О новоявленных спецах по проблемам прошлого и отечественной истории!

0

На сайте «Централ Азия монитор» опубликована статья под названием ««Алаш-Орда»: герои казахского народа или незадачливые политики?», где сразу же дается главное, о чем потом и будет в этой статье говориться: «Политическая история Казахстана ХХ века изобилует массой «белых пятен», неточностей, а то и просто идеологических натяжек. Особенно это касается периода двух российских революций и последовавшей за ними кровопролитной гражданской войны. В том числе речь идет о движении «Алаш». Ранее в нашей газете публиковались интервью на эту тему, очерки тех, кто видит в лидерах «Алаша» героев казахского народа. Однако существуют и иные оценки. Сегодня мы беседуем с известным блогером Максатом Кенжебаевым. Этот еще довольно молодой человек, получивший образование за рубежом, IT-специалист, горячо интересуется проблемами нашего прошлого. Да, он не профессиональный историк, но его точка зрения представляется весьма любопытной”.

Вот такой сегодня профессионализм — человек не имеет полноценного исторического образования, является IT-специалистом, правда, «горячо интересуется  проблемами нашего прошлого» и поэтому может давать, несколько не сомневаясь в том, что он не имеет никакого права давать свои оценки и суждения о Алашском движении и его лидерах.

Далее он заявляет следующее: «Лидеры «Алаша» в действительности не были ни борцами за независимость, ни почвенниками-традиционалистами. Партия «Алаш» — это не отдельная политическая единица, исповедовавшая радикальные идеи отделения территории Казахстана от Российской империи, а всего лишь ответвление российской конституционно-демократической партии (кадетов, как тогда их называли). Если привести ближайший современный аналог, то это как филиал партии ЛДПР где-нибудь в Калмыкии или гавайское подразделение партии «зеленых». Представим, что Владимир Жириновский сумел каким-то образом стать хозяином Кремля, и региональному отделению ЛПДР поставили задачу захватить власть в Калмыкии. Таким же образом кадеты, имевшие численный перевес в составе Временного правительства, отправили своих представителей в наши степные просторы. Исходя из этого, можно сказать, что лидеры «Алаша» были политическими деятелями Российской империи, пытавшимися воплотить либеральные идеи на территории тогдашнего Казахстана».

Меня просто оторопь берет, когда несколько не мало этот «новоявленный и непризнанный спец по отечественной истории, и проблемам нашего прошлого» ставит на одну доску и делает членами одной группы великих сынов казахского народа и лидеров Алаша и господина Жириновского. «Ұлы адамдардың атын қорлап, Құдайды қорықпайды!» — так говорили в старину казахи.

Слово «Алаш» в переводе с казахского языка: 1) так назывался самый первый древнейший союз казахских племен; 2) боевой клич у казахских воинов; 3) многочисленная общность людей, народ, синоним слову «казахи». В 2017 году исполнилось 100 лет Алашскому движению. Основной причиной возникновения Алашского движения являлось возникновение и рост национального самосознания и понимания национальных интересов у самой передовой части казахского народа того времени – у его появившегося и формирующегося слоя казахской демократической интеллигенции и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма. Самодержавие насильно разобщало исторически сложившийся единый народ, разделив управление им на состоятельные административные органы, насильно были изъяты древние земли казахов, насаждалась такая система образования, которая привела бы к исчезновению родного языка и культуры у казахского народа. Все это вело к конфликту между царизмом и казахским народом в лице его лучших представителями – казахской демократической интеллигенции во главе с Букейхановым и Байтурсыновым, и др. К началу XX века всем стало ясно, что самодержавие уже давно не популярно и изживает себя. Первая русская революция 1905-1907 годов докатилась и до казахской степи. Именно к этому времени относится формирование движения «Алаш».

Далее этот «спец» заявляет: «На мой взгляд, его роль и значение оцениваются в высшей степени необъективно. Фактически нет трудов, в которых грамотно и аргументированно раскрывались бы личности Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Алимхана Ермекова и других деятелей «Алаш Орды». Наши книжные полки наводнила огромная масса макулатуры, в которых А.Букейханов предстает этаким ангелом без крыльев: все его решения верные, каждое его слово правильное и каждый его поступок безукоризнен. В социальных сетях гуляют огромные простыни текстов, авторы которых разглагольствуют о том, что было в планах у Букейханова и что бы получилось, воплотись они в жизнь. Из простого утверждения вроде «Хотелось бы рвануть вверх экономически, как это сделала Япония» высасывается целая идея, что у деятелей «Алаша» было какое-то ясное видение будущего и что они уже предпринимали конкретные шаги к его воплощению. При финансовой поддержке государства снимаются низкопробные сериалы, где сценаристы напирают на драматические коллизии, заигрывают с эмоциями зрителя, но не показывают конкретные исторические действия «алашордынцев» во благо народа, либо откровенно выдумывают эти действия. Ирония судьбы заключается в том, что казахстанская власть в очередной раз подражает российской. Если в России снимают сериалы и ставят памятники Колчаку, Деникину, Врангелю, Маннергейму и другим, то у нас то же самое делают с Алиханом Букейхановым и Мустафой Шокаем”.

Как пишет д.и.н., профессор Дина Аманжолова в своей статье «Партия Алаш. Истоки национальной демократии»: «Немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения, науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала тем критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров, которые составляли существо духовной жизни казахского общества, выражали самые острые проблемы его жизнедеятельности. Просветительские инициативы будущих алашординцев (лидерами движения были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов), создание периодической печати, решительное включение в политическую борьбу в составе социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений, уникальный по богатству и разнообразию опыт сотрудничества с многочисленными общественными деятелями, учеными и политиками дали замечательные плоды. Через попытку создать самостоятельную партию, через бурные дебаты в первой национальной газете «Казах», через короткий опыт парламентаризма и многотрудную практику защиты народных интересов в страшном 1916 году сформировался замысел и развернулась масштабная деятельность по созданию общенациональной партии как наиболее подходящего инструмента этнополитической консолидации общества». Алашское движение впервые в истории казахского народа озаботилась вопросом модернизации своей страны. Как пишет д.и.н., профессор Д. Аманжолова в своей статье: «Среди наиболее значимых задач модернизации, которые составили программу «Алаш», — трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства: определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации. Кроме того, лидеры движения стремились создать политико-правовую базу для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме. В числе задач было и радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой культуры; включение элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления. Важно отметить, что широко образованные лидеры зарождавшейся партии сумели предложить наиболее адекватную в тех условиях систему мер, творчески используя лучшие теоретические и идейные наработки, имевшиеся тогда в арсенале общественно-политической мысли».

Тому наглядное свидетельство это принятая программа движения Алаш осенью 1917 года:

  1. Государственное устройство. Россия должна быть демократической федеративной республикой. Каждое государство, входящее в федеративную республику, являясь самостоятельным, действует, в единении с другими государствами – членами федерации …
  2. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской федеративной республики.
  3. Основное право. В Российской республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола.
  4. Религия. Религия отделяется от государства… Все религии равноправны
  5. Власть и суд. Власть и суд должны строится в соответствии с особенностями каждого народа. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский.
  6. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско…
  7. Налог. Взимание налогов производится по степени богатства и имущественного состояния
  8. Рабочие. Рабочие должны защищаться законом…Партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов.

9.Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатно.

  1. Земельный вопрос. В основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения…

В период установления Советской власти взаимоотношения партии Алаш с новыми властями по существу не перешли от контактов к компромиссам. В ряде городов – Петропавловске, Перовске, Аулие-Ате, где в местных Советах главенствовали радикальные элементы РСДРП(б), активисты Алаш подверглись репрессиям, лишь в Семипалатинске, Верном и в некоторых других местах между ними удалось наладить хрупкое, недолговременное сотрудничество.

С середины 1919 года начинается переход отдельных представителей, в том числе и лидеров, Алаш-Орды на сторону Советской власти, к концу года он принимает массовый характер, чему способствовала широкая амнистия участникам алашского движения, объявленная Советской властью и сыгравшая большую роль в окончательном его организационном распаде.

Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно культурных изменений, происшедших в Казахстане в конце 19 – начале 20 вв. центральным элементом движения явилась общенациональная партия Алаш, организованная в июле 1917 года. С самого начала участвуя в общественно-политической жизни, партия Алаш своими главными задачами считало достижение двух целей: освобождение казахского народа от колониального ига и обеспечение будущего вхождения казахского общества и РК в цивилизованное мировое сообщество. По своей социальной природе партии Алаш являлось политической организацией разночинной казахской национально-демократической интеллигенции.

Партия стремилась приспособить Казахстан начала 20 века к буржуазно-капиталистическим отношениям. Этого предполагалось достичь эволюционным путем – путем реформ. Поэтому она отвергала идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны стала союзницей антисоветских и антибольшевистких сил. В этом противостоянии партия Алаш и правительство Алаш-Орды потерпели поражение.

За 27 лет своей независимости наша страна под руководством Елбасы прошла путь от бывшей союзной республики СССР с сырьевой экономикой, которая обеспечивала весь Советский Союз всем необходимым для промышленности и сельского хозяйства сырьем до самостоятельной, проводящей многовекторную внешнюю политику, создавшей рыночную экономику и постепенно переходящей с помощью индустриально-инновационной политики к полноценному государственному строительству и развитию независимой стране.

Несомненно, что первоочередным вопросом для нашей только что ставшей независимой стране был вопрос о взаимоотношениях с Россией, но теперь на качественно новых условиях – это две бывших советских союзных республики, которые провозгласили свою независимость, отказались от строительства социалистическо-коммунистического государства и стремящихся войти в полноценном формате в мировое содружество наций и государств, отказавшихся от прежней советской идеологии и внешнеполитической доктрины.

Не секрет, что для любого государства СНГ взаимоотношения с Россией очень важны и исключительны. И то, что взаимоотношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1991 года и по сей день позитивны, конструктивны, результативны и взаимовыгодны – это заслуга нашего Президента Н.А.Назарбаева, который сумел выстроить правильные взаимоотношения и с М.С.Горбачевым, и с Б.Н.Ельциным, и с В.В.Путиным.

Здесь не надо быть профессиональным психологом, но понятно, что это совсем разные по характеру, харизме и стилю государственного управления руководители соседнего государства. И нашему Президенту удалось на каждом этапе из этих 25 лет построить конструктивно-позитивные отношения с этими лидерами РФ в интересах Казахстана и его народа, а также в интересах российского народа и России.

Н.А.Назарбаев сумел во имя высших интересов нашего народа и государства на каждом из этих этапов сохранить дружбу, добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество в разных сферах межгосударственного, так и человеческого общения между двумя народами и государствами.

И сейчас отношения между РФ и РК являются союзническими, братскими, равными и взаимовыгодными, что идет на пользу прежде всего нашему народу и стране, а также России и его народа.

Говоря о отношениях с нашим восточным соседом – Китайской Народной Республикой, можно также охарактеризовать взаимоотношения РК и КНР, как Казахстана с Россией. Начиная от Дэн Сяопина до нынешнего руководителя КНР Си Цзиньпина, со всеми лидерами КНР, Н.А.Назарбаеву удалось выстроить уважительные, взаимовыгодные и добрососедские отношения между Казахстаном и Китаем.

И это справедливо и для межгосударственных отношений с другими государствами как в Западной, так и Восточной Европе, с США и т.д.

То есть, не имея никакого опыта в мировой политике и дипломатии, наше молодое независимое государство, благодаря мудрой, взвешенной и гибкой политике нашего лидера за 27 лет своего самостоятельного существования добилось на ниве международной и внешней политике выдающихся результатов.

Кроме того, как бы мы не говорили о временах Казахского ханства и политике казахских ханов, но именно Н.А.Назарбаев создал полноценное государство со всеми государственными институтами, системой полноценного государственного управления, с регулярной армией и флотом, общепризнанными границами, своей валютой и т.д., что до этого не было в истории нашего народа.

Таким образом, за 27 лет своего независимого развития наша республика и ее народ, прошли огромный политический, экономический путь развития молодого суверенного государства под руководством Елбасы.

Идеи политических движений в Казахстане начала 20 века за национальное и демократическое развитие Казахстана нашли свое конкретное отражение в конце XX века при строительстве казахстанской государственности суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством Президента РК и его Елбасы Н.А.Назарбаева. Именно он своим титаническим и кропотливым трудом сумел воплотить в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества в рамках СНГ, Евразии и всего мирового сообщества.

  1. P. S. Думается, что автор данной статьи сумел дать исчерпывающие объяснение — что такое движение Алаш и его лидеры, которые не были политиканами типа Жириновского. А были достойными и верными сынами своего народа и своей родной земли. Они хотели дать свободу и равенство, процветание и достойную жизнь всем, кто жил в 1-й трети 20 века в Казахстане. И нужно больше снимать документальные, художественный фильмы, сериалы о них, только так мы сумеем стать полноценным свободным, независимым и достойным народом современного человечества!

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук


Тегтер:Алаш-Орда