Хрущев и его место в истории
Ровно 67 лет назад, 3 сентября 1953 года в Советском Союзе начался новый этап его истории. В этот день первым секретарем ЦК КПСС и фактической главой государства стал Н. С. Хрущев, который руководил СССР в течение 11 лет, т.е. по октябрь 1964 года. Это было время Хрущева, поскольку в СССР власть всегда была персонифицирована. Человек, приходящий к власти в СССР, фактически заменял собой все политические институты и становился воплощением того периода, в течение которого он правил СССР.
Хрущев утром 25 февраля 1956 года – в последний день XX-ого съезда КПСС прочитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором камня на камне не оставил от репутации предыдущего главы СССР Иосифа Сталина.
Советский Союз жил в ожидании перемен и надеждами на лучшее с самого марта 1953 года, то есть со смерти Сталина. Уже прошли несколько месяцев укрепления власти и влияния Хрущева, его первые реформы, удар по командно-административной системе, арест Берии, смещение ряда руководителей из сталинской команды, начало аграрной реформы, улучшение жизни населения в городах и селах. Хрущева уже начали называть реформатором. Продолжалась реабилитация осужденных по разным уголовным статьям, тысячи человек выходили из лагерей ГУЛАГа.
После ареста и расстрела Берии новое руководство СССР обратило внимание на экономические проблемыв стране. В послесталинском СССР не хватало зерна, в плачевном состоянии находилось животноводство. Власти объявили о повышении закупочных цен на мясо, молоко, картофель и овощи, а также зерно. Цены на товары широкого потребления и продукты снизили за счет государственных дотаций, крупная промышленность росла, колхозам и совхозам дали большую самостоятельность, чем при Сталине. Вдвое уменьшился сельхозналог, снизились нормы обязательных натуральных поставок, которые держали деревню в полуголодном состоянии. Хрущев поощрял разведение крестьянами птиц и мелкого домашнего скота. В 1954 году началось массовое освоение целины. Технику туда перебрасывали со всей страны. Миллионы гектаров степных земель отправились распахивать и обживать многие добровольцы и энтузиасты из разных республик. В результате срочных антикризисных мер сельскохозяйственное производство стало расти и за три года реформ увеличилось на 25 %.
Между смертью Сталина и XX съездом прошло три года. Это немалый срок, в течение которого, собственно говоря, и вызревал будущий XX съезд. Сам процесс десталинизации начался фактически сразу после смерти Сталина.
Хотя на самом деле десталинизацией его называть не слишком правильно. Просто СССР после смерти Сталина была в таком тяжелом положении, что очень многие руководители Советского государства понимали – так жить нельзя. Экономика была в кризисе, сельское хозяйство – в критическом состоянии. В 1950-х годах прокатились мощные восстания в лагерях ГУЛАГа. Особенно грандиозные восстания были в Норильске и в одном из лагерей Казахстана. Причем они были настолько сильные, что туда пришлось стягивать войска.
После смерти Сталина ближайшим его соратникам стало ясно, что с такой разваленной экономикой, лагерями и международными сложностями Советский Союз долго не протянет. Первым, кто понял, что надо что-то менять был Лаврентий Берия. Именно он начал освобождать людей из ГУЛАГа, выступил с осторожной идеей роспуска колхозов, сказал, что надо что-то делать с расколом Германии на два государства, высказал идею необходимости помириться с Югославией, прекратил «дело врачей», которое было тогда в разгаре, и прекратил так называемое «мингрельское дело» в Грузии. Он же прекратил аресты и преследование военных.
Хрущев выступил на XX съезде партии с разоблачением культа личности Сталина. Он всю вину за массовые репрессии возложил на Сталина. Говорят, что Хрущев даже через три года после смерти водя панически боялся Сталина. Неслучайно родился анекдот, будто во время доклада Хрущев несколько раз выбегал из зала, чтобы пощупать пульс у вождя в мавзолее. Не дай бог очнется.
Хрущев клялся в вечной любви к «вождю всех времен и народов», но вынес тело Сталина из мавзолея. Верный сталинец Хрущев быстро стал верным ленинцем. В своем докладе на XX съезде партии он заклеймил культ личности Сталина, забыв, что сам был одним из главных участников его создания. Хрущев рекордсменом по расстрелам во время сталинских репрессий. Позже он сам признавался, что стоит по горло в крови невинно осужденных.
26 марта 1956 года американский журнал «Time» вышел с Хрущевым на обложке и содержательной статьей о «тайном докладе» Хрущева. Кроме всего прочего, журналист «Time» Джим Белл писал: «Во время хрущевского доклада – со слезами, перечислением интриг, заговоров и контрзаговоров, окружавших последние дни Сталина — кто-то из зала спросил: «Почему вы его не убили?» Хрущев ответил: «А что мы могли сделать? Тогда был террор». Белл дает интересную оценку процессам, произошедшим после «тайного доклада», по которым становится очевидно, что веяние ХХ съезда разнеслось с «демократической быстротой». «В вестибюле московского Театра Советской Армии один из вездесущих портретов Сталина заменили зеркалом. В Музее революции витрины, еще недавно ломившиеся от подарков «великому Сталину», разом опустели, а на уцелевших подарках замазаны надписи. В Третьяковской галерее, где немалую часть экспозиции составляли картины о Сталине, осталось лишь два небольших портрета «вождя народов». Американский журналист не скрывает своего позитивного отношения к произошедшему, но заканчивает статью упоминанием о том, что «призраку Сталина ещё долго бродить по земле».
Сразу после ХХ съезда последовали митинги за свободу в ГДР, затем восстание в Венгрии, которое Хрущев подавил военной силой. Коммунистическая система разваливалась на глазах. Назвав Мао Цзэздуна «старой галошей», Хрущев умудрился поссориться с Китаем. СССР в глазах многих коммунистов превращался в оплот ревизионизма и оппортунизма. Сталинская система рушилась на глазах.
Хрущева называли «Хрущем» или «кукурузником». Его страсть к кукурузе не поддается логическому объяснению. Хрущёв считал, что массовая посадка этой культуры позволит решить проблему с дефицитом корма для животных. Был даже такой популярный плакат художника Лаврова: крестьянка держит в руках громадный початок кукурузы, его зерна, приближаясь к зрителю, постепенно становятся бидонами молока, банками тушенки и окороками.
К тому времени хрущевские реформы в сельском хозяйстве СССР и подъем целины привели к голоду в стране. Лозунг «догнать и перегнать Америку», который декларировал еще Ленин, обернулся крахом промышленности и сельского хозяйства. Темпы промышленного производства за время правления Хрущева снизились почти в три раза.
Как в худшие ленинские и сталинские годы, СССР начал закупать зерно в США и Канаде: закупки американского и канадского зерна Советское государство производило вплоть до своего распада. Очереди за хлебом растягивались на сотни метров. Подорожали мясо и молоко. Зато кукурузу сеяли повсеместно. В истории осталась знаменитая фраза Хрущева: «Кукуруза, товарищи, это танк в руках бойцов».
После того как 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит шпионский самолет У-2 американского пилота Пауэрса, Никита Сергеевич пригрозил США показать кузькину мать. Американцам пояснили, что «показать кузькину мать» – это фразеологизм, означающий сильную угрозу. Дальнейшая судьба «кузькиной матери» известна хорошо выразилась во взрыве на Семипалатинском полигоне первой водородной бомбы.
12 октября 1960 года в «Нью-Йорк таймс» на первой полосе был опубликован снимок советского лидера Никиты Сергеевича на сессии ООН с ботинком в руках и дан комментарий: «Россия вновь угрожает миру, на этот раз – ботинком своего вождя». В другой раз, находясь в Штатах, Хрущев в беседе с журналистами пошутил: «У нас с вами один только спор – по земельному вопросу: кто кого закопает». Однако американцы эту фразу истолковали, как кто кого похоронит. И эту двусмысленность долго не снимали.
Таким образом, в период правления Хрущева СССР почувствовал «оттепель», когда был развенчан культ личности Сталина, были реабилитированы многие, невинно пострадавшие от политики сталинских репрессий, амнистированы заключенные, стали издаваться запрещенные ранее произведения.
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук