РАЗМЕР ИМЕЕТ ЕЩЕ КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ!

0

На дворе осень, а это означает, что скоро начнется сезон дождей и улицы больших городов превратятся в реки. По крайней мере, в столице нашей родины так происходит каждый год. Почему же власти не пытаются раз и навсегда решить проблему с потопами? Оказывается, пытаются изо всех сил, даже огромные деньги выделили, но работы по строительству новой ливневой канализации никак не начинаются. Просто в течение всего 2021 года госорганы и суды выясняли, кому же отдать тендеры на миллиарды тенге.

В начале этого года я писал о проведении конкурсов по строительству новой системы ливневой канализации в Нур-Султане. И в газете у меня выходили материалы и даже на республиканском общественном совете при партии Нур Отан поднимал вопрос. Еще весной было понятно, что борьба за эти объемы будет очень серьезная. Так и получилось. Все эти месяцы я со стороны наблюдаю за схватками чиновников, которые пытаются протащить в победители своих подрядчиков. У меня накопилось такое количество материала, что я решил сделать мини-сериал из трех частей. По сути, это три раунда, но бой еще не окончен. Если готовы, давайте начнем.

Строительство новой системы ливневой канализации столичные власти разделили на несколько лотов и конкурсы по ним проведены минувшей зимой. Все, как полагается — подрядчики подали заявки, приложили свои портфолио и акимат при непосредственном участии Алтая Кульгинова

(Altay Kulginov) выбрал наиболее достойных победителей. Как именно это происходило — в первой части сериала.

Итак, возьмем для рассмотрения два лота и этого уже достаточно, чтобы понять — подчиненные готовы переступить через Алтая Сейдировича, когда на кону большие деньги.

Но для начала маленькое отступление.

Раньше выиграть тендер было намного проще — ставь самую низкую цену и забирай, а как ты будешь строить, никого не волнует. С годами систему поменяли и теперь нельзя предложить цену ниже определенного уровня. В этом есть логика — невозможно построить условную школу за 100 миллионов тенге, если себестоимость работ равна миллиарду. Ну а как же определить победителя, если все предложат одну цену?

И для этого придумали так называемую условную скидку. Рассчитывается она, исходя из двух критериев — показателя уплаченных налогов (ПУН) и опыта работы за последние 10 лет. Таким образом, старейшие компании получают преимущество, то есть бизнесу выгодно сохранять предприятия, вести белую бухгалтерию и платить все налоги, чтобы забирать новые тендеры. Фактически, вся борьба за лот сейчас сводится к правильному расчету условной скидки. Чем больше опыта и чем больше налогов — тем выше шансы забрать объем.

И вот в этих деталях и кроется тендерный дьявол. Сейчас мы его будем разоблачать.

Как я уже говорил, работы по ливневой канализации Нур-Султана разбили на несколько лотов. Первый из них называется “Строительство и реконструкция сетей канализации в г. Астане. Строительство магистрального канализационного коллектора и канализационной насосной станции по ул. Е429 от ул. Е32 до площадки канализационных очистных сооружений”. Цена конкурса — 11 миллиардов 600 миллионов тенге. Нормально так.

Заявки на участие подали 7 компаний, не вижу смысла их перечислять. Все они предложили максимально возможную скидку, поэтому тендерной комиссии предстояло правильно подсчитать опыт работы каждой фирмы и сложить его с показателем уплаченных налогов, чтобы определить условную скидку.

По этому лоту в комиссии заседал сам аким Кульгинов, а также его заместитель Ермек Кизатов, плюс другие чиновники из Управления топливно-энергетического комплекса и Управления госзакупок, всего пять человек. Этой великолепной пятерке и предстояло произвести все расчеты, что они и сделали. В итоге победителем конкурса по лоту на 11,6 миллиарда тенге было признано АО “Алматыинжстрой”.

Как указано в протоколе, эта фирма получила самую большую условную скидку в размере 8,4 процента. Из чего же сложилась эта цифра?

Показатель уплаты налогов у предприятия довольно скромный — 0,7. А вот подсчитанный опыт потянул на 7,7! Отличный результат, можно только поздравить владельцев и руководителей компании.

Расчеты же проводились такие.

Аким Алтай Кульгинов посчитал, что у АО “Алматыинжстрой” опыт работы составляет 7,7. Его заместитель Кизатов тоже поставил компании оценку в 7,7. Наконец, заместитель начальника управления госзакупок Дулат Ашкеров решил, что опыт фирмы тянет на 7,7.

А вот Толеген Кулушев, начальник управления топливно-энергетического комплекса Нур-Султана, снизил балл до 6,5. Аналогично поступил и его заместитель Ерлан Сыздыков — те же 6,5. Но поскольку трое членов комиссии поставили “Алматыинжстрою” 7,7, эту цифру компании в итоге и засчитали.

Пожалуйста, запомните это число. УСЛОВНАЯ СКИДКА АО “АЛМАТЫИНЖСТРОЙ ПО ЭТОМУ КОНКУРСУ СОСТАВИЛА 8,4 ПРОЦЕНТА.

Переходим ко второму лоту. Называется он “Развитие системы ливневой канализации в городе Астане. Строительство коллекторов ливневой канализации по ул. А86 на участке от ул. А.Байтурсынова до ул.Ж.Нажимеденова, ул.Калдаякова, на участке от ул. А62 до ул. А86, ул. B-15, на участке от ул. А62 до ул.А86”. Длинное название, но я вынужден его хотя бы раз написать целиком.

Цена вопроса — 3,8 миллиарда. Заявки на участие подали 8 компаний, все они предложили максимальную скидку, а это значит, что комиссии снова надо пересчитывать опыт работы и учитывать показатель уплаченных налогов, чтобы вычислить условную скидку. Важный момент — это тот же вид работ, что и в первом лоте, то есть опыт надо пересчитывать аналогичный.

Победителем конкурса признано ТОО “Аскади” с условной скидкой в 7,4 процента. 2 процента компания получила за показатель уплаченных налогов, а 5,4 — за подсчитанный опыт.

Но если присмотреться к другим участникам, среди них легко найти АО “Алматыинжстрой”. В предыдущем конкурсе условная скидка у этой компании составила 8,4 процента, а во втором лоте почему-то эта цифра упала до 7,2 процента. Считали опыт по тому же виду работ. Как же возможно, что показатель пошел вниз?

Чтобы понять это, надо посмотреть, как голосовали члены комиссии. ТОО “Аскади” все пятеро комиссаров поставили 5,4, то есть пришли к решению единогласно.

А вот при подсчете опыта АО “Алматыинжстрой” мнения разделились и случилось это потому, что аким Кульгинов и его зам Кизатов в комиссию не вошли. Не знаю, может стоимость лота слишком маленькая или заняты оба. Факт в том, что обоих заменили.

Евгения Белоусова и Назерке Жанабаева из Управления госзакупок поставили АО “Алматыинжстрой” по 7,7. Почти как аким и его зам в первом лоте.

А вот ребятки из Управления топливно-энергетического комплекса пересчитали опыт фирмы иначе. Тулеген Кулушев, начальник УТЭК, поставил фирме те же 6,5, как и в первый раз. Его зам Ерлан Сыздыков тоже проявил стабильность — 6,5. Наконец, еще один представитель этого же управления Александр Терещенко вписал в нужную графу все ту же цифру 6,5. Поскольку трое пришли к такому выводу, опыт АО “Алматыинжстрой” засчитали как 6,5.

А теперь освежим знания, полученные в первом классе и прибавим 6,5 (опыт) к 0,7 (Это показатель уплаченных налогов). Получается 7,2. А у победителя конкурса из ТОО “Акади” — 7,4. Обошли буквально на 0,2 процента.

Довольно банальный вывод лежит на поверхности: именно руководители Управления топливно-энергетического комплекса акимата Нур-Султана определили судьбу второго лота. Ну и возникает логичный вопрос — знали ли Кулушев, Сыздыков и Терещенко из УТЭК, какова условная скидка у ТОО “Акади”? Ведь если знали, то цифра в 6,5 по их расчетам появилась не случайно. Ведь именно при 6,5 “Алматыинжстрой” занял второе место, а не первое.

Вот и получается, что тендер на 11 миллиардов достался подрядчику благодаря усилиям акима столицы и его зама, а подрядчика на мелочь в 3,8 миллиарда выбирали УТЭКовцы. Размер имеет значение.