О высказывании Мурата Бахтиярулы или являлся Голод в Казахстане в годы сталинской коллективизации геноцидом

0

Исторический факт, что первая половина прошлого века была тяжелым временем для казахского народа. По имеющимся данным, в результате двух голодовок погибло более половины населения. Наши историки подсчитали, что сегодня было бы 40-50 миллионов человек, если бы не было голода. Из этого можно понять, насколько жестоким голодом был голод Красной Империи, сообщает Abai.kz.

К сожалению, нам пока не удалось никого убедить в том, что это был «геноцид», организованным советскими властями. Есть еще много людей, которые не хотят его признавать и отрицают. Даже после более чем четверти века независимости мы не смеем называть голод «геноцидом».

Советские власти называли этот голод «голодом во всем СССР» или «системной ошибкой». Никто не говорит, что казахский народ больше всех пострадал в голодные годы … Недавно спикер Сената РК Маулен Ашимбаев попросил не политизировать этот вопрос на круглом столе на тему «Разрывы в свободе: истинная историческая перспектива последствий голода».

Г-н Ашимбаев резюмировал свое выступление, заявив, что «голод — общая трагедия народов Советского Союза». Выступая на том же заседании депутат Сената Мурат Бахтиярулы,  заявил, что голод не был геноцидом. Об этом сообщает Arasha.kz. Депутат заявил, что не хочет политизировать вопрос голода.

«У всех разные взгляды на проблему голода. Этот вопрос следует рассматривать с двух точек зрения. Лучше опираться на исторические факты, чем на слова и лозунги. На съезде партии большевиков в то время не было принято постановления: «Уничтожить казахский кочевой народ». Я говорю, как историк. Например, концепция всей политической партии Гитлера, основавшей фашизм, включала в себя задачу «уничтожить еврейский и славянский народы».

Он приказал преследовать, избивать и убивать их. На съезде партии большевиков такой резолюции нет. По историческим данным, голод был не только в Казахстане», — сказал Мурат Бахтиярулы.

Председатель Комитета социально-культурного развития и науки заявил, что во время голода нация не нападала на нацию. «2,5 миллиона человек умерли от голода в России. Сколько людей сбежало в Украину, страну, близкую к России? В 1931-1933 годах в Западной Сибири и на Кубани пропало много людей. Поэтому я предпочитаю основывать этот факт на исторических данных, а не на политизации. Главное здесь — это 1921-1922, 1931-1933 годы, предшествовавшая гражданская война. 1931-1933 годы были тяжелым голодом. Я считаю виноватым систему тоталитарного большевизма. В конце концов, местное население, основой кочевого хозяйства казахского народа тогда был скотом.

Депутат рассказал о положении русского народа во время голода и убедился, что в 1931-1933 годах геноцида не было.

«Тогда казаки в Уральске и Актобе были убиты. Многие бежали в Ташкент и Узбекистан. Вот почему один народ не совершал геноцид против другого. Я не могу этого сказать. Для этого нет никаких исторических оснований. Исследование должно основываться на архивных данных. Политические репрессии 1937-1938 годов были названы геноцидом. Арест и расстрел лучших казахских ученых — геноцид. У нас есть конвенция, принятая ООН. Конвенция определяет геноцид. Геноцид — это задача одной нации преднамеренно убить или преследовать другую. Это произошло во времена фашизма. Гитлер поставил задачу», — сказал он. Вот, что было сказано на круглом столе на тему «Пробелы в свободе: истинная историческая перспектива последствий голода».

Одним из сложных периодов и трагических страниц нашей недавней истории являются годы коллективизации тогдашней советской деревни/аула, которая проходила в Казахстане, как в целом по СССР в 1929-1933 гг.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15-м съезде партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего: 1. — необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны; 2. — и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.

Социально-экономическая и политическая обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась и требовала к себе взвешенного подхода к решению назревших проблем, но сталинская группа, которая только что добилась большинства в политическом руководстве, не проявила государственной мудрости в решении социальных вопросов и особенно к крестьянству.

На места последовали подписанные И. В. Сталиным директивы с угрозами, в первую очередь по адресу партийных руководителей с требованием «поднять на ноги партийные организации…», «усилить борьбу с кулацкой опасностью». Таким языком с партийными работниками и организациями ЦК не вел разговор со времен гражданской войны.

Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана.

Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.

Через архивные данные я раскрыл всю жестокость и бесчеловечность сталинской политики, когда рушились многовековые национальные устои, менталитет казахского и других народов бывшего СССР и формировался так называемый гомо советикус или совок. Он был просто винтиком, рабом всей советской государственно-экономической системы, который не имел никаких стимулов в своей работе, что и привело к кризису всей советской системы в середине 80-х годов 20 века и его сельского хозяйства, да и всей экономики в целом.

На примере статьи «Некоторые моменты коллективизации в Актюбинской области» наглядно видна вся преступная сущность сталинского режима и его политики во всех областях человеческого общества в СССР, Казахстане и Актюбинской области в конце 20 – начале 30 гг. 20 века. (Смотри: Жубатканов К. О НАСИЛЬСТВЕННОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ. //Общереспубликанский общественно-политический журнал «Мысль», № 12, 2020 / http://mysl.kazgazeta.kz/news/15524)

В мировой науке этим вопросом так или иначе занимались видные американские ученые-историки и советологи как Роберт Конквест, Марта Олкот и др. В Казахстане об этом впервые заявили такие известные ученые-историки Казахстана как МанашКозыбаев, ЖулдызбекАбылхожин, Макаш Татимов, которые в 1989 году опубликовали в главном историческом журнале СССР – «Вопросы истории» статью под названием «Казахстанская трагедия».

Я на основе архивных данных по Актюбинской области попытался путем анализа, систематизации и в хронологически-историческом порядке показать всю суть сталинской чудовищной и античеловеческой политики коллективизации и уничтожения такого слоя людей, которые являлись прежде всего генофондом любой нации СССР, Казахстана и Актюбинской области, трудовой, морально-нравственной и просто человеческой основой.

Комиссия, созданная в 1992 г. при Президиуме Верховного Совета Республики Казахстан, провела большую работу исследованию обстоятельств и причин голода. Опубликованы многочисленные исследования на русском и казахском языках. В столице Казахстана Астане в июне 2012 г. открыт памятник жертвам массового голода в связи с 80-летием трагедии. Как указывают представители власти, вследствие голода, а также от различных заразных заболеваний в 1930-е гг. погибло 2580000 казахов, 800 тысяч эмигрировали в другие страны. Из проживавших в республике представителей других народов от голода умерли 11% украинцев, 6% русских, 8% узбеков, 13% уйгуров, 10% татар, 11% немцев.

Между тем, не менее трагичным был голод начала 1920-х гг., когда, по данным известного казахстанского демографа А.Н. Алексеенко, потери казахского населения составили 414 тыс. чел. (18,5% титульного этноса), а поголовья скота – на 46,5%. А.Мамырханова указывает, что всего в 1921-1922 гг. население республики сократилось на 876201 чел. Демограф М.Б. Татимов подсчитал, что со времени восстания 1916 г. вплоть до окончания массового голода в 1922 г. погибло 850 тыс. казахов и 200 тыс. бежало за пределы родины. Основными причинами этого голода в 5 губерниях республики, охватившего более 2,3 млн. чел., называются экономические, природно-климатические и политические.

Алексеенко на основе собственных достаточно убедительных исследований доказывает: с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1840 тыс. человек или 47,3% от численности этноса в 1930 г. Американский специалист по Казахстану М.Б. Олкотт, считающая, что голод унес от трети до половины казахов: «Бремя ответственности за реализацию политики коллективизации и последующий голод должно быть распределено среди многих из тех, кто служил большевистской партии, с самого высокого уровня до самого низкого. Все они в той или иной степени продолжали проводить политику, которая, как им было известно, приводила к значительным человеческим потерям от голода».

На Международной научной конференции «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», прошедшей в Астане 31 мая и 1 июня 2012 г., директор Института истории государства Комитета науки МОН РК Б. Аяган отметил, что численность казахов в республике в 1926 г. составляла 3 628 000 чел. Следующая перепись 1939 года показала, что народ потерял 1 300 000 чел., т.е. около 36% всей численности.

По подсчетам ученых, с 1929 по 1931 гг. в Казахстане произошли 372 восстания, в которых участвовали более 80 тыс.чел. Голод продолжался примерно до 1938-1939 гг. — получения нового урожая и установления спокойствия в степи. Часть казахов, перекочевавших в Россию, тогда вернулись на родину.

Б.Аяган заявил: «Масштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить ее как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в Международной конвенции “О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него».

В коллективной монографии «Правда о голоде 1932-1933 годов» подчеркивается, что «Великий голод 30-х гг. в Казахстане действительно предстает как величайшая народная трагедия и национальная катастрофа, невиданная прежде в истории казахского народа и других народов Казахстана», когда с 1926 по 1939 гг. численность казахов уменьшилась на 36% (1300 тыс. чел.), что явилось «результатом политики, привнесенной извне». В заключении отмечено также, что, как и голод на Украине, Великий Голод в Казахстана признан геноцидом многими странами официально, включая США, Канаду, Австралию, большинство стран Латинской Америки и Восточной Европы.

Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук