Статья «Ребёнок с особыми образовательными потребностями».

0



Ұстаз тілегі сайтында материал жариялап тегін сертификат, алғыс хат және құрмет грамотасын алуға болады. Ол үшін сайтқа тіркеліп материал жариялау керек. Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады

Статья «Ребёнок с особыми образовательными потребностями».

Бағыты: Коррекциялық мектеп Бөлімі: Мақала Сыныбы: Басқа

Материал предназначен для специальных ДО.

Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду

Кобзева Н.В.

Ключевые слова: ребёнок с особенностями в развитии, ограниченные возможности, коррекция, коррекционная работа, адаптация, социализация, инклюзивное образование.
_______________________________________________________________________

А не должнолинаше общество, наконец, ужепривыкнуть правильновоспитывать подрастающеепоколение и приучать ккорректному отношению клюдям с ограниченнымивозможностями (ОВ)? Ведь, несмотря на множествотелепередач, рекламы, книг, журналов, статей о том, что ЛЮДИ ТАКНЕ ДЕЛЯТСЯ, увы, до сих пор длямногих детей инвалидыостаются подобныинопланетным существам! К сожаленью,дети с различнымизаболевания рождались,рождаются и будут рождаться,и никто, кроме их самих непрочувствует, как тяжеловыжить в нашем обществе,если ты не такой, как все!
Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Как помочь особенному ребёнку адаптироваться среди людей?
На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Так, Саламанкская декларация определяет инклюзию как реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности каждого ребенка.
Нашу дошкольную организацию, посещают как здоровые дети, так и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП) различной степени тяжести.
Ведущимвидомдеятельности в период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако, важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с нарушением ОДА и ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой, учебной и трудовой деятельности.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
В нашей дошкольной организации созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением ОДА и ДЦП. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВ комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения таких детей в образовательное пространство и социализацию.
Регулярно дети осматриваются врачами – невропатологом и ортопедом. По назначению врача дети получают физиопроцедуры и массаж.
В соответствии с Типовым учебным планом для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (Приказ Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года № 479 приложение № 3 О внесении изменения и дополнения в приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557) в рабочий учебный план дошкольной организации включена специальная коррекционная учебная деятельность (СКУД):
Лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП и инвалидов, проводится инструктором по физической культуре и ЛФК;
Плавание, проводит инструктор по плаванию. Бассейн вместе с детьми с нарушением ОДА и ДЦП посещают и здоровые дети.
Коррекционная работа по группам с учетом диагнозов детей по программам Час двигательной активности, Речевой час, Час психолога, Мир игр Монтессори, Волшебные ладошки, которая проводится воспитателями по рекомендациям логопедов и инструктора ЛФК.
Дети в нашем детском саду разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Дети с нарушением ОДА и ДЦП имеют помимо основного множество сочетанных диагнозов. В структуре дефекта значительное место занимают нарушения речи (ОНР 1,2,3 уровня, ОНР осложненное дизартрией, стёртой дизартрией, ЗРР, ФНР, ФФН). Для детей этой категории предусмотрены занятия с логопедами и работа воспитателей программе Речевой час.
При нарушении ОДА и ДЦП характерны аномалии развития психики, которые включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Дети без отклонений в психическом развитии встречаются относительно редко. Детский сад посещают дети с диагнозами: задержка психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), гидроцефалия, синдром детского аутизма.
У детей с нарушением ОДА и ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Поэтому для детей этой категории предусмотрены занятия с психологом по программе Час психолога.
Также в структуру дефекта при нарушении ОДА и ДЦП входят и нарушения зрения. В каждой группе, в кабинете ЛФК и комнате психологической разгрузки сделаны, адаптированные для детского сада, офтальмотренажеры по методике Базарного.
Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики. Программы Мир игр Марии Монтессори, Волшебные ладошки адаптированы и для здоровых детей (вариативный компонент), и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В них уделяется большое внимание развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
На базе детского сада функционирует психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, педагогов ДО по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на городскую психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.
Специальные коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, не нарушая сетки организованной учебной деятельности, индивидуально, по подгруппами, фронтально. Отдельные виды игровых упражнений отрабатываются в период свободной игровой деятельности на прогулке и в группе. Выбор форм работы зависит от этапа обучения и индивидуальных возможностей наших детей. Длительность работы на каждом этапе определяется характером и степенью индивидуальных трудностей детей.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной идругих видовдеятельности у ребенкасДЦПявляется проводимая снимадекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающаяработа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей Мама, папа, я – спортивная семья. Формируя активную позицию родителей ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДО.
С целью повышения мотивации образовательной деятельности воспитанников выпускных групп ежегодно в сентябре организуется экскурсия в физико-математический лицей. А для наилучшего усвоения правил безопасного поведения и воспитания активного грамотного пешехода ежегодно в сентябре на музыкально-спортивный праздник Дорожная АЗБУКА приглашается инспектор дорожной полиции.

Результатом эффективной коррекционно-воспитательной работы является то, что наши выпускники поступают в лицеи, гимназии и общеобразовательные школы города.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации дутей с ДЦП в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Список литературы:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
Интернет ресурсы.


Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.