1 декабря — День Первого Президента Республики Казахстан

0

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета

 

С 1 декабря 2012 года в стране отмечается День Первого Президента Республики Казахстан. В декабре 2011 года на пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан был принят закон «О внесении дополнения в закон РК «О праздниках в Республике Казахстан». День Первого Президента Республики Казахстан был учрежден с целью отметить и признать выдающиеся заслуги первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева перед Республикой.

Исторической предпосылкой и основанием для выбора даты праздника послужило событие, состоявшееся 1 декабря 1991 года, — в результате первых всенародных выборов Нурсултан Абишевич Назарбаев был переизбран на пост президента Казахской ССР. Он был единственным кандидатом и победил с 98,7 % голосов при 88,2 % проголосовавших избирателей. Именно с этого дня и началась плодотворная, созидательная и прогрессивная деятельность Главы по существу уже независимого государства.

В том же году 16 декабря наша страна стала независимым и суверенным государством. За эти годы наша страна под руководством Елбасы Н.А.Назарбаева прошла путь от бывшей союзной республики СССР с сырьевой экономикой, которая обеспечивала весь Советский Союз всем необходимым для промышленности и сельского хозяйства сырьем до самостоятельной, проводящей многовекторную внешнюю политику, создавшей рыночную экономику и постепенно переходящей с помощью индустриально-инновационной политики к полноценному государственному строительству и развитию независимой стране.

Идеи Алашского движения в Казахстане начала 20 века за национальное и демократическое развитие Казахстана нашли свое конкретное отражение в конце XX века при строительстве казахстанской государственности суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством Президента РК и его Елбасы Н.А.Назарбаева. Именно он своим титаническим и кропотливым трудом сумел воплотить в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества в рамках СНГ, Евразии и всего мирового сообщества.

Принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 году, которая много лет обсуждалась, является одним из фундаментальных достижений современной внешней политики Казахстана и открывает новые возможности для сотрудничества с прикаспийскими государствами.

Наша страна активно проводит свою миролюбивую и конструктивную политику в мировом масштабе, поэтому Казахстан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах, а казахстанское государство, достигшее такого высокого статуса, привлекло внимание всего мира к жизненно важным вопросам Центральноазиатского региона, построению мира без ядерного оружия. Миссия суверенного Казахстана в Организации Объединенных Наций также была успешно завершена на самом высоком уровне с сильным профессиональным опытом для нескольких поколений казахстанских дипломатов.

Н. А. Назарбаев встал у руля нового государства планеты во время распада второй сверхдержавы мира – СССР и, если можно так выразиться, стал «главным архитектором и строителем» нового независимого государства – Республики Казахстан. Это новое независимое государство с самого своего начала существования пошло своим собственным, казахстанским путем развития. Всего за каких-то четверть века бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом.

Именно в годы 1 модернизации страны был осуществлен «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах страны. Независимый Казахстан создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, заложил фундамент правового государства, сберег этническое и религиозное согласие в обществе, добился признания в мире.

Задачи, которые поставила перед казахстанцами первая стратегия 1992 года, были полностью выполнены. Вторая модернизация, которая началась в 3-й четверти 1990-х годов и завершилась в середине 2010 годов Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста, сформировал систему государственных институтов и средний класс, заметно улучшил качество жизни своих граждан, построил новую столицу, своей сбалансированной и ответственной внешней политикой укрепил свой международный авторитет, доказал свое право на региональное лидерство.

В 2012 г. наша страна досрочно реализовала все поставленные задачи, которые были заложены в Стратегии «Казахстан – 2030». РК вошла в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира и в группу стран со средним уровнем развития. Именно в то же время была принята новая Стратегия «Казахстан – 2050», которая поставила задачу – войти в 30 самых передовых стран мира. С начала 2017 г. в Казахстане реализуется 3 модернизация.

Для этого была проведена конституционная реформа, определены приоритеты для следующего этапа экономических преобразований и началась программа «Рухани жаңғыру» по модернизации общественного сознания. Президент своей работе «Эра независимости» подчеркивает, что «все 3 модернизации – это есть целостный процесс обновления и развития с единым содержанием и алгоритмом». Главным принципом данного процесса является принцип – «эволюция, а не революция» и второй принцип – «сначала — экономика, потом – политика».

Другим выдающимся успехом Елбасы является создание и 23-летнее развитие столицы нашего государства – города Нур-Султан. Мировой опыт показывает, что в основном столицами государств всегда выбирались населенные пункты, которые находились в центре территории государства и откуда было одинаково равно добраться до его западных, южных, северных и, восточных регионов. Если брать современный опыт переноса столицы Казахстана, то не секрет, что независимый Казахстан в лице его высшего руководства учитывал и геополитический фактор – это фактор важности для современного Казахстана России сквозь призму двухсторонних экономических, политических, военных и других взаимоотношений.

За 23 года своего развития бывший город Акмола, Целиноград, Астана  и нынешний Нур-Султан неузнаваемо изменился. Он строится как современный город со столичными функциями, в соответствии со всеми мировыми требованиями в области градостроительства, архитектуры, а также в соответствии с другими требованиями, которые предъявляются к городам такого уровня и статуса.

Нур-Султан – это визитная карточка современного Казахстана. За эти 20 лет в центре Казахстана вырос суперсовременный и комфортный для жизни город, город задающий темп, ритм жизни всего Казахстана. Здесь буквально на глазах формируется новое лицо страны и пишется ее новейшая история.

Таким образом, вся история современного Казахстана, т.е. с момента распада СССР и по
сегодняшний день – это есть, прежде всего, прагматический результат прагматичной политики нашего Первого Президента, который является образцом политика-прагматика современности.

Казахстан сегодня во многом видит себя «мостом» между Китаем (прежде всего его быстрорастущими западными провинциями), Передней Азией и Европой. Республика намерена стать центром деловой активности для международных компаний, собирающихся развивать бизнес по всей постсоветской Центральной Азии с прицелом выхода на близлежащие рынки.

Участие в ЕАЭС дает стране существенные преимущества для сбыта производимой тут продукции на емкий рынок России. Новое соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС предлагает гарантии для европейских компаний. А строительство новых транспортных артерий из Китая на Кавказ через Достык и Актау предоставляет возможности использования потенциала пекинской стратегии «Один пояс, один путь». В такой ситуации Международный финансовый центр выглядит не прихотью властей, а естественным элементом в складывающейся в Казахстане современной экономической системе.

Очевидно, что Казахстан сегодня — это успешная, но региональная экономика, которая зависит не только от своей преимущественно сырьевой специализации (и, как следствие, от волатильности цен на сырье), но и от политики России как ведущего участника Евразийского экономического союза. Однако экономическая политика страны — от создания очагов развития информационного хозяйства и развития науки и образования до встраивания в глобальные транспортно-инфраструктурные цепочки и принятия международнопризнанных «правил игры» — говорит о том, что Нур-Султан воспринимает свое положение в окружении мощных соседей не как политическую угрозу, а как шанс на ускоренное экономическое развитие. Это тоже проявление прагматизма!

Другим успешным прагматическим шагом нашего Первого Президента является отказ от ядерного оружия, который нисколько не снизил обороноспособность Казахстана, поскольку наша страна получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

Отличным результатом прагматичной политики молодого независимого, но уже полностью состоявшегося государства планеты — Республика Казахстан является работа в такой уважаемой и авторитетной международной организации как ООН в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН за эти последние 2 года. Ведь 138 стран мира – членов ООН поддержали кандидатуру Казахстана на такое членство в СБ ООН.
Казахстан, будучи непостоянным членом ООН, выступил с инициативой по созданию и увеличению безъядерных зон на нашей планете. Казахстану принадлежит инициатива о безъядерной Центральной Азии. Эту гуманитарно-пацифистскую инициативу поддержали все наши соседи по Центрально-Азиатского Региона. На сегодня ЦАР не имеет ядерного оружия. Также Казахстан в рамках ООН выступает за полное уничтожение ядерного оружия во всем мире. Это есть большой исторический вклад Казахстана в глобальную международную и ядерную безопасность во всем мире!

После распада СССР, когда бывшие союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах. В независимом Казахстане под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Н. А. Назарбаева возобладало трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для народов-государств СНГ, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений. Это и определила языковую политику в Казахстане. «У нас все казахи, – сказал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, – прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны потерять».

В независимом Казахстане реально созданы полноценные и равные условия для существования и развития государственного-казахского и русского языков, а также всех других языков многонационального народа Казахстана, чего не было при СССР!