СОР И СОЧ Всемирная история 10 класс (общественно-гуманитарное направление)
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Всемирная история»
10 класс
(общественно-гуманитарное направление)
г. Нур-Cултан, 2019
2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для
обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Всемирная история» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному
содержанию.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные
уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами
носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей истории, учащихся,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ ……………………………… 4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития» …………………….. 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІ ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 10
Суммативное оценивание за раздел «Этнические и социальные процессы» ……………………. 10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ …………………………. 14
Суммативное оценивание за раздел «Из истории государства, войн и революций» ………… 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ …………………………. 20
Суммативное оценивание за раздел «Развитие культуры» ……………………………………………… 20
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития»
Тема Традиционный (аграрный) тип цивилизации: оседло-земледельческая, кочевая
Постиндустриальный этап развития цивилизации
Мировые религии и развитие цивилизаций
Военно-политический аспект взаимодействия цивилизаций
Цель обучения 10.1.2.1 Объяснять особенности традиционного типа
цивилизации
10.1.2.5 Определять влияние информационных технологий
на развитие современной цивилизации
10.1.4.7 Выявлять особенности и последствия военных
конфликтов в контексте развития современной
цивилизации
10.1.3.6 Характеризовать этапы и особенности развития
мировых религий
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет особенности традиционного типа
цивилизации
• Выявляет влияние информационных технологий на
развитие современной цивилизации
• Систематизирует особенности и последствия
военных конфликтов в контексте развития
современной цивилизации
• Анализирует этапы и особенности развития
мировых религий
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Из представленного списка особенностей цивилизации, определите и запишите
буквенные обозначения особенностей традиционного типа цивилизации.
A. Закрепление принципа равенства граждан перед законом.
B. Политическая сфера формирование правового государства, признание
демократических прав и свобод личности.
C. Основа экономики – сельское хозяйство.
D. Основа экономики – промышленность.
E. Внеэкономическое принуждение к труду.
F. Положение человека в обществе определяется его социальным происхождением.
G. Стремление к увеличению богатства и прибыли.
H. Безусловный авторитет верховной власти: «Государство – это я», «Государь –
наместник Бога на земле».
I. Преобладание городского населения над сельским.
J. Жизнь человека тесно связана с природой, зависит от природных условий.
Ответ: _________________________________________________________________________
5
2. Рассмотрите представленные ниже изображения современных информационных
технологий, назовите их и приведите не менее одного примера их влияния на развитие
современной цивилизации:
Иллюстрация Название Пример влияния на развитие современной
цивилизации
Интернет
Облачные
технологии
Онлайн
шопинг
Кредитные
карты
Электронное
правительство
3. Прочитайте отрывки из книги «Очерки военной истории. Первая мировая» Куличкин С.П.
Заполните диаграмму Венна, определяя технологические достижения периода Первой и
Второй мировых войн. Определите сходства технологических достижений.
А) «Первая мировая война показала огромное значение техники и современного
вооружения в военном деле. Стало очевидным, что победителем может стать только
тот, кто будет иметь не только большее количество дивизий, но и большое количество
современного вооружения и военной техники. Первая Мировая Война, была важным
стимулом технического прогресса, и в первую очередь, конечно, в военной сфере. Многие
привычные для нас сегодня вещи либо были изобретены, либо получили широкое
распространение в то время. Например, консервы. Или бульонные кубики. Были придуманы
или улучшены разные способы изготовления буквально всего — от литья стали до
изготовления пуговиц. Производство вышло на новые масштабы и впервые стало по-настоящему массовым».
Б) «Вторая мировая война по этому критерию только развивает первую. Выпуск
вооружения и военной техники возрос многократно, и качество ее повысилось
несоизмеримо. Самолеты и танки получили такие возможности, которые мгновенно вывели
их на совершенно другой уровень применения. Авиация и танковые войска во второй мировой
войне стали решающим фактором достижения успеха во всех видах боя и операций. В ходе
войны были впервые применены радиолокаторы и другие средства радиоэлектроники,
реактивная артиллерия, реактивная авиация, самолеты-снаряды, баллистические ракеты и,
наконец, ядерное оружие».
6
4. Запишите в таблицу названия трех мировых религий в порядке их возникновения (от
ранней до поздней) и укажите их культурные и политические особенности.
№ Мировая религия Культурные и политические особенности
1
2
3
7
Критерий
оценивания
№
задани
я
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет
особенности
традиционного типа
цивилизации
1
определяет первую особенность
традиционного типа цивилизации;
1
определяет вторую особенность
традиционного типа цивилизации;
1
определяет третью особенность
традиционного типа цивилизации;
1
определяет четвертую особенность
традиционного типа цивилизации;
1
определяет пятую особенность
традиционного типа цивилизации;
1
Выявляет влияние
информационных
технологий на
развитие современной
цивилизации
2 приводит пример влияния интернета на
развитие современной цивилизации;
1
приводит пример влияния облачных
технологий на развитие современной
цивилизации;
1
приводит пример влияния онлайн шопинга
на развитие современной цивилизации;
1
приводит пример влияния кредитных
карточек на развитие современной
цивилизации;
1
приводит пример влияния электронного
правительства на развитие современной
цивилизации;
1
Систематизирует
особенности и
последствия военных
конфликтов в
контексте развития
современной
цивилизации
3 определяет технологические достижения
периода Первой Мировой войны;
1
определяет технологические достижения
периода Второй Мировой войны;
1
определяет сходства технологических
достижений периода Первой и Второй
Мировых войн;
1
Анализирует этапы и
особенности развития
мировых религий
4 определяет мировые религии в порядке их
возникновения;
1
приводит культурную особенность первой
из мировых религий;
1
приводит политическую особенность
первой из мировых религий;
1
приводит культурную особенность второй
из мировых религий;
1
приводит политическую особенность
второй из мировых религий;
1
приводит культурную особенность третьей
из мировых религий;
1
приводит политическую особенность
третьей из мировых религий.
1
Всего баллов 20
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Раздел «Цивилизация: особенности развития»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет особенности
традиционного типа
цивилизации
Допускает значительное
количество ошибок (3 и более),
определяя, из представленного
списка, особенности
традиционного типа цивилизации.
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2), определяя,
из представленного списка,
особенности традиционного типа
цивилизации.
Определяет, из представленного
списка, особенности
традиционного типа
цивилизации.
Выявляет влияние
информационных
технологий на развитие
современной цивилизации
Допускает значительное
количество ошибок (3 и более),
приводя примеры влияния
современных информационных
технологий на развитие
современной цивилизации.
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2), приводя
примеры влияния современных
информационных технологий на
развитие современной цивилизации.
Приводит примеры влияния
современных информационных
технологий на развитие
современной цивилизации
Систематизирует
особенности и последствия
военных конфликтов в
контексте развития
современной цивилизации
Затрудняется при выявлении
технологических последствий
Первой Мировой и Второй
мировых войн в контексте развития
современной цивилизации.
Допускает незначительное
количество ошибок при выявлении
технологических достижений Первой
и Второй мировых войн.
Выявляет технологические
последствия Первой и Второй
мировых войн в контексте
развития современной
цивилизации.
Анализирует этапы и
особенности развития
мировых религий
Затрудняется при расположении
мировых религий в порядке их
возникновения (от ранней до
поздней); допускает ошибки при
определении культурных и
политических особенностей
религий.
Допускает незначительное
количество ошибок при
расположении мировых религий в
порядке их возникновения и при
определении культурных и
политических особенностей мировых
религий.
Располагает мировые религии в
порядке их возникновения (от
ранней до поздней) и для
каждой из них приводит
культурную и политическую
особенность.
9
Дополнительные
комментарии
10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІ ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Этнические и социальные процессы»
Тема Теории происхождения этносов
Межнациональные отношения: проблемы и противоречия
Межнациональные отношения: способы мирного
взаимодействия
Разнообразие теорий о социогенезе
Цель обучения 10.2.1.2 Использовать понятия «этнос», «этногенез»,
«нация» для объяснения исторических событий, процессов
и явлений;
10.2.2.2 Определять причинно-следственные связи
возникновения межнациональных конфликтов;
10.2.2.4 Анализировать роль международных организаций в
регулировании межнациональных отношений;
10.2.3.2 Систематизировать и обобщать различные теории
социогенеза
Критерий оценивания Обучающийся
Применяет понятие «этнос», «этногенез», «нация»
для объяснения исторических событий, процессов и
явлений
Устанавливает причинно-следственные связи
возникновения межнациональных конфликтов
Определяет роль международных организаций в
регулировании межнациональных отношений
Систематизирует и обобщает различные теории
социогенеза
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1.Составьте утверждения с использованием терминов «этнос», «этногенез», «нация»,
опираясь на предложенный автором перечень условий. В составленных утверждениях
отразите особенности становления казахской народности.
Для формирования народности необходимы следующие условия:
1. Определенный уровень развития культуры;
2. Территория с обозначенными границами;
3. Сформированное общественно-этническое сознание;
4. Сформировавшийся язык;
5. Определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических
представителей;
6. Название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Распределите причины и последствия арабо-израильского конфликта. Занесите номера
ответов в соответствующие столбцы.
1) Образование на территории Палестины еврейского национального государства
2) Теракты, обстрелы Израиля со стороны Сектора Газа, массированные
бомбардировки Израилем Сектора Газа с большими жертвами среди мирного
11
населения.
3) Изгнание из арабских и мусульманских стран от 800000 до 1 млн. «арабских
евреев», у которых было конфисковано имущество на сумму в несколько
миллиардов долларов США
4) Усиливающаяся межнациональная рознь
5) Территориальные притязания обеих сторон на землю Палестины
6) Признание Израиля лишь двумя арабскими странами — Египтом и Иорданией.
7) Признаки сотрудничества Израиля с рядом арабских стран, официально его не
признающих
8) Сохранение враждебных отношений Израиля с находящимся под
властью Хамаса Сектором Газа, с Сирией (с силами Асада) и Хезболлой
Причины Последствия
3. Проанализируете деятельность ООН. Приведите по одному примеру того, как достигались
указанные ниже цели ее деятельности.
1) Поддержание международного мира и безопасности
__________________________________________________________________________
2) Предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов международной
агрессии
__________________________________________________________________________
3) Улаживание или разрешение мирными средствами международных споров
__________________________________________________________________________
4) Осуществление международного сотрудничества в экономической, социальной,
культурной и гуманитарной областях (пример одной из областей на выбор).
__________________________________________________________________________
5) Поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех,
без различия расы, пола, языка и религии
4. Ознакомьтесь с теориями социогенеза и выполните задание.
Божественная (религиозная) – общество есть результат творения Бога, который создал
человека и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;
Естественная – общество есть результат эволюции, который создал человека и превратил
человеческое стадо в культурное сообщество производителей;
Инструментальная – общество есть результат развития орудий труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привело к
закреплению системы разделения труда, увеличению благосостояния людей и, в конце
концов, экономическому расслоению общины;
Кратическая (властная) – общество есть результат власти, когда лидеры постепенно, для
удержания собственных властных позиций, создали систему политического и
экономического неравенства среди людей, но в то же время стали поддерживать
человеческую общину, вырабатывающую продукт, которым они пользуются;
Космическая – общество есть результат вмешательства инопланетян, которые создали
человека и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях.
Укажите две теории, которые, на ваш взгляд, являются наиболее убедительными.
______________________________________________________________________
Приведите по два аргумента к каждой теории.
______________________________________________________________________
12
Критерий
оценивания
№
задания
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Применяет понятие
«этнос»,
«этногенез»,
«нация» для
объяснения
исторических
событий, процессов
и явлений
1
определяет термин «этнос» в контексте
составленного предложения;
1
определяет термин «этногенез» в контексте
составленного предложения;
1
определяет термин «нация» в контексте
составленного предложения;
1
Устанавливает
причинно-следственные связи
возникновения
межнациональных
конфликтов
2 определяет первую причину арабо-израильского
конфликта;
1
определяет вторую причину арабо-израильского
конфликта;
1
определяет третью причину арабо-израильского
конфликта;
1
определяет четвертую причину арабо-израильского конфликта;
1
определяет первое последствие арабо-израильского конфликта;
1
определяет второе последствие арабо-израильского конфликта;
1
определяет третье последствие арабо-израильского конфликта;
1
определяет четвертое последствие арабо-израильского конфликта;
1
Определяет роль
международных
организаций в
регулировании
межнациональных
отношений
3 приводит первый пример реализации целей ООН; 1
приводит второй пример реализации целей ООН; 1
приводит третий пример реализации цели ООН; 1
приводит четвертый пример реализации цели
ООН;
1
приводит пятый пример реализации цели ООН; 1
Систематизирует и
обобщает
различные теории
социогенеза
4 приводит первый аргумент; 1
приводит второй аргумент; 1
приводит третий аргумент; 1
пиводит четвертый аргумент. 1
Итого 20
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Этнические и социальные процессы»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Применяет понятие «этнос»,
«этногенез», «нация» для
объяснения исторических
событий, процессов и
явлений
Допускает значительное
количество ошибок (2-3), при
составлении предложений с
терминами «этнос»,
«этногенез», «нация».
Допускает незначительное
количество ошибок (1), при
составлении предложений с
терминами «этнос», «этногенез»,
«нация».
Применяет термин «этнос»
«этногенез», «нация» в контексте
становления казахской народности.
Устанавливает причинно-следственные связи
возникновения
межнациональных
конфликтов
Допускает значительное
количество ошибок (4 и более),
при распределении причин и
последствий арабо-израильского
конфликта.
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2), при
распределении причин и
последствий арабо-израильского
конфликта.
Распределяет причины и последствия
арабо-израильского конфликта.
Определяет роль
международных организаций
в регулировании
межнациональных
отношений
Затрудняется анализировать
деятельность ООН, допускает
значительное количество
ошибок (3-4) при приведении
примеров реализации целей
ООН.
Затрудняется анализировать
деятельность ООН, допускает
незначительное количество
ошибок (1-2) при приведении
примеров реализации целей ООН.
Анализирует деятельность ООН и на
каждую из представленных целей
приводит примеры ее реализации.
Систематизирует и обобщает
различные теории
социогенеза
Допускает значительное
количество ошибок (2-3) при
систематизации и обобщении
представленных в таблице
теорий социогенеза.
Допускает незначительное
количество ошибок (1) при
систематизации и обобщении
представленных в таблице теорий
социогенеза.
Систематизирует и обобщаяет
представленные в таблице теории
социогенеза.
Дополнительные
комментарии
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Из истории государства, войн и революций
Тема Эволюция форм государства: от древности до современности
Типы политических режимов
Арабские завоевания и Крестовые походы
Влияние мировых войн ХХ века на систему международных
отношений
Цели обучения 10.3.1.4 Сравнивать исторические формы государств, выявляя
их характерные признаки
10.3.1.6 Анализировать особенности перехода от
тоталитарного к демократическому политическому режиму в
новейшей истории
10.3.2.7 Сравнивать последствия арабских завоеваний и
крестовых походов, исследуя изменения в мире
10.3.2.12 Объяснять причины и последствия Первой и Второй
мировых войн на основе анализа исторических документов
Критерии оценивания Обучающийся
Сравнивает исторические формы государств, выявляя
их характерные признаки
Характеризует особенности перехода от тоталитарного
к демократическому политическому режиму в
новейшей истории
Приводит в соответствие последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов
Определяет причины и последствия Первой и Второй
мировых войн на основе анализа исторических
документов
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Заполните таблицу: «Исторические типы государства».
Исторические типы
государства
Форма правления Основные социальные группы
(классы)
Рабовладельческий
Феодальный
Буржуазный
Социалистический
2. Используя текста и ранее полученные знания, составьте РЕST- анализ одной из указанных в тексте
форм перехода от тоталитарного политического режима к демократическому политическому режиму
в новейшей истории. Приведите по одному факту на каждую предложенную категорию.
«Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с
устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное
завоевание. Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой
смены правящей элиты. Революция – быстрая и радикальная смена политического режима. Для
военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного
поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. Так было после
15
окончания второй мировой войны в Японии и Германии, где основы политической демократии были
заложены в условиях послевоенной оккупации».
Р – политические причины Е – экономические причины
S – социальные причины T – технологические причины
3. Распределите утверждения о последствиях арабских завоеваний и Крестовых походов по сферам
жизни общества. Вставьте литеры предложенных утверждений в соответствующую графу таблицы.
A. Благотворное влияние на оживление торговли;
B. Образование арабского государства — Халифат;
C. Постепенное распространение ислама и арабского языка на завоеванных территориях;
D. Распространение в Европе новых сельскохозяйственных культур: рис, гречиха, лимон,
абрикос, арбуз.
E. Основание арабами в завоеванных областях военных лагерей, которые затем превратились в
города: Фустат в Египте, Рамла в Палестине, Куфа и Басра в Ираке, Шираз в Иране
F. Переход части населения к оседлому образу жизни.
G. Распространение в Европе новых ремесел: изготовление шелковых тканей, стеклянных
зеркал, усовершенствование способов обработки металла;
H. Усиление противоречий между христианами и мусульманами, католиками и
православными.
Политические Экономические Социальные Культурные
Арабские
завоевания и
Крестовые
походы
4. Ознакомьтесь с данными таблиц. Используя эти данные, завершите утверждения 1-3, приведенные
ниже.
Причины
I мировая война II мировая война
Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном
развитии;
Противоречия из-за колоний, сфер влияния и
рынков сбыта;
Стремление разрешить с помощью войны
внутренние проблемы;
Повсеместное усиление националистических
настроений.
Приход к власти фашизма в Германии и Италии;
Мировой экономический кризис;
Политика умиротворения агрессора.
Последствия
I мировая война II мировая война
Продолжительность 1.554 дня 2.194 дня
Число стран участниц 38 72
Число нейтральных государств 17 6
Число государств, на территории
которых проходили боевые действия
14 40
Система политической безопасности Лига Наций ООН
Послевоенный мир Версальско-Вашингтонская Нюрнбергский процесс
16
система
Число мобилизованных 74 млн. человек 110 млн. человек
Число погибших 10 млн. человек Более 60 млн. человек
1) Основными общими причинами Первой и Второй мировой войны стали:
_______________________________________________________________________
2) Мировые войны являются трагедией для человечества, потому что
_______________________________________________________________________
3) Последствия Первой Мировой войны стали причинами Второй Мировой войны, т.к
_______________________________________________________________________
17
Критерий
оценивания
№
задан
ия
Дескрипторы Балл
Учащийся
Обобщает
исторические
формы
государств,
выявляя их
характерные
признаки;
1
определяет форму правления рабовладельческого
типа государства;
1
определяет основные социальные группы
рабовладельческого типа государства;
1
определяет форму правления феодального типа
государства;
1
определяет основные социальные группы
феодального типа государства;
1
определяет форму правления буржуазного типа
государства;
1
определяет основные социальные группы
буржуазного типа государства;
1
определяет форму правления социалистического
типа государства;
1
определяет основные социальные группы
социалистического типа государства;
1
Характеризует
особенности
перехода от
тоталитарного к
демократическому
политическому
режиму в
новейшей
истории;
2 определяет способ/форму и политический факт
перехода от тоталитарного к демократическому
политическому режиму;
1
определяет способ/форму и политический факт
перехода от тоталитарного к демократическому
политическому режиму;
1
определяет способ/форму и политический факт
перехода от тоталитарного к демократическому
политическому режиму;
1
определяет способ/форму и политический факт
перехода от тоталитарного к демократическому
политическому режиму;
1
Приводит в
соответствие
последствия
арабских
завоеваний и
Крестовых
походов;
3 определяет политические последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов;
1
определяет экономические последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов;
1
определяет социальные последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов;
1
определяет культурные последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов;
1
Определяет
причины и
последствия
Первой и Второй
мировых войн на
основе анализа
исторических
документов.
4 определяет первую основную общую причину
Первой и Второй мировой войны;
1
определяет вторую основную общую причину
Первой и Второй мировой войны;
1
доказывает, что Мировые войны являются
трагедией для человечества;
1
определяет причинно-следственную связь Первой и
Второй Мировых войн.
1
Итого 20
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Из истории государства, войн и революций»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Обобщает исторические
формы государств,
выявляя их характерные
признаки;
Допускает значительное
количество ошибок (2-3), при
заполнении таблицы:
«Исторические типы
государства», и выявлении
характерных признаков различных
типов государств;
Допускает незначительное
количество ошибок (1), при
заполнении таблицы:
«Исторические типы государства»,
и выявлении характерных
признаков различных типов
государств;
Заполняет таблицу: «Исторические
типы государства», выявляет
характерные признаки различных
типов государств;
Характеризует
особенности перехода от
тоталитарного к
демократическому
политическому режиму в
новейшей истории;
Затрудняется при составлении
РЕST- анализа, допускает
значительное количество ошибок
(3-4) при приведении фактов на
предложенные категории перехода
тоталитарного режима к
демократическому политическому
режиму;
Допускает незначительное
количество ошибок при
составлении РЕST-анализа,
допускает незначительное
количество ошибок (1-2) при
приведении фактов на
предложенные категории перехода
тоталитарного режима к
демократическому политическому
режиму;
Составляет РЕST- анализ
особенностей перехода
тоталитарного политического
режима к демократическому
политическому режиму в новейшей
истории. Приводит по одному факту
на каждую предложенную
категорию;
Приводит в соответствие
последствия арабских
завоеваний и Крестовых
походов;
Допускает значительное
количество ошибок (3-5) при
определении
политических/экономических/
социальных/культурных
последствия арабских завоеваний
и Крестовых походов
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2) при
определении
политических/экономических/
социальных/культурных
последствия арабских завоеваний и
Крестовых походов
.
Определяет политические/
экономические/ социальные/
культурные последствия арабских
завоеваний и Крестовых походов
19
Определяет причины и
последствия Первой и
Второй мировых войн на
основе анализа
исторических
документов.
Затрудняется анализировать
данные таблиц и допускает
значительное количество ошибок
(2-3) при ответе на вопросы
относительно причин и
последствий Первой и Второй
мировых войн;
Допускает незначительное
количество ошибок при анализе
данных таблиц и допускает
незначительное количество ошибок
(1) при ответе на вопросы
относительно причин и
последствий Первой и Второй
мировых войн;
Анализирует данные таблиц и
отвечает на вопросы относительно
причин и последствий Первой и
Второй мировых войн;
20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие культуры»
Тема Деятельность ЮНЕСКО по сохранению историко-культурного
наследия человечества
Направления и стили искусства в контексте исторических
процессов
Трансформация ценностей в контексте исторических событий
Проблема трансформации духовно-нравственных ценностей в
условиях глобализации
Цель обучения 10.4.1.2 Выявлять значимость историко-культурного наследия
на примере памятников списка Всемирного
наследия ЮНЕСКО
10.4.2.1 Использовать термины «абстракционизм»,
«модернизм», «постмодернизм», «авангардизм»,
«футуризм», «кубизм», «сюрреализм»,
«экспрессионизм», «гиперреализм», «хайтек» для
понимания изменений в обществе
10.4.3.3 Определять особенности исторических событий ХХ
века, повлиявших на переоценку нравственных
ценностей общества;
10.4.3.4 Объяснять значение общечеловеческих нравственных
ценностей в современном мире для устойчивого
развития общества
Критерий оценивания Обучающийся
Определяет значимость историко-культурного
наследия на примере памятников списка Всемирного
наследия ЮНЕСКО
Определяет направления искусства «абстракционизм»,
«модернизм», «постмодернизм», «авангардизм»,
«футуризм», «кубизм», «сюрреализм»,
«экспрессионизм», «гиперреализм», «хайтек» по их
описаниям
Определяет особенности исторических событий ХХ
века, повлиявших на переоценку нравственных
ценностей общества
Обосновывает значение общечеловеческих
нравственных ценностей в современном мире для
устойчивого развития общества
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. На основе представленной краткой выдержки из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО,
выполните задания:
А) Почему данные объекты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В) Приведите не менее 2-х возможных критериев включения объектов в Список Всемирного
наследия ЮНЕСКО
___________________________________________________________________________
21
_________________________________________________________________________________
С) Сделайте вывод о значимости историко-культурного наследия ЮНЕСКО в настоящем и
будущем мире
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Краткие выдержки из списка Всемирного наследия
Казахстан
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави (город Туркестан)
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Турция
Национальный парк Гёреме и пещерные постройки Каппадокии
Большая мечеть и больница в городе Дивриги
Исторические районы Стамбула
Древний город Хаттусас
Археологические находки на горе Немрут-Даг
Древний город Иерополис и источники Памуккале
Древний город Ксанф и храм Летоон
Город Сафранболу
Археологические памятники Трои
Селение Джумалыкызык в г.Бурса
Античный город Пергам в г.Бергама, провинция Измир
Азербайджан
Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов и Девичьей Башней
Гобустан — государственный историко-этнографический и художественный заповедник
Армения
Монастыри Ахпат и Санаин, Область Лори
Монастырь Гегард и верховья реки Азат Область Котайк
Кафедральный собор и церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц
2. Исходя из представленных описаний, определите, о каком направлении искусства идет речь.
1) Это направление не копирует буквально реальность, а создает иллюзию этой реальности,
тщательно и скрупулезно выписывая объекты, сцены, мелкие детали, становясь, таким
образом, одним из видов современного искусства. Это направление можно обозначить как
симуляцию того, чего не существует в реальности, но благодаря убедительной иллюзии
кажется ею____________________________________________________________________
2) Эстетические концепции первых художников предполагали, что художественное творчество
отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями
действительности. Художники отказываются от воспроизведения форм реального мира – свои
субъективные впечатления, эмоциональные переживания, поток сознания и фантазии они
воплощают в беспредметных композициях_________________________________________
3) Характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного
творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным
обновлением художественных форм_______________________________________________
4) Для данного направления характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному,
не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но
ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство
над разумом____________________________________________________________________
5) Направление в архитектуре, и искусстве главными принципами которого являются
использование высоких технологий в конструкции зданий, функциональность и применение
некоторых черт минимализма, конструктивизма и кубизма в
дизайне_______________________________________________________________________
6) Данное направление означало полный разрыв с реалистическим изображением натуры,
преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель П.Пикассо и Ж.Брака -конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические
22
элементы_____________________________________________________________________
3. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения о переоценке нравственных ценностей
общества ХХ века. Свой ответ аргументируйте.
1) После Октябрьского переворота в России 1917 года мир раскололся на два
антагонистических лагеря: капиталистический и социалистический
А) Да
В) Нет
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2) Процесс деколонизации привел к завершению территориального раздела мира между
ведущими державами
А) Да
В) Нет
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Результатом Первой Мировой войны стало замедление темпов развития промышленности
т.к. Мировое сообщество осознало все тяготы войны
А) Да
В) Нет
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4) После завершения холодной войны в ряде «горячих точек» (Афганистан, Никарагуа,
Камбоджа, Ангола) не удалось взять курс на национальное примирение
А) Да
В) Нет
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
23
4. Дополните схему, приведите по 2 примера проявления в современном обществе каждой из 3-х
указанных общечеловеческих нравственных ценностей:
24
Критерий оценивания №
зада
ния
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет значимость
историко-культурного
наследия на примере
памятников списка
Всемирного наследия
ЮНЕСКО
1
определяет, почему данные объекты были
включены во всемирное наследие ЮНЕСКО:
1
приводит первый критерий включения
объектов в Список Всемирного наследия;
1
приводит второй критерий включения
объектов в Список Всемирного наследия;
1
делает вывод о значимости историко-культурного наследия ЮНЕСКО в
настоящем и будущем мире;
1
Определяет направления
искусства
«абстракционизм»,
«модернизм»,
«постмодернизм»,
«авангардизм», «футуризм»,
«кубизм», «сюрреализм»,
«экспрессионизм»,
«гиперреализм», «хайтек»
по их описаниям
2 определяет первое направление искусства ; 1
определяет второе направление искусства; 1
определяет третье направление искусства; 1
определяет четвертое направление
искусства;
1
определяет пятое направление искусства; 1
определяет шестое направление искусства; 1
Определяет особенности
исторических событий ХХ
века, повлиявших на
переоценку нравственных
ценностей общества
3 приводит ответ на первый вопрос,
аргументирует;
1
приводит ответ на второй вопрос,
аргументирует;
1
приводит ответна третий вопрос,
аргументирует;
1
приводит ответ на четвертый вопрос,
аргументирует;
1
Обосновывает значение
общечеловеческих
нравственных ценностей в
современном мире для
устойчивого развития
общества.
4 приводит первый пример современных
ценностей;
1
приводит второй пример современных
ценностей;
1
приводит третий пример современных
ценностей;
1
приводит четвертый пример современных
ценностей;
1
приводит пятый пример современных
ценностей;
1
приводит шестой пример современных
ценностей.
1
Итого 20
25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Развитие культуры»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет значимость
историко-культурного
наследия на примере
памятников списка
Всемирного наследия
ЮНЕСКО
Затрудняется в выполнении
двух-трех заданий на основе
анализа краткой выдержки из
списка Всемирного наследия
ЮНЕСКО
Допускает незначительное
количество ошибок при
выполнении одного задания на
основе анализа краткой выдержки
из списка Всемирного наследия
ЮНЕСКО
верно выполняет задания на основе
анализа краткой выдержки из списка
Всемирного наследия ЮНЕСКО
Применяет термины
«абстракционизм»,
«модернизм»,
«постмодернизм»,
«авангардизм», «футуризм»,
«кубизм», «сюрреализм»,
«экспрессионизм»,
«гиперреализм», «хайтек»
для характеристики
изменений в обществе
Допускает значительное
количество ошибок (3-4), при
определении направлений в
искусстве;
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2), при
определении направлений в
искусстве
Верно определяет направления в
искусстве, исходя из представленных
изменений в обществе
Определяет особенности
исторических событий ХХ
века, повлиявших на
переоценку нравственных
ценностей общества
Допускает значительное
количество ошибок (3-4) в
определении верных и ложных
утверждений о переоценке
нравственных ценностей
общества ХХ века, испытывает
сложности при аргуметации
своего ответа
Допускает незначительное
количество ошибок при
определении верных и ложных
утверждений о переоценке
нравственных ценностей
общества ХХ века, испытывает
сложности при аргуметации
своего ответа
Верно определяет верные и ложные
утверждения о переоценке
нравственных ценностей общества
ХХ века и аргументирует свой ответ
26
Обосновывает значение
общечеловеческих
нравственных ценностей в
современном мире для
устойчивого развития
общества.
Допускает значительное
количество ошибок (3-4) в
приведении примеров духовно–
нравственной основы
общечеловеческих ценностей и
современного идеала личности
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2) в
приведении примеров духовно–
нравственной основы
общечеловеческих ценностей и
современного идеала личности
Верноприводит примеры духовно–
нравственной основы
общечеловеческих ценностей и
современного идеала личности;