Веселое Азбуковедение
Итоговое занятие по развитию речи
(старшая группа)
Тема: «Веселое Азбуковедение»
Цель: закрепить знания детей о звуках: деление на гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; закрепить с детьми умение составлять схему слова, схему предложения; закрепить умение делить слова на слоги и развивать способность придумывать слова с заданным количеством слогов; воспитывать внимание, умение работать в команде, развивать лидерские качества.
Материалы: телеграмма; рамки для схемы слова, фишки синего, зеленого, красного цвета; наборы для составления схемы предложения; дом «Детский сад»; карта Азбуковедении; грамота; изображение мудрой совы.
Ход занятия.
І. Ситуация успеха.
1. Дидактическая игра «Кто внимательный?»
— Назвать слова из стихотворения, в которых есть звук [ У ], выделить его интонационно, определить местоположение звука в слове.
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У утки не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится.
2. Беседа.
— Какие звуки вы знаете?
— Чем отличаются гласные звуки от согласных?
— Какими фишками обозначают: — гласные звуки?
— согласные твердые звуки?
— согласные мягкие звуки?
ІІ. Основная часть.
1.Сообщение темы урока.
2. Беседа.
Ребята, нам принесли телеграмму. (чтение текста телеграммы)
ТЕЛЕГРАММА.
ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ. ЧТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, ИДИТЕ ВСЛЕД ЗА КЛУБОЧКОМ. НЕ БОЙТЕСЬ ПРЕПЯТСТВИЙ. ВАС ЖДЕТ СЮРПРИЗ.
ЖИТЕЛИ СТРАНЫ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.
— Не испугаетесь? Тогда в путь. Мы с вами отправляемся в удивительную сказочную страну Азбуковедению.
3. Препятствие № 1.
Дидактическая игра «Кто больше?»
— о чем идет речь?
Что за звуки –
Словно песни,
Нет преграды на пути.
Голосисты, как артисты,
Ты в словах их назови.
(гласные)
— назвать слова со звуками [ А ], [ О ], [ У ], [ Ы ], [ Э ].
4. Препятствие №2.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
— подсказать слово в конце каждого стихотворения и назвать первый звук в подсказанном слове.
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке … (лапу — [ Л ])
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили — [ Л ])
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей — [ М ])
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик — [ М ])
В реке большая драка:
Поссорились два … (рака — [ Р ])
Между гор, издалека,
Течет горная … (река — [ Р ])
— назвать слова, которые начинаются со звуков: [ Н ] — [ Н ], [ Т ] — [ Т ], [ Б ] — [ Б ].
5. Препятствие №3.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
— показать, с помощью руки, местоположение звука [ П ] в слове:
— парта, спорт, клоп;
— хлопушка, стоп, плот;
— шлеп, петух, операция.
6. Препятствие №4. Болото.
Физминутка «Цапля»: Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не пускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(проводится 2 раза: для левой и правой ноги)
7. Препятствие №5.
Дидактическая игра «Составь схему слова» (КРР)
— предлагаемые слова: ФОКУС, ФИКУС, ФИЛИН.
8. Препятствие №6.
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
— отгадать загадки;
— определить, сколько слов в словах-отгадках.
В этот гладкий коробок Гуляю я и в дождь, и в зной:
Бронзового цвета, Характер у меня такой.
Спрятан маленький дубок (зонт – 1 слог)
Будущего лета.
(желудь – 2 слога)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга – 3 слога)
Дидактическая игра «Придумай слово»
— придумать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов.
9. Препятствие №7.
Дидактическая игра «Составь схему предложения» (КРР)
— предлагаемое предложение: КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО.
10. Вот мы с вами и добрались до волшебной страны Азбуковедение. Кто же нас здесь встречает? И кто помог нам найти дорогу? Посмотрите: это же мудрая сова! А что это у нее в руках? Грамота! (Зачитывание текста грамоты).
11. Рефлексия: — о чем говорили?
— какое задание вызвало затруднение?
12. Итог занятия.
Сергеева Г.А.
УВК “Лицей” г. Риддер
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!