанцев, Солженицын стал известен благодаря своей статье  «Как нам обустроить Россию», которая увидела свет 18 сентября 1990 года. Она миллионными тиражами разошлась по Советскому Союзу, которому на тот момент оставалось существовать всего ничего. И не в последнюю очередь благодаря писательству Солженицына и его идейным последователям.

Сегодня, три десятилетия спустя, мы можем с полным основанием судить о том, чем было это произведение: гениальным трудом или же очередной порцией добрых намерений, ставших еще одним участком на дороге, ведущей по известному адресу.

Сам нобелевский лауреат видел собственное эссе программным документом, следовать которому было просто необходимо. По собственному утверждению Солженицына, он из-за океана предложил властям «национально спасительную, а государственно — тщательно разработанную программу». Как можно именовать «программой», да еще и «тщательно разработанной», набор желчных обвинений, общих фраз и прекраснодушных мечтаний, понять сложно. Да и можно ли вообще «обустраивать» что-либо, судить о чем-либо и тем более пытаться решать судьбы миллионов из-за океана? Согласуется ли это с теми «высокими моральными принципами и устоями», за которые так ратовал сам Солженицын?

Еще тогда советские писатели и философы, деятели науки и искусства, великое множество людей по всему СССР вчитывались в строки об «обустройстве России» как в некое откровение, обсуждали, спорили об этом обустройстве , писали отзывы, пытались развивать или опровергать изложенные в солженицынской статье идеи. Годы спустя один из историков назвал это солженицынское эссе «публицистическим памятником иллюзиям того времени», что в общем и целом, абсолютно правильно!

 

Керимсал Жубатканов