Новый Казахстан: справимся ли мы в будущем с коррупцией?
В последнее время Казахстан привлекает внимание мирового сообщества своими амбициозными планами на будущее. От экономических реформ до политической модернизации — страна переживает трансформацию. Так, в марте 2022 года Президент Токаев представил курс развития “Новый Казахстан”. Но что именно из себя представляет данная программа? В этой статье мы рассмотрим, какие изменения должны произойти в стране, и каково видение будущего Президентом. А также узнаем мнение эксперта по этому поводу.
Согласно посланию Главы государства, новый Казахстан — это образ будущего нашей страны. Это реформы, направленные на обновление общественных ценностей и формирование нового качества нации. В качестве цели реформ, Президент обозначил нациестроительство на ближайшую перспективу. Как он заявил, построение Нового Казахстана невозможно в один момент. Это сложный и долгий процесс.
Обозначенные в Послании инициативы направлены на коренное преобразование нашей политической системы. Они исходили из многолетнего запроса граждан на расширение участия в управлении государством и глубинную демократизацию политических процессов. Для их эффективной реализации потребовалось внесение изменений и дополнений в Конституцию. Иными словами, была необходима конституционная реформа, — сказал Касым-Жомарт Токаев, поясняя суть проводимых в стране реформ.
Будет ли в новом Казахстане место для коррупции?
Касым-Жомарт Токаев считает коррупцию глубоко социальной болезнью, которую можно победить только совместными усилиями. По его мнению, в обществе необходимо формировать нулевую терпимость к коррупции. Достичь этого можно только благодаря целенаправленной идеологической работе.
Для борьбы с коррупцией нужно изучать международный опыт и механизмы противодействия. Они могут послужить основой для отраслевых программ государственных органов и общественных институтов. Президент подчеркнул, что общество хочет помогать государству в борьбе с коррупцией, теневой экономикой, отмыванием денег, уводом финансовых средств за границу.
Надо отметить, что с коррупцией борются не только на уровне отдельных стран, но и на общемировом. Так, повестка в области устойчивого развития ООН до 2030 года охватывает пункты касательно противодействию коррупции во всех её аспектах. В документе содержится призыв к значительному сокращению незаконных финансовых потоков и возвращению украденного имущества.
Есть ли изменения?
Безусловно, ситуация меняется в лучшую сторону. С начала 2022 года в Казахстане прошла волна коррупционных скандалов. Многие должностные лица оказались под подозрением в необоснованном обогащении. Кого-то из них в конечном итоге осудили. На законодательном уровне было внесено немало изменений для ужесточения наказания за коррупционные наказания. Однако, по мнению экспертов, страна могла бы и более решительно бороться с этим злом.
Так, руководитель общественного фонда «Центр исследования правовой политики» Татьяна Зинович считает, что казахстанцы ощущают новый курс правительства. Но, по ее словам, самые полезные мероприятия антикоррупционной политики 2022-2026 почему-то были отодвинуты на поздний срок.
Эксперт считает, что необходимо ввести ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.
В Казахстане существует только персональная ответственность за коррупционные деяния. Между тем отсутствие ответственности юридических лиц провоцирует вовлечение предпринимательских структур в сомнительные схемы и сделки.
Казахстан ратифицировал две конвенции, в соответствии с которыми такую ответственность пора вводить. Никто не утверждает, что эти меры должны быть исключительно уголовными, они могут быть и гражданско-правовыми, и административными. В концепции нашла отражение необходимость разработки таких изменений. Но в соответствии с дорожной картой эти шаги отодвинуты в конец плана мероприятий. — сообщила она в интервью изданию INFORMBURO.KZ.
По мнению эксперта, пока вносятся лишь точечные изменения, а нужны системные усилия в отношении реформ. Положение Казахстана в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной неправительственной организацией Transparency International, практически не меняется, потому что реформы носят косметический характер, наводят лоск, но не устраняют проблемы.
Парадокс в том, что когда международные организации видят, что в стране огромное количество правонарушений, то для них это свидетельство того, что в стране слишком много коррупции и коррупционеров. Казахстанцы же мыслят иначе: чем выше статистика, тем лучше борьба. Фактически это не так. Наилучшая борьба должна быть на уровне превенции (предупреждения), а не привлечения к ответственности лиц по уже свершившимся фактам. — подчеркнула эксперт.
Кроме того, Татьяна Зинович считает, что необходимо поощрять информирование о коррупции в частном секторе. По ее мнению, в Казахстане нет института защиты заявителей о фактах коррупции внутри компании.
Если человек заявит о коррупции, его либо подвергнут общему осуждению как стукача и предателя, либо просто уволят. В каждой компании должна быть система защиты таких заявителей, охрана их данных, анонимности, проведение надлежащего расследования внутри компании по фактам заявителя. Если это не внедрять, то компания будет узнавать о фактах коррупции лишь после привлечения ее сотрудников к ответственности правоохранительными органами. — заключила она.
В общем, как мы видим, позитивные изменения есть, но пока что они лишь косметические. В то время как стране нужны системные меры в сфере борьбы с коррупцией. И принимать их необходимо сразу же, не откладывая на долгий срок. Ведь проблемы надо решать здесь и сейчас. Чтобы новый и справедливый Казахстан был не просто красивым лозунгом, а нашей реальностью в будущем…