«Восемь месяцев нет вестей». Родственники казахского поэта в Синьцзяне не знают, что с ним

0

Гарапу Насиоллаулы, казахского певца и композитора, живущего в китайской провинции Синьцзян, летом прошлого года задержала полиция. Месяцы спустя родственники не знают, где он и в чем его обвиняют.

«ЛИШИЛАСЬ СЫНА»

«В 33 года я овдовела. Когда умер муж, старшему сыну было десять лет, а Гарапе всего год. Думала: вырастила их. А сейчас всё время сижу в слезах…» — плачет пожилая Каматан Токтамурат, мать Гарапы Насиоллаулы, популярного среди казахской молодежи в Синьцзяне певца, композитора и поэта.

Многодетная мать, вырастившая троих сыновей и трех дочерей, живет сейчас в селе Коянды близ Нур-Султана, с семьей второго сына, переехавшего в Казахстан. Пятеро ее детей остались в Китае. Каматан Токтамурат опасается, что никогда не увидит Гарапу, самого младшего ребенка, и говорит, что «лишилась сына».

34-летнего Гарапу, по словам матери, задержали 9 июля 2021 года полицейские в Синьцзяне. Где он сейчас и что с ним, никто из близких не знает. Его братья и сестры не могут получить никакой информации.

Гарапа Насиоллаулы родился в уезде Чанцзи. Основная его профессия — учитель казахского языка и литературы. После окончания Университета Наций в Пекине он работал в средней школе в Чанцзи. Его жена тоже учитель. У супругов есть трехлетний ребенок.

По словам матери, с 2018 года Гарапа возил школьников из Синьцзяна в Чжанмин, недалеко от Гуанчжоу, центра юго-восточной провинции Гуандун, и преподавал там. Эта практика называлась «синьцзянским классом».

— Когда он впервые поехал туда, мы разговаривали по телефону. Он сказал: «Мы едем с двумя тысячами детей и шестью учителями». Туда не посылают обычных учителей, только проверенных. Там его тоже уважали. Он уехал в сентябре и приехал только на летние каникулы. 13 июня 2021 года он сообщил, что вернулся. Потом меньше чем через месяц его арестовали, — говорит Каматан.

БЛОГ-ПЛАТФОРМА «СУЛЕЙ»

По прибытии в Чжанмин Гарапа Насиоллаулы запустил блог-платформу «Сулей» в популярной в Китае социальной сети Wechat, где регулярно публиковал произведения поэтов и певцов из Казахстана. Мать предполагает, что, возможно, причиной его задержания стало это увлечение сына.

— Не думаю, что он совершил что-то ужасное. Мы ждали, что власти сделают ему предупреждение и отпустят. Но восемь месяцев нет никаких вестей. Говорят, что это из-за его «связи с Казахстаном». В 2017 году он лишь однажды посетил Казахстан, провел здесь около 15 дней. Никто не может точно сказать, где он сейчас. Он не виделся со своими братьями и сестрами, живущими там. Мы только слышали, что он, возможно, находится в городе Чанцзи, — говорит Каматан Токтамурат.

На блог-платформе «Сулей», которую вел Гарапа Насиоллаулы, опубликованы произведения казахстанских писателей: «Сатқын» Рахимжана Отарбаева, рассказ «Ең бақытты түн» Дулата Исабекова, статья «Қарату шертпелері» Жангали Жузбая, посты Бейбита Сарыбая, стихи Несипбека Айтулы. После ареста Гарапы страница не обновлялась.

Песни в исполнении Гарапы и написанные им произведения «Әппақ шағала», «Ақ маржан», «Ғашықтар тілегі», «Ардақтым-ау», «Ерен тауда ерке қыз» размещены на видеохостинге YouTube.

Нажатбек Нурсат, с которым Гарапа дружил с детства, говорит, что Насиоллаулы никогда не выступал против политики Китая в отношении Синьцзяна, работал в государственном учреждении.

— Он отличный учитель. У него исключительные организаторские способности. Он был особенно хорош в организации творческих мероприятий. Пользовался большим влиянием среди китайских казахов. У него около 30 песен. Известные китайские поп-звезды поют песню Гарапы. У него нет специального музыкального образования, но его песни завораживали публику своей естественной красотой. Мы учились вместе 12 лет. Он был лидером среди нас. Кроме написания стихов, увлекался айтысом. Хорошо разбирался в мировой литературе. Он прочитал лучшие мировые произведения на китайском языке. Поражал своим анализом произведений писателей, лауреатов Нобелевской премии. Он с детства был очень любознательным. Он также читал древнюю китайскую литературу. Когда он рассказывал о китайской литературе, даже его друзья-ханьцы внимательно его слушали, — рассказывает Нажатбек Нурсат.

Нажатбек утверждает, что блог-платформа «Сулей» завоевала доверие пользователей, опубликованные там материалы интересны для широкой аудитории. Гарапа опубликовал множество материалов не только о казахской литературе, но и и на темы общечеловеческих ценностей.

— Думаю, что причиной его задержания стала его образованность, начитанность и то, что он отличался от других, — говорит Нажатбек.

«СИНЬЦЗЯНСКИЙ КЛАСС»

Уроженец Китая Серик Муратхан живет сейчас в Алматы. Он говорит, что школы, известные в Китае как «синьцзянский класс», изначально создавались для ассимиляции неханьцев. По его словам, такие школы начали открывать в 2008 году. В них набирают учеников 10, 11 и 12-х классов из числа представителей коренных этносов Синьцзяна. Детей, хорошо знающих китайский язык, направляют учиться в такие крупные города, как Шанхай и Пекин.

Копия диплома об окончании вуза Гарапы Насиоллаулы
Копия диплома об окончании вуза Гарапы Насиоллаулы

— Детей, которые хорошо знают китайский язык, отбирают и отправляют учиться во внутренний Китай. Все они живут в интернатах. Сразу по приезде они проходят начальную военную подготовку. Их по-военному готовят к жизни в общежитии и учебе в школе. Поскольку эти дети хорошо знают китайский язык, они могут поступать в китайские университеты. Овладение китайским языком — одна из главных целей. Не все коренные народы Синьцзяна говорят по-китайски. Самые лучшие поступают в Университет Наций в Пекине. Зная это, власти хотят показать, в каком университете может учиться и потом работать человек, говорящий по-китайски. Привлекая лучших учеников, власти таким образом ускоряют процесс ассимиляции. Есть молодые люди из этих школ, которые работают во внутренних регионах или стали успешными бизнесменами. Продвигая китайский язык среди молодежи, они ускоряют ассимиляцию, через их жизнь, их устами, и продвигают идею, что человек, который знает китайский язык, будет жить хорошо, — объясняет Муратхан.

  • По данным ООН, Китай активно проводит политику «стирания» идентичности народов Синьцзяна. С этой целью в провинции на северо-западе страны по крайней мере с 2017 года функционируют «лагеря политического перевоспитания». По данным ООН, в сети закрытых учреждений может удерживаться около одного миллиона уйгуров, казахов и других мусульман. Их заставляют учить китайские законы, песни, прославляющие Коммунистическую партию, и китайский язык. Исследователи заявили о принудительной стерилизации женщин и абортах в целях сокращения численности коренного населения Синьцзяна. Женщины, вышедшие из «лагерей», рассказали, что подвергались изнасилованиям со стороны охранников, а мужчины — пыткам.
  • Китай называет «лагеря» «центрами профессиональной подготовки», а свою политику в Синьцзяне оправдывает «борьбой с экстремизмом». Пекин отказывается пускать представителей Запада и ООН в Синьцзян. Китайские государственные СМИ стараются показывать «счастливую жизнь» в Синьцзяне.
  • Международные правозащитные организации и западные страны обвиняют Пекин в совершении «геноцида» против мусульман в Синьцзяне. Китай это отрицает.

Нуртай Лахан, Азаттык