Составление описательных рассказов по картине «Зима» художника Обрыньба

0

Воспитатель: Шелега Н.А. 

Тема: «Рассматривание картины «Зима»  
художника Обрыньба.
1 часть цикла — обогащение словаря 

Программное содержание: развивать у детей эстетическое восприятие картины, воспитывать любовь к природе, интерес к изобразительному искусству, понимать, как художник рассказывает о зиме, познакомить с разновидностью пейзажа – сельский пейзаж, продолжать работу над развитием творческого воображения детей: самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым на картине и последующие; поощрять умения целенаправленно  слушать высказывания сверстников, высказывать  элементарные оценочные суждения; ориентировать детей на точное изображение зимних развлечений, на выделение  не только главного, но и деталей, продолжать работу над лексической и грамматической стороной речи: подбор определений (к словам «снег», «лед»), упражнять детей в образовании названий людей, занимающихся различными видами спорта в единственном, множественном числах, мужского и женского родов (лыжница, лыжник,  лыжники, хоккеист, хоккеисты, конькобежец, конькобежка, конькобежцы, фигурист, фигуристка, фигуристы); название оттенков неба, снега; подбор существительных к определениям (холодный, холодная, холодное, холодные) в соответствии с родом и числом.

Предварительная работа:  индивидуальное заучивание стихотворений «Снежная гора» К. Островский, «Зима…» А.С.Пушкин, «Белая береза», «Заколдован невидимкой»  С. Есенин, рассматривание картины «Зимние развлечения» и составление рассказов по ней, наблюдение и проведение  опытов со снегом и льдом; знакомство с народными приметами,  заучивание  загадок о мороз; чтение книги Н.Пузановой «В городе тысячи радуг»

Материал: большой красочный конверт, картина «Зима» художник Обрыньба, указка.

Ход занятия:
В группе на столе  лежит большой конверт от Кисточки из «Города тысячи радуг». 
— Как вы думаете, что может нам прислать Кисточка?
— Давайте прочтём записку от Кисточки «Дорогие ребята! Я прислала вам картину, но рассматривать её надо постепенно, в определенной последовательности, следуя нумерации. И тогда вы откроете для себя мир таким, каким его запечатлел художник. Желаю интересного рассматривания!   Кисточка»

Первый лист
— Как вы думаете, что изображено под первым листом? (предположения детей)
Воспитатель открывает лист.
— Какое время года изображено на картине? 
— Почему вы так решили? 
— Где лежит снег? 
— Почему вы решили, что это деревня?
— Какой день изобразил художник? Правильно, день солнечный. Где художник изобразил солнечные пятна?
— Почему вы считаете, что день морозный?
— Обратите внимание на небо. Какие краски использовал художник при написании неба?
— Внимательно посмотрите на деревенскую улицу, что вы видите на ней?
— Куда приехала машина? Что она привезла в магазин?
— Чем заняты дети? А вы любите лепить из снега?
— Как вы думаете, что это? Правильно, это мост. А какой материал использовали при строительстве моста?
Зимний, ясный, солнечный день в деревне. Морозно, дым поднимается столбом в синее, безоблачное небо. К магазину подъехала машина, она привезла продукты.  Малыши лепят из снега снеговика. Дорога из деревни проходит через небольшой деревянный мост. 
Второй лист
— Как вы думаете, что  мы можем увидеть под вторым листом?
Воспитатель открывает лист.
— Откуда едет человек? Кем он управляет?
— Куда человек  держит путь? Быстро ли идёт лошадка? Почему? 
— Какое стихотворение подходит к этому  эпизоду картины?
 Чтение А.С.Пушкин «Зима!… Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь….»
— Обратите внимание на  деревья. Какие это деревья? Действительно, это березы. А как вы догадались? Правильно, только у березы такой примечательный ствол. 
— Многие поэты  описывали зимнюю березу, особенно она выразительна у С.Есенина
Чтение С. Есенин «Белая береза»
— Как  можно назвать место, где растёт много берез? Верно, это березовая роща.
— Если внимательно присмотреться, что мы видим над деревьями? Это птицы. А какие?

Только что через мост проехала лошадка, запряжённая в сани. Мужчина поехал в лес за дровами. Его путь лежит в гору. Лошадь идёт медленно, ей тяжело, много выпало снега. Лошадка проезжает мимо березой рощи. Все деревья прикрыты белым снежным узорным  покрывалом. Над березовой рощей кружит стая ворон, потревоженная лошадью.

Третий лист
— Как вы думаете, что  мы можем увидеть под этим листом?
— Послушайте загадки:
Мы проворные сестрицы, 
Бегать быстро мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим, 
Уж такой у нас режим!   (лыжи)
-Как назвать мальчика, катающего на лыжах? А девочку? А детей?
Ой, насыпало снежка
Вывожу коня – дружка
За веревочку – узду
Через двор его веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его — тащу!  (сани)
Воспитатель открывает лист.
— Что вы видите на этой части картины?
— Во что одеты дети? Зачем они сюда пришли? 
— Дети пришли на лесную опушку, что  они будут делать?
— Какие поэтические строки можно сказать про лес?
Чтение С. Есенин «Заколдован невидимкой …..»

На лесную опушку пришли дети. Лес, заколдованный зимой, встретил их. Ребята пришли покататься на лыжах и санках. Они давно ждали выходных дней, чтобы покататься с горы.

Четвертый  лист
— Как вы думаете, что  мы можем увидеть под следующим листом?
Воспитатель открывает лист.
— Чем занимаются дети? Какое у них настроение?
— Какие поэтические строки здесь уместны?
Чтение Сурикова «Детство», Островского «На снежной горе»
— А если бы картина ожила, чтобы мы услышали?
— Как вы думаете, холодно ли детям? Как художник показал это на картине?
— Хотелось бы вам съехать на санках с этой горы?

Мальчики быстро съезжают с горы. Слышен веселый смех. Ребятам не холодно, они разгорячены от быстрой езды, у них раскраснелись щеки.

Пятый лист
— Послушайте загадку, она поможет вам отгадать, кто спрятался под пятым листом.
Мои дружные дружки,
И блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся.     (коньки)
— Кто катается на коньках? (фигуристы…., конькобежцы….., хоккеисты…..)
— Что можно сказать про лёд на реке?
Что ещё можно назвать словами «холодный», «холодная», «холодные»?

На твёрдом, крепком льду катаются дети. Они  фигуристы. Хорошо кататься на коньках, весело!

Шестой лист
— Как вы думаете, что  мы можем увидеть под этим листом?
Воспитатель открывает лист.
— Откуда идет мальчик? 
— Кого он везет на санках?
— Легко ли мальчику везти малыша на санках?
— Почему мальчик не бросит санки, ведь ему нелегко?
— А как бы вы поступили?
— Что можно сказать про мальчика? Какой он?

Мальчик Витя взял с собой  младшего брата кататься на горку. Тяжело Вите везти малыша, много снега, да и идти приходится в гору. Но мальчик знает, как будет рад его братишка, прокатившись с горы, и поэтому медленно поднимается, не смотря, ни на какие трудности!

Седьмой лист
— Может, теперь вы догадаетесь, что спрятано под последним листом?
 Воспитатель открывает лист.
— Под этим листом спрятан снег. Обратите внимание на то, какие краски и оттенки использовал художник при написании снега
— Какой снег в яркий солнечный день?

Снег в ясный солнечный день сверкает, искрится, переливается разными цветами радуги: и голубой, и розоватый, и фиолетовы (под деревьями). 

— Вот мы с вами и открыли полностью картину, которую нам прислала Кисточка.  Какая из частей картины вам понравилась больше, почему?
— Как бы вы назвали эту картину?
— А художник назвал ее «Зима»
— К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Правильно, это  пейзаж, но это  пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного)
Итог занятия
— На следующем занятии мы с вами будем учиться составлять предложения и рассказы по частям этой картины.

 
Тема: «Составление предложений и рассказов по частям картины «Зима» художник Обрыньба»

2 часть цикла – работа над грамматическим строем речи, составление небольших рассказов по частям картины (использование схем)

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки; учить детей придумывать предложения с заданным словом по сюжету картины, учить задавать вопросы по предложенному сюжету картины, отвечать на вопросы распространенными предложениями, использовать в речи образные выражения (снег, как пух, лед , как стекло ….), включать эти  выражения в предложения.
Познакомить детей со схемами, научить их понимать схемы, соотносить  условные изображения на схемах с происходящими действиями и предметами на картине, выражать это в движениях под музыку, развитие творческого воображения, поощрение креативных суждений, воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей. 

Предварительная работа: первичное знакомство с картиной «Зима» художник Обрыньба;  индивидуальное заучивание стихов И. Пашов «Зима», А.С.Пушкин «Зимнее утро»; рассматривание сюжетные и пейзажных картин на зимнюю тематику, экскурсии в парк, наблюдения; чтение  книги Н.Пузановой «В городе тысячи радуг»

Материал: Фея Кисточка, Волшебное Перо, картина «Зима», указка, схемы, палитра красок, DVD, диски с музыкой.

Ход занятия:
В гости к детям приходит Фея Кисточка и приносит цветные листы.
— Ребята, расставьте, пожалуйста, листы, так как цвета располагаются в радуге.
— Как получить зелёный цвет? Оранжевый?  Фиолетовы?
— Назовите теплые цвета, холодные, основные. 
—  Полученная радуга из цветных листов – это подарок вам от художника.
— Дети, я пришла к вам не одна, а с подругой Волшебным Пером.
— А что такое перо? У кого бывают перья? Что можно делать пером?
— Как назвать человека, который пишет рассказы, сказки?
— А хотели бы вы узнать, кто была помощница писателя  в давние времена?

Давным–давно, люди писали обыкновенными палочками на восковых пластинах. В древнем Египте изобрели первую ручку. В медном стерженьке пряталась тонкая тростинка с темной краской. По тростинке краска сочилась на заостренный конец, и такая ручка оставляла на папирусе (древней бумаге) темный след. Затем люди стали писать гусиным пером, обмакивая его в чернила. Позже изобрели стальное перо. Хотя пластинка  было железная  и ничего общего не имела с гусиным пером, но название сохранилось.  Позже люди придумали шариковую ручку. На кончике стержня имеется маленький шарик, он обмакивает в пасту, то один, то другой бочок – вот так и пишет. 

— Но не сама ручка пишет умные слова, не сама кисть рисует красивые картины. Это происходит только тогда, когда ручка или кисть попадают в руки  талантливого человека.
— Сегодня Волшебное Перо принесло подарок от писателя. Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в маленьких писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями

План рассказа состоит из 7 схем. Схемы нарисованы на оборотной стороне цветных листов.

1 схема «Время года и погода»
 
— Внимательно посмотрите на эту схему,  о чем мы будем говорить?
— Посмотрите теперь на картину и соотнесите  схему с изображённым на картине?
Обобщение ответов детей
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
2 схема «Природа»
 
— О чем мы должны сказать  по картине, опираясь на схему?
— Придумайте, пожалуйста,  образные слова и выражения.
На крышах домов снег лежит, как….
Березка закуталась …. 
Ёлочка нарядилась ….
У сосны косынка на веточках – плечах из …..
Река уснула под толстым льдом, а лёд блестит, как …., гладкий, как ….
Чтение стихотворения С.Есенина «Заколдован невидимкой…»
— Как в стихотворении поэт назвал Зиму?
— Что в стихотворении говорится о сосне?
3 схема « Забавы детей» (дети, изображённые на заднем плане)

 

— Ребята, давайте вспомним, какие слова мы с вами подбирали к словам «снег», «лед». Придумайте предложения по этой схеме, включая названные слова в предложения
4 схема « Забавы детей» (дети, изображённые на переднем плане)

 

Придумайте предложения, используя в них такие слова: санки, лыжи, быстро, упали, веселые, счастливые, 
Физминутка
Художник прислал нам небольшие палитры с красочными цветными пятнами. Выберете для себя палитру, внимательно посмотрите на картину и определите, что художник изобразил с помощью ее. Но, пожалуйста, не называйте, а изобразите под музыку это. Фея Кисточка и я постараемся отгадать, кого  и что вы изображаете. 
(- По твоим движениям я поняла, что ты елочка, а как догадалась ты, что надо изобразить именно  елочку?
— Я ёлочка, потому что у меня палитра цветов, которые художник использовал для написания елки.) 

5 схема «Труд взрослых»

 
— По этой схеме  буду рассказывать я. А вы подумайте и задайте мне вопросы, а помогать отвечать мне на ваши вопросы будет Марина.
— На деревенской улице стоит машина. Она привезла продукты в магазин.
??? детей
— По деревянному мосту через речку проехала лошадка, запряжённая в сани. В санях сидит человек, он поехал в зимний лес за дровами. Лошадка медленно поднимается в гору, ей тяжело, потому, что выпало много снега.
???? детей
6 схема «Мальчик с малышом»
 
— Покажите, к какой части картины относится эта схема. Придумайте имена детям. Составьте несколько предложений о том, куда собрались дети, какой по своему характеру взрослый мальчик. 

 

7 схема «Настроение от картины»
 
— Определите  свое отношение к картине. Какое у вас возникло настроение  после просмотра и почему?
— Начинайте свои предложения так:
* После просмотра картины у меня стало ….
* Когда я рассматривала картину, то у меня …..

Итог занятия:
 — Вот и подошло наше занятие к концу. Сегодня вы были маленькими писателями, правильно составляли предложения, старались придумать небольшие рассказы. На следующем занятии мы ещё вернемся к нашей картине. 
— Вспомните, как называется  картина?
— А закончит наше занятие стихотворение И. Пашова «Зима»

 
 
Тема: «Составление творческих рассказов описательного  характера по картине «Зима» художник Обрыньба»

3 часть цикла – работа над творческим описанием картины (в контексте с музыкой) 

Программное содержание:  воспитывать у детей эстетический вкус, музыкальный слух,  определять характер музыки, соотносить ее с персонажами на картин, развивать фантазию детей посредством музыкальных произведений (Что ты представляешь под эту музыку? О чем рассказывает данная мелодия?),  учить детей при составлении творческих рассказов применять  метод эмпатии (вхождение в образ персонажа, который изображён на картине, как одушевлённый, так и неодушевлённый), рассказывая  от лица героя картины, строить  речь правильно, соотносить глаголы и прилагательные с существительными в определённом роде, числе, закреплять ориентировку в пространстве (картины) (около, рядом, вверху, внизу, мимо); в описательных рассказах использовать  терминологию: на переднем плане, в центре картины, на заднем плане,  в верхнем правом углу, слева, справа)

Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, наблюдения на прогулках за  окружающим; чтение книги Н. Пузановой «В городе тысячи радуг»; рассматривание сюжетных и пейзажных картин на зимнюю тематику

Материал к занятию: Фея Кисточка, Весёлая Нотка, картина «Зима»  художник Обрыньба, указка, диски с записью музыкальных произведений, эмблемы (снежинка, елочка, лошадь, фигуристка, саночник, зритель, художник)

Ход занятия:
В гости к детям приходит Фея Кисточка и приводит с собой подружку – Весёлую Нотку.
Нотка задаёт детям вопросы:
— Зачем нужна музыка?
— Как называют человека, который сочиняет музыку?
— Как называют человека, который  играет  музыку?
— А какая музыка бывает?
— Я принесла с собой подарки от композиторов Раухвергера, Майкапара, Гречанинова (показ диска)
— А чтобы вам было легче отвечать на мои вопросы,  вы можете воспользоваться эмблемами, на которых изображены персонажи: снежинка, елочка, лошадь, фигуристка, саночник, зритель, художник.

1 музыкальный отрывок  «Колыбельная» Гречанинова (слушание)
— Определите характер музыки. Какое было настроение у композитора, когда он писал музыку?
— Что представили вы при слушании мелодии?
— Посмотрите внимательно на картину «Зима» и скажите, какому персонажу по характеру   подходит музыка?
Дети выбирают силуэтное изображение объектов или предметов  и составляют небольшой рассказ от лица, выбранного персонажа под звучание музыкального  отрывка.
??? к Ёлочке: 
— Как ты здесь появилась?
— Кто и что тебя окружает?
— Какой у тебя зимний  наряд?
— Что ты увидела, проснувшись утром?
— Кто ближе в тебе, а кто или что вдалеке?
— А теперь вы, ребята, можете задать Ёлочке любые вопросы?

2 музыкальный отрывок  «Вальс» Гречанинова (слушание)
— Как вы думаете, какую цветовую гамму имеет этот музыкальный отрывок (цвета и оттенки)?
— Какие мысли приходят вам при слушании этой мелодии? 
— К какому персонажу картины больше подойдёт  такое музыкальное сопровождение?
???? к Снежинке:
— Как ты очутилась здесь?
— С кем ты спускалась на землю?
— Что увидела в ясный морозный день?
— Что больше всего понравилось тебе? 
— Что с тобой случится потом?
— А если бы вы, дети, были снежинками, что бы случилось с вами потом, когда пришла весна? 

3 музыкальный отрывок  «Стадо» Раухвергера (слушание)
— Какое настроение появилось у вас после прослушивания?
— Как вы думаете, что видел перед собой композитор, когда писал эту музыку, что он представлял? 
— Каков основной цвет  музыки?
???? к Лошадке:
— Что ты увидела утором, когда хозяин вывел тебя из конюшни?
— Кого и что  увидела на деревенской улице?
— Кто катался под мостом на льду?
— Какое у тебя настроение, когда ты поднималась на гору?
— Что делал твой хозяин в лесу?
— А что приснилось тебе, когда ты приехала дома?

Физминутка Игра – хоровод «Что нам нравится зимой»

4 музыкальный отрывок  «Русская народная мелодия»
— Определите цветовое решение этого музыкального отрывка (цвета, оттенки)
— Что вы представляли под звучание этой мелодии?
— Как вы думаете, что подтолкнуло композитора на создание этой музыки? 

???? к Девочке:
— Что ты видела по дороге? (на улице, под мостом, на горе)
— Что тебе понравилось в зимнем лесу? 
— С чем или кем можно сравнить зимний лес? Березы? Елки? Сосны?
— Какое настроение у ребят на горе?
— Долго ли ты каталась с горы?
— Что было вечером?
— Какие планы у тебя на завтра?

5  музыкальный отрывок  «Классическая спокойная музыка»
???? к Зрителю и Художнику:
— Кого или что вы увидели на переднем  плане картины?
— Какое настроение у персонажей?
— Какие использованы краски при написании картины?
— Что или кто изображён на заднем плане картины?
— Какое общее впечатление от сюжета, изображенного на картине?
— Почему оно возникло?
Предложить детям задать вопросы Зрителю и Художнику.

Итог занятия:- С помощью музыки, красок, слов композиторы, художники и писатели передают нам свое отношение к жизни, свои переживания и своё настроение. Нам надо только внимательно слушать, смотреть и читать! 

 

 

Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!


Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!