Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур

0

Конспект интегрированного урока
по математике и конструированию
в старшей группе
/с элементами развивающего обучения/

Тема: «Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур»

Цель: Знать свойства треугольника и квадрата. Уметь сравнивать их по основным признакам. Уметь преобразовывать квадрат в треугольник и конструировать поделку оригами. Развивать наблюдательность, внимание и умение применять полученные знания при решении учебных задач. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Уметь получать удовольствие от полученных результатов каждым ребенком на уровне его развития. Уметь общаться со сверстниками в парах. Развивать навыки коммуникативности в командной работе.

Ход урока
Организационный момент
  — Чтобы нам начать занятие, нам нужно выполнить небольшое задание.
Детям раздаются карточки с зашифрованной геометрической фигурой.

I Ситуация успеха
1 Дидактическая игра «Зашифрованная фигура»
   — Вспомним, как правильно нужно определять свою фигуру. Смотрим слева направо. Что определяем сначала? /Какая геометрическая фигура/. Затем? /Величину/. И потом? /Цвет геометрической фигуры/.
   — Ребята, когда вы расшифруете и найдете свою геометрическую фигуру, определите свой стол. Сядьте за тот стол, на котором изображена ваша геометрическая фигура.
2 Рефлексия.
    Предлагаю положить карточки перед собой. 
    Работа в парах. Проверка друг у друга выполненного задания: правильно ли дети определили свою геометрическую фигуру и нашли свой стол.
    Назначаю лидеров команд.
3 Определение темы урока.
    — Ребята, как называется ваша геометрическая фигура? /У одной команды это треугольник, у другой – квадрат/.
    — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
    — Верно, мы сегодня вспомним все, что мы знаем о треугольнике и квадрате, узнаем чем они похожи и в чем их различие.

II Основная часть
1 Дидактическая игра «Узнай, кто это»
   На доске висит иллюстрация с изображением забавных животных, расположенных в ряд.
    — К нам в гости должен прийти один из этих забавных животных. Нам нужно определить кто это по следующей подсказке: он стоит впереди бельчонка, но позади щенка. 
     Дети определяют, что это Ёжик. Вносится игрушка ёжика.
   — Ёжик привел нас на полянку, на которой стоят два веселеньких домика /плоскостных/. 
   —  Ребята, вы хотите узнать, кто в этих домиках живет?  Тогда нам нужно выполнить одно задание.
2 Дидактическая игра «Пропущенная цифра»
   Лидеры раздают каждому ребенку по одной карточке, по которой определяется пропущенная цифра. Каждый ребенок выкладывает соответствующее количество кружочков. Индивидуальная работа.
  Рефлексия.
  Проверка в парах выполненного задания.
  — С заданием мы справились? Тогда наш гость  ёжик, наконец, покажет нам, кто живет в этих домиках.
    В домиках открываются окошки и дети видят в одном домике квадрат, в другом треугольник.

3 Закрепление знаний о треугольнике и квадрате.
  — Давайте вспомним все, что мы знаем  об этих геометрических фигурах.
    Кластер
    Работа в команде.
    У каждой команды есть таблица, которую нужно заполнить: вставить в окошечки цифры, обозначающие количество сторон, углов и вершин, которые ранее дети обозначали модулями: 
   

 
 
 
            Стороны                     углы                         вершины

     Рефлексия.
    Таблицы вывешиваются на доске. Лидер определяет, кто из команды будет защищать свой проект. Дети от каждой команды выходят к доске и рассказывают по своей таблице о геометрической фигуре:
    — У треугольника 3 стороны, 3 угла и 3 вершины. 
    — У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
Валеопауза. 
  — А теперь отдохнем и повеселим друзей.
У треугольника есть брат –
Замечательный квадрат.
Братья делают зарядку,
А потом играют в прятки,
Сладкий чай из чашек пьют,
Очень весело живут.
Треугольник и квадрат –
Старший брат 
И младший брат.
 4 Конфликтная ситуация
    — Ёжик хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с этими геометрическими фигурами. Хотите послушать?
     Жили-были два друга: треугольник и квадрат. Жили они дружно. Ходили они  друг к другу в гости, чай пили, сказки рассказывали. Но вот однажды квадрат сказал треугольнику: «Мы с тобой словно братья, мы ведь так похожи! «Нет,- говорит треугольник, — мы совершенно разные, совсем не похожи!»  Стали они спорить и окончательно поссорились. И дружбе их пришел конец. Не стали треугольник и квадрат ходить друг к другу в гости, чай пить, сказки рассказывать.
 — Ребята, давайте поможем друзьям. Посоветуйтесь в командах и решите этот спор: чем похожи и чем не похожи друзья.
Итог
  — Друзья похожи тем, что у них есть стороны, есть углы и есть вершины. Но не похожи они тем, что количество сторон, углов и вершин у них разное.
Рефлексия
  — Ребята, мы смогли решить спор друзей? Мы молодцы?
  
III Заключительная часть.

1 Конструирование оригами «Тюльпан»
  — Чтобы окончательно помирить друзей, давайте приготовим им сюрприз: сделаем поделку оригами. Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции, и тогда мы увидим, что у нас получится.
  — Возьмите цветной лист бумаги. Какой он геометрической формы? /Это квадрат./
  — Докажите, что это квадрат. /У этой фигуры 4 стороны, 4 угла и 4 вершины. Все стороны равны, значит, это квадрат./
  — Вы меня убедили. Превратите свой квадрат в треугольник. 
  Перегибаем квадрат по диагонали пополам, совмещая углы и стороны.
  — Прогладьте пальчиком сгиб. Положите перед собой так, как у меня.
  Треугольник располагаем длинной стороной вниз.
  — Что за фигура у нас получилась?  /Треугольник, потому что у него 3 стороны, 3 угла, 3 вершины./
  — Поставьте указательный пальчик левой руки на середину длинной стороны треугольника. 
  — Поднимите острый уголок вверх и немного в сторону, прогладьте пальчиком сгиб.
  — Теперь поднимите второй острый уголок также вверх и немного в сторону, прогладьте.

 

 

  — Что у нас получилось?  /Тюльпаны!/
  — Давайте соберем их в красивый букет и подарим нашим друзьям.
  Дети приклеивают тюльпаны к готовым цветоножкам на панно с вазой. И дарят свою работу квадрату и треугольнику. Благодарят ёжика за интересную историю.
Рефлексия
  — Ребята, как вы думаете, смогли бы мы сделать такие замечательные тюльпаны, если бы квадрат и треугольник перестали дружить?
  — А что нам сегодня помогло при работе на уроке?  /Дружба, взаимопомощь, поддержка товарища, аккуратность, внимательность./
 
Итог урока
   — Я вас благодарю за урок, за то, что вы смогли помирить друзей. Вы все молодцы. Мне очень понравилось как вы работали. Урок окончен.
                                         
                                                                                                          Щербакова В.П.
                                                                                                          Воспитатель д/с № 22
                                                                                                          г. Риддер 

 

 

 

Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!


Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!