Коррекционно-развивающее занятие по профилактике суицидального поведения у младших подростков «Прикоснись к волшебству»

0
61



Ұстаз тілегі сайтында материал жариялап тегін сертификат, алғыс хат және құрмет грамотасын алуға болады. Ол үшін сайтқа тіркеліп материал жариялау керек. Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады

Коррекционно-развивающее занятие по профилактике суицидального поведения у младших подростков «Прикоснись к волшебству»

Бағыты: Психология Бөлімі: Тренерлерге Сыныбы: 5 сынып

Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;
Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;
Восстановление ощущения ценности собственной личности;
Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;
Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру

Номинация: «Коррекционно-развивающее занятие»Название: Коррекционно-развивающее занятие по профилактике суицидального поведения у младших подростков «Прикоснись к волшебству»Автор: Андреева Елена Геннадьевна Педагог-психолог КГУ «Мамлютская школа-гимназия №1» Контактная информация : сот.: 87776068056,Email:аndreevyo@mail.ru

Коррекционно-развивающее занятие по профилактике суицидального поведения у младших подростков «Прикоснись к волшебству»

Андреева Елена ГеннадьевнаПедагог-психолог КГУ «Мамлютская-школа-гимназия №1» Травмированную детскую душу понять очень сложно… Не зная чего ожидать от ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, педагоги и психологи задаются вопросом, как помочь ребенку до того как он не успел себе навредить? Знать бы ответ на этот вопрос, сколько детских ошибок можно было бы предотвратить, и скольким можно было бы помочь выбраться из темного всепоглощающего водоворота проблем и страхов. Выбирая путь отказа от жизни, ребенок не видит другого выхода, ему кажется, что единственным решением является отказ от жизни, ведь только это может заглушить эту дикую боль, которая с каждым днем становится все сильнее. Ответственность за жизнь этих неокрепших и неопытных душ несем мы – психологи и педагоги. И порой от нашего невнимания и где-то даже безразличия, мы упускаем из виду тех, кому мы еще в силах помочь. Цель: профилактика суицидального риска.Задачи: Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;Восстановление ощущения ценности собственной личности;Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.Контингент: 8-12 детей младшего подросткового возраста (10-13 лет).Занятие разделено на 3 части –продолжительность каждой части -35 минутДля построения частей занятия используется следующая схема.Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, настрой на работу. Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей каждого конкретного занятия. Заключительная часть – рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия. Средства коррекции: ситуационно-ролевые игры, упражнения с игровыми элементами, психогимнастические упражнения.

1 часть « Сказка о Фонаре»Цель: знакомство с группой и правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Ход занятия:1. Ритуал приветствия. Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.Ведущий: У меня в руках клубок ниток. Мне хотелось узнать, какое у вас настроение и с чем вы сегодня пришли. Сначала я расскажу про себя, затем намотаю на пальчик кусочек нити и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.2. Упражнение «Имя и качество». Цель: знакомство детей друг с другом, создание положительного эмоционального фона.Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии. 3. Обсуждение сказки «Сказка о фонаре» (из серии «Зимние сказки») Нуллонэ ЭтериЦель: поиск дополнительных внутренних ресурсов, осознание необходимости переживания негативного опыта. Город был большой и важный. В нем было много проспектов, улиц, парков и площадей. По ним ездили сотни машин, ходили тысячи людей, летало несметное количество голубей. Город очень гордился новыми постройками и больше всех своих жителей уважал тех, кто работал на стройке. Но в нем были еще и старые обветшалые дома, кривые улочки прошлого века и даже…керосиновый Фонарь, забытый временем на окраине Городка, и Фонарщик, не забывающий каждый вечер зажигать его. Город мечтал о том времени, когда бригада рабочих снесет этот бесполезный район и застроит его новыми, похожими, как близнецы, пятиэтажками. Но пока каждый вечер единственный Фонарь на этой улице выхватывал небольшой пятачок света у темноты.Люди, спешившие домой, никогда не задерживались в свете Фонаря. Им ведь еще надо было пройти темные части дороги, ведущей к дому. А днем никто и не смотрел на него, потому что днем людям хватало солнца. Фонарь становился все несчастней и часто жаловался на жизнь Фонарщику: -Знаешь, друг, мне кажется, что я здесь совсем бесполезен. Ведь света я даю совсем немного, и за пределами светлого пятна все равно ночь. Столько лет я жил ради того, чтоб светить по ночам, и все проходящие радовались мне. Теперь же…- он тяжко вздыхал, чтоб на следующий день возобновить жалобы. Фонарщик мудро замечал:– Света не может быть мало. Если не будет тебя, то на нашей улице будет непроглядная тьма. Фонарь сомневался. Ему казалось, что даже луна смотрит на него неодобрительно. Он стеснялся своего слабого света и ждал, что Город пришлет своих строителей и его существование закончится, чтоб дать место более новым, ярким, веселым фонарем. Снежинки кружились над ним, ложась пышным ковром на землю, мальчишки у его столба как-то собрали целый сугроб – играли в войнушки. Жители улицы привыкли к Фонарю, как у солнцу, встающему по утрам, дребезжанию трамваев на соседней улице и скворечнику на высоком тополе, где каждой весной шумно радовались теплу птенцы. Но однажды привычный ритм был нарушен. Фонарщик заболел и не пришел зажечь Фонарь, который очень испугался за своего друга – говорят, люди недолговечнее вещей. Старушка из соседнего дома принесла Фонарщику блинов и заварила ему чай, а Мишка, конопатый сын дворника дяди Вени, притащил ему целую кипу новых журналов, чтоб не скучал. Фонарщик днем работал водителем, и теперь Фонарь переживал и за пустой пучеглазый автобус- тот, наверное, очень скучал по своему другу.Пока сумерки еще не были густыми, люди только недоуменно смотрели на потухший Фонарь. Но как только ночь спустилась на землю, они осознали потерю. На этой улице больше не было света, а лед в темноте неотличим от простой дороги. Возвращаясь с работы, они спотыкались, падали, проходили мимо своих домов и, злясь, искали свою калитку. И каждый вспоминал такой слабый, но такой незаменимый свет керосинового Фонаря.– Надо же, как темно! – посетовала Нина Васильевна. Она несла тяжелую сумку и почти ощупью искала дорогу, чтобы не спотыкнуться. – Почему не горит фонарь? С ним было светлее.Тина несла своего малыша, закутанного в несколько одеял, и чуть не расплакалась:– Я ведь упаду и уроню его! Почему нет света?Дядя Антон долго ругал неизвестных врагов, которые вечно оставляют район без света, а Мишка, сын дворника, попытался сам зажечь фонарь. У него, конечно, ничего не вышло, а Фонарщик, растроганный, думал, что у него растет смена. А Фонарь стоял и улыбался. Он впервые понял, как много может быть света даже от слабого, старого, закопченного фонаря.4. Упражнение «Снежный ком». Цель: создание положительного эмоционального фона.Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Ведущий обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа. 5. Упражнение «Нам нужны правила». Ведущий задает вопрос: что же необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы?Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на психологическом тренинге.Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга):Зачем ученики ходят на уроки?Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?Как вы думаете, что мы будем делать на психотренинге? (Подчеркнуть самые интересные идеи.)После дальнейшего обсуждения записывается второе правило — нельзя мешать друг другу говорить. Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, причем у каждого может быть свое мнение. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения. Затем подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило — нельзя оскорблять друг друга.Ведущий демонстрирует черновик, на котором сделаны три записи: «Нельзя перебивать друг друга», «Нельзя мешать друг другу», «Нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? Строгость правилам придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». После обсуждения ведущий предлагает свой (или записанный со слов участников) вариант, при этом каждое правило записано на отдельном листке.«Можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать».«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Они закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано: «На психологическом тренинге…» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.6. Упражнение-рефлексия «Цвет моего настроения».Цель: подведение итогов занятия, завершение работы. Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее внимание участников обращается на то, что занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз. 2 Часть «Когда он стал маленьким…»Цель: уменьшение тревожности, преодоление негативных переживаний, развитие способности видеть свои положительные качества.

Ход занятия:1. Ритуал приветствия. Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.«Жизнь – это…»Ребятам предлагается продолжить фразу: «Жизнь – это…» После выполнения задания следует обсудить ответы детей. Отметить наиболее яркие фразы. 2. Упражнение «Беседа о страхах»Цели: уменьшить тревожность; развить уверенность в себе.Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим?» Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».Давайте нарисуем свои страхи (желательно использовать цвета карандашей из Цветового теста Люшера) Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке…»3. Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»Цель: помочь преодолеть негативные переживания.После прозвучавших предложений детей о том, как можно побороть свой страх, психолог просит нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — рисовать ли на старом рисунке или снова изобразить страх и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря. А можно просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от страха избавиться.4. Игра «Дракон кусает свой хвост»Цель: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.5. Упражнение-рефлексия «Цвет моего настроения».Цель: подведение итогов занятия, завершение работы. Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее внимание участников обращается на то, что занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

3 часть «Когда скала помогает»

Цель: развитие эмоциональной сферы, восстановление ощущения ценности собственной личности.

Ход занятия:1. Ритуал приветствия. Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сжать и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполняли упражнение перед большим зеркалом.2. Упражнение: «Жизненные цели».Давайте вспомним с Вами, как каждый из Вас сформулировал фразу: «Жизнь – это…»– теперь подумайте и запишите, какие 10 составляющих входят в это понятие.– после этого внимательно перечитайте их и оставьте 7 наиболее важных.-перечитайте оставшиеся 7 и оставьте 4 наиболее важных для вас.– из оставшихся 4-х вычеркните 3 наименее важных.– а теперь запишите получившуюся фразу.3. Мини-конкурс «Назови и покажи».Цель: определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает — все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.4. Упражнение «Обрыв»На полу рисуется черта. Выбирается один желающий. Все участники становятся вдоль линии, они изображают обрыв скалы. Скала может вести себя непредсказуемо: либо помогать человеку пройти по обрыву, либо, наоборот, ему помешать. Задача «желающего» – пройти по обрыву скалыелательно, чтобы каждый из детей побывал в роли человека, идущего по обрыву.5. Этюд «Ласка».Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.6. Упражнение «Танец»Цель: использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.В качестве тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцевать радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.6. Упражнение-рефлексия «Цвет моего настроения».Цель: подведение итогов занятия, завершение работы.Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее внимание участников обращается на то, что занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

Литература:

  • Психология в сказках с комментариями / сост.: М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега, О.В. Липская (и др.). – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 144 с. – (Серия «Психология народной мудрости»).
  • Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004.
  • (Школьный психолог, газета)
  • – Детский психолог (психология для специалистов)


Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.