Әңгіме: Кабдрахманова Гүлзада | Манаповна Рефлексия в практике

0

Рефлексия в практике

Почему учителям необходимо меняться?

Я согласна с тем, что все учителя несут коллективную ответственность перед обществом, сообществами, родителями и учениками за качество обучения, которое предоставляет их школа.

Сейчас важно дать не количественное, а качественное знание, научить детей сотрудничать, принимать решение, критически относиться к знаниям. Учитель должен всегда самосовершенствоваться на протяжении своей карьеры, меняться, для того, чтобы дать правильное направление детям. Отсутствие изменений означает остановку в росте.

Мы понимаем необходимость быть примером для других. Мир меняется быстро и традиционные методы обучения не помогут нам формировать конкурентноспособную личность.

Один из эффективных форм обучения это интерактивное обучение. Совершенствовать свои знания нам помогают курсы повышения квалификации. Прохождение курсов по Программе третьего (базового) уровня в ИПК «Орлеу» города Кокшетау для меня было очень полезным. Я пересмотрела свою педагогическую деятельность, я убедилась в необходимости меняться, научилась критически мыслить. Для себя выделила конструктивисткий подход в обучении, где учащимся предоставляется возможность самим формировать новые знания, где ученики могут получать знания не только от учителя, но и от своих сверстников. Для меня не менее важным и полезным стал курс Образовательной программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», которую я проходила в Центре педагогического мастерства города Кокшетау. Сущность ведущих целей настоящей Программы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе духовных, культурных и моральных ценностей, которые важны и специфичны для каждой страны, и что не менее принципиально: в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире (1).

По окончании данного курса мы получили сертификат, который дает нам право стать школьным тренером.

Что дал мне данный курс?

Во-первых, для нас была создана образовательная среда, где мы комфортно себя чувствовали, понимали друг друга, взаимодействовали, помогали друг другу, взаимообучали. Еще раз убедилась в эффективности коллаборативного обучения. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение способствует созданию атмосферы сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы (2).

Во — вторых, повторила теоретический материал Программы уровневых курсов и еще раз для себя выделила основные идеи семи модулей. При групповой работе мы применяли стратегии, которые помогут нам как на уроках, так и при проведении тренинга с нашими коллегами.

В — третьих, микропреподавание в группе было очень интересным и значимым, так как уяснила для себя, как я буду обучать своих коллег. Меня обрадовало то, что есть готовый учебный план, на который я буду ориентироваться. Каждый модуль имеет свои цели и ожидаемые результаты, поэтому при проведении тренинга я буду использовать методы и формы, задания, которые приведут к целям. А также опыт коллег помог мне понять, что необходимо учитывать при проведении тренинга. А именно, позитивный настрой, критерий успеха, реакция на потребности слушателей, своевременная обратная связь, рефлексия, парная и индивидуальная формы работы, постановка вопросов, а также ресурсы и практическая работа.

В — четвертых, наш курс называется «Рефлексия в практике», поэтому мы учились рефлексировать. Хотя мы и раньше делали это, но теперь обратили внимание на три сферы, это когнитивное, социальное и аффективное. При проведении тренинга мы не должны забывать об этих трех сферах, использовать различные формы рефлексии, как ретроспективная, перспективная и корректирующая.

У нас получилось рефлексивное слушание, потому что каждую тему, вопрос мы пропускали через себя, обращались назад и старались улучшить свое обучение.

Обращаясь назад, могу с уверенностью сказать, что я научилась новому, а именно составлять планирование тренинга, проводить тренинг, задавать себе вопросы, рефлексировать в трех сферах, давать обратную связь. Очень важны последовательные методы тренинга, а именно активизация внимания, информация, практика, обратная связь. Воспользуюсь «Пятью принципами Милтона Эриксона», потому что понимаю трудность обучения других. Радует то, что предусмотрена посткурсовая помощь, мы можем при затруднении обратиться к тренеру, в Центр педагогического мастерства или коллегам. На нас школьных тренеров возложена большая ответственность, мы должны вовлечь всех учителей в работу, улучшить процесс преподавания и обучения. Думаю, в этом мне поможет метод обратного дизайна, умение планировать результатов обучения. Большую помощь при написании результатов обучения может оказать работа Б.Блума «Таксономия образовательных задач». Эта классификация или категоризация мыслительного поведения предоставляет готовую структуру и список глаголов, что облегчает написание результатов обучения (3).

На нас, на школьных тренеров возлагается большая ответственность, мы должны распространить полученный опыт на своих коллег, в своей школе. Прежде всего нужно признать, что традиционные методы преподавания устарели, учитель не может просто дать учащимся готовые знания. Важно чтобы учащиеся сами научились добывать знания, формировать из полученной информации новые знания, задавать вопросы, искать пути решения, научиться вести диалог и самое главное научиться жить в мире и согласии, думать не только о себе но и о других.

Использованная литература:

Руководство школьного тренера, 2016
Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Раздаточные материалы, 2016
Программа обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Раздаточные материалы, 2016