Тема урока: § 61. Строители слов. Словообразование имен прилагательных |
Школа №16 имени Т.Аманова |
Дата: 18/Ⅱ-2019г. |
ФИО учителя Райымбекова Э.М. |
Класс 6 |
Количество присутствующих |
Количество отсутствующих |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
6.2.3.1 – соблюдать лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов, избегая повторов;6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме;6.4.3.1 – представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникативных технологий. |
Ожидаемый результат
|
Все учащиеся смогут:познакомиться с основными способами образования имен прилагательных;работать со словообразовательной моделью, применять алгоритм при определении способа образования прилагательных; различить значение однокоренных слов и употреблять их в речи. |
|
Большинство учащихся будут уметь:указать способы образования прилагательных;какими способами образованы эти имена прилагательные. |
|
Некоторые учащиеся смогут: рассмотреть словообразовательную модель и рассуждать, что общего могут придать суффикс и окончание;какой морфемой будут различаться все эти слова;объяснить, почему у всех этих слов разное лексическое значение;доказать, что корень является главной морфемой, без которой не может существовать слово. |
Критерий успеха |
Учащийся достиг цели обучения, если:научится работать со словообразовательной моделью; применит алгоритм при определении способа образования прилагательных;различит значение однокоренных слов и употребит их в речи. |
Языковая цель |
Учащиеся могут:строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.Ключевые слова и фразы: жалостный, жалостливый, простой, простенький, простоватый.Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопросы для обсуждения: Как образуются имена прилагательные? |
Предыдущее обучение |
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи. |
План |
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
|
0–2 мин |
I. Организационный момент.Создание коллаборативной среды.Игра «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь и пожелайте удачного дня! |
|
Начало урока
|
Актуализация знаний.
Сравните данные примеры. Подумайте, какими способами образованы эти имена прилагательные. свобод -н -ыймир — ов -ойправд — ив -ыйбес-смерт-н-ый (Деятельность учащихся) Ученики производят морфемный разбор слов и определяют тему урока.
Изучение нового материала. Задания 1-го уровня (знание, понимание)
К Упр.1. Перед вами словообразовательная модель, по которой образованы многие слова в русскомязыке. Суффикс и окончание придают этим словам что-то общее. Что? Какой морфемой будут различаться все эти слова? Объясните, почему у всех этих слов разное лексическое значение. Докажите, что корень является главной морфемой, без которой не может существовать слово.Учимся применять правило!Основные способы образования имён прилага- тельных: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.
С у ф ф и к с а л ь н ы й способ: довер(ять) +
-чив-(ый) = доверчивый; цен(а) + —н-(ый) = ценный.
П р и с т а в о ч н ы й способ: не- + приятный = неприятный; без- + грамотный = безграмотный.
П р и с т а в о ч н о — с у ф ф и к с а л ь н ы й способ: за- + мор(е) + -ск-(ий) = заморский; под- + Москв(а) + -н-(ый) = подмосковный.
|
|
|
Чтобы определить способ образования слова, рассуждайте так: березовый (сок) – (сок) березы.Значит, слово березовый образовано от слова береза, из которого взята основа берез— и к которойприбавлен суффикс —ов-; следовательно, это суффиксальный способ образования.Упр. 1. Прочитайте текст. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык – это средство общения? Запишите ответ на этот вопрос. Есть ли в них уменьшительно-ласкательное значение? Выпишите их и обозначьте морфемы. От каких слов они образованы? |
|
Середина урока |
Освоение изученного материала. Задания 2-го уровня (применение).
Упр. 2. Послушайте текст. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык – это средство общения? Запишите ответ на этот вопрос. Работа в группах. Деление на группы. 1 2
Укажите количество 1. Укажите количество прилагательных в 1-м прилагательных во 2-м абзаце.абзаце.
Подберите антонимы 2. Подберите антонимы к словам ранний,к словам горький,
глубокий, чистый.нежный, черный.
Сделайте морфемный3. Сделайте
разбор прилагательногоморфемный разбор материнский. Проверьтеприлагательного себя погневный. Проверьте словообразовательномусебя по словообра—словарю русского языка.зовательному словарюрусского языка.
Укажите способ4. Укажите способ образованияобразования
прилагательныхприлагательныхбабушкина, колыбельная.радостная,колыбельная.
Образуйте с помощью5. Образуйте с
суффиксовпомощью суффиксов прилагательные от словаприлагательные от чистый.слова черный.Упр. 3. Составьте предложения, правильно употребив данные в них однокоренные слова. Какими членами предложения могут быть эти слова? Чем объясняется смысловое различие данных однокоренных прилагательных?Упр. 4. Составьте и запишите словосочетания, используя слова из правого и левого столбиков. Укажите, какой морфемой различаются однокоренные слова. Читая, соблюдайте правильное произношение. Докажите, что данные пары прилагательных являются паронимами.Упр. 5. Внимательно прочитайте слова. Определите, от каких слов они образованы. Определите способ словообразования. К любым двум прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.Упр. 6. Спишите прилагательные. Обозначьтесуффиксы и определите, какое значение они придают словам. Составьте с любыми тремя прилагательными распространённые предложения.Физминутка.V. Закрепление изученного материала. Задания 3-го уровня (создание, оценивание).Упр. 7. Спишите прилагательные. Обозначьтесуффиксы и определите, какое значение они придают словам. Составьте с любыми тремя прилагательными распространенные предложения.Критерий оценивания:
научится работать со словообразовательной моделью;
применит алгоритм при определении способа образования прилагательных;
различит значение однокоренных слов и употребит их в речи. |
|
Конец урока
|
Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы. Упр. 9.
Слово беленький образовано суффиксальным способом.
Слово сыроватый образовано приставочным способом.
Слово бледноватый образовано приставочным способом.
Прилагательное вишневый образовано от слова
вишня.
Прилагательное кошкин образовано от слова
кошечка.Упр. Составьте синквейн к существительному песня.Домашнее задание:
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них и укажите ошибки в образовании прилагательных.
Подготовьте лингвистический рассказ на тему
«Словообразование имен прилагательных».Рефлексия. «Три М». Назовите три момента в ходе урока, когда вы успешно справились с заданиями, и одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке. |
https://ru.wikipedia. org/wiki/ От_двух_до_пяти
|
Дополнительная информация |
Дифференциация Как вы планируетеподдерживать учащихся? |
ОцениваниеКак вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ компетентность Связи с ценностями |
Детям можно предложить |
Наблюдение учителя в ходе |
Физкультурная |
тексты для чтения разного |
реализации приема «Одна |
минутка |
уровня сложности. |
минута». |
Мы проверили осанку |
Детям, допускающим |
После чтения текста |
И свели лопатки. |
отклонения от |
№1 – взаимооценивание по |
Мы походим на носках, |
каллиграфических норм, можно |
стратегии «2 звезды и 1 |
Мы идем на пятках |
предложить дополнительный |
пожелание». |
|
рабочий лист. |
После выполнения |
|
Детям, которые работают в |
дифференцированного |
|
высоком темпе, можно |
задания по вариантам (чтение |
|
предложить дополнительные |
и анализ текста) учитель |
|
задания. |
оценивает выполненные |
|
|
работы на основе |
|
|
дескрипторов. |
|