Мы рискуем остаться без ресурсов, без богатств, без страны

0

Об Обуховском ГОК-е в Казахстане наверняка слышал почти каждый. Это крупнейшее отечественное предприятие, расположенное в Северо-Казахстанской области. Находится оно в двух часах езды от Кокшетау в Тайышинском районе. Долгие годы в ГОК-е происходят конфликты, скандалы, междоусобицы.

 

История комбината началась еще в 2004 году. Именно тогда казахстанский предприниматель Виктор Долгалев совместно с российскими партнерами учредил компанию “Тиолайн”. Проект был запущен на базе действовавшего Лисаковского титано-циркониевого завода, принадлежавшего Виктору Долгалеву. В качестве своей доли Долгалев выставил ЛТЦЗ, а его компаньоны Пяткин и Фрайман внесли 5 миллионов долларов.

 

В 2006 году между Долгалевым, Пяткиным и Фрайманом случился конфликт. Российские предприниматели решили отобрать бизнес казахстанца и уволили его с предприятия. Долю Долгалева в уставном капитале размыли с 20% до 0,049%.  В 2011 году решением частного Санкт-Петербургского арбитражного суда, Долгалева вывели из состава участников “Тиолайн”. Казалось бы, причём тут вообще российский суд и как он может решать судьбу ТОО, расположенного на территории Казахстана? Но, оказывается, может. Вот такой у нас суверенитет.

В чем же суть конфликта?

Долгалев отказался брать кредиты на развитие производства под кабальные 40% годовых, сроком на 3 месяца в иностранной валюте. Пяткин и Фрайман были заинтересованы в оформлении разорительных для предприятия кредитов с целью закабаления «Тиолайн». Предполагалось, что кредиты будут брать у аффилированных кредитных организаций, являющихся офшорными кипрскими компаниями, собственниками которых числятся Д. Пяткин и А. Фрайман. В дальнейшем российские инвесторы планировали разорить предприятие и продать его китайцам за бесценок.

В результате им удалось претворить свои планы в жизнь, но только лишь наполовину. Российские менеджера довели комбинат до банкротства. Его деятельность пришлось приостановить. Большую часть сотрудников поувольняли. Те, что остались на своих местах, получали в качестве жалования сущие копейки. Средняя зарплата составляла 50 000 тенге. По словам работников ГОК-а, даже эти деньги им выплачивали частями. К 2017 году на предприятии работало всего 6 человек.

И вот с этой точки падения было бы справедливо отсчитывать остатки доли российских инвесторов в собственности ГОКа. Вы предприятие разорили, погрузили его в многомиллионные долги. Только по налогам недоимки в бюджет составили на то время 162 миллиона тенге. Не считая задолженности за свет, воду и тепло.  Но до некоторых наших судей такая простая арифметика не доходит.

 

В 2015 году Долгалеву удалось восстановить свои права. Он вернулся на разоренное предприятие по решению суда, и получил обратно свои 20% от общей доли. В 2017 году он начал возрождать комбинат из пепла. В одном из материалов на просторах сети Долгалев рассказывал, как ему пришлось начинать всё сначала.

 

ГОК тогда был в ужасном состоянии. Я при­ехал на комбинат зимой — отопления нет, на улице минус 35. Оборудование вывезли, цеха замерзли, долг за электричество — два миллиона тенге. У меня не было шансов выжить. И я немного понимал психологию москвичей — они же нас за людей не считают, поэтому и всерьез не воспринимают. Я же был обречен — на мне 14 уголовных дел, денег нет, поддержки нет. И поэтому поначалу, в 2017 году, собрал оставшихся рабочих, сыновей своих туда забрал, и мы начали копаться в отходах предприятия, перерабатывали их и получали цирконий

 

“Вместе работали, вместе ели — один картошку из дома принесет, второй банку солений, лапшу заварим. Помню, первую партию продукции продали и выручили 7000 долларов, а деньги пустили на оплату электроэнергии. Все тогда были против нас: акимат, прокуратура, полиция. А в 2019-м мы возобновили добычу, руда пошла хорошая, соответственно, появились нормальные деньги. У меня рабочий в 2017 году получал около 60 тысяч, с перебоями, не вовремя. Сейчас уборщица зарабатывает 300 тысяч в месяц, есть сотрудники, кому до миллиона выплачиваем, бонусы, премии”, — рассказал Виктор Долгалев в интервью изданию “Алтын-Орда.кз”

 

Долгалев судится с россиянами вот уже 10 лет. В данный момент он единственный законный участник ТОО. Устав отменили, доли россиян и других со­владельцев ушли. Но Пяткина и Фраймана это, естественно, не устраивает. В 2020 году они попытались захватить Обуховский ГОК рейдерским путём. По воспоминаниям работников ГОК-а, к ним тогда приехали бородатые мужчины в коротких штанах. Стали избивать сотрудников предприятия.  Потом пришли в офис и на фабрику и стали гонять людей, угрожая им. Работники стали разбегаться и прятаться. Охранника ГОК-а даже пырнули ножом, а кого-то чуть ли не до полусмерти забили битами. Акимат и полиция СКО в это время бездействовали. Можно сказать, что работники отстояли ГОК своими собственными силами.

 

За этими событиями с замиранием сердца наблюдала вся страна. Про Обуховский ГОК был снят многосерийный сериал. О нём есть много роликов на YouTube и написаны сотни статей в интернете. И почти в каждой изложена одна суть: доколе это безобразие будет продолжаться? Как долго мы, казахстанцы, будем позволять каким-то иностранным инвесторам разворовывать свою страну? Это просто необходимо остановить. Мы и сами вполне можем справиться с добычей ресурсов на своих месторождениях. Без помощи россиян или китайцев. Мы должны бороться с этим. Иначе завтра у нас не останется ничего. Ни ресурсов, ни богатств, ни страны.