Театр с побережья мангистауского Каспия

0

Акимат города Алматы, Ассоциация театров отметили творческий отчет-гастроли Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Н.Жантурина. Алматинские зрители просмотрели драму «Шыңырау» А.Кекильбаева, трагедию «Гамлет» У.Шекспира, реквием «Әлиханның аманаты» Н.Сауданбекулы, поп-арт комедию «Ханума» А.Цагарели, трагифарс «Атың өшсін,…!» Г.Горина. Театр слаженно возглавляют заслуженные деятели РК Муханов Нурнияз, Мергалиева Гульсина. Они инициативно продвигают талантливую казахскую молодежь, находят в спектаклях смелое отражение национального колорита, секретов мастерства актеров.

Ведь в 2003 году силами Казахской национальной академии искусств имени Т.К.Жургенова был открыт театр. За шестьнадцать лет театр побывал с гастролями в Нур-Султане, Алматы, Орале, Жамбыле,Ташкенте, Каире, Казани, Ашхабаде. Актерская труппа приняла участие в семи Международных, пяти Республиканских фестивалях, занимала призовые места. Надо заметить, заслуженный деятель РК, лауреат премии «Тарлан», главный режиссер, художественный руководитель театра Гульсина Мергалиева была награждена в семи фестивалях дипломом «Лучший режиссер». Пожалуй, мангистауский театр своеобразен: ставит казахскую, русскую, зарубежную классику, в труппе пятьдесят один актер – высококвалифицированные специалисты; единственный казахский театр Западного Казахстана блестяще играющий и на русском языке («Скандальные истории» А.Чехов, «Старший сын» А.Вампилов, «Мышеловка» А.Кристи и другие), у актеров высоко вокальное искусство, сценическое движение, пантомима, гротеск, эксцентрика, неотразима пластика. Удивление, восторг охватили нас, зрителей, в пяти гастрольных спектаклях работа актеров Умиралиева Медгата, Тлеу Токтамурата, Актаева Рамазана, Иманкулова Айбека, актрис Бакбердиевой Майры, Сейткожаевой Сагадат. Философски точна, филигранно отличительна сценография художников Гульнар Канафиной, Талгата Мамаева, Тимура Коуесова (самобытная красота, национальное своеобразие, поразительны сценические контрасты: пожар и пустынное пространство, полная таинства степь и родниковая струя воды, азарт скачек и блеяние овец, орнамент ковров и обветренные скалы, глубокие колодцы; черепа, хранящие память коварства и колесо шанырака; духи предков и бессмертный зов любви).

Гульсина Мергалиева – ищущий режиссер, выводящий любую свою новую постановку на иной уровень: у нее всегда время осовременено, сценическая жизнь становится откровеннее, жестче. Мергалиевская постановка «Гамлета» настолько осовременена, что зритель видит предательство и жестокость, противостояние злу и борьбу с ним, сегодняшнюю актуальность выбора: «Быть или не быть?!»

Кто-то хочет быть знатным и богатым, кто-то горит иметь высокий статус, кто-то желает счастья и любви – такова идея музыкальной комедии «Ханума» А.Цагарели, режиссер-постановщик Гульсина Мергалиева дала свободу артистам-жантуринцам на самовыражение, открыла совершенно неизведанный мир поп-арта.

В трагифарсе «Атың өшсін,…!» Г.Горина режиссер Гульсина Мергалиева раскрыла философски образ злобного и желчного, едкого и язвительного Герострата (артист Тлеу Токтамурат). Современный индивидуалист ставит превыше всего свое «я» и волю. Для геростратов нет ничего недозволенного. Артист Тлеу Токтамурат сыграл роль ничтожного, тщеславного Герострата искрометно, воздушно. Его неуязвимый герой гордится своей хитростью, непобедимостью. Величава лживая, любострастная королева града Эфеса Климентина (артистка Калима Наушабаева), убедителен и органичен верховный судья Клеон (артист Сундет Сарсен), чванлив, высокомерен и хитер царь Эфеса Тиссаферн (артист Рамазан Актаев), расторопен и расчетлив торговец Крисипп (артист Еркебулан Бекен). Хотя действие трагифарса происходит до нашей эры, поступки и чаяния героев близки и понятны современным людям. Режиссер-постановщик Гульсина Мергалиева глубоко определила быструю смену убеждений правителя, бессмысленные мечтания, бесплодные его деяния, выдаваемые за серьезное дело, глупости, произносимые с важностью. Герострат – грек, беспутный выдумщик – лицемер, прославившийся поджогом храма Артемиды Эфесской в 356 г. до нашей эры (одно из семи чудес света), чтобы обессмертить свое имя. Суд приговорил Герострата к смерти. Однако режиссер Гульсина Мергалиева неординарно показала современного честолюбца, добивающегося позорной славы любым путем, вплоть до преступления, не останавливающегося ни перед чем. В мире, где вспыхивают пожары войны, много геростратов, жаждущих власти и крови.

Реквием «Әлиханның аманаты» Нартая Сауданбекулы в постановке Гульсины Мергалиевой отличился острой жизненной направленностью творческого наследия Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова. Показана их борьба против колониальной политики царизма, работа национально-освободительного движения партии «Алаш-Орда». Ярка мизансцена, где Алихана Бокейхана (артист Медгат Умиралиев, лауреат государственной молодежной премии «Дарын», лауреат республиканской премии «Енликгул») на допросе следователь (артист Еркебулан Бекен) подвергает пыткам. В спектакле Ахмет Байтурсынов (артист Кенжебек Башаров, отличник культуры РК), Миржакып Дулатов (артист Абзал Ратбек) занимают активную жизненную позицию. Они – патриоты казахской земли, бескорыстны и самоотверженны, благородны и мужественны, честны и отзывчивы, озабоченны будущим страны и полны патриотизмом за свободную отчизну. В спектакле «Әлиханның аманаты» играют только мужчины – актеры. Знаменательна мизансцена, где выходят казахские писатели, поэты, просветители: Сакен Сейфуллин (артист Рамазан Актаев), Ильяс Жансугуров (артист Айбек Иманкулов), Султанмахмут Торайгыров (артист Сундет Сарсен), Жусупбек Аймауытов (артист Тлеу Токтамурат), Мустафа Шокай (артист Бактияр Жантлеуов), Беймбет Майлин (артист Кайрат Еркебаев), Жаханша Досмухамбетов (артист Нурболат Рахатов). Спектакль «Әлиханның аманаты» отличился глубокой искренностью чувств, правдивостью, темпераментом алашординских лидеров, подвергшихся необоснованным репрессиям. Режиссер-постановщик Гульсина Мергалиева виртуозно тонко показала трагические страницы отечественной истории, массовый террор, удушающую атмосферу подозрительности, доноса и страха, предательства и нравственного растления. Характерная особенность творчества жантуринского театра – это стремление проникнуть в современную жизнь, показ исторических закономерностей становления нашей страны через личные судьбы людей. Высока сценическая острота, тонкость игры актеров. Неординарна ансамблевость исполнителей, насыщенность традициями, обрядами и народной музыкой, хореографией. Загадочны сценографические детали и символы (трон и колодец, шанырак и смерть, табун лошадей и отара овец, дастархан и яства, тюремная клетка и желтые рукописи, сон колодцекопателей и признание в любви собачим лаем).

Аманжол Курганбаев,

член Союза театральных деятелей,

корреспондент журнала «Театр KZ»