КАК ЗА НАМИ СЛЕДЯТ ЧЕРЕЗ НАШИ ГАДЖЕТЫ
разводит руками технический директор «ВКонтакте» Александр Константинов.
Google, YouTube и «Яндекс» хранят историю наших запросов; электронные карты, навигаторы, приложения такси, каршеринга и авиакомпаний – маршруты поездок; а Facebook мгновенно опознает на фотографии каждого из двух миллиардов своих пользователей. Сегодня за нами следят настолько пристально, что остается лишь завидовать Саре Коннор: Терминатору приходилось искать ее по телефонной книге, о нашем же местоположении машинам известно все и всегда.
Откройте настройки геолокации в смартфоне, и вы увидите, что прямо сейчас вас на карте видят ваш банк, несколько магазинов и ресторанов, операторы такси и, конечно, соцсети. Этим роботам не нужны ваши «одежда и мотоцикл», их интересуют более ценные вещи: ваше время и деньги. По мере того как смартфон берет на себя функции телевизора, компьютера и кошелька, он превращается в источник исчерпывающей информации о каждом из нас и главную цель маркетологов и злоумышленников. «Если за нами и следят, то последние лет пять. Раньше это было трудно, ведь наши с вами гаджеты не были так массово подключены к интернету, – продолжает Константинов. – У телефонов и ноутбуков есть возможность «подсматривать» и «подслушивать». Все зависит от того, какие настройки приватности вы выбрали и разрешали ли отдельным программам и сайтам доступ к камере и микрофону». У вас бывало так: вы только что поговорили с коллегой у кулера о чем-то, что никогда не искали в сети, а вернувшись за компьютер, увидели контекстную рекламу этого еще вчера неведомого вам продукта? Думаете, у стен есть уши? На самом деле они растут из вашего смартфона.
«Достаточно установить приложение с рекламным модулем, и оно сможет сливать данные сторонним лицам, – подтверждает антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Виктор Чебышев. – Кроме того, существуют шпионские программы, которые включают микрофон, когда смартфон оказывается в нужной локации, – в начале года такую функцию мы обнаружили у троянца Skygofree».
Так что никаких «Ok, Google» или «Привет, Siri» – они и так здесь, слушают и повинуются, только не нам.
Александр Константинов не столь категоричен: «Всегда легко представить самое страшное, но все намного проще. Скорее всего, кто-то из ваших друзей, когда вы были в одном помещении и с одинаковым IP-адресом, искал информацию. Именно так работает обычный таргетинг – с учетом интересов, поисковых запросов и активности друзей. Если говорить про «ВКонтакте», мы ориентируемся на то, что указано у человека в профиле, и на тематику постов, которые он предпочитает. Учитываем, например, указанный на странице город проживания, возраст, образование, подписки, операционную систему. Благодаря этому показываем более интересную и подходящую рекламу. Причем, когда рекламодатель настраивает какие-то объявления, он видит лишь обезличенную информацию и не может знать, что нравится именно вам или какому-то другому конкретному человеку».
Звучит разумно, но всегда ли эта информация остается в секрете? Недавно журналисты The New York Times выяснили, что Facebook более десяти лет делился данными о своих пользователях с Apple, Samsung, Microsoft, Blackberry и еще более чем с пятью десятками производителей гаджетов, оправдываясь улучшением «пользовательского опыта». Это стало вторым за год скандалом с утечками личных данных из главной социальной сети планеты Земля. Первый скандал, разразившийся весной, касался компании Cambridge Analytica, получившей информацию о 87 миллионах пользователей Facebook и применившей ее для таргетированной рекламы, в том числе во время предвыборной кампании Трампа. Последовавшее падение акций привело к тому, что детище Цукерберга разом обеднело на $13 миллиардов и на время рассталось с мечтой стать первой в мире компанией с капитализацией более одного триллиона долларов. В рамках расследования были обнародованы все средства сбора информации, которые использует соцсеть, но от этого стало только тревожнее.